скачать рефераты

МЕНЮ


Договор о перевозке

Договор о перевозке

43

Министерство образования и науки РФ НОУ ВПО

Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Реферат

Дисциплина: Коммерческое право.

Тема: Договор перевозки.

Cпециальность 080109 бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Выполнила: студентка 3 курса

Челищева Анастасия Викторовна

Проверил: Ларин А.Н.

Новокузнецк 2008г.

Содержание:

Введение

I Общие положения о перевозке:

1.1 Понятие, сущность и значение

1.2 Формы и субъекты договора

1.3 Ответственность

II Виды договоров перевозки

2.1 Договор перевозки грузов

2.2 Договор перевозки пассажиров и багажа

2.3 Договор фрахтования

III Система законодательства, регулирующего договор перевозки

Заключение

Список использованных нормативных актов и литературы

Приложение

Введение

Отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ России. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".

Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность этой деятельности значительно возрастает в период революционных преобразований, социальной конструкции общества, его новых экономических и политических ориентаций.

Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Гражданское право занимает ведущее место среди остальных отраслей права, так как в повседневной жизни между гражданами возникают постоянно гражданско-правовые отношения и любой юрист обязан знать, как по закону разрешать споры, возникающие при этих отношениях.

Предложенная мною тема - ДОГОВОР О ПЕРЕВОЗКЕ - наиболее интересна, даже потому что часто приходится пользоваться общественным транспортом (как городским, так и междугородним) и хотелось бы больше узнать о правилах перевозки пассажиров и багажа, грузов и т.п., сроки исполнения договора и т.д. В общем, эта тема очень популярная и востребованная.

I Общие положения о перевозке

1.1 Понятие и сущность, значение

Перевозка - это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.

После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.

Отношения, возникающие из международных перевозок, если они подпадают под действие императивных норм международного соглашения и если его участником является Россия, регулируются соответствующей международной транспортной конвенцией или соглашением, например, Женевской конвенцией о договоре международной перевозки грузов или Женевской таможенной конвенцией о международной дорожной перевозке (МДП). В ряде случаев Россия, не являясь участником той или иной конвенции, тем не менее, использует ее нормы в своем национальном праве. Так, при подготовке КТМ ряд его положений был построен с учетом норм Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978г. (Гамбургских правил).

Также в этой главе договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту, осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора, служит деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения и выдаче груза и багажа управомоченному лицу. Эта деятельность направлена на достижение обозначенного в договоре полезного эффекта, хотя он может не иметь осязаемой (вещественной) формы. Результаты этой деятельности неотделимы от нее самой. Она представляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространственном перемещении груза, пассажира, багажа.

Нормы гражданского права, содержащиеся в указанных федеральных законах, в силу п. 2 ст. 3 ГК должны соответствовать ГК. Помимо того, в Российской Федерации действует УАТ Утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1986 г. N 12. Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" он сохраняет силу до введения в действие нового федерального закона по автомобильному транспорту. УАТ подлежит применению, если не противоречит ГК, в частности правилам гл. 40.

Помимо транспортных уставов и кодексов, правила, касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральных законах от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10 января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", а в части перевозок граждан и для граждан - в Законе РФ "О защите прав потребителей" 1992 г.

Кроме соответствующих законов, на отношения по перевозке распространяется действие иных правовых актов - постановлений Правительства СССР и РФ, например, Положения о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965г. N 429; Положения о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок в каботаже, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1982г. N 428; Постановления Совета Министров СССР от 13 декабря 1990г. N 1274 "О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов, отгружаемых потребителям из советских морских портов по железной дороге", а также правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, утверждаемых транспортными ведомствами. Вполне понятно, что эти акты могут быть применены лишь в части, не противоречащей ГК и другим законодательным актам.

Особенности предмета правоотношения по перевозке позволяют отграничить договор перевозки от ряда смежных гражданско-правовых договоров.

Если подрядные договоры опосредуют экономические отношения, складывающиеся в связи с изготовлением или переработкой вещей, т.е. отношения, существующие непосредственно в сфере производства, то договор перевозки связан с производственным процессом в сфере обращения.

Результаты деятельности подрядчика приобретают овеществленную форму. Результаты деятельности транспорта не получают воплощения в осязаемой форме.

По договору хранения услуга хранителя выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении имущества другой стороне договора в сохранном состоянии. Деятельность перевозчика по сохранению груза и выдаче его получателю не носит характера самостоятельной экономической услуги; эти сопутствующие перевозочному процессу действия подчинены его основной цели - перемещению объектов перевозки.

Предметом договора имущественного найма (аренды) служит предоставление индивидуально-определенных вещей во временное владение и пользование или в пользование арендатора. Предметом договора перевозки является транспортная услуга, деятельность по доставке груза, пассажира и багажа в пункт назначения. Поэтому договор перевозки в системе гражданско-правовых обязательств занимает самостоятельное место. Какими бы ни были вид транспорта и разновидность самой перевозки, она всегда осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК). Имеется в виду договор, порождающий гражданско-правовое обязательство, а не единый документ, подписанный обеими сторонами и выражающий их волю.

Помимо общей конструкции договора перевозки, в той же гл. 40 ГК предусмотрены отдельные виды этого договора - договор перевозки груза, договор перевозки пассажира и багажа, договор фрахтования.

Сущность и значение. Договор перевозки относится к так называемым транспортным обязательствам (транспортным договорам). Единая транспортная система Российской Федерации, включающая в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, представляет собой важнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенационального производства. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть России обуславливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительное влияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

ь Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г. №60-ФЗ (СЗ РФ 1997 №12 ст. 1383) - ВК;

ь Федеральный закон от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (СЗ РФ 2003 №2 ст 170);

ь Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. №81-ФЗ (СЗ РФ 1999 №18 ст. 2207) - КТМ;

ь Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001г. №24-ФЗ (СЗ РФ 2001 №11 ст. 1001) - КВВТ;

ь Устав автомобильного транспорта РСФСР, утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969г. (СП РСФСР 1969 №2-3 ст. 8).

Транспортные отношения, всегда и непосредственно связанные с максимальным предпринимательским риском, сопровождаемые воздействиями источников повышенной опасности, не всегда строятся по классической двусторонней схеме: грузоотправитель - перевозчик. Перевозка груза по своей конструкции, как правило, предусматривает участие третьего лица - грузополучателя. Например, в купле-продаже (поставке) продавец может являться грузоотправителем, а покупатель - грузополучателем. На ясную и простую конструкцию купли-продажи «накладывается» договор перевозки, усложняя, в том числе многочисленными рисками, получение сторонами экономического результата сделки. В определённый этап развития комплексных правоотношений продажи между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем) на первый план выступает надлежащее исполнение договора перевозки.

1.2 Форма и субъекты договора о перевозке

Договоры перевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортными уставами и кодексами Пример договора в письменной форме см. в приложении №1..

Участники транспортных договоров - грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причём грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Каких-либо специальных требований закон к статусу грузоотправителя и грузополучателя не предъявляет - ими могут быть любые дееспособные лица. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) - профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии.

1.3 Ответственность

Участники транспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несут гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принцип выражен в ст. 793 ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вина как условие имущественной ответственности в транспортных обязательствах в соответствии с правилами генерального деликта присутствует и в отношениях перевозки. В частности, необходимость наличия определённой степени вины перевозчика выражается в следующей норме: он несёт ответственность за несохранность груза (багажа), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными условиями и кодексами.

Перечисленные в ГК РФ нормы об ответственности перевозчика предусматривают ответственность только за наиболее существенные нарушения, носящие общеправовой характер:

- за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст.794);

- за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796). Составы иных правонарушений предусмотрены транспортными уставами и кодексами. Ответственность в таких случаях выражается в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Убытки грузоотправителя, в отличие от принципов общегражданской ответственности, также определяются транспортным законодательством.

Значимость транспортных соглашений, существо обязательств, из них вытекающих, и значительный публичный интерес и особый порядок рассмотрения споров по договорам перевозки. Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление в установленном транспортным уставом или кодексом порядке ему претензии. Иск перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок, причём в данном случае установлен особый срок исковой давности - один год (ст. 797 ГК РФ).

II. Виды договоров перевозки

Гражданский кодекс устанавливает основное правило, что условия перевозки, а также ответственность сторон определяются соглашениями сторон, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Многообразие видов перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры См. схему в приложении №2.. Таким образом, достаточно детальная регламентация перевозок транспортным законодательством, с одной стороны, суживает свободу выбора сторонами условий доставки товара, а с другой - минимизирует риски проверенными и устоявшимися, точными правилами перевозки.

К транспортным договорам относятся:

Ш договоры об организации перевозок грузов;

Ш договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа;

Ш договоры буксировки.

Договоры перевозки, в свою очередь, различаются по виду транспортных средств:

Ш железнодорожная перевозка;

Ш автомобильная перевозка;

Ш воздушная перевозка;

Ш воздушный чартер;

Ш морская перевозка;

Ш перевозка по внутренним водным путям.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Характеризуя отдельные виды договоров в области перевозки, необходимо отметить следующее.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз грузов и др.).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Таковыми, в частности, являются Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями Утверждён Министерством путей сообщения РФ 14 мая 1993 г.. Эти и ряд подобных правил детально регламентируют порядок заключения договоров между транспортными организациями, а также содержат примерные формы таких договоров.

К особым соглашениям, относящимися к транспортным обязательствам, относится договор буксировки, в силу которого пароходство (речной порт, пристань) обязуется за установленную плату буксировать плот или судно до назначенного пункта или в течение определённого времени, или до выполнения определённого манёвра (ст. 225 КТМ, ст. 88 КВВТ). Договор буксировки является возмездным и двусторонним, может быть в зависимости от содержания как реальным, так и консенсуальным. Обладая определённым сходством с традиционным договором перевозки, договор о буксировке в силу предмета (действия по перемещению плавучего объекта) занимает определённое самостоятельное место в транспортных правоотношениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.