скачать рефераты

МЕНЮ


Безответное отсутствие и объявление гражданина умершим

Безответное отсутствие и объявление гражданина умершим

1

РЕФЕРАТ

по курсу «Гражданское право»

по теме: «Безответное отсутствие и объявление гражданина умершим»

Оглавление

Введение

1. Безвестное отсутствие гражданина и его последствия.

2. Объявление гражданина умершим

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать оказываются безрезультатными. Возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо во всяком случае свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности Гражданское право. Том 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., Статут, 2001. С. 119.

Безвестное отсутствие - это юридический термин, означающий отлучку лица из места его жительства, продолжающуюся долгое время без получения кем-либо известий о месте его пребывания. Юридические отношения пропавшего без вести лица, если у него осталось семейство или имущество, остаются в положении неопределенном. Неопределенность эта устраняется при посредстве предположений о смерти лица, пропавшего без вести. Эти предположения в различных кодексах неодинаковы. Некоторые законодательства принимают во внимание возраст лица, так, например, в германском праве 70-летний возраст считается за крайний срок человеческой жизни, и как скоро безвестно отсутствующий по расчету времени достиг этого возраста, он считается умершим.

Другие же законодательства, в том числе и наше, исходя их тех соображений, что при обосновании предположений о смерти безвестно отсутствующего лица на его возрасте правоотношения заинтересованных лиц остались бы слишком долго неопределенными, ограничиваются назначением определенного срока, по истечении которого допускается изменение в сфере правоотношений безвестно отсутствующего лица. Особое значение институт безвестного отсутствия приобретает во время военных действий и природных катаклизмов. В данной работе будут рассмотрены основные аспекты юридических оснований признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим.

1. Безвестное отсутствие гражданина и его последствия

Институт безвестного отсутствия был известен еще в римском праве. Во избежание неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых Ефимов В. В. Догма римского права. Общая часть. С. 69.. Какого-либо общего руководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности Хвостов В. М. Система римского права. С. 96..

Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок, например, в Германии, как уже отмечалось выше, определялся в 70 лет. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего Гримм Д. Д. Лекции по догме римского права. СПб., 1907. С. 21..

Россия вслед за Германией восприняла систему послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могли просить суд об учинении публикации о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества. С момента публикации и назначения судом опекуна над имуществом начиналось течение первого 5-летнего срока. В случае явки безвестно отсутствующего в этот период опека отменялась, и имущество принималось явившимся гражданином. Если же в течение 5-летнего срока отсутствующий не объявлялся, суд вторично рассматривал дело о безвестном отсутствии и, исследовав материалы дела, выносил решение о признании лица безвестно отсутствующим. При этом брак, в котором состоял безвестно отсутствующий, мог быть расторгнут по заявлению его супруга, а имущество передавалось в управление наследникам. В течение второго 5-летнего срока безвестного отсутствия наследники не имели еще прав на имущество, но имели права на доходы с него. В случае явки лица оно вправе было требовать возврата имущества, за исключением потребленных доходов. Истечение 10-летнего срока с момента первой публикации означало открытие наследства и утрату безвестно отсутствующим всех прав на имущество. Даже в случае явки его по истечении этого срока он не вправе был требовать возврата ему имущества Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 63..

Институт безвестного отсутствия это совокупность норм, с помощью которых заинтересованные лица добиваются устранения неопределенности правоотношений с отсутствующим участником в целях сведения к минимуму отрицательных последствий такой неопределенности. Признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания требует наличия трех обязательных условий для признания гражданина безвестно отсутствующим: а) отсутствие каких-либо сведений о месте фактического пребывания гражданина по месту его постоянного жительства; б) достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений; в) невозможность получения этих сведений.

В чем же сущность факта безвестного отсутствия? С момента рождения каждый человек становится субъектом права и вступает в многочисленные связи с другими людьми. В детстве это в основном связи с родными, но с возрастом круг связей расширяется. Не все эти связи правовые. Они могут сильно различаться по степени своего значения для человека. Некоторые из них со временем утрачиваются, вместо них возникают новые. Связи правового характера являются правоотношениями. Если один из субъектов таких связей исчезнет, то положение становится неопределенным: правоотношения не закончились, как в случае смерти их субъекта, но и не осуществляются Прянишников, Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим. //Правоведение. -1999.-№ 1.-С. 64-68.

С точки зрения кибернетики это явление называется утратой обратной связи. Мы пока знаем только случаи гибели космонавтов, по мере же развития космоплавания нам придется столкнуться и со случаями исчезновения или пропажи без вести космических кораблей, ведь в космосе несомненно есть свои «Бермудские треугольники». В таких случаях будет ясно, что факт безвестного отсутствия как раз и заключается в утрате обратной связи. При безвестном отсутствии утрачиваются все связи субъекта. Если же утрачена лишь часть связей, то безвестного отсутствия нет Прянишников, Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим. //Правоведение.-1999. - № 1.-С. 64 -68.

Положение о том, что сущность безвестного отсутствия в утрате обратной связи, оспаривалось рядом авторов. Юрченко А. К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву. Л., 1954. С. 7. Характерно, что все эти авторы не различают факт и институт безвестного отсутствия. Они считают, что одного определяющего признака - разрыва всех связей, отсутствия обратной связи - недостаточно, что нужно сочетание ряда признаков. Так, М.Г. Стучинский Стучинский М. Г. Безвестное отсутствие: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1949. С. 2-3 предлагает следующие признаки: 1) отсутствие в месте жительства; 2) неизвестность местопребывания; 3) длительность отсутствия; 4) невозможность устранить неизвестность. Признак длительности отсутствия - это элемент института, а не факта безвестного отсутствия. Значение времени для института безвестного отсутствия мы рассмотрим далее, но включение этого признака показывает, что автор не различает институт и факт безвестного отсутствия. В отношении признака отсутствия в месте своего постоянного жительства следует напомнить ранее нами уже высказанное: «...мы отнюдь не оспариваем того, что отсутствие из места своего жительства всегда предшествует безвестному отсутствию, но хотим подчеркнуть то, что предшествующий факт совершенно недостаточен для определения последующего состояния». Прянишников, Е. А. О безвестном отсутствии и признании умершим. //Правоведение. -1999. -№ 1.С. 64-68 Можно отсутствовать в месте жительства, но не быть пропавшим без вести, если человек сохраняет свои связи с другими людьми. По существу остается один признак - неизвестность местонахождения человека, которую невозможно устранить (М.Г. Стучинский разделяет этот признак на два). Но ведь это не что иное, как утрата обратной связи с отсутствием какой-либо информации о человеке. Почти то же можно сказать и о трех признаках, предложенных А. К. Юрченко: 1) неизвестность местопребывания; 2) невозможность устранить эту неизвестность; 3) отсутствие предположения о жизни данного лица. И здесь третий признак относится не к факту, а к институту безвестного отсутствия.

Причины утраты обратной связи могут быть различными, но наиболее вероятной и первой, приходящей на ум, является смерть субъекта - именно для нее характерна полная утрата всех связей. Какие же еще могут быть причины такой утраты? Прежде всего, когда утрата возникает без сознания самого субъекта, не зависит от его сознания. Таковы случаи полной или частичной амнезии, т.е. утраты памяти о прошлом. Амнезия может быть связана как с психическим, так и с физическим заболеванием. Но одной амнезии для исчезновения без вести недостаточно: необходимо, чтобы она произошла тогда, когда человек находился вне обычной обстановки, т.е. вне семьи, работы, круга близких ему людей, чтобы он перестал сознавать себя в то время, когда около него не было никого, кто бы его знал.

Безвестное отсутствие гражданина как юридический факт согласно ст. 42 ГК признается судом по заявлению заинтересованных лиц, если в течение 1 года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года (ст. 42 ГК).

Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить Комментарий к ГК РФ, части первой, с. 124.

Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 - 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем.

Особая юридическая проблема объявление безвестно отсутствующими военнослужащих. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 ст.42 ГК.

Так как безвестное отсутствие военнослужащего или иного гражданина в связи с военными действиями и объявление его умершим влечет значительные изменения в правовом статусе и связанных с ним правоотношениях, представляется необходимым уточнить некоторые юридические термины. Прежде всего, возникают закономерные вопросы кого считать военнослужащим и что понимать под военными действиями? Кроме того, в последние годы, в основном, в связи с событиями на Северном Кавказе, в научных изданиях, нормативных актах и других источниках упоминаются такие термины как «ведение войны», «антитеррористическая операция», «вооруженный конфликт», «локальная война». Это разные, не всегда правовые, понятия, характеризующие различные, довольно сложные процессы и влекущие разные правовые последствия. Причем, не все из них надлежащим образом законодательно закреплены Попов В.Н. Правовые особенности безвестного отсутствия военнослужащих (К вопросу о понятии военных действий по ст. 45 ГК РФ). Правоведение. - 2002. - № 3. - С. 77-79..

В. Попов в статье, посвященной безвестному отсутствию военнослужащих, определяет военные действия как достаточно широкое применение вооруженных сил и вооружений для решения тех или иных политических вопросов, затрагивающих безопасность страны и ее граждан. Такое применение предполагает стратегическое и тактическое планирование применения вооруженной силы, оперативное управление, включая и допустимость возможных потерь, которые выражаются и в таком количественном показателе, как пропавшие без вести лица.

Статья 2 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и та же статья Закона «О статусе военнослужащих» относят к военнослужащим граждан, находящихся на военной службе по призыву, контракту или проходящих военные сборы в Пограничных войсках, внутренних войсках МВД РФ, железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, ФСБ РФ, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки и создаваемых на военное время специальных формированиях Там же..

Ведение военных действий влечет массовые случаи исчезновения, как военнослужащих, так и мирных граждан, оказавшихся по той или иной причине в такой зоне, порождая длительную неопределенность в их судьбе и невозможность разрешить многочисленные вопросы, существенно затрагивающие интересы их близких. Кроме того, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищений людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов.

Решение суда о признании военнослужащего безвестно отсутствующим является основанием для его исключения из списков воинской части и назначения членам его семьи, имеющим на то право, пенсии по случаю потери кормильца в порядке, установленном Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (для семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) и Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (для семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту).

Семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются по пенсионному обеспечению к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. Аналогичная правовая норма содержится и в ст. 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которой семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте Попов В.Н. Правовые особенности безвестного отсутствия военнослужащих (К вопросу о понятии военных действий по ст. 45 ГК РФ). Правоведение. - 2002. - № 3. - С. 77-79..

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей военнослужащих, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей предоставляются льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

Анализ ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изм. и доп.) и изданных в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актов показывает, что безвестное отсутствие военнослужащего не относится к числу страховых случаев и не является основанием для производства страховых выплат и выплаты единовременного пособия членам его семьи Попов В.Н. Правовые особенности безвестного отсутствия военнослужащих (К вопросу о понятии военных действий по ст. 45 ГК РФ). Правоведение. - 2002. - № 3. - С. 77 - 79. Указанные выплаты могут быть осуществлены только в случае объявления указанного военнослужащего умершим по решению суда.

Последствия признания лица безвестно отсутствующим определены законодателем в ст. 43 ГК РФ. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом (ст. 43 ГК). Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

В комментарии к статье 43 ГК, отмечается, что решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является достаточным основанием для назначения опеки над имуществом. Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. При необходимости постоянно управлять имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; он же заключает договор о доверительном управлении. Этот договор регулируется ст. 1012-1026 ГК. Доверительный управляющий вправе в соответствии с этим договором совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего, в т.ч. сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых затрат за счет доходов от использования имущества.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.