скачать рефераты

МЕНЮ


Договор перевозки грузов

Доставка груза -- основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обес-печению сохранности груза. После принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглаше-нием сторон, а затем за плату.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевоз-чик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных опера-ций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 52 УЖД, ст. 98 УВВТ, ст. 158 КТМ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной при-емкой. По истечении установленных сроков хранения груз как нево-стребованный подлежит реализации в установленном порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибыв-шие без сопроводительных документов.

3. Ответственность по договору перевозки грузов.

Имущественная ответственность участ-ников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установлен-ную настоящим ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязатель-ствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значи-тельной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевоз-чиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответствен-ности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обяза-тельства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства (ст. 143 УЖД, ст. 179 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 126 УАТ). Таким образом, ответ-ственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны: а) ограничение права на взыскание части убытков; б) запрет на умень-шение или устранение нормативной ответственности перевозчика; в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по пе-ревозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответствен-ность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как из договор-ного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору пере-возки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 устанав-ливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожа-ры) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транс-порта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматри-вается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятель-ства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за несовершсние дей-ствий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предприни-мательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях. Прежде всего, это касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сро-ков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной наклад-ной (коносаменту). Порча груза -- несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Одним из признаков ответ-ственности в обязательствах по перевозке грузов является ее ограни-ченный характер. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда -- соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушен-ной обязанности. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование в действующих уставах и кодексах исторически рассматривалась как ответственность за невыполнение плана перевозок и имела характер исключительной неустойки (ст. 144 УЖД, ст. 180 УВВТ, ст. 127 УАТ, ст. 109 КТМ и др.). Санкции, предусмотренные в них, взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к провозной плате Постановления Правительства РФ от 26 мая 1992 г.. №347, от 24 января 1993 г. №55, от 12 февраля 1994 №95, от 28 апреля 1995 г. №433 // СЗ РФ. 1993 №5. Ст. 394; 1994. №8. Ст. 597; СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1762.. В насто-ящее время в соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установ-лены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией пере-возочного процесса, применяемых к отправителям и получателям. Так, ст. 21 Закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте”, по-мимо штрафов за невыполнение плана перевозок, упоминает штрафы: а) за использование без разрешения вагонов и контейнеров; б) задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или пере-грузкой; в) нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности; д) не очистку подвиж-ного состава после выгрузки; с) повреждение или утрату подвижного состава; ж) предъявление груза, запрещенного к перевозке.

Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовла-дельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или недостачи 1руза -- в размере стоимости утрачен-ного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза -- в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза -- в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявле-нием его ценности,-- в размере объявленной стоимости 1руза (п.2 ст. 796 ГК). Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” указано, что цена, ука-занная в счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчис-ляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обыч-но взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424 ГК). Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанно-стей -- просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.

От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке -- авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различа-ются общая и частная аварии.

Общая авария характеризуется, прежде всего, тем, что убытки при-чиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки (отсюда и ее название, ст. 232 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имуще-ства (например, в целях форсирования хода судна, получившего по-вреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т.д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 234, 235 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия,-- диспозитивными (ст. 233 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 238 КТМ.

Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки.

Заключение

Договор перевозки грузов - один из хозяйственных важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.

Я считаю, что прежде, чем говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору. В настоящее время в России процветает анархия и беззаконие, рушатся все налаженные когда-то хозяйственные связи. Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.

Список литературы

Конституция РФ

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. - М., 1999.

Гражданское право./ Под ред. Е.А. Суханова. - М., 2003.

Гражданское право./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2002.

Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2000.

Маковский А.Л. Правовое регулирование морских перевозок грузов. - М., 1961.

Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. - М., 1996.

Мейер Д.И. Русское Гражданское право. Часть 1. - М.: Серия «Классика российской цивилистики». - 1998.

9. Киселев Ю.В. Договор перевозки и особенности регулирования правовых отношений, связанных с перевозкой груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом : Правовой комментарий // Хозяйство и право .- 2001.- №5.

Приложение (пример договора перевозки грузов).

г. ________________ "__"___________ 19__ г.

_______________________________________________________________,

(наименование предприятия перевозящего груз)

именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице _________________________

____________________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании __________________________________________,

(Устава, положения)

с одной стороны, и _________________________________________________,

(наименование предприятия отправляющего груз)

именуемое в дальнейшем "Отправитель", в лице ________________________

____________________________________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании __________________________________________,

(Устава, положения)

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора. Провозная плата

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить

вверенный ему Отправителем груз _____________________________________

(наименование, качество,

____________________________________________________________________.

другие индивидуальные признаки)

в количестве ________________________________, именуемый в дальнейшем

(цифрами и прописью)

"Груз", в следующий пункт назначения: ______________________________,

(наименование)

выдать груз Получателю, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку

груза плату, установленную настоящим договором.

1.2. Заключение настоящего договора подтверждается составлением

и выдачей Перевозчиком Отправителю транспортной накладной (иного

документа на груз).

1.3. Плата за перевозку груза составляет: ______________________

____________________________________________________________________.

1.4. Перевозка груза оплачивается в следующие сроки и в

следующем порядке: __________________________________________________

____________________________________________________________________.

1.5. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок,

определенный транспортными уставами и кодексами, или в разумный срок.

1.6. Работы и услуги, выполняемые Перевозчиком по требованию

Отправителя и не предусмотренные настоящим договором, оплачиваются

Отправителем по дополнительному соглашению сторон.

1.7. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для

перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и

других платежей по перевозке.

2. Подача транспортных средств. Погрузка и выгрузка груза

2.1. Перевозчик обязан подать Отправителю груза под погрузку

исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки

груза, в следующий срок: ___________________________________________.

2.2. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных

средств, не пригодных для перевозки груза.

2.3. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется Отправителем

(Получателем) в следующие сроки и в следующем порядке: ______________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________,

а также с соблюдением положений, установленных транспортными

уставами, кодексами и правилами.

3. Ответственность сторон за нарушения

обязательств по перевозке

3.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения

обязательств по перевозке Стороны несут ответственность,

установленную ГК РФ, иными правовыми актами, а также следующую

ответственность, установленную соглашением Сторон: __________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________.

3.2. Соглашения Сторон об ограничении или устранении

установленной законом ответственности Перевозчика являются

недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких

соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами

и кодексами.

3.3. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки

груза в срок, предусмотренный подпунктом 2.1. настоящего договора, а

Отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных

транспортных средств несут ответственность, установленную правовыми

актами, а также следующую ответственность, предусмотренную

соглашением сторон: _________________________________________________

____________________________________________________________________.

3.4. Перевозчик и Отправитель освобождаются от ответственности в

случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных

транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также вследствие иных явлений стихийного

характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных

направлениях, установленных в порядке, предусмотренном ______________

____________________________________________________________________,

(наименование транспортного устава или кодекса)

в иных случаях, предусмотренных _____________________________________

____________________________________________________________________.

(наименование транспортного устава или кодекса)

4. Ответственность Перевозчика за утрату, недостачу

и повреждение груза

4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза,

происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Получателю,

если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза

произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог

предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается

Перевозчиком в следующем размере:

в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости

утраченного или недостающего груза;

в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую

понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления

поврежденного груза - в размере его стоимости;

в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его

ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в

счете Продавца, а при отсутствии счета - исходя из цены, которая при

сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба,

вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, возвращает

Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного,

недостающего, испорченного или поврежденного груза, поскольку

согласно настоящему договору эта плата не входит в стоимость груза.

4.4. Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт,

акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем

порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими

документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить

основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо

Получателя груза.

5. Заключительные положения

5.1. До предъявления к Перевозчику иска, вытекающего из

перевозки груза, Отправитель (Получатель) обязан предъявить ему

претензию в порядке, предусмотренном________________________________.

(наименование транспортного устава или кодекса)

5.2. Во всем ином, не урегулированном настоящим договором, будут

применяться положения ГК РФ, _______________________________________.

(наименование транспортного устава или кодекса)

5.3. Договор вступает в силу с момента его подписания, составлен

в _______ экземплярах.

5.4. Адреса и банковские реквизиты Сторон.

Отправитель: ___________________________________________________

_____________________________________________________________________

Перевозчик: ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

Отправитель Перевозчик

_____________________ _______________________

М.П. М.П.

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.