скачать рефераты

МЕНЮ


Договор аренды транспортных средств

Договором может быть предусмотрена обязанность арендатора возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного транспортного средства, то есть при отсутствии вины арендатора, и тогда будут действовать условия договора. Но если договор не содержит подобных условий, все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (ст. 211 ГК РФ).

Существенные особенности имеются в регулировании ответственности за вред, причиненный транспортными средствами, относящимися к источникам повышенной опасности. При сдаче в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель, являющийся владельцем источника повышенной опасности и осуществляющий управление им. Ответственность арендодателя перед третьими лицами наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 и другими положениями гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего, вследствие которых причинен ущерб.

Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вреда третьему лицу предъявить к арендатору регрессное требование - потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам. При этом на арендодателя возлагается бремя доказывания того, что вред возник по вине арендатора.

При аренде транспортного средства без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В связи с этим ответственность за вред, причиненный транспортным средством.

Таким образом, можно сделать вывод - наряду с положениями ГК РФ вопросы аренды отдельных видов транспортных средств могут регулироваться транспортными уставами и кодексами. Устанавливая основы арендных отношений, гражданское законодательство отдельно выделяет отношения аренды транспортных средств.

Согласно законодательству на арендодателе лежит две основные обязанности - по поддержанию надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, и по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, при этом предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

2. Юридический анализ видов договора аренды транспортных средств по гражданскому законодательству РФ

2.1 Особенности аренда транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда с экипажем) - фрахтование

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 632 ГК РФ) в соответствии с Приложением Б.

При этом арендодатель обязан:

- поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства (осуществлять текущий и капитальный ремонт, предоставлять необходимые запчасти и т.д.);

- оплачивать услуги членов экипажа и нести расходы на их содержание; члены экипажа являются работниками арендодателя;

- застраховать транспортное средство и предусмотреть ответственность за ущерб, который может быть им причинен в процессе эксплуатации;

- нести ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его оборудованием, устройствами и механизмами.

На арендатора обычно возлагаются расходы на оплату топлива и других материалов, расходуемых при работе транспортного средства. Арендатор может сдать арендуемое транспортное средство в субаренду, заключить с третьим лицом договор перевозки.

Согласно правилам действующего ГК РФ договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации является реальным договором. Между тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) рассматривается как консенсуальный договор.

Согласно ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. Он не несет ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками).

Судовладелец также обязан в течение срока действия тайм-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь, в свою очередь, обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером. Фрахтователь оплачивает стоимость бункера и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы.

Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем в соответствии со ст. 210 КТМ РФ.

По окончании срока действия тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером.

В случае если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166-176 КТМ РФ.

Капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для указанных лиц распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, являются обязательными.

Фрахтователь не отвечает за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя. Он уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.

При просрочке фрахтователем уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

Вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные до окончания действия тайм-чартера, распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и причитающейся экипажу судна доли вознаграждения.

Модель консенсуального договора фрахтования транспортного средства на время больше соответствует потребностям рыночного оборота.

Форма договора аренды транспортного средства с экипажем является письменной независимо от срока аренды. К аренде транспортных средств с экипажем не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 633 ГК РФ), хотя большинство транспортных средств - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические транспортные средства - являются в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ) недвижимым имуществом.

Рассмотрим пример судебной практики.

Индивидуальный предприниматель Пылева Л.К. обратилась в Рубцовский городской суд Алтайского края с иском к ООО "Оптифуд-Центр" о взыскании 445 575 руб. 9 коп. задолженности.

Как видно из материалов дела, 25.01.2008 предприниматель (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды транспортного средства с экипажем № 04-02/103, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору автомобиль ССАНГ ЙОНГ ИСТАНА - микроавтобус во временное владение и пользование за плату, а также своими силами оказывает арендатору услуги по управлению автомобилем и технической эксплуатации.

В обоснование иска предприниматель представила светокопию приложения к договору аренды транспортного средства с экипажем № 04-02/1-3, которым предусмотрены маршрут и время начала рабочего дня (08 часов 00 минут), аналогичные содержащимся в указанном выше приложении. Однако названная светокопия содержит также ссылку и на окончание рабочего дня - 17 часов 00 минут.

Считая, что общество не внесло арендную плату за пользование транспортным средством после окончания рабочего дня, предприниматель обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

Решением суда от 07.05.2009 в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что приложение к договору аренды транспортного средства с экипажем от 25.01.2006, на которое ссылается предприниматель при расчете предъявленной к взысканию задолженности, не подписано сторонами договора. Выставленные предпринимателем в соответствии с договором счета-фактуры оплачены обществом, что сторонами не оспаривается.

С решение суда согласны, т.к. в соответствии со ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Суд обоснованно не принял в качестве доказательства размера предъявленной к взысканию задолженности светокопию приложения к договору аренды, поскольку она не подписана арендатором и не может служить подтверждением порядка расчетов, из которого исходит истец; не содержит конкретных условий о размере арендной платы и о порядке ее уплаты, что не позволяет делать какие-либо выводы о согласованной воле сторон на основании указанного документа.

Срок в договоре аренды транспортного средства с экипажем регламентируется общими нормами об аренде, за исключением того, что правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ) к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Срок аренды транспортного средства может быть как определенным, так и неопределенным. Однако срок обязательно должен быть указан в тайм-чартере - договоре фрахтования судна на время (ст. 200 КТМ РФ).

Арендодатель обязан предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для эксплуатации по назначению в соответствии с условиями договора, и укомплектовать транспортное средство экипажем. В п. 1 ст. 203 КТМ РФ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

Риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе как собственнике. На арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, они должны соответствовать требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Экипаж должен быть способен на профессиональном уровне оказать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обеспечивающие его нормальное и безопасное использование. Кроме того, в соответствии с договором экипаж должен уметь оказывать арендатору иные услуги, например, по охране груза, пассажиров, погрузке и разгрузке багажа и др.

Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные требования к экипажам транспортных средств. Так, в ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" говорится, что перевозчик - владелец подвижного железнодорожного состава должен иметь квалифицированных работников. В п. 2 ст. 56 ВК РФ говорится, что состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Согласно норме п. 1 ст. 57 ВК РФ командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

В соответствии с нормой п. 1 ст. 26 КВВТ РФ в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством РФ (п. 1 ст. 27 КВВТ РФ).

Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Неслучайно именно на арендодателя, если иное не предусмотрено договором, возлагается обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ). Поскольку члены экипажа являются работниками арендодателя, расходы на их содержание и оплату их услуг несет арендодатель, если иное не установлено договором (абз. 3 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (п. 2 ст. 635 ГК РФ, п. 2 ст. 206 КТМ РФ). Именно право арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки (ст. 787 ГК РФ, ст. 104 ВК РФ - воздушный чартер; п. 2 ст. 115 КТМ РФ - морской чартер). В договоре фрахтования собственник транспортного средства выступает как перевозчик, сохраняющий владение и пользование транспортным средством и самостоятельно осуществляющий его коммерческую эксплуатацию. При аренде транспортного средства с экипажем (фрахтовании транспортного средства на время) транспортное средство выбывает из владения и пользования арендодателя, а его владение, пользование и коммерческую эксплуатацию осуществляет арендатор. По этой причине, если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ).

В рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства арендатор вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, не противоречащие целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638 ГК РФ).

Согласно ст. 205 КТМ РФ фрахтователь, которому судно представлено для перевозки груза, вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.

Исключением из общих правил об аренде является право арендатора без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду при условии, что договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное (п. 1 ст. 638 ГК РФ).

Таким образом, правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включают в себя следующие возможности:

а) использовать транспортное средство для перевозки собственных грузов, для иных своих нужд, оговоренных в договоре или соответствующих назначению имущества (например, использование морского судна в качестве гостиницы);

б) использовать транспортное средство для исполнения договоров перевозки или иных договоров (например, использования судна в качестве плавучей базы для проведения подводных научно-исследовательских работ), заключенных с третьими лицами;

в) сдавать транспортное средство в субаренду.

Транспортное средство является источником повышенной опасности. Согласно ст. 640 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате эксплуатации арендованного с экипажем транспортного средства, а также его механизмами, устройствами и оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами об обязательствах из причинения вреда. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора. Будучи источником повышенной опасности, транспортное средство в момент причинения вреда находится под управлением работников арендодателя, а потому именно арендодатель считается юридически ответственным владельцем источника повышенной опасности.

Таким образом, в соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Договор аренды транспортного средства с экипажем независимо от его срока заключается в письменной форме. К такому договору не применяются правила об обязательной государственной регистрации недвижимого имущества, закрепленное в ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.2 Специфика договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатацией (аренда без экипажа)

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ) в соответствии с Приложением В.

Рассмотрим пример судебной практики.

МУП "Рубцовский муниципальный транспорт" обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с иском о взыскании с муниципального учреждения "Гостиничный комплекс "Алей" 181 299 рублей задолженности по договорам на оказание услуг по перевозке легковым автомобильным транспортом от 02.07.2006 и 10 469 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением от 28.06.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Алтайского края в городе Рубцовске, ООО "Артол" и администрация города Рубцовска.

Решением от 11.10.2007 с администрации взыскано 181 299 рублей, в остальной части требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции Алтайского арбитражного суда от 13.03.2008 решение изменено: с администрации взыскано 169 525 рублей задолженности по договорам, в остальной части решение оставлено без изменения. Удовлетворяя иск в части задолженности по договорам, суды исходили из того, что материалы дела подтверждают факт наличия задолженности администрации за оказанные предприятием услуги автотранспорта по заключенным 02.07.04 договорам. Уменьшая взыскиваемую сумму до 169 525 рублей, апелляционная инстанция указала на признание предприятием того, что истцом понесены дополнительные расходы на эксплуатацию автомобилей в размере 11 774 рублей.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 02.07.2006 администрация и предприятие заключили договоры на оказание услуг по перевозкам легковым автомобильным транспортом № 9/0-06, 10/06, 11/0-06 и 12/0-06. По условиям данных договоров предприятие (исполнитель) обязалось по заданию администрации (заказчик) предоставлять ей транспортные услуги по перевозке легковым автомобильным транспортом, а последний - их оплачивать. Исполнитель предоставляет в распоряжение заказчика определенные в договорах автомобили с 8 часов до 17 часов ежедневно (кроме выходных и праздничных дней). При этом все расходы, связанные с содержанием и ремонтом автомобилей, несет предприятие.

Руководствуясь ст.ст. 274, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил: решение от 03.08.2007 и постановление апелляционной инстанции от 13.03.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А32-11611/07-50/174 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

С решением суда согласны, т.к. администрация не предоставила доказательств того, что оплатила услуги по заключенным договорам аренды транспортных средств без экипажа, поэтому суд обоснованно взыскал возникшую задолженность. В соответствии с подлежащей применению ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Рассматриваемый договор признается, согласно приведенному определению, реальным. Однако такое решение далеко не бесспорно. Известный морскому праву договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), являющийся аналогом договора аренды транспортного средства без экипажа, смоделирован как консенсуальный договор. Согласно ст. 211 КТМ РФ по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К нему не применяются правила о государственной регистрации (ст. 643 ГК РФ).

Транспортное средство, переданное арендатору по данному договору, управляется и эксплуатируется им по своему усмотрению. Согласно ст. 645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет управление арендованным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую. Следовательно, арендатор несет ответственность за формирование экипажа, осуществляющего управление и техническую эксплуатацию.

Так, согласно ст. 217 КТМ РФ фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна. Фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В силу п. 4 ст. 64 КВВТ РФ арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Арендатор вправе оставить на судне членов прежнего экипажа. Члены экипажа судна подчиняются распоряжениям арендатора. Таким образом, любые действия отдельных лиц или экипажа, сформированного арендатором, будут рассматриваться как действия самого арендатора.

Арендодатель должен предоставить арендатору транспортное средство в состоянии, позволяющем эксплуатировать его в соответствии с назначением транспортного средства и условиями договора.

По бербоут-чартерному договору судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером (ст. 216 КТМ РФ). Согласно п. 1 ст. 64 КВВТ РФ арендатор вправе требовать от арендодателя передачи всех документов, предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ, для эксплуатации арендуемого судна.

В обязательствах, возникающих из договора аренды транспортного средства без экипажа, обязанность по поддержанию надлежащего состояния транспортного средства возлагается на арендатора (ст. 644 ГК РФ), включая осуществление им текущего и капитального ремонта.

Арендатору транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, принадлежит право на его коммерческое использование (п. 2 ст. 647 ГК РФ).

Арендатор вправе от своего имени без согласия арендодателя заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного средства. Одновременно на него возлагается обязанность нести расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией. Данная обязанность может быть перенесена на арендодателя, только если это предусмотрено договором.

Арендатор, если договором не предусмотрено иное, также вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (п. 1 ст. 647 ГК РФ).

Из изложенного видно, что права по использованию транспортного средства (включая права на коммерческое использование), принадлежащие арендатору по договору аренды транспортного средства без экипажа, однотипны правам арендатора в договоре аренды транспортного средства с экипажем.

Арендатор является лицом, непосредственно управлявшим транспортным средством и эксплуатировавшим его. Поэтому именно арендатор отвечает за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием (ст. 648 ГК РФ), по правилам об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности.

При данном виде аренды транспортное средство сдается в аренду без экипажа. Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию. Он несет расходы на содержание транспортного средства, его страхование, расходы, возникающие в связи с эксплуатацией, своими силами осуществляет текущий и капитальный ремонт транспортного средства.

Рассмотрим пример судебной практики.

ООО "Альянс" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к ЗАО "Страховая компания" о взыскании 1 336 000 руб. страхового возмещения и 9 398 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.10.2009 по 10.11.2009.

Как следует из материалов дела, между Обществом (арендодатель) и гражданином Савельевым АР. (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа от 11.08.2006, согласно которому арендодатель передает во временное пользование арендатору принадлежащий ему на праве собственности автомобиль марки БМВ 7451, выпуска 2001 года, номерной знак В 158 СС 78.

Дополнительным соглашением от 10.08.2007 стороны продлили срок действия договора по 31.12.2009. Дополнительным соглашением от 22.09.2008 стороны пришли к соглашению о досрочном прекращении договора от 11.08.2006 начиная с 22.09.2008.

Общество и гражданин Савельев А.Р. 23.09.2008 заключили договор аренды транспортного средства без экипажа, предметом которого является передача в аренду того же транспортного средства, что и по договору от 11.08.2006.

Арендованный автомобиль гражданин Савельев А.Р. застраховал в Страховой компании на основании полиса от 08.08.2008 № 001570. Страхователем и выгодоприобретателем в полисе указан Савельев А.Р. Застрахованный автомобиль был похищен 06.02.2009. Гражданин Савельев А.Р. обратился в Страховую компанию с заявлением от 07.02.2009 о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения. Страховая компания письмом от 22.09.2009 отказала Савельеву А.Р. в выплате страхового возмещения на том основании, что у страхователя отсутствует имущественный интерес в страховании автомобиля в связи с истечением срока действия договора аренды от 11.08.2006. Гражданин Савельев А.Р. и Общество заключили договор уступки права требования от 07.11.2009, в соответствии с которым Савельев А.Р. уступил Обществу права, вытекающие из договора страхования, заключенного со Страховой компанией. Неуплата страхового возмещения в добровольном порядке послужила основанием для предъявления настоящего иска.

Постановлением Арбитражного суда Алтайского края от 04.12..2009 с ответчика в пользу истца взыскано 1 202 582 руб. 47 коп. долга и 8 451 руб. 48 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части иска отказано.

С решением суда согласны, т.к. согласно п. 4 ст. 954 ГК РФ, если страховой случай наступил для уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса.

Ответственность за вред, причиненный арендованным транспортным средством третьим лицам, также возлагается на арендатора.

В КТМ РФ есть специальная глава, посвященная договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).

По бербоут-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.

Бербоут-чартер всегда заключается в письменной форме.

В случае если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем.

Судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных бербоут-чартером.

На фрахтователя возложена обязанность в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца.

Фрахтователь комплектует экипаж судна. Он вправе укомплектовать его лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или - в соответствии с условиями бербоут-чартера - лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна, при соблюдении правил, установленных статьей 56 КТМ РФ. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются фрахтователю во всех отношениях.

Фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

Фрахтователь отвечает перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, также возлагаются на фрахтователя, если последний не докажет, что убытки причинены не по его вине.

Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

В случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя, за исключением случая, предусмотренного ст. 222 КТМ РФ, и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки.

При гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

Бербоут-чартер может быть заключен с условием выкупа судна. В этом случае судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки.

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта.

Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам.

Таким образом, можно сделать вывод - согласно статье 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению данным транспортным средством и его технической эксплуатации.

Подводя итог по главе, можно сделать вывод - Гражданским кодексом РФ (параграф 3 "Аренда транспортных средств" главы 34 "Аренда") предусмотрены два вида аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа.

К таким договорам не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные пунктом 2 статьи 609 НК РФ.

Если иное не предусмотрено договором аренды, при аренде транспортного средства с экипажем юридическое лицо-арендатор несет лишь расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (статья 636 ГК РФ).

При аренде транспортного средства без экипажа арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства (включая осуществление текущего и капитального ремонта), его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (статьи 644 и 646 ГК РФ).

Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать выводы.

Договор аренды транспортных средств - в силу такого договора арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст. 632, 642 ГК).

Предметом договора аренды транспортных средств с экипажем является предоставление во временное владение и пользование арендатора за плату транспортного средства, а также оказание услуг по управлению им и по его технической эксплуатации. При этом следует учесть, что:

- под транспортным средством понимаются как автомобили (грузовые, легковые, специальные, автобусы, микроавтобусы и т.п.), так и морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания (речные, озерные и т.п.), лодки (в т.ч. моторные), яхты, катера, гужевой транспорт и т.д.;

- услуги по управлению могут выражаться не только в том, что силами работников арендодателя осуществляется непосредственная эксплуатации транспортных средств, но и в действиях по управлению другими лицами; так, капитан корабля руководит действиями всей команды судна;

- техническая эксплуатация транспортных средств состоит в его ремонте, техническом обслуживании, регламентных работах, контроле за техническим состоянием и т.д.

Признаки договора аренды транспортных средств: арендодателем по такому договору может выступать лишь собственник (владелец) транспортного средства (особенность в субъектном составе); в аренду передается транспортное средство с экипажем или без него (особенность в объекте); транспортное средство передается арендатору на условиях оказания последнему услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства или без таковых.

Аренда транспортного средства в силу специфики объекта требует специального регулирования, что предопределило выделение соответствующих положений в отдельный параграф в ГК РФ. В свою очередь, совокупность этих норм разделена законодателем на две группы в зависимости и от того, возлагается или не возлагается на арендодателя обязанность оказывать арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации этого транспортного средства.

Гражданское законодательство различает две разновидности договора аренды транспортных средств:

1) аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации;

2) аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

Одной из особенностей указанных договоров является то, что к ним не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Кроме того, оба договора должны быть обязательно заключены в письменной форме независимо от его срока (ст. 633 ГК РФ и ст. 643 ГК РФ).

Были рассмотрены материалы судебной практики по делам:

Пылева Л.К. с иском к ООО "Оптифуд-Центр" о взыскании задолженности. Решением суда в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что приложение к договору аренды транспортного средства с экипажем не подписано сторонами договора.

МУП "Рубцовский муниципальный транспорт" о взыскании задолженности по договорам на оказание услуг по перевозке легковым автомобильным транспортом и процентов за пользование чужими денежными средствами. Решением суда задолженность взыскана, в остальной части требований отказано.

ООО "Альянс" о взыскании страхового возмещения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Постановлением суда с ответчика в пользу истца взыскан долга и проценты за пользование чужими денежными средствами. В остальной части иска отказано.

В основном суды вынесли правильные решения. Однако по делу ООО "Рассвет" о взыскании задолженности по арендной плате и пени за несвоевременную уплату арендных платежей (с учетом уточнения заявленных требований). Решением суда в иске отказано. Выводы суда не обоснованны, не подтверждаются материалами дела. При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Проведенный в работе анализ действующего законодательства позволяет выявить некоторые проблемы и дать рекомендации по его усовершенствованию:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.