скачать рефераты

МЕНЮ


Благоустройство и озеленения территории

Нижнекамск относится к группе динамично развивающихся городов. На территории Нижнекамска в постоянном режиме работают более 150 промышленных предприятий. Он становится все более привлекательным для инвесторов, для реализации производственных, градостроительных, культурно-оздоровительных, спортивных, научных, образовательных проектов, которые способствуют формированию имиджа и перспектив развития города.

Учитывая большую промышленную нагрузку на территорию, деятельность по благоустройству и озеленению Нижнекамска заслуживает особое внимание.

Понятие «благоустройство городской территории» включает в себя работу по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию городской улично-дорожной сети, мостов, тоннелей, путепроводов, содержанию и развитию сетей освещения, содержанию рекреационных зон, работу по озеленению городских территорий, содержанию общественных туалетов, содержанию и развитию объектов ливневой канализации, организации площадок для выгула собак, комплексному развитию внутридворовых территорий.

Изучению благоустройства и озеленения территории г. Нижнекамска было посвящено исследование, проведенное методом анкетирования.

Целью исследования является изучение уровня развития системы благоустройства и озеленения территории муниципального образования «город Нижнекамск».

Объектом исследования - документы (информация, справки, отчеты по благоустройству и озеленению в городе Нижнекамске), население города.

Предметом исследования является система благоустройства и озеленения дворовых территорий города, мнение населения о степени благоустройства и озеленения города.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

Основная гипотеза исследования - в работе муниципальных учреждений, предприятий в вопросах благоустройства и озеленения территории существуют проблемы.

Дополнительные гипотезы исследования:

- участие населения в мероприятиях по благоустройству и озеленению жилых дворов позволит улучшить состояние дворовых территорий, и повысить степень социальной удовлетворенности, микроклимата;

- горожане готовы принять участие в благоустройстве и озеленении г. Нижнекамска.

Для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

- изучить нормативно-правовые документы по тематике исследования;

- проанализировать отчеты, справки и информацию о благоустройстве и озеленении территории муниципального образования «город Нижнекамск»;

- изучить мнение населения о благоустройстве и озеленение Нижнекамска;

- определить уровень благоустройства и озеленения города;

- определить готовность населения участвовать в работах по благоустройству и озеленению дворов;

- определить наиболее важные проблемы благоустройства и озеленения.

При проведении данного исследования применялся метод случайной бесповторной выборки с помощью анкетного опроса. В анкетном опросе приняло участие 100 респондентов, из них 47% - мужчин и 53% - женщин разных по возрасту (от 20-ти и до 60-ти лет) и социальному статусу (рабочие, служащие, студенты, предприниматели, пенсионеры, домохозяйки и т.д.).

Исследование позволило узнать оценку населения развития благоустройства и озеленения в Нижнекамске. Большинство респондентов (70%) дали хорошую оценку уровня благоустройства и озеленения, 20% - удовлетворительную. И лишь 7% считают, что уровень неудовлетворительный.

На вопрос «Как Вы оцениваете работу ЖЭУ в области благоустройства и озеленения?» население отнеслось лояльно к работе домоуправлений. Так оценку «хорошая» поставили 47% опрашиваемых, «удовлетворительная» - 26%, «неудовлетворительная» - 6%. Так как обслуживанием и благоустройством придомовой территории в г. Нижнекамске население, на взгляд автора, дало объективную оценка работе ЖЭУ.

Такая оценка работы специалистов ЖЭУ показывает, что работники домоуправления хорошо выполняют свои функции, вовремя убирая прилегающую территорию, создавая и охраняя зеленый щит, состоящий из деревьев, кустарников, газонов и цветников.

По мнению населения, уровень озеленения за последние три года повысился по сравнению с благоустройством (37% и 21% соответственно).

Учитывая техногенную нагрузку на Нижнекамск респонденты (59%) согласились, что благоустройство и озеленение очень важно для города.

Наиболее волнующими проблемами благоустройства и озеленения для населения являются освещение улиц, содержание дороги обустройство площадок для отдыха со скамейками, урнами. Уборка территории, обустройство газонов и цветников и посадка деревьев и кустарников является менее проблемными. Это связано с тем, что в городе ведется активная работа в этих направлениях со стороны городских служб.

Население активно принимает участие в мероприятиях по благоустройству и озеленению города, устраиваемых городскими службами. Положительно ответили 64%.

Действительно, для активного привлечения населения к благоустройству и озеленению городской территории созданы хорошие условия. В городе ежегодно проводятся: средники и субботники; посадка деревьев и др. Участие населения в создание благоустройства, посадке деревьев позволит воспитать в человеке чувство ответственности, желание оберегать и приумножать созданный уют.

Также респондентам был задан вопрос о том, каких объектов не хватает в городе. И был предложен список объектов благоустройства. Самым популярным ответом стала нехватка зеленых зон для отдыха и городских садов. Это очевидно, что население озабочено малым количеством мест, предназначенных для отдыха и прогулок.

С целью уменьшения воздействия вредных антропогенных факторов возрастает необходимость увеличения площади зеленых насаждений: обустройство объектов культурно-массового отдыха населения, парков и скверов, увеличение протяженности защитных полос насаждений магистральных дорог по улицам города, запретных насаждений вдоль рек и водоемов, а также укрепление санитарных защитных насаждений вокруг города.

Данное исследование отразило все сильные и слабые стороны проблемы благоустройства и озеленения дворовой территории, показало отношение жителей г. Нижнекамска к проблемам благоустройства и озеленения городской территории.

Отрасль зеленого хозяйства в городе Нижнекамске бурно развивается. В первую очередь, это связано со сложной экологической ситуацией, загрязнением вредными веществами производства крупнейших нефтехимических комплексов города воздуха и почвы, которое губительно сказывается на растениях, а, между тем, именно они способны быстро и эффективно улучшить качество городской среды.

Таким образом, изучив современное состояние благоустройства и озеленения муниципального образования «Город Нижнекамск» можно сделать следующие выводы.

Работы по благоустройству и озеленению города ведутся довольно интенсивно. Но существуют и проблемы благоустройства и озеленения, которые требуют своевременного решения. Финансирование на содержание и благоустройство дорог выделяется сравнительно в меньшем объеме, чем планировалось. Из-за недостаточного финансирования в течение 5 последних лет не обновлялась коммунальная техника предприятий ЖКХ, а без нее трудно рассчитывать на качественное содержание улиц, дорог, своевременный вывоз бытовых отходов. Проблема стоянки автомашин также не видит своего полноценного решения. Автовладельцы нуждаются в парковочных местах, пешеходы не желают испытывать неудобств, связанных с автомобилями. Значительное количество зеленых насаждений в городе посажено с нарушениями строительных норм и правил. Благоустройство и красота многих микрорайонов и жилых дворов радует нас лишь на период проведения конкурсов «Лучший микрорайон», «Лучший двор», по истечении которых уже никого не волнует полуразрушенная песочница, сломанные качели и горки, вытоптанные газоны. Изучив систему благоустройства и озеленения г. Нижнекамска, и выделив основные проблемы данной сферы, необходимо разработать мероприятия по осуществлению оптимального развития территории населенного пункта.

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы благоустройства и озеленения территории

3.1 Зарубежный и отечественный опыт благоустройства и озеленения городов

Вопросы озеленения и благоустройства территорий городов с каждым годом приобретают все большую актуальность. Зеленые пояса лесов, окружающие населенные пункты, парковые и садовые зоны, городские скверы и бульвары, море цветочных клумб - все эти так называемые «продукты озеленения», или, проще - «зеленые легкие», создают особую - здоровую и комфортную - среду обитания в городах. Последние 15 лет в России активно развивается «зеленое» направление в общей связке вопросов, связанных с городским благоустройством и строительством. Растет интерес к ландшафтной архитектуре и вопросам формирования природного пространства. Молодая ландшафтная отрасль России быстро развивается, присматриваясь к опыту европейских соседей [].

Рассмотрим зарубежный опыт благоустройства и озеленения. Большой интерес вызывает возведения зеленых кровель в Германии.

Один из наиболее веских доводов противников устройства зеленых кровель - возникающие дополнительные нагрузки на несущие конструкции. Сегодня в Германии разрабатываются «легкие» типы зеленых кровель. Их популярность стремительно растет, однако при их устройстве следует обращать внимание на определенные требования.

В зависимости от выбранного продукта или системы вес кровли может варьироваться, и при возникновении сомнений для каждого отдельного объекта по согласованию с производителем необходимо проводить индивидуальные расчеты [].

Вес зеленой кровли зависит от ее конструкции, и в некоторых системах он может быть на удивление низким. При этом в первую очередь следует учитывать вес дренажа, субстрата и вегетационного слоя. Именно на эти три слоя приходится большая часть веса зеленой кровли. Кроме того, следует учесть и другие факторы, которые так или иначе влияют на нагрузку, оказываемую зеленой кровлей: в частности, количество воды, которая застаивается в дренажном слое, использование плит для передвижения по террасам, точечные нагрузки в местах расположения больших клумб, деревьев, примыканий к парапетам и таким сооружениям, как перголы, резервуары для воды и т.д.

В зависимости от веса «зеленой» кровли выбирается та или иная разновидность подконструкции, в частности теплоизоляция и гидроизоляция.

Спрос на «легкие» зеленые кровли наиболее высок при их планировании и устройстве на крышах промышленных объектов с большими пролетами. Производители предлагают для таких объектов различные решения. Так, к примеру, существует системное решение под названием «Легкая кровля», которая весит всего лишь около 50 кг/м2, даже когда она полностью пропитана водой. Она представляет собой простой вариант экстенсивного озеленения с использованием различных разновидностей мха и растения седум. Эта долговечная система, устраиваемая на кровлях с небольшим уклоном, состоит из защитного капиллярного волокна, слоя легкого субстрата толщиной 3 см и вегетационного мата. Суммарная высота слоев равна примерно 5 см. Специально для системы «Легкая кровля» был разработан субстрат, благодаря которому можно было отказаться от использования ненатуральных и подверженных сжатию вспененных или минеральных утеплителей.

Другое предлагаемое решение - системное решение «Экономная кровля». В данной конструкции субстрат весит всего 830 кг/м2, т. к. его образуют легкие компоненты. Слой субстрата толщиной 1 см вбирает в себя примерно 4 л воды.

Зеленые кровли востребованы в России в той степени, в какой к ним подготовлены заказчик, проектировщик, ландшафтный дизайнер, кровельный подрядчик. На сегодня спрос для такого мегаполиса, как Москва, невелик. Что касается материалов, участвующих в структуре зеленых кровель (гидроизоляции, теплоизоляции, материалов для дренажа и пр.), то они в достатке представлены на рынке.

На сегодняшний день развитие данного архитектурного направления возможно только в крупных городах, где высокие ставки на аренду земли заставят владельцев зданий выбираться на крыши в поисках дополнительных площадей для жизни, в частности, для пешеходных зон и озеленения. Однако, вряд ли этот процесс станет массовым.

Тормозят развитие этого направления архитектуры: техническая сложность, высокая стоимость структуры зеленой кровли, необходимость ежедневного ухода. Кроме этого, есть и другие тормозящие факторы:

- отсутствие знаний в этой специфической области среди проектировщиков, подрядчиков, эксплуатирующих структур, клиентов;

- суровый климат, когда зелеными кровлями можно любоваться не более 5 месяцев в году;

- отсутствие традиций в области эксплуатируемых кровель;

И еще - недостаток «зеленого» менталитета у российского потребителя.

Термальный курорт в городке Бад Верисгофен - наглядный пример устройства современных зеленых кровель. Главное здание курорта состоит из двух корпусов: в первом располагается непосредственно сам термальный бассейн, во втором - спорткомплекс для семейного отдыха.

Крыша бассейна представляет собой светопрозрачную конструкцию из стекла и стали, и в пасмурную погоду позволяет хорошо освещать всю площадь термального источника. Летом, в теплую погоду, стеклянный купол может отодвигаться по рельсам, и таким образом открывать пространство площадью более 2500 м2. Это позволяет посетителям бассейна плавать под открытым небом, в то же время при высоких температурах обеспечивает оптимальную вентиляцию пространства над термальным источником.

В России знания об озеленении кровель пока очень скудные и даже серьезные архитектурные бюро совершенно не разбираются в данном вопросе, а знания носят поверхностный характер. В настоящий момент, говоря об озеленении кровель, целесообразно вести речь о двух изначально принципиально разных видах озеленения - экстенсивном и интенсивном. Немецкое понятие «Экономная кровля» весьма относителен. Любая кровля, которую предполагается озеленять, требует детальной проработки, разработки узлов именно для конкретной кровли, подбор материалов и растений и т.д., хотя принципы используются одни и те же.

Таким образом, на сегодняшний день зеленые кровли в России не востребованы в том объеме, как хотелось бы. Связано это главным образом с двумя причинами: особенностями российского климата и дороговизной таких конструкций. Российская зима не способствует высаживанию растений на крыше, растения вымирают. Впоследствии это потребует дополнительных трудовых и финансовых затрат на восстановление.

Зеленая кровля - сложная конструкция, требующая использования высококачественных тепло- и гидроизоляционных материалов. Монтаж зеленой кровли требует особых знаний и навыков. Поэтому одной из причин при возведении таких кровель становится отсутствие знаний, опыта проектирования и работы с зелеными кровлями, нехватка квалифицированных рабочих. Большую сложность представляет и система обслуживания кровель, которым требуется постоянный уход и полив. Тот небольшой спрос на кровли, который наблюдается сегодня, относится в основном к частным застройкам.

В настоящее время в России накоплен определенный опыт по строительству зеленых кровель. Основной опыт применения приходится на крупные города. В Москве ОАО «Моспроект» разработал, а в 2000 году «Москомархитектура» приняла и ввела в действие Рекомендации по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований.

В настоящих Рекомендациях дан краткий обзор перспектив и преимуществ озелененных кровель, а также приведены особенности их эксплуатации, связанные со сложностью и дороговизной ремонта и т.д. Это делает необходимым применять только высококачественные гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы, а работы должны производить только специализированные кровельные фирмы [].

Большое внимание необходимо уделять растительному слою, а именно стойкости зеленых насаждений к отрицательным температурным воздействиям в зимнее время и организации принудительного орошения в теплое время года.

Многие из этих проблем решаются автоматически при применении данных видов кровель в южных регионах России, в центральных регионах этой проблеме следует уделять больше внимания.

В Республике Беларуси благоустройству городов и сел в последние годы уделяется повышенное внимание со стороны руководства страны. Широкий спектр мероприятий направлен на формирование эстетически выразительной и благоприятной среды в городских и сельских населенных пунктах, композиционной привлекательности озелененных пространств, элементов природных комплексов.

Развитие ландшафтно-рекреационных территорий городов и пригородных зон, улучшение санитарно-технического комфорта и благоустройства усадебной городской и сельской застройки остаются приоритетными целями государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2006-2010 года.

Существенную роль в качественном изменении уровня благоустройства, разработке и реализации градостроительной документации сыграла Программа первоочередных мер по комплексному развитию территорий Республики Беларусь до 2000 года, подготовленная в 1998 году Минстройархитектуры. В рамках этого документа была создана Программа мер по эстетизации и благоустройству застройки населенных пунктов Республики Беларусь. В ряду приоритетных направлений Республиканской программы является совершенствование элементов городского дизайна и улучшение внешнего благоустройства населенных пунктов (комплексное благоустройство и озеленение территорий, установка ограждений и малых архитектурных форм - скамеек, детских спортивных и игровых сооружений, устройство цветников и газонов, стоянок для автотранспорта, мощение дорожек и площадок, посадка деревьев и кустарников, ремонт и реконструкция зданий) [].

Таким образом, реализация в 2003 году Республиканской программы проведения Года порядка и благоустройства, инициированной Президентом Республики Беларусь, а также Республиканской программы наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов на 2004-2005 года и Мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов на 2006 год стала лишь продолжением работы, которая велась на протяжении последних лет по всей стране.

Согласно ежегодно разрабатываемым программам, Минстройархитектуры отвечает за эстетические и архитектурно-художественные качества населенных пунктов. Центр Хабитат УП «БелНИИП градостроительства» ведет постоянный мониторинг осуществления деятельности по данной тематике. Ежеквартально проводится сбор и анализ информации, предоставляемой министерствами, облисполкомами и Минским горисполкомом, для подготовки отчета в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды - ответственный орган за реализацию мероприятий по благоустройству. В дальнейшем материалы отчетов используются для выработки предложений по обеспечению эффективности проводимых работ, рекомендаций по совершенствованию деятельности местных органов управления. Как показывает четырехлетний опыт, задания программы практически полностью выполняются к концу третьего квартала каждого года во всех регионах страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.