скачать рефераты

МЕНЮ


Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка

Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка

32

Административная деятельность ОВД

Вариант 8.

Тема:

«Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка»

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор и анализ деятельности нормативно правовых актов в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка

Глава 2. Государственный контроль за торговыми предприятиями, хозяйственной и финансовой деятельностью (система государственного регулирования)

Глава 3. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями в хозяйственной и финансовой деятельности

Глава 4. Деятельность специальных подразделений МОБ по борьбе с правонарушениями в сфере торговых предприятий, финансовой и хозяйственной деятельности

Глава 5. Ответственность за нарушения в сфере потребительского рынка (пути решения)

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время экономика Российской Федерации направлена на развитие рыночных отношений и различных форм предпринимательства, поддержание конкуренции товаров и услуг, ограничение монополистической деятельности. Правовое регулирование предпринимательской деятельности основывается на соблюдении значительного количества норм гражданского, финансового, предпринимательского и административного права, закрепленных в различных нормативных правовых актах на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Конституция Российской Федерации юридически гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Также в законе говориться о обязанностях, которые граждане РФ, занимающиеся предпринимательской деятельностью должны соблюдать.

В настоящее время стоит проблема не соблюдения этих обязанностей гражданами, занимающимися предпринимательством.

Цель данной работы - отобразить деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению преступлений, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью.

Глава 1. Обзор и анализ деятельности нормативно правовых актов в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка

Административно-правовую основу регулирования экономических отношений составляют: Конституция РФ, другие законы и подзаконные акты.

К основным нормативно-правовым актам, которые регулируют пресечение и предупреждение правонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации относятся Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Финансовый кодекс и многие другие подзаконные акты.

Подразделения милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, отнесенных к подведомственности ОВД, из числа тех, которые ранее рассматривались органами налоговой полиции. К таковым относятся дела по правонарушениям, предусмотренным ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин), 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций), 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, к компетенции милиции общественной безопасности отнесено проведение дознания по делам о преступлениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, производство предварительного следствия по которым не обязательно, например предусмотренных ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции) и 327.1 (изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование) УК РФ.

Также, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение правонарушений в пяти областях предпринимательской деятельности:

нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности (ст. 14.1, 14.3, 14.5, 14.10, 14.26 КоАП РФ): осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; незаконное использование товарного знака Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.

Нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг (ст. 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ): незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей; нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Нарушения, связанные с банкротством (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ): фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве.

Нарушения в кредитной сфере (ст. 14.11, 14.14 КоАП РФ): незаконное получение кредита Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации.

Нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16, 14.17, 14.18 КоАП РФ): нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Также должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, которые посягают на несколько объектов и не включены законодателем в главу 14 КоАП РФ (например, предусмотренные ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ -- реализация и прокат контрафактных аудио- и видеопроизведений, ст. 6.14 КоАП РФ -- производство либо оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам и др.).

Глава 2. Государственный контроль за торговыми предприятиями, хозяйственной и финансовой деятельностью (система государственного регулирования)

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности -- это проведение проверки уполномоченными должностными лицами и государственными органами соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельность обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности проводится уполномоченными должностными лицами и государственными органами для достижения двух целей -- обеспечения защиты прав потребителей (при пресечении продажи товаров ненадлежащего качества, выявлении фактов обмана потребителей, предоставлении недостоверной информации о предлагаемом товаре или услуге и др.) и защиты экономических интересов государства (при установлении невыплат лицензионных и иных сборов, уклонении от сертификации, маркировки товаров, неправомерных действиях при банкротстве и др.).

Законодательством функции контроля в сфере предпринимательской деятельности возложены на значительный круг государственных органов. К ним относятся: органы внутренних дел (милиция), органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов Российской Федерации, органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и др.

Различные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляют контроль за различными объектами предпринимательской деятельности (алкогольной продукцией, драгоценными металлами, табачными изделиями, пищевыми продуктами, промышленными товарами и т. д.). Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649.

Основной формой проведения контроля уполномоченными органами является осуществление мероприятий по проверке деятельности объектов предпринимательской деятельности. Порядок его проведения, права и обязанности должностных лиц, контролирующих органов и субъектов контроля закреплены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Письмо Минэкономразвития России от 10 сентября 2001 г. №45-1-16/1372 «О реализации Федерального закона от 8августа2001 г. № 134-ФЗ»; письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 декабря 2001 г от 8 августа 2001 г. №134. Рекомендации по его применению содержатся в ведомственных нормативных актах3.

Данный Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 1 вышеназванного федерального закона его положения не применяются к ряду отношений, в том числе связанных с проведением налогового, валютного, бюджетного, лицензионного контроля, а также оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, государственного метрологического контроля (надзора), контроля в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте и обеспечения защиты государственной тайны.

Мероприятие по контролю проводится на основании распоряжения органа государственного контроля.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161 -ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» внесены существенные изменения в п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции», касающиеся правомочий сотрудников милиции по проверке предпринимательской и торговой деятельности. Сотрудникам милиции предоставлено право проверять данные о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, только по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя; в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий, а при отсутствии указанных лиц -- с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, -- в отсутствие указанного лица; изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены на срок не более семи суток, а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, -- на срок не более 48 часов; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, -- на срок не более 48 часов.

Кроме того, следует обратить внимание, что в рамках реформирования правоохранительной системы страны и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и административных правонарушений в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 306 Федеральная служба налоговой полиции РФ с 1 июля 2003 г. упразднена, а вместо этого органа исполнительной власти в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП МВД России), в настоящее время -- Департамент экономической безопасности Приказ МВД России от 10 ноября 2004 года № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации»..

Рассмотрим далее, какова система аппаратов милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в области предпринимательской деятельности. Так, в Департаменте охраны общественного порядка МВД России создан отдел по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, в управлениях обеспечения общественного порядка МВД, ГУВД, УВД, УВДТ -- отделы (отделения) по организации борьбы в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, в горрайлинорганах внутренних дел -- отделы (отделения, группы), а также межрайонные отделы (отделения) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства и утверждены примерные положения о них Приказ МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушения-ми в сфере потребительского рынка товаров и услуг». Основными задачами отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горраиорганов внутренних дел являются:

I) борьба с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг;

2) исполнение административного законодательства.

К основным функциям этих аппаратов отнесены:

а) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, установлению лиц, их совершивших;

б) производство по делам об административных правонарушениях, контроль за исполнением постановлений о наложении административных наказаний;

в) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, подготовка предложений руководству горрайорганов внутренних дел по их устранению;

г) формирование банка данных о лицах, привлекаемых к уголовной и административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка товаров и услуг;

д) рассмотрение жалоб и заявлений граждан, должностных лиц, связанных с осуществлением деятельности отдела (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

е) применение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению потребительского рынка товаров и услуг, исполнению административного законодательства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19 июля 2004 г. № 927 в настоящее время в Министерстве внутренних дел Российской Федерации начались процессы стратегического реформирования отдельных направлений его деятельности, утверждена новая структура центрального аппарата, по всей видимости, реформа затронет и структурные подразделения криминальной милиции, обеспечивающие экономическую безопасность, и подразделения милиции, общественной безопасности, осуществляющие борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Исходя из Указа Президента Российской Федерации, цель этих реформ должна быть направлена на повышение эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Глава 3. Роль ОВД в борьбе с правонарушениями в сфере охраны общественного порядка

Роль органов внутренних дел строится из обеспечения охраны основных направлений жизнедеятельности: 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.

Охрана собственности состоит в исполнении договоров об охране имущества физических и юридических лиц, обеспечении сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, охране имущества, оставшегося без присмотра при чрезвычайных ситуациях.

Универсальный характер носит деятельность МОБ по борьбе с административными правонарушениями. Она распространяется на весьма широкий круг административных правонарушений. Такими объектами воздействия выступают различные виды правонарушений:

посягающие на права граждан, здоровье населения (проведение запрещенной предвыборной агитации, нарушение санитарно-эпидемиологических требований, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах и т.д.);

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.