скачать рефераты

МЕНЮ


Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

Не всегда возможно утверждение временного управляющего вместе с введением наблюдения: во-первых, в силу закона по заявлению руководителя должника, когда наблюдение вводится при приеме заявления; во-вторых, на основании п. 3 ст. 49 ФЗ о банкротстве в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру арбитражного управляющего, суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении кандидатуры управляющего, но не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. На практике в таком порядке утверждаются кандидатуры арбитражных управляющих по многим делам. Временные управляющие не утверждаются одновременно с процедурой наблюдения в связи с непредставлением саморегулирующими организациями арбитражных управляющих, рекомендуемых для утверждения. Эту проблему поднимают и многие авторы в своих научных публикациях Голдина И. Проблемы саморегулирования в деятельности арбитражных управляющих [Текст]// Антикризисное и внешнее управление. - 2006. - № 6. - С. 10..

Анализируя многочисленные аспекты деятельности временного управляющего, необходимо помнить, что ФЗ о банкротстве определяет фигуру временного управляющего, назначенного судом, как лицо, контролирующее деятельность органов управления для обеспечения целей наблюдения. Но эти функции достаточно серьезны и важны. Чего стоит только правильный, грамотный анализ финансового состояния должника (он состоит из многих составляющих), выявление кредиторов, установление размеров их требований. Особое внимание уделяется подготовке и проведению общего собрания, решающего важнейшие вопросы данной процедуры банкротства. Все это выражается в подготовке многочисленной документации, предоставляемой арбитражному суду.

Для продолжения и укрепления продолжникового характера действующего Закона о банкротстве необходимо четко и неукоснительно соблюдать его положения, в частности касающиеся действий всех участников процедуры наблюдения. Немаловажную роль в этом играет и соблюдение арбитражными судами норм процессуального законодательства, о которых говорилось выше.

2.2 Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление - новая процедура, не известная ранее ни Закону от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", ни Федеральному закону от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.). Однако термин "финансовое оздоровление" уже упоминался в ст. 26 Закона 1998 г., согласно которой учредители должника, собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и иные лица по соглашению с должником вправе до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Эти меры составляли досудебную санацию. В настоящее время финансовое оздоровление существует наряду с досудебной санацией и внешним управлением и, по сути, относится к процедурам судебной санации. Выделение финансового оздоровления в отдельную процедуру законодателем, видимо, является неслучайным. Законодатель предоставляет должнику дополнительный шанс спасти свой бизнес, когда предприятие уже вступило на путь банкротства. Представляется абсолютно верным замечание, что иные процедуры должны вводиться, когда невозможно прибегнуть к финансовому оздоровлению Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура [Текст]// Адвокат. - 2003. - № 12. - С. 12..

Финансовое оздоровление - это процедура, предоставляющая дополнительную возможность должнику выйти из финансового кризиса, связанная с использованием внутренних ресурсов и привлечением внешних средств. Безусловно, процедура финансового оздоровления имеет продолжниковую направленность Там же.. Однако нельзя исключать предоставление определенных гарантий и кредиторам, поскольку в рамках данной процедуры активно используется институт способов обеспечения исполнения обязательств гражданского права. К тому же финансовое оздоровление не случайно вводится как еще одна ступень до внешнего управления и конкурсного производства, поскольку это создает дополнительное преимущество для кредиторов, так как цена на активы компании часто значительно снижается после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, но после возбуждения дела о банкротстве в отличие от досудебной санации уменьшается риск того, что должник будет действовать в интересах, противоречащих интересам кредиторов.

Финансовое оздоровление как самостоятельная процедура неизвестна иностранным правопорядкам и отражает исключительно специфику российского законодательства.

Данная процедура имеет сходные черты с досудебной санацией, внешним управлением и мировым соглашением, однако представляет собой качественно новый институт банкротства. Сходство с досудебной санацией выражается в том, что на этапе проведения финансового оздоровления должнику предоставляется финансовая помощь, причем указанная помощь предоставляется одинаковым кругом лиц (учредителями, собственником имущества унитарного предприятия, кредиторами или третьими лицами). При этом на этапе финансового оздоровления такая финансовая помощь носит качественно новый характер - необходимость предоставления указанной помощи более экономически обоснована и подкрепляется целым рядом документов (план финансового оздоровления, график погашения задолженности), отражающих реальное состояние должника, источники денежных средств и ожидаемые результаты (восстановление платежеспособности) в течение вполне определенного периода (в течение двух лет).

Некоторое сходство с мировым соглашением финансовому оздоровлению придают несколько обстоятельств: по общему правилу должник имеет возможность с согласия кредиторов (по их решению) получить отсрочку и рассрочку исполнения гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей; должник сохраняет возможность продолжить управление своим имуществом с небольшими ограничениями; допускается участие третьих лиц, которые могут принять на себя права и обязанности должника. При заключении мирового соглашения на стадии финансового оздоровления решение (в данном случае ключевое для дальнейшей судьбы должника) принимается руководителем должника с учетом мнения иных органов управления должника (когда согласование сделки - мирового соглашения обязательно в силу закона или учредительных документов должника). Отличие от мирового соглашения состоит в том, что при введении финансового оздоровления не прекращается производство по делу о несостоятельности.

Общее с процедурой внешнего управления проявляется в том, что отсрочка и рассрочка названных выше платежей в соответствии с графиком погашения задолженности имеют некоторые черты моратория; последствия введения финансового оздоровления аналогичны во многом последствиям введения внешнего управления; в указанных процедурах принимает участие арбитражный управляющий, имеющий в рамках указанных процедур объем полномочий, определенный их спецификой. Главным отличием финансового оздоровления от внешнего управления является тот факт, что органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, не отстраняются от управления, принятия стратегически важных решений, но на их действия накладываются определенные ограничения (на принятие ряда корпоративных решений (выплата дивидендов), на заключение некоторых сделок, а также необходимость получения согласования собрания кредиторов или административного управляющего).

В основном финансовое оздоровление вводится судом на основании решения первого собрания кредиторов, которое рассматривает представленные лицами, ходатайствующими о введении финансового оздоровления, план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Представляется очевидным, что кредиторы (собрание кредиторов) будут охотнее принимать решение о введении финансового оздоровления, если предоставление обеспечения исполнения должником взятых на себя обязательств будет обязательным, как при обращении с ходатайством третьих лиц о введении финансового оздоровления. Обеспечение может быть предоставлено как до введения финансового оздоровления, так и после, однако при введении финансового оздоровления в особом порядке в соответствии с п. 2, 3 ст. 75 Закона обеспечение должно предоставляться предварительно. Законодатель в целом ряде положений Закона привлекает к участию в процедурах банкротства третьих лиц (внешнее управление, конкурсное производство). Третьему лицу предоставляется возможность до окончания соответствующей процедуры удовлетворить все требования кредиторов либо предоставить должнику необходимые денежные средства для удовлетворения соответствующих требований. При ходатайстве третьим лицом (лицами) о введении финансового оздоровления и предоставлении обеспечения Закон не устанавливает обязанность кредиторов принять решение о введении данной процедуры и принять такое удовлетворение. Однако по аналогии с нормой Закона об обязанности кредиторов принять удовлетворение требований, предоставленное третьими лицами, считаю необходимым установить такую обязанность и на стадии финансового оздоровления, чтобы гарантировать восстановление платежеспособности должника и не допустить злоупотреблений со стороны тех кредиторов, основной целью которых является не удовлетворение своих требований, а банкротство предприятия.

Денежные средства, направленные третьим лицом на удовлетворение требований кредиторов должника, считаются предоставленными последнему на условиях беспроцентного займа. Срок данного договора определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена соответствующая процедура. В итоге третье лицо фактически становится единственным кредитором перед должником. Оно получает полный контроль над собственником должника, осуществив, таким образом, легально закрепленный в законе передел собственника должника Федоренко Н.В., Пархоменко П.Н. Правовой статус и роль некоторых субъектов процедуры банкротства в свете Федерального закона 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" [Текст]// Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 5. - С. 177.. Таким образом, возможность привлечения третьих лиц, выполнение обязательств за счет их средств таит в себе опасность для должника не только потерять контроль над имуществом, но и контроль над управлением. Возможно, правильным было бы ограничить использование института третьих лиц в деле о банкротстве на различных процедурах банкротства, за исключением финансового оздоровления, где набор инструментов для повышения платежеспособности должника значительно ограничен по сравнению с иными процедурами (как, например, внешнее управление). Дополнительно следовало бы ввести некоторые гарантии для должника, законодательно закрепить срок возврата займа, предоставленного третьим лицом (например, два года), в течение которого должник может восстановить платежеспособность иными средствами, установить срок, в течение которого новый кредитор - третье лицо, предоставившее займ, не может повторно возбуждать дело о банкротстве, ограничить полномочия третьих лиц по управлению и распоряжению имуществом.

Как упоминалось выше, основными документами, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления, являются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Как и сама процедура, указанные документы являются сравнительно новыми для российского законодательства о банкротстве. Эти документы разрабатываются либо учредителями (участниками) должника либо собственником имущества унитарного предприятия, иначе говоря, самим должником. Закон не запрещает привлечение квалифицированных лиц, обладающих специальными знаниями, для подготовки указанных документов. Актуальным является вопрос о юридической силе этих документов по сравнению друг с другом и с иными внутренними документами должника, регламентирующими его деятельность. Выработалось общее мнение, в соответствии с которым при наличии противоречий между названными и иными документами приоритет имеют положения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а при наличии противоречий между ними большей юридической силой обладает график погашения задолженности как документ более конкретный Лебедев К.К. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". [Текст] СПб.: Питер, 2003. - С. 178; Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура [Текст]// Адвокат. - 2003. - № 12. - С. 17..

План финансового оздоровления предусматривает источники получения средств должником и мероприятия, результатом осуществления которых будет появление достаточных денежных средств для удовлетворения требований кредиторов (для исполнения графика погашения задолженности). Эти мероприятия могут состоять как в осуществлении экономических мероприятий (например, ликвидация убыточных производств), так и в получении дополнительных денежных средств от кредиторов либо контрагентов. Представляется, что к таким способам должны относиться все доступные средства, инструменты получения денежных средств, не противоречащие нормам Закона (коммерческие кредиты, дополнительные вклады учредителей (участников) и др.). График погашения задолженности должен содержать порядок удовлетворения требований кредиторов с увязкой к источникам получения средств.

На мой взгляд, правильным было бы включить в план финансового оздоровления в качестве обязательных такие разделы, как:

- анализ финансового состояния должника;

- источники получения денежных средств;

- установление лиц, ответственных за выполнение плана, и меры ответственности в случае его нарушения;

- прогноз развития должника и повышение платежеспособности.

Дополнительно считаю обоснованным предоставление нескольких вариантов плана финансового оздоровления на рассмотрение собранием кредиторов и введение отчетов по выполнению плана финансового оздоровления на каждом этапе с целью принятия оперативных решений при изменении обстоятельств в ходе выполнения указанного плана.

Обращает на себя внимание тот факт, что процедура финансового оздоровления включает в себя в основном мероприятия, направленные на получение денежных средств, и не влечет каких-либо существенных организационных, кадровых и правовых мероприятий. На этом этапе не проводятся активные экономические мероприятия, не осуществляется продажа бизнеса, то есть не используются крайние, экстренные меры по восстановлению платежеспособности. Данное обстоятельство, на мой взгляд, отвечает специфике указанной процедуры и не требует проведения каких-либо иных существенных мероприятий в рамках данного инструмента, поскольку Закон позволяет реализовывать указанные мероприятия на иных этапах (процедурах) банкротства, предоставляя тем самым максимально возможную свободу должнику. Однако необходимо учитывать ситуацию, когда финансовое оздоровление может оказаться единственно возможной реабилитационной процедурой и вводится как альтернатива внешнему управлению (с учетом срока - двух лет), в данных условиях целесообразность проведения различных по характеру реабилитационных мероприятий (в том числе и организационных), если это предусмотрено планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, является очевидной.

Таким образом, финансовое оздоровление представляет собой относительно новую реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника, путем сохранения его руководства и осуществления последовательных выплат, результатом которой является полное погашение обязательств. Сущность указанной процедуры выражается в том, что на данной стадии предприятие еще способно самостоятельно выбраться из кризиса путем мобилизации собственных ресурсов, но для этого необходимо некоторое время.

2.3 Внешнее управление

Процедура внешнего управления - первая из возможных процедур банкротства, в которой прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (абз. 2 п. 1 ст. 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Внешнее управление определяется законодателем как процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Соответственно, режим специальной правоспособности должника в период внешнего управления характеризуется тем, что должник способен к обладанию только теми правами и к принятию на себя только тех обязанностей, которые в результате применения особых мероприятий в рамках процедуры соответствуют достижению главной цели - восстановлению платежеспособности должника.

Об установлении режима специальной правоспособности должника свидетельствует, в частности, такое последствие внешнего управления, как объявление моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, то есть приостановление исполнения должником таких требований. Конкретные последствия введения моратория устанавливаются ст. 95 Закона о банкротстве. Сущность же моратория, по мнению Е.С. Ращевского, составляют:

- неотъемлемая принадлежность к процедуре внешнего управления должником в качестве существенной гарантии реабилитации и восстановления его платежеспособности;

- компенсация потерь кредиторов за период моратория путем начисления на сумму требований, выраженных в валюте Российской Федерации, процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения внешнего управления;

- действие в течение ограниченного времени, когда параллельно осуществляются мероприятия по финансовому оздоровлению должника Ращевский Е.С. Денежное обязательство в процедуре внешнего управления [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. -С. 107..

Таким образом, в период внешнего управления ни арбитражный управляющий, ни органы управления должника не вправе принимать решения, направленные на удовлетворение требований кредиторов, которые попадают под действие моратория.

Ограничение дееспособности должника - юридического лица проявляется в том, что прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве. Закон о банкротстве предусматривает норму, согласно которой внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством. Такая неясная формулировка повлекла за собой в научных исследованиях выводы о том, что "в случае, когда внешний управляющий не воспользуется своим правом, руководитель должника может сохранить свою должность, но с ограниченными полномочиями", о теоретической возможности применения "смешанной системы - когда одновременно действуют (имеют полномочия по управлению предприятием) и руководитель, и управляющий" Телюкина М.В. Указ. раб.- С. 337.. На мой взгляд, законодатель, безусловно, вкладывал иной смысл в указанное положение: стремился подчеркнуть, что арбитражный управляющий в том числе приобретает в полном объеме правосубъектность работодателя Чуча С.Ю. Арбитражный управляющий и руководитель должника как субъекты трудовых отношений [Текст]// Российская юстиция. - 2000. - № 12. - С.32. в сфере трудовых правоотношений, которую ранее реализовывал руководитель должника посредством издания приказов, распоряжений. Поэтому, если внешний управляющий не реализовал свое право на издание приказа об увольнении руководителя, это не означает, что последний обладает какими-либо полномочиями по управлению должником и совершению юридически значимых действий. Тем не менее для установления единообразного толкования законодателю следует закрепить не право, а обязанность внешнего управляющего издать такой приказ. При этом следует сохранить право внешнего управляющего предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.