скачать рефераты

МЕНЮ


Банкротство как предмет юридического регулирования

«В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, а также голосовавших против заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для каждой очереди вне зависимости от выраженного в голосовании отношения к мировому соглашению».

О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка надлежаще извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела.

Со дня утверждения арбитражным судом мирового соглашения оно вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. В зависимости от того, на какой стадии банкротства утверждено мировое соглашение, закон определяет различные последствия:

- если мировое соглашение утверждается в ходе наблюдения или внешнего управления, то это является основанием для прекращения производства по делу;

- утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления является основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов;

- если же мировое соглашение утверждено в ходе конкурсного производства, то решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Так же с момента утверждения данного документа прекращаются полномочия временного, внешнего и конкурсного управляющих, но исполнение обязанностей руководителя должника указанные лица осуществляют вплоть до момента назначения руководителя должника.

Сторонам мирового соглашения арбитражным судом может быть оказано в утверждении мирового соглашения, что не препятствует заключению нового мирового соглашения. Основания перечислены в статье 125 закона:

- в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

- нарушения порядка заключения мирового соглашения, установленного Законом о банкротстве;

- несоблюдения формы мирового соглашения;

- противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам.

Поскольку мировое соглашение представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки между должником и кредиторами, то закон, в случаях, если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемления прав и законных интересов отдельных кредиторов, а также, если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству, предусматривает возможность подачи в арбитражный суд должником, кредитором или прокурором заявления о признании мирового соглашения недействительным. Помимо, оснований для признания мирового соглашения недействительной, перечисленных законом о банкротстве, соглашение может быть также признано недействительным по общим основаниям, установленным гражданским законодательством, в частности главой 9 Гражданского Кодекса РФ. Однако последствия признания мирового соглашения недействительным в рамках процедуры банкротства существенно отличаются от последствий, предусмотренных Гражданским Кодексом для гражданско-правовых сделок. Основным последствием принятия арбитражным судом решения о признании мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу на той стадии, на которой оно было прекращено. Признание мирового соглашения недействительным не влечет обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону, считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения.

Перечисленные последствия наступают и в случае расторжения мирового соглашения арбитражным судом при неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее трети требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном соглашением.

Заключение

Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.

Закон 1998г. более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности - неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства.

Несомненным достоинством закона является более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского законодательства процедуры наблюдения.

Указанная процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.

Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам обеспеченным залогом и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Такие внесудебные процедуры как санация и мировое соглашение также претерпели существенные изменения.

Так санация выведена из -под контроля арбитражного суда. В законе отсутствует положения регламентирующие порядок, сроки, ответственность участников. В связи с чем сами участники процедуры определяют все на их взгляд существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди.

При осуществлении всех процедур банкротства основные полномочия возложены на арбитражных управляющих и собрание кредиторов.

Существенное расширение полномочий собрания кредиторов в процедуре банкротства позволяет играть ему решающую роль в определении дальнейшей судьбы должника.

Арбитражный управляющий - в это понятие законом объединены временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий. Наконец-то в законе прописан их статус, общие и специальные полномочия, решен вопрос о выплате вознаграждения.

В отличие от Закона о банкротстве 1992 года в новом законе конкретизированы временные сроки проведения процедуры банкротства.

Хотя вопрос об особенностях банкротства отдельных категорий должников не был предметом изучения в данном дипломе, необходимо отметить, что новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику таких организаций как градостроительных, сельскохозяйственных, кредитных, страховых и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Проведенный в данной дипломной работе сравнительный анализ действующего Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 1 января 1998 гола и Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19 ноября 1992 года позволяет однозначно сделать вывод, что и сегодняшнее законодательство несовершенно.

Библиографический список

1. Европейская конвенция 1990 г. «О некоторых международных аспектах банкротства».- М., 1993

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М., Юридическая литература, 1993

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 , № 2.

4. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. г. // СЗ РФ, 1996 г., № 5, ст.410.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г., № 10.

6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. с изменениями и дополнениями.-М., 1985

7. Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 № 3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” //Российская газета от 30.12. 92

8. Федеральный закон от 8.02.98г. №6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” //“Российская газета” от 20.01.98 г., № 10

9. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями от 13 июня 1996 г. //СЗ Российской Федерации 1996 г., № 25, ст. 2957.

10. Федеральной закон от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997 г. № 9.

11. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537 «О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и усилению контроля за деятельностью предприятий, подпадающих под действие законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г., № 9.

12. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства». // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ., 1998 г., № 9.

13. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению». // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г. №3

14. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 848 «Вопросы Федерального службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению». // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997 г., № 9.

15. Приказ Минфина РФ и ФСДН РФ от 19, 22 июня 1998 г. № 28н, 83 «Об утверждении Порядке осуществления Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению прав кредитора по выделяемым ссудам и иным средствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций».

16. Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 17 июня 1997 г. № ГТ -03/961 «Об очередности уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды при открытии конкурсного производства».

17. Письмо Госналогслужбы РФ от 12 января 1998 г. № 10-3-04/23 «О начислении пени по налогам в период моратория».

18. Распоряжение ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № 7 - р «Об утверждении Типового положения о территориальных органов Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению».

19. Письмо ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № ГТ -05/905 О полномочиях ФСДН РФ обращаться от имени государства как собственника имущества государственных унитарных предприятий в арбитражный суд с заявлениями о признании государственного унитарного предприятия несостоятельным (банкротом)».

20. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП -237 по обзору практики, применения Арбитражными судами Законодательства о несостоятельности (банкротства). // Вестник Арбитражного Суда РФ. 1995, № 7.

21. Обзор применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» 1997 г.,№10.

22. Баренбойм П. Правовые основы банкротства - М., 1995 г.

23. Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М.,1914. с.156.

24. Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.с. 238.

25. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. т.1 Законодательство Древней Руси. - М: 1984. с.68.

26. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей : Учебное пособие - СПб., 1995 г.

27. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М., Норма-Инфра, 1998 г

28. Гражданское право, часть 1: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. - М., Проспект, 1998 г.

29. Гражданское право, часть 2: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. - М., Проспект, 1998 г.

30. Коммерческое право. Учебник /Под ред. Попондопуло В., и Яковлевой В.Ф. - СПб., 1997г.

31. Хозяйственное право в 2 - х томах. Учебник /Под ред. Мартемиянова В. С. - М., 1994 г

32. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) (По ред. Садикова О. Н. - М., 1997 г.

33. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г. № 4-9.

34. Куртис Б. Мастерс, Эдвин В. Паксол. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации //Бизнес - Ревью, 1993 г., № 7.

35. Справочный материал Арбитражного суда //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 №2.

36. Об итогах работы арбитражных судов РФ в 1997 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 4. с. 7.

37. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 1998 г. дело № 2702/96 //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 г. № 5.

38. Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам //Хозяйство и право 1997г., № 8, № 9.

39. 39. Баренбойм П. Банкротство-94: арбитражная практика требует изменения законодательства // Российская юстиция, № 3, 1995 г.

40. Бунич П. Новый Закон о банкротстве: шансов для спасения больше //Экономика и жизнь. Январь, 1998 г.№ 4.

41. Весенева Н. Знакомьтесь - Закон о банкротстве //Экономика и жизнь. Январь. 1998 г. № 5.

42. Весенева Н. Кто последний в очереди кредиторов. //Бизнес -адвокат, 1998 г., №18.

43. Весенва Н. Слушается дело о банкротстве. //Бизнес - адвокат, 1998 г., № 3

44. Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес - адвокат. 1998 г. № 13.

45. Витрянский В.В. Банкротство: ожидание и реальность //Экономика и жизнь, 1994 г. № 49.

46. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., № 2.

47. Витрянский В. Характеристика основных положение проекта закона о несостоятельности (банкротстве). //Экономика и жизнь, 1997 г. №12.

48. Викторов И. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законность, 1998 г. № 1.

49. Грось Л. Мировое соглашение в гражданском производстве //Российская юстиция, 1996 г. № 12.

50. Ершов А. Дело о первом банкротстве в России // Закон 1994 г., № 2.

51. Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Банкротство: Законодательство и правоприменительная практика //Хозяйство и право, 1996 г. № 5

52. Иванов А. Стратегию определяет закон. Единую практику избирают профессионалы. Сообща. //Арбитражные споры, 1998 г. № 1-2.

53. Лившиц Н. Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 г. № 2.

54. Никитина О. Банкротство под наблюдением //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 14.

55. Никитина О. Банкротство по упрощенной схеме: процесс пошел… //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 13.

56. Никитина О. Конкурсное производство. //Бизнес - адвокат, 1998 г., № 15,16.

57. Никитина О. Банкротство предприятий. Отдельные вопросы // Юридический мир. 1997. апрель.

58. Никитина О.А. Процедура наблюдения// Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1998 г. № 2.

59. Малышев А. Семинар посвященный Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» в Иркутске. //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, 1998 г. 3 9.

60. Москолева О., Золотухин Е. Претензии кредиторов приняты. Время пошло. //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 11.

61. Петрова В. Новый закон о банкротстве и несостоятельности //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 4.

62. Петрова С. Пути совершенствования законодательства о банкротстве //Хозяйство и право № 1996 № 10.

63. Попов В. Недоимщику дан шанс и на прощение рассчитывать не приходится //Экономика и жизнь, 1998 г. Март.

64. Предеин С. И дольше века длится банкротство //Восточно-Сибирская правда, 1998 г. № 72.

65. Попов В. Недоимщику дан шанс и на прощение рассчитывать не приходится. //Экономика и жизнь, 1998 г., №10.

66. Решетников Ф. Банкротство в дореволюционной России и на Западе. // Закон, 1993 г., № 7.

67. Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства //Российская юстиция, 1998 г., № 3.

68. Таль Г. Эффективный собственники сменит несостоятельного //Экономика и жизнь, 1998 г. № 10.

69. Телюкина М. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве //Юрист, 1997, № 11.

70. Телюкина М. Соотношение понятий “несостоятельности” и “банкротства” // Юрист, 1997, № 12.

71. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы //Российская юстиция, 1998 г. № 10.

72. Ярков В. обращение взыскания на имущество должника //Хозяйство и право, 1998 г., № 6.

73. Дубинин А. Недействительность сделок должника в законодательстве о банкротстве.// «Хозяйство и право» №5, 1999.

74. Зайцева В. Банкротство кредитных организаций.// «Законность» №2, 2000.

75. Колиниченко Е.А. Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии, Франции и России.// «Вестник ВАС РФ» №8, 2000.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.