скачать рефераты

МЕНЮ


Деятельность Правительства Российской Федерации

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

4. Полномочия и акты правительства

Правительство -- высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции и законов. Правительство, вместе с тем, обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет общее руководство органами государственного управления и Вооруженными силами. Таковы в общем, виде задачи Правительства, которые находят свое воплощение в закрепленных конституционных нормах. Несмотря на это, в некоторых Основных законах эти задачи формируются не отдельно, а непосредственно в тех полномочиях, которые закреплены за ними в Конституциях, или, что то же самое -- в компетенции Правительства.

В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы. Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом. Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества. В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями свободно - предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и другое.

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология. Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной. Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства в области обороны. Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти. При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации. Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью. Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти. Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие. Акты Правительства Российской Федерации - решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В актах Правительства РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ. Акты Правительства РФ носят нормативный и ненормативный (индивидуально-правовой) характер. Акты, имеющие нормативный характер (а также наиболее важные из ненормативных актов), издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам -- в форме распоряжений. Акты Правительства РФ не должны противоречить законодательным актам, стоящим выше актов Правительства по иерархии системы законодательства: Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ.

Постановление Правительства РФ представляет собой нормативный правовой акт, в котором выражается государственная воля, веление в пределах компетенции и полномочий этого органа власти. Постановления принимаются в соответствии с общими полномочиями Правительства, определенными ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", а также его полномочиями по определенным предметам ведения в сфере экономики, бюджета, финансов, кредитной и денежной политики; в социальной сфере, сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обеспечения обороны и государственной безопасности России; внешней политики и международных отношений, а также иными полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Конституцией по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и субъектов РФ, что определено ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ и предусмотрено ст. 22 настоящего Закона. Акты Правительства РФ (в том числе нормативного характера) могут предварительно рассматриваться Президиумом Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Кроме правовых актов Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие юридического характера. Постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

5. Аппарат правительства

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.

Аппарат Правительства Российской Федерации - государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. N 520-р утверждена структура Аппарата Правительства Российской Федерации:

- заместители Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, полномочные представители Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации;

- секретариаты Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации[2] и Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации;

- административный департамент Правительства Российской Федерации;

- департамент государственного управления и местного самоуправления Правительства Российской Федерации;

- департамент массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации;

- департамент международного сотрудничества Правительства Российской Федерации;

- департамент оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации;

- департамент отраслевого развития Правительства Российской Федерации;

- департамент регионального мониторинга Правительства Российской Федерации;

- департамент социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации;

- департамент экономики и финансов Правительства Российской Федерации;

- правовой департамент Правительства Российской Федерации;

- департамент делопроизводства и контроля Правительства Российской Федерации;

- департамент управления делами Правительства Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1545-р Департамент делопроизводства и контроля Правительства Российской Федерации преобразован в Департамент делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации, образован Департамент контроля и проверки выполнения решений Правительства Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. № 1617-р образован Департамент регионального развития и агропромышленного комплекса Правительства Российской Федерации, упразднен Департамент регионального мониторинга Правительства Российской Федерации

В апреле 2008 г. образованы Департамент по подготовке текстов публичных выступлений Председателя Правительства Российской Федерации, Департамент пресс-службы и информации Правительства Российской Федерации и Департамент протокола Правительства Российской Федерации, упразднен Департамент пресс-службы, информации и протокола Правительства Российской Федерации (соответствующее распоряжение Правительства не было опубликовано).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. № 922-р в структуру Аппарата Правительства Российской Федерации введена должность первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2008 г. № 1114-р Департамент массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации преобразован в Департамент культуры и образования Правительства Российской Федерации.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 1229-р Департамент государственного управления и местного самоуправления Правительства Российской Федерации преобразован в Департамент государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства Российской Федерации, Департамент регионального развития и агропромышленного комплекса Правительства Российской Федерации преобразован в Департамент агропромышленного комплекса Правительства Российской Федерации.

6. Заключение

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ. Поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем, положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

Исходя из вышеизложенного видно, что основными функциями Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

7. Список использованной литературы

1.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. -М.: 2001.

2.Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. -М.: ИНФРМА-М. 2000.

3.Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации, М.,2001.

4.Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право России, М.:Норма, 2000.

5.Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. -М.: Юнити, 2000.

6.Конституция РФ от 12.12.93г.

7.Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. -М.: БЕК 1996г.

8.Федеральный закон “О Правительстве Российской Федерации” от 14 мая 1997 года.

9. Федеральный закон “О безопасности” от 05.03.92г.

10.Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.96г.

11.О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента РФ от 14.08.96г. № 1176.

12.О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 22.07.98г. № 1142.

13.Положение об Аппарате Правительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 года.

Задача 1.

Между Государственной Думой и Президентом РФ возник спор относительно содержания конституционных понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти». В зависимости от истолкования этих понятий должны определяться полномочия Государственной Думы и Президента в сфере формирования федеральной исполнительной власти.

Какое толкование понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» предлагает Конституционный Суд РФ?

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

"По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации"

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.

Конституционный Суд Российской Федерации предлагает следующее толкование понятий «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти»

1. Из положений статей 71 (пункт "г") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт "н"), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "г"), 83 (пункт "д"), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие "структура федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт "а"), 114 (пункт "а" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 февраля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 февраля 1999 г., N 6, ст. 866, в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 3.

Задача 2.

Согласно ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент России назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Вправе ли Президент Российской Федерации все три раза представлять Государственной Думе одну и ту же, ранее отклоненную кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ? Почему?

Президент Российской Федерации имеет право все три раза представлять Государственной Думе одну и ту же, ранее отклоненную кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ.

Согласно части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

По буквальному смыслу части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, словосочетание "трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации" может означать и трехкратное отклонение кандидатуры на должность, и трехкратное отклонение представленных лиц, предлагаемых на должность. Отсюда следует, что текст статьи 111 Конституции Российской Федерации сам по себе не исключает ни одного из двух названных вариантов.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации

№28-П от 11 декабря 1998 г.

По делу о толковании положений

Части 4 статьи 111 конституции российской федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителей Государственной Думы, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - депутата Н.И. Шаклеина, докторов юридических наук В.В. Лазарева и В.М. Сырых, руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.

После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.

2. Согласно статье 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.

3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.