По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»
на тему: «Цели и принципы муниципального управления»
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
Введение. 3
I. Муниципальное управление в России. 6
1. История развития муниципального управления в России. 6
2. Цель муниципального управления. 17
3. Основные принципы муниципального управления. 19
1. Единоначалие и коллегиальность. 20
2. Законность. 22
3. Гласность. 23
4. Государственная гарантия. 24
5. Участие населения в процессе управления муниципальным образованием. 25
6. Комплексность. 27
7. Удовлетворение потребностей населения. 28
8. Сочетание отраслевого и территориального управления. 30
Заключение. 31
Список использованной литературы 33
Введение.
Мы живем в эпоху перемен! Наше общество проводит исключительно трудную и необходимую перестройку. Изменения в экономике, во всем жиз-ненном укладе сложны тем, что требуют изменений во всех сферах деятельно-сти общества, производства и управления территориями. Управленцам посто-янно нужны ясность, компетентность и смелость, чтобы объективно оценить ситуацию и принять правильные управленческие решения.
Цель написания работы рассмотреть цель и принципы муниципального управления, их сущность и содержание.
Задачи: 1. изучить цель муниципального управления;
2. изучить принципы муниципального управления;
«Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития общества, про-мышленного производства и общественных процессов управления экономикой социальной сферы территорий. Управление -- это целенаправленное воздейст-вие на коллективы людей для достижения поставленных целей».
Прежде всего следует определиться с самим понятием «муниципальное управление». Для начала обратимся к статье 3 Европейской хартии о местном самоуправлении, в которой сказано, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления».
Муниципальное управление -- это научная дисциплина в системе эконо-мических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами.
Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.
«Муниципальное управление -- это самостоятельный вид про-фессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и на-правленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рам-ках, определенных законом». Это понятие включает в себя цель деятельности и специфические средства для достижения поставленных целей.
Муниципальное управление должно соответствовать характеру решае-мых задач, каковыми являются: создание социальной инфраструктуры муници-пального образования; стабилизация экономики муниципальных образований; развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей; поддержание эколо-гической обстановки; сохранение единого экономического пространства.
В решении этих задач комплексность -- обязательное условие повыше-ния эффективности воздействия на социально-экономические процессы.
Система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципального образования и муни-ципального хозяйства).
Принцип самоуправления -- это правило, которым необходимо руково-дствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.
Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации и в их звеньях (городах, сельских поселениях, административных районах) должно осуществляться с учетом исторических, природных, экономических, демогра-фических условий и особенностей, а также местных традиций.
Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «орга-ны местного самоуправления не входят в систему государственной власти».
Данная формулировка воспроизведена и в ст. 1 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации ме-стного самоуправления в РФ» местное самоуправление осуществляется на тер-ритории муниципальных образований, основным признаком которых является наличие «муниципальной собственности, местного бюджета и выборных орга-нов местного самоуправления». В процессе управления муниципальным обра-зованием между элементами системы складываются отношения экономические, организационные, правовые, управленческие.
Предметом муниципального управления являются управленческие отно-шения, которые складываются в процессе муниципального управления.
I. Муниципальное управление в России.
1. История развития муниципального управления в России.
Местное самоуправление и управление в России имеет свои особенности на различных этапах ее истории. В русских городах Х-ХII в.в. широкое распро-странение получило вече как высшая власть, наделявшая полномочиями глав-ных должностных лиц. Деятельность древнерусского веча обычно сводилась к призванию со стороны князя, к разработке законодательства, решению вопро-сов войны и мира. В Новгороде в период расцвета самоуправления к этому прибавилось избрание и смещение посадников, тысяцких и владык, назначение воевод в городе и в провинции, контроль за деятельностью должностных лиц, внешние сношения, торговые соглашения с Западом, пожалование земель, ус-тановление торговых правил и льгот, установление повинностей населения и контроль за их отбыванием, контроль за судебными сроками и исполнением решений и в исключительных случаях непосредственное разбирательство дел. Созывали вече князь, посадник, тысяцкий, владыка или рядовые граждане по своей инициативе. В Новгородской республике были представлены три элемен-та - демократический, аристократический и в некоторой мере монархический в лице приглашаемого со стороны князя с сильно ограниченными полномочиями. Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский совет) черпа-ли полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важ-нейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей веча. «Ни в одной другой русской земле жители не чувствовали себя столь политиче-ски активны, как в Новгороде и отделившихся от него Пскове и Вятке» [2].
«История местного управления в России XV - 1-й половины XVII в. под-разделяются на три эпохи:
Эпоха «кормлений» - управление через наместников (в городах) и волостелей ( в волостях) - до 1-й половины XVI в.;
Земское и губное управление (самоуправление) - 2-я половина XVI-начало XVII в.;
3. Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением
(XVII в.)».
Наместник, являясь представителем верховной власти, осуществлял од-новременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и волос-телей состояло в том, чтобы осуществлять связь населения с государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные сотские и ста-росты. Кормленщики не только значительно превышали «нормы» взимания по-датей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в жизнь ее уста-новки. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков начинают по-степенно ограничиваться.
При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели бы-ли заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями, которым поручались суд по всем делам. Вместо «кормов» и пошлин они долж-ны были платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму подлежащего уплате оброка, а затем посадские и крестьяне должны были разделять этот оброк между собой в соот-ветствии с имущественным цензом.
После смерти Ивана IV происходит поворот к приказно-воеводскому управлению. Время, следовавшее непосредственно за Смутой, наполненное борьбой с внешними и внутренними врагами, требовало сильной правительст-венной власти на местах, и воеводы, которые прежде были преимущественно в пограничных областях, в XVII в. поселяются в остальных городах. Они сосре-дотачивают в своих руках всю власть, военную и гражданскую, действуя по «наказам» (инструкциям) московских приказов. Земские учреждения в посадах и волостях сохраняются, но все более теряют свою самостоятельность и пре-вращаются в подчиненные, вспомогательные и исполнительные органы при-казного воеводского управления. Таким образом, вторая половина XVII в. яви-лась временем упадка земского начала и растущей бюрократизации в централь-ном и местном управлении Московского государства.
Развитие институтов самоуправления в России XVIII - 1-й половине XIX в. Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось делением различ-ных групп населения в четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с об-щегосударственным централизованным управлением наличие и особого со-словного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства.
В 1699 году городам было предоставлено право выбирать своих бурмист-ров, которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали, занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши были пре-образованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предписано учредить об-разцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоуст-ройстве городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчи-ненных им городских обывателей.
Согласно указу 1702 года в каждом уезде при воеводах создавались дво-рянские советы из двух-четырех дворян. Эти советы комплектовались путем выборов и должны были управлять уездом наряду с воеводами.
«В сельских общинах помещичьих крестьян действовали общие собрания крестьян-хозяев (мир), которые обсуждали общие проблемы, однако старосты назначались помещиками. Существовали также собрания нескольких поселков и деревень, составлявших волость. Волостной голова и писарь выбирались об-ществом из всех деревень сроком на 2 года. В обязанности органов сельского управления входило: охрана безопасности, взимание податей и сборов, разби-рательство маловажных ссор и исков, опека над вдовами и сиротами. Вместе с тем на сельское управление огромное влияние оказывали воеводы и губернато-ры».
Петр I провел новое административное деление страны, в результате чего Россия была разделена на 10 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление губерний, ко-мандование войсками, полицейские и некоторые судебные функции. Губернии делились на провинции, которыми управляли воеводы, а провинции - на дист-рикты, где управляли земские комиссары.
«При Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К кон-цу ее царствования в Европейской части России было учреждено 50 губерний, каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. человек. И в губерниях, и в уездах имелись три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для дворян, город-ских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний ставились наместни-ки, генерал-губернаторы или губернаторы, назначавшиеся верховной властью и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь губерна-тору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, включавшее двух губернских советников, губернского прокурора и руководи-телей важнейших губернских учреждений. Во главе уездного управления стоял земский исправник, или капитан».
В 1785 году была издана «жалованная грамота дворянству», которая пре-доставляла дворянству целый ряд прав и преимуществ. Дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства, имели право делать представления правительству о своих пользах и нуждах. Однако их деятель-ность подвергалась тщательному контролю со стороны губернаторов.
Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на шесть разрядов: 1). «настоящие городские обыватели» (владельцы недвижимых имуществ); 2). купцы трех гильдий; 3). ремесленники; 4). иногородние и иностранные гости; 5). «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные собственники); 6). «посадские», жившие промыслами или работой. Органом городского общества являлось Собрание городских обывателей, в состав которого входили только те, кто обладал высоким имущественным цензом. Собиралось оно один раз в три года и избирало из своей среды общую городскую думу, состоявшую из городского головы и гласных, избиравшихся раздельно шестью разрядами городских обывателей. Ее постоянным исполнительным органом являлась шес-ти гласная дума (по одному представителю от каждого разряда), собиравшаяся не реже одного раза в неделю. В ведение этой думы входило решение ряда во-просов городского управления, за исключением сословного суда и надзора за сбором государственных податей. Компетенция думы была ограниченной и не-достаточно точно определенной, реальная власть в городах находилась в руках городничих, полиции и местных чиновников, назначаемых губернаторами. При Павле I городские думы были упразднены.
При Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы кре-стьянского самоуправления. В каждом большом селении учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальст-во (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сель-ских обществ, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В правление входили волостной голова и два заместителя - по полицейским и хозяйственным делам. В задачу крестьянского общественного управления входило «народоисчисление», кон-троль за делами веры, охрана общественного порядка, паспортный контроль, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение повинностей. Работа крестьянских органов контролиро-валась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим аппаратом, со-держание которого возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение помещичьих крестьян. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.
Организация местного самоуправления после крестьянской реформы 1861 года. До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорской
России носили сословный характер. После освобождения крестьян появилась потребность в создании всесословных органов для заведования местными де-лами, и эти органы были созданы «Положением о губернских и уездных зем-ских учреждениях», изданным 1 января 1864 года. Согласно этому положению, органами земского самоуправления в уездах выступали «уездные земские соб-рания», состоявшие из «земских гласных», избираемых на три года тремя ку-риями избирателей: 1). Местными землевладельцами; 2). Крестьянскими обще-ствами и 3). Городскими избирателями (владельцами недвижимости).
Уездное земское собрание (заседавшее под председательством уездного предводителя дворянства) избирало из своей среды, в качестве своего исполни-тельного органа, уездную управу, а также губернских земских гласных, состав-лявших губернское земское собрание. Последнее избирало губернскую зем-скую управу в составе председателя и шести членов (председателя утверждал министр внутренних дел). Собирались собрания 1 раз в год на срок до 10 дней -уездные и до 20 дней - губернские. Решали вопросы, связанные с бюджетом, формированием управ и заслушиванием их отчетов. Земские гласные работали безвозмездно, члены управ получали жалование.
К компетенции земских учреждений относились: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земским имуществом и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; обеспечение продоволь-ствия, содействие в развитии местной торговли и промышленности, благотво-рительность, содействие в строительстве церквей и школ; здравоохранение; со-действие военным и гражданским властям в их местных мероприятиях; предос-тавление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.
«Положение 1864 г. не включало земские учреждения в общую систему государственных учреждений страны, что снимало с бюджета существенное бремя. Служба в них была отнесена к общественным обязанностям». Должно-стные лица земских управ (председатель и члены) не пользовались правами го-сударственной службы. Земские собрания и управы не располагали собственной реальной властью, которая позволяла бы им строго следить за исполнением в уезде и губернии принятых постановлений. При неисполнении кем-либо воз-ложенных на него обязанностей земства могли требовать от местной полиции применения принудительных мер либо взыскивать с виновных через суд.
Министр внутренних дел лично осуществлял высший контроль за орга-нами местного самоуправления в масштабах страны; в губернии реализация этой функции возлагалась на губернатора. Начальник губернии и министр ут-верждали в должности соответственно председателей уездных и губернских земских управ. Министерство устанавливало правила о производстве дел в зем-ских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть приведен в действие без утверждения сверху. Высший надзор за деятельностью земских учреждений осуществлял Правительственный сенат. Ему принадлежало право окончательного разрешения всех споров земских учреждений с местной адми-нистрацией, внешними органами государственного управления.
В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, разделялись на три класса соответственно сумме уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. «Систе-му органов городского общественного управления составили:
1. Городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4 года;
2. Городская дума (распорядительный орган);
3. Городская управа (исполнительный орган)».
В задачи городского самоуправления входило решение местных культур-но-хозяйственных дел: внешнее благоустройство города, содержание городских коммуникаций, забота о народном продовольствии, образовании, принятие мер против пожаров, содержание благотворительных учреждений, музеев, театров, библиотек, больниц. Компетенция городского самоуправления строго ограни-чивалась пределами города и отведенных ему земель.
Земские и городские учреждения просуществовали в первоначальном ви-де меньше 30 лет, но успели принести немало пользы. Однако в развитии обще-ственного управления стала усматриваться угроза политическому господству дворянства, российская буржуазия активно вытесняла из земских и городских учреждений представителей дворянства, росло значение земской демократиче-ской интеллигенции.
12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальни-ках, которое положило конец надеждам земских учреждений распространить свое влияние на волости. К земским участковым начальникам перешли функ-ции мировых судей, положение усилило роль дворянского элемента в земских учреждениях и контроль администрации над ними. Дворянству было предос-тавлено решительное преобладание в земских собраниях. Задачей контррефор-мы было превращение земских учреждений в разновидность исполнительных органов при губернаторской власти, земские должностные лица превратились в государственных служащих: им присваивались чины и позднее стали выплачи-ваться государственные пенсии. Центральным мероприятием стало учреждение органа административного надзора за земскими учреждениями, подчинявшего-ся специальному Совету министерства внутренних дел.
В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким об-разом, была завершена организация системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач русско-японской войны и антиправи-тельственных демонстраций 12 декабря 1904 года правительство было вынуж-дено принять закон об учреждении Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России было учреждено народное представительство. Вместе с тем сохранение самодержавного характера власти сказалось на после-дующих событиях, приведших в Февральской революции 1917 г.
Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюци-онной России позволяет сделать следующие выводы:
Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра I выступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;
Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к дворянству как господствующему в обществе сословию;
Местное управление не было обособлено от государственного, его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было в наличии выборных представительных органов;
Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.
Местные органы государственной власти и управления в советский пери-од. В первые годы существования Советского государства наблюдалось много-образие форм территориальных образований. Конституция РСФСР 1918 г. со-хранила деление страны на губернии, уезды, волости; основными территори-альными образованиями стали области. Высшими органами власти на местах в пределах каждой территории являлись съезды Советов (областной, губернский, уездный, волостной), а в период между съездами - их исполнительные комите-ты. Эта Конституция закрепила многоступенчатые выборы в Советы. Избира-тельное право было неравным: рабочим предоставлялись некоторые преимуще-ства перед крестьянами, были лишены избирательного права частные торговцы, монахи и духовенство, бывшие служащие полиции, осужденные в судебном порядке. Фактически повсеместно голосование было открытым, а не тайным.
Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты, которые руководили всеми сторонами обществен-ной жизни. Вся оперативная работа проводилась в отделах исполкома, постро-енных по отраслевому принципу, кроме них также создавались различные ор-ганы вспомогательного характера - комиссии, комитеты, совещания и т.д. Дей-ствовал принцип «двойного» подчинения, т.е. отраслевые отделы исполкома подчинялись Совету данной области и одновременно соответствующему нар-комату в центре, а отдельные наркоматы и ведомства имели свои управленче-ские органы и учреждения на местах, независимые от местных Советов. К ним относились управления железных дорог, местные отделения народного (затем государственного) банка, система сберегательных касс и т.д.
Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими ор-ганами власти. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, рав-ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполкомы ста-ли только лишь исполнительно-распорядительными органами.
В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении дея-тельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хо-зяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной про-мышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.
«Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы на-родных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглав-лял Верховный Совет СССР. Структура системы органов власти отражена в