скачать рефераты

МЕНЮ


Деятельность судебных приставов по охране суда

Новое звучание идея судебного контроля получила в начале - середине 90-х годов с принятием ряда законодательных новелл в области гражданского и уголовного судопроизводства.

 Так, Законом от 23 мая 1992 года к сфере судебного контроля были отнесены проверка законности и обоснованности решения органа предварительного расследования: о применении меры пресечения - ареста; о продлении срока содержания под стражей; кратковременном задержании лица по подозрению в совершении преступления. Закон РФ от 23 мая 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 25. - Ст.1865. Законом от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установлен судебный контроль за недобровольным оказанием психиатрической помощи гражданам. Ведомости Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1914.
Значительно сфера судебного контроля расширилась с принятием новой Конституции РФ, так как в соответствии с ее нормами предметом практической деятельности суда в сфере уголовного судопроизводства стал контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органа предварительного расследования, связанных с необходимостью ограничения конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телеграфных и иных сообщений, тайну телефонных и иных переговоров (ст.23 -25 Конституции РФ).

Организационно-обеспечительные и факультативные формы судебной деятельности.

 Анализ деятельности суда по отправлению того или иного вида судопроизводства, а также всей совокупности норм, регламентирующих эту деятельность, свидетельствует о том, что правосудие и судебный контроль еще не исчерпывают собой всего содержания судебной деятельности. Признавая ведущую, определяющую роль правосудия и занимающего все более прочные позиции судебного контроля в отправлении полномочий судебной власти, надо все же признать, что в ряде случаев их реализация невозможна без определенной деятельности суда по созданию для этого необходимых (материальных, процессуальных, организационных) условий, либо устранению возможных препятствий к ее осуществлению. Являясь объективно необходимым условием (предпосылкой) эффективного осуществления правосудия или судебного контроля, подобная деятельность нередко включает в себя существенные элементы организационно-распорядительных или иных управленческих (по сути) действий и решений суда.

Обеспечительные (вспомогательные) формы судебной деятельности. Так, в рамках уголовного судопроизводства отправление правосудия, к примеру, объективно невозможно без такой формы деятельности суда, как подготовительные действия судьи к судебному заседанию, детально урегулированной законодателем в главе 20 УПК РФ. В рамках гражданского судопроизводства эффективное отправление правосудия также предполагает предварительную деятельность судьи по подготовке дела к судебному заседанию, которая детально урегулирована законодателем в главе 14 ГПК РФ. Эта форма судебной деятельности присуща и арбитражному процессу (ст.112 АПК РФ).

В каждом из указанных случаев, суд, действуя строго в рамках предоставленных ему полномочий, либо выясняет реальные предпосылки для будущего отправления правосудия по конкретному делу или спору сторон; либо активно способствует (помогает) сторонам в создании таких предпосылок, либо в рамках необходимых организационно-распорядительных действий обеспечивает саму возможность своевременного и эффективного проведения предстоящего судебного заседания, обеспечивая тем самым реализацию основного направления деятельности судебной власти.

Вместе с тем, для правильного понимания характера названной деятельности, следует учитывать и то обстоятельство, что ее практическое осуществление отнесено к компетенции суда, ее содержание и процедуры строго урегулированы нормами процессуального законодательства, а цели и задачи во многом предопределены целями и задачами того или иного вида правосудия, эффективное осуществление которого она и призвана обеспечить. Все это дает нам основание считать данное направление деятельности суда не только организационно-распорядительным, но и процессуальным, а следовательно, и относительно самостоятельным видом судебной деятельности, несмотря на ее вспомогательный (обеспечительный) характер.

Представляется, что подобный же (вспомогательный) характер носит и деятельность суда по обеспечению исполнения судебных решений (или изменению порядка их исполнения). То, что это направление деятельности не относится к правосудию, признается фактически однозначно. Однако признается и то, что эффективное осуществление правосудия, реализация его целей и задач во многом предопределены именно тем, как реализуются судебные решения.

Сама деятельность по исполнению судебных решений не может относиться ни к правосудию, ни даже к судебной деятельности, так как реальным исполнением (реализацией) судебных решений, как известно, занимается Служба судебных приставов, созданная и функционирующая при Министерстве юстиции РФ (и его подразделениях на местах), т.е. органа исполнительной власти. Сущность, содержание и формы реализации этой деятельности также заставляют нас отнести ее к сфере функционирования исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст.18), законодательная, судебная и исполнительная ветви власти реализуются самостоятельно, не смешиваясь и не пересекаясь в своей компетенции. Это очевидно, и не требует дополнительных аргументов. Поэтому на суд как на орган судебной власти никак не может быть возложена функция исполнения судебных решений. Это несовместимо с его ролью в правовом государстве. Вместе с тем, законное, обоснованное и своевременное обращение к исполнению судебных решений - это, несомненно, сфера деятельности суда, достаточно урегулированная отраслевым процессуальным законодательством, и направленная в конечном итоге на эффективное достижение целей и задач правосудия, законности и правопорядка в стране. Отрицать ее судебный характер вряд ли возможно.

Подобный же судебный характер носит, например, и деятельность судьи, связанная с разрешением вопросов, возникающих при исполнении приговоров по уголовным делам (об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене одного режима содержания осужденного на другой, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким). Мельников А «Судебные приставы - это исполнительная власть» Рос. Юстиция №4, С26,27.2000

Общий, обеспечительный характер каждого из видов названной деятельности дает нам основание сгруппировать их в отдельный, относительно самостоятельный вид судебной деятельности, который в силу своей специфики не может быть объединен ни с правосудием, ни с судебным контролем.

Факультативные формы судебной деятельности. Действующее законодательство относит к сфере полномочий судебной власти и такие направления в деятельности суда:

- производство по наложению денежных взысканий и штрафов (гл. 26 УПК РФ; гл. 8 ГПК РФ);

- вынесение частных определений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе отправления правосудия (ст.212 УПК РФ; ст.225 ГПК РФ).

Первое направление деятельности служит своего рода процессуальной санкцией, применяемой по решению суда к лицам, виновным в нарушении (неисполнении) требований тех или иных процессуальных норм, и может осуществляться как в рамках отдельного судебного заседания, так и одновременно с вынесением акта правосудия по конкретному делу (ст.323 УПК РФ). Представляется, что и в первом, и во втором случае это направление деятельности суда носит достаточно самостоятельный характер и не может быть сведено к отправлению правосудия. Имея процессуальный характер, осуществляемое судом в рамках предоставленных ему полномочий, это направление деятельности, безусловно, относится к судебной деятельности, которая, в то же время, имеет факультативный характер, так как имеет место не всегда, а лишь в случае наличия, определенных законом нарушений и соответствующей им инициативы суда.

Подобный же факультативный характер имеет и деятельность суда, связанная с вынесением частных определений по вопросам, указанным в ст.212 УПК РФ или ст.225 ГПК РФ, так как и здесь возможные нарушения и возможная реакция суда на них имеют место далеко не всегда и не по всем категориям дел. Однако, являясь самостоятельной формой судебной деятельности, она также должна быть включена в ее содержание, поскольку возможное игнорирование этой ее составляющей обедняет содержание и понимание целого.

Сказанное позволяет определиться в понятии и обязательных признаках судебной деятельности как особой формы реализации полномочий судебной власти.

На мой взгляд, судебная деятельность это:

1. строго урегулированная законодателем и обеспеченная государственным принуждением отрасль правоохранительной деятельности,

2. носящая (преимущественно) процессуальный характер,

3. осуществляемая только судом в пределах его компетенции,

4. направленная на эффективную реализацию полномочий судебной власти,

5. посредством отправления правосудия, судебного контроля, либо создания для этого необходимых предпосылок (условий),

6. имеющая своей целью защиту личности, ее интересов, прав и свобод, а также защиту интересов государства и общества.

Глава 2. Тактика деятельности судебного пристава.

1. Общие положения тактики деятельности судебного пристава

В самом широком смысле, безотносительно к видам человеческой деятельности, тактику следует рассматривать как искусство маневрирования тремя составляющими: исходной информацией, тактическими процедурами, средствами данного вида деятельности. Ключевыми исходными понятиями тактики являются следующие

Тактическая ситуация, т.е. совокупность обстоятельств, в которых действует субъект данного вида деятельности. В зависимости от поисково-познавательной и процедурной стороны работы это могут быть ситуации:

- получения исходной информации; 

- анализа информации и принятия решений;

- реализации тактического решения.

На содержание и развитие тактической ситуации в деятельности судебного пристава влияют две группы факторов.

К числу объективных факторов, влияющих на развитие тактической ситуации, следует относить

 - количество информации, имеющейся в распоряжении судебного пристава;

 - характеристику объекта, на котором судебный пристав находится в период выполнения возложенных на него функций;

- природно-климатические факторы на объекте и прилегающей к нему территории;

 - этнические факторы и традиции, существующие в регионе, где работает судебный пристав

 - временные факторы, т.е. наличие времени для принятия судебным приставом оптимального решения и реализации процедур в рамках возложенных на него функций;

 - наличие сил и средств, имеющихся в распоряжении судебного пристава.

 В качестве субъективных факторов, определяющих содержание и ход тактической ситуации, следует учитывать:    

- психологическое состояние судебного пристава; 

- психологическое состояние людей в зале суда или на ином объекте, где судебный пристав осуществляет свою деятельность;    

- вероятность возникновения конфликтов на объекте охраны;

- умысел заинтересованных лиц на противодействие судебному приставу;

- возможность совершения судебным приставом ошибочных действий и проявления безответственности и неисполнительности при выполнении им своих функциональных обязанностей.

Тактическое решение - это вывод судебного пристава о путях решения стоящей тактической задачи. Содержание тактической задачи вытекает из задания, поступающего в Службу судебных приставов, а само решение принимается с учетом объективных и субъективных факторов, влияющих на содержание и развитие тактической ситуации.

Тактический прием является ключевым звеном тактики деятельности судебного пристава. Под тактическим приемом следует понимать наиболее целесообразный и эффективный способ или процедуру решения стоящей тактической задачи. В деятельности судебных приставов могут использоваться тактические приемы:

- осмотра стационарных охраняемых объектов;     

- осмотра транспорта;     

- досмотра задержанных лиц;     

- использования физической силы, специальных средств и оружия судебным приставом;     

- действий в чрезвычайных ситуациях и иные.     

Тактическая комбинация - это сочетание в рамках одного тактического решения и реализуемых на его основе тактических процедурах комплекса мер охранного, специально-технического, организационного и оперативного характера, которые позволяют обеспечить безопасность судей, иных участников судебного процесса, предотвратить террористический акт в суде, обеспечить успех исполнительного производства и иное.      

Тактический риск в теории принятия решений рассматривается как допущение субъектом данного вида деятельности (в нашем случае осуществления процедур на основе ранее принятого решения). Отрицательные последствия по результатам осуществления тактически рискованного решения наступают в том случае, когда субъект не учитывает объективных и субъективных факторов, определяющих содержание тактической ситуации.

В качестве решения с элементами тактического риска в деятельности судебных приставов следует рассматривать:     

- решение об усилении режима охраны за счет увеличения количества судебных приставов и игнорирования необходимости использования технических средств контроля посетителей и оперативных форм обеспечения безопасности судебного процесса;     

- решение об экипировке судебных приставов на период обеспечения безопасности судебного процесса автоматическим оружием;     

- решение судебного пристава собственными силами обезвредить или вынести из помещения взрывное устройство, которое подложено в здание суда или иное судебное помещение;     

- попытку судебного пристава единолично пресечь групповое нарушение установленного порядка в суде.    

Успех тактических процедур по обеспечению установленного порядка деятельности судов в значительной степени зависит от использования судебным приставом в своей деятельности следующих основополагающих принципов:     

- законности используемых тактических приемов, специальных средств и оружия судебными приставами;     

- оптимального сочетания сил и средств в деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов;     

- максимального учета всех факторов в деятельности судебного пристава;     

- экономичности и целесообразности принимаемых тактических решений;     

- безопасности процедур по обеспечению установленного порядка деятельности судов.     

Под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимается следующий комплекс мер:     

- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;     

- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;     

- исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;     

- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;     

- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;     

- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;     

- взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;     

- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам милиции;     

- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.

     

2. Тактика осуществления судебным приставом охранных мероприятий

Осуществление судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов охранных мероприятий должно базироваться на комплексе знаний, умений и навыков. К числу ключевых знаний и умений следует отнести способность своевременно распознавать признаки, свидетельствующие о криминальном оттенке происходящих событий. Рассмотрим указанные признаки применительно к формам преступного посягательства на охраняемые объекты.          

Характеристика форм преступного посягательства
на охраняемые объекты.

     
       Непосредственным объектом преступных посягательств, применительно к рассматриваемому мною вопросу, будут являться установленный порядок деятельности судов, товарно-материальные ценности, находящиеся в здании суда, материалы судебных дел и вещественные доказательства, жизнь и здоровье работников суда, участников судебного процесса, а также самого судебного пристава. В большей степени подвержены преступным посягательствам неохраняемые объекты и те, которые имеют слабую техническую укрепленность. Еще одним фактором, существенно увеличивающим вероятность преступного посягательства, является недостаточный уровень обеспечения безопасности охраняемых объектов, недостатки в организации и осуществлении охранных меропр
иятий.    

В зависимости от инициативы совершения преступления, тщательности его подготовки и решительности субъектов, которые могут посягнуть на вышеуказанные объекты, их следует классифицировать следующим образом:     

а) ситуационные преступники, которые используют для реализации намерений лишь самую выгодную и безопасную ситуацию (ситуационные хулиганы, воры или грабители);     

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.