скачать рефераты

МЕНЮ


Бюджетный процесс

Кроме того, исходя из ст. 135 БК РФ, а также законодательных актов субъектов РФ в сфере бюджета законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, выступая от лица субъекта РФ, полномочны рассматривать и утверждать бюджет субъекта РФ, а также отчет о его исполнении. В данном случае законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ выступают именно от лица субъекта РФ, поскольку в праве на рассмотрение и утверждение бюджета находит выражение государственный суверенитет.

В процессе рассмотрения и утверждения бюджета субъекта РФ законодательный (представительный) орган власти имеет полномочия:

а) передавать из бюджета субъекта РФ местным бюджетам отдельные виды расходов бюджетов субъектов Федерации, предусмотренные п. 1 ст. 86 БК РФ, путем включения соответствующих норм в закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год (ст. 139 БК РФ);

б) оказывать финансовую помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету, а также предоставлять ему бюджетные ссуды;

в) передавать местному бюджету на постоянной основе полностью или частично доходы бюджетов субъектов РФ (ст. 58 БК РФ);

г) формировать в бюджете субъекта РФ целевые бюджетные фонды (ст. 17 БК РФ);

д) включать в бюджет субъекта РФ доходы, переданные из федерального бюджета (ст. 52 БК РФ);

е) включать в бюджет субъекта РФ отдельные виды расходов, переданные из федерального бюджета (п.1 ст. 130 БК РФ);

ж) включать в бюджет субъекта РФ финансовую помощь из федерального бюджета (ст. 133 БК РФ).

Наконец, в ходе бюджетного процесса, а точнее -- исполнения бюджета субъекта РФ орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, имеет полномочия от имени субъекта РФ вести учет доходов и расходов бюджета (ст. 240 БК РФ). Данное полномочие органа,

исполняющего бюджет субъекта РФ (финансовый орган субъекта РФ или Федеральное казначейство на основе договора с субъектом РФ), является одной из составляющих бюджетной компетенции субъекта РФ, так как оно непосредственно обеспечивает суверенное право РФ на собственный бюджет, а также право на получение бюджетных доходов и расходов.

Компетенция муниципального образования в области бюджета.

Бюджетная компетенция муниципального образования характеризует муниципальное образование как субъект бюджетного права.

Бюджетная компетенция муниципального образования в БК РФ определена через предметы ведения муниципального образования в области бюджета, которые затем конкретизируются в бюджетных полномочиях органов местного самоуправления, выступающих от лица муниципального образования.

Предметы ведения муниципального образования в области бюджета определены в ст. 9 БК РФ. Однако надо иметь в виду, что законодатель подошел к определению предметов ведения муниципального образования весьма широко, отнеся в ряде случаев к бюджетной компетенции муниципальных образований те предметы ведения, которые с научной точки зрения составляют компетенцию муниципального образования в области муниципального долга.

С учетом всего отмеченного к предметам ведения муниципальных образований в области бюджета следует отнести:

-- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

-- рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение местных бюджетов, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

-- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

-- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

-- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов.

В абз. 1 ст. 9 БК РФ речь идет не о предметах ведения муниципального образования, а о предметах ведения органов местного самоуправления в сфере бюджета. Данную формулировку вряд ли можно признать правильной, ибо субъектом бюджетного права в большинстве случаев является само муниципальное образование, т.е. население определенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 130 БК РФ).

Предметы ведения муниципальных образований в сфере бюджета раскрываются (конкретизируются) через бюджетные полномочия тех органов, которые непосредственно реализуют бюджетную компетенцию муниципального образования. К числу этих органов относятся: представительные органы власти муниципального образования, а также исполнительные органы власти, ведущие учет доходов и расходов местного бюджета.

Бюджетные полномочия вышеназванных органов установлены в ст. 132 Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты (решения), в том числе в сфере бюджета (ст. 130 Конституции РФ). Благодаря этому они обеспечивают следующие предметы ведения муниципального образования:

-- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

-- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

-- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов.

В частности, во исполнение вышеназванных полномочий многие представительные органы местного самоуправления приняли нормативные акты о бюджетном процессе.

Кроме того, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, а также ст. 153 БК РФ представительные органы местного самоуправления имеют полномочия от лица муниципального образования рассматривать и утверждать местные бюджеты, а также рас-

сматривать и утверждать отчеты об их исполнении. В процессе рассмотрения и утверждения местного бюджета представительные органы местного самоуправления имеют полномочия:

а) формировать в местном бюджете целевые бюджетные фонды (ст. 17 БК РФ);

б) передавать доходы местного бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы по ставках (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 63 БК РФ);

в) включать в местный бюджет доходы, переданные из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета (ст. 52, 58 БК РФ);

г) включать в местный бюджет финансовую помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджета субъекта РФ;

д) включать в местный бюджет расходы, переданные из бюджета субъекта РФ.

Можно выделить и другие полномочия представительных органов местного самоуправления, которые они осуществляют в ходе реализации основного полномочия рассматривать и утверждать местный бюджет. Наконец, муниципальное образование имеет право на собственный бюджет, равно как и право на получение бюджетных доходов и их использование (ст. 132 Конституции РФ), ст. 10 БК РФ.

Исходя из этого, по аналогии с бюджетной компетенцией Российской Федерации и бюджетной компетенцией субъектов РФ, полномочие на учет доходов и расходов бюджета (ст. 240 БК РФ), которое реализуется от имени муниципального образования, принадлежит финансовым органам местного самоуправления.

3. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемую нормами права.

Согласно ст. 10 БК РФ в состав бюджетной системы РФ включаются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт--Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Основные принципы бюджетной системы:

1) принцип единства бюджетной системы - единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств (ст. 29 БК РФ);

2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней - закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ);

3) принцип самостоятельности бюджетов - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня (ст. 31 БК РФ);

4) принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ);

5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ);

6) принцип гласности - бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати (ст. 36 БК РФ);

7) принцип достоверности бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ);

8) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели (ст. 38 БК РФ).

Бюджетные полномочия Российской Федерации.

Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 БК РФ.

Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы:

1) полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях;

2) полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти. К первой группе полномочий относятся, в частности:

1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

3) установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности;

4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

6) определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

7) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

8) установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ; 9) установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения.

Ко второй группе полномочий относятся:

1) установление порядка:

а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в) осуществления контроля за их исполнением;

г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ;

3) установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;

4) предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

5) осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др.

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации.

Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.

Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп:

1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты;

2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно.

К первой группе можно отнести следующие полномочия:

1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;

2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;

3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) установление нормативов отчислений в местные

бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

Ко второй группе можно отнести следующие полномочия:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении;

2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ;

4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ.

Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения - Москвы и Санкт--Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.

Бюджетные полномочия муниципальных образований

Особенности бюджетных полномочий местных органов власти определяются системой местного самоуправления. Общие полномочия органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений установлены ст. 9 БК РФ, которые детально регламентируются законами соответствующего субъекта РФ, а также нормативными правовыми актами самих муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

1) установление порядка:

а) составления и рассмотрения проекта местного бюджета;

б) утверждения и исполнения местного бюджета;

в) осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета;

3) утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету.

Учитывая двухуровневую структуру органов местного самоуправления в РФ, органам местного самоуправления муниципальных районов наряду с указанными выше полномочиями предоставлены также полномочия по :

1) установлению в соответствии с законодательством нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;

2) установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

3) предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

4) определению целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

5) составлению отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

В то же время органы местного самоуправления поселений, помимо бюджетных полномочий, отнесенных к компетенции муниципальных органов, осуществляют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.