скачать рефераты

МЕНЮ


Договор перевозки

Договор перевозки

41

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Институт экономики, управления и права (ОДО)

Курсовая работа

по дисциплине:

Гражданское право (особенная часть)

на тему:

«Договор перевозки»

Выполнил:

студент группы Ю 4147/1 Салмин Ю.Н.

Зачетная книжка № 3064693

Проверил:

к.ю.н., д.с.х.н., проф. Румянцев Ф.П.

г. Нижний Новгород

2009

Оглавление

Введение

1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок.

1.1 Понятие и виды перевозок.

1.2. Правовое регулирование перевозок.

2. Обязательство по подаче транспортных средств: основания возникновения, содержание, ответственность.

2.1. Понятие обязательства по подаче транспортных средств.

2.2. Основания возникновения обязательства по подаче транспортных средств.

2.3. Содержание обязательства по подаче транспортных средств.

2.4. Ответственность по обязательству по подаче транспортных средств.

3. Договор перевозки грузов: понятие, оформление, содержание и ответственность за нарушение договора.

3.1. Понятие договора перевозки грузов.

3.2. Оформление договора перевозки грузов.

3.3. Содержание договора перевозки грузов.

3.4. Ответственность за нарушение договора перевозки грузов.

4. Договор перевозки пассажиров и багажа.

4.1. Понятие договоров перевозки пассажиров и багажа.

4.2. Оформление договоров перевозки пассажиров и багажа.

4.3. Содержание договоров перевозки пассажиров и багажа.

4.4. Ответственность за нарушение договоров перевозки пассажиров и багажа.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что транспорт (от лат. transporto -- перемещаю) всегда был и остается одной из важнейших отраслей материального производства. Латинское изречение гласит: «Via vita est», что значит «Дорога - это жизнь». Благодаря транспорту осуществляется связь между другими отраслями. В настоящее время транспорт обеспечивает получение около 8% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В сфере транспорта занято около 4,6% работающего населения. В связи с развитием российской и мировой экономики, интеграцией российской экономики в мировую, ростом обмена материальными и людскими ресурсами между странами и регионами, роль транспортной отрасли еще более возрастает. «Удешевление и ускорение перевозок позволяет сблизить удаленные регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны», подчеркивается в утвержденной в конце 2008 года председателем Правительства РФ Путиным В.В. «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Об утверждении транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» // СЗРФ, 2008. № 50, ст. 5977, СЗРФ, 2008. № 52 (ч. 2) (поправка). Одним из путей повышения эффективности транспорта является тщательное правовое регулирование перевозок, позволяющее гарантировать соблюдение прав и законных интересов участников складывающихся в данной отрасли хозяйства правоотношений. Инструментом этого выступает договор перевозки - один из важнейших и распространенных хозяйственных договоров. Таким образом, имеется насущная необходимость тщательного исследования данного правового явления, а также посвященных ему нормативно-правовых актов, учебной и методической литературы.

Новизна работы состоит в том, что в ней проанализирована нормативно-правовая база с учетом последних изменений. При ее подготовке использовалась новейшая учебная и научная литература.

Объектом настоящего исследования выступают правовые отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок.

Предметом исследования в настоящей работе явились нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, посвященные договору перевозки.

Целью исследования выступает детальный комплексный анализ института договора перевозки.

Задачи исследования явились:

дать правовую характеристику договора перевозки;

определить виды договоров перевозки;

рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа от договора перевозки;

раскрыть содержание договора перевозки;

рассмотреть ответственность по договору перевозки.

Структура работы обусловлена задачами исследования. В связи с этим работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Методы исследования, использованные в настоящей работе, в соответствии с общепринятой классификацией можно разделить общенаучные и частноправовые. Из общенаучных использовались исторический, когда предмет исследования рассматривался во временном движении, развитии и функционировании, логический, когда исследовалась объективная и необходимая связь юридических понятий и категорий, в которых нашла отражение реальная правовая действительность, и сравнительный, когда происходило сопоставление различных правовых явлений. Из частноправовых методов использовался главным образом формально-юридический при определение юридических понятий, классификация правовых явлений.

Характеристика источников, использованных при подготовке настоящей работы, может быть условно представлена как литературные и нормативно-правовые. Была предпринята попытка анализа имеющихся публикаций в юридической прессе и действующего на момент написания работы российского законодательства с использованием главным образом справочно-правовой системы «КонсультантПлюс ВерсияПроф» и общедоступных материалов сети Интернет, а также имеющейся литературы.

Глава 1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок

1.1 Понятие и виды перевозок

Перевозка - вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения.

Классификация перевозок учеными-правоведами во многом воспроизводит деление транспорта на пассажирский и грузовой, наземный, водный и воздушный.

Соответственно выделяют следующие виды перевозок:

железнодорожные;

автомобильные;

воздушные;

морские;

внутренневодные. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.472.

Также традиционно в юридической литературе стало выделение перевозок грузов по видам сообщения:

перевозки в местном сообщении - перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.);

перевозки в прямом сообщении - перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько организаций одного вида транспорта;

перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта. В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М., 1999. С.39-40.

На автомобильном транспорте выделяют:

перевозки в городском сообщении, осуществляемые в границах населенных пунктов;

перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов;

перевозки в междугородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более 50 километров между границами этих населенных пунктов;

перевозки в международном сообщении, осуществляемые за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Транспорт также подразделяется на транспорт общего пользования, транспорт необщего пользования и транспорт общего пользования.

Соответственно можно выделить:

перевозки транспортом общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население;

перевозки транспортом необщего пользования, обслуживающий внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабриктов, готовых изделий и т.д.;

перевозки транспортом личного пользования.

При этом институт правового регулирования договора перевозки в основном касается сферы транспорта общего пользования, так как там наиболее развиты договорные отношения между сторонами.

По предмету перевозки можно классифицировать на:

грузовые;

пассажирские.

Кроме того, можно выделить в отдельный вид воинские перевозки - перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности, как особо регламентированные законодательством.

1.2 Правовое регулирование перевозок

Можно выделить следующие источники правового регулирования перевозок:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Транспортные уставы и кодексы, регулирующие договорные отношения, связанные с перевозками;

Правила перевозок и тарифы;

Международные договоры и соглашения СССР и РФ.

Принципиально важные правовые положения, регулирующие перевозки, содержатся в гл. 40 «Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее ГК РФ). Они представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок.

Тем самым, по выражению В.В. Витрянского, «обеспечивается единообразное регулирование сходных по существу отношений, складывающихся при перевозках грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых всеми видами транспорта». М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.300-303.

Представляется необходимым раскрыть содержание этих основных принципиальных положений ГК РФ, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ на основании договора перевозки.

Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, - это договор перевозки грузов, сконструированный в п. 1 ст. 785 ГК РФ по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату.

Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе:

на железнодорожном, внутренневодном и воздушном транспорте - в накладной;

на морском транспорте - в накладной или коносаменте;

на автомобильном транспорте - в товарно-транспортной накладной при перевозке грузов товарного характера или акте замера (взвешивания) при перевозке грузов нетоварного характера.

Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.

Из всех договоров перевозки в ГК РФ выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Положение ст. 789 ГК РФ гласит, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.

В силу данной статьи коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена услуг, оказываемых транспортной организацией устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В обязанности перевозчика по договору перевозки груза в силу ст. 791 ГК РФ входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной п. п. 2 и 3 ст. 791ГК РФ, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.

Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж согласно ст. 792 ГК РФ должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок.

Наряду с договором перевозки конкретного груза, когда предметом договора является доставка указанного груза в пункт назначения и выдача его получателю, ГК РФ предусматривает и в определенной степени регулирует договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

По договору об организации перевозки грузов согласно ст. 798 ГК РФ перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств, а также предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры - на морском и речном транспорте; специальные договоры - на воздушном транспорте; годовые договоры - на автомобильном транспорте. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.205-209.

В соответствии со ст. 799 ГК РФ между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.

Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира, предусмотренный ст. 786 ГК РФ.

По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Уже из самого определения договора перевозки пассажира, содержащегося в ГК РФ, следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно ГК пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Существенная же особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве его стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.