скачать рефераты

МЕНЮ


Договор перевозки морским транспортом

Второй: до предъявления претензии или иска лицом, которому было пере-дано на это право, или до получения иного уведомления о такой передаче пере-возчик вправе произвести выплату причитающейся с него суммы лицу, пере-давшему право на предъявление претензий и исков (п. 3 ст. 382 ГК;

Третий: перевозчик может выдвигать против претензии и иска, предъявлен-ных лицом, которому право на их предъявление было передано, все возраже-ния, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о передаче права требования (ст. 386 ГК);

Четвертый: передача права на предъявление претензий и исков не влечет изменения срока исковой давности и способа его исчисления (ст. 201 ГК).

Порядок предъявления претензии

Статья 405. Порядок предъявления претензии

1. Претензия предъявляется в письменной форме.

К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных до-кументов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стои-мость отправленного груза.

Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.

2. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претен-зию, она считается принятой к рассмотрению.

Для соблюдения «письменной формы», о которой применительно к претензиям говорится в п. 1 ст. 405 КТМ РФ, необходимо, чтобы тре-бование, являющееся предметом претензии, было изложено в письменном заяв-лении, подписанном руководителем организации, заявляющей претензию, или гражданином - заявителем претензии.

Претензия должна содержать наименование лица, к которому адресует-ся требование, наименование заявителя претензии и его почтовый адрес, а так-же требование, с которым заявитель претензии обращается к должнику, осно-вания для его предъявления, сумму, которую требует заявитель претензии, и при необходимости расчет этой суммы. В претензии указывается номер расчет-ного или иного счета заявителя претензии, наименование и адрес банка, в кото-ром открыт этот счет, перечень приложенных к претензии документов.

Относительно прилагаемых к претензии документов закон предписыва-ет, что дополнительно к перевозочным документам, которые обязательно пред-ставляются в подлинниках (ч. 3 п. 1 ст. 405), заявитель обязан представить до-кументы, подтверждающие право предъявить претензию. К числу последних относится коммерческий акт, а в тех случаях, когда перевозчиком было отказа-но в его составлении или когда этот акт был составлен с нарушением Правил составления актов, акт дополнительного осмотра, произведенного независимы-ми сюрвеерами.

Кроме указанного к претензии прилагаются документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза, его оплату, а также оплату иных причитающихся в связи с перевозкой груза платежей, например фрахта, если он не входит в цену груза. Такими документами могут быть счета (фактуры-инвойсы) поставщика и/или грузоотправителя, банковские поручения с отмет-ками о произведенных платежах, справки банка.

Все перечисленные выше документы, кроме перевозочных, могут пред-ставляться в надлежащем образом заверенных копиях или выписках из таких документов, если для рассмотрения претензии имеет значение только часть документа (п. 2 ст. 60 АПК). Подлинные документы могут быть по просьбе пред-ставившей их стороны возвращены после окончания рассмотрения претензии.

Как мы видим заявитель претензии вправе прибегать к любым способам пересылки претензий. Они могут быть направлены заказными или ценными письмами, переданы по телеграфу, телетайпу или телефаксу, а также по радио. Допустима передача претензии нарочным под расписку. При этом время направления пре-тензии через почтовое ведомство удостоверяется квитанцией, а время получе-ния претензии, доставленной нарочным, - распиской адресата.

В случае, когда заявитель претензии направил ее без приложения доку-ментов, перечисленных в п. 1 ст. 405, перевозчик вправе возвратить претензию без рассмотрения. Такой возврат может быть произведен в двухнедельный срок после получения претензии. Невозвращение претензии или ее возвращение зая-вителю с нарушением названного срока согласно п. 2 ст. 405 расценивается как принятие этой претензии к рассмотрению.

Статья 406. Срок для предъявления претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза

Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки гру-за, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Эта статья определяет срок для предъявления претензий к перевозчику по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки гру-за, путем отсылки к сроку исковой давности, установленному для такого рода требований. Продолжительность последнего равняется одному году.

О моменте, с которого начинает исчисляться срок для предъявления претензии к перевозчику из договора морской перевозки груза.

В силу правила, приведенного в этой статье, а также п. 2 ст. 407, предусмотревшего приостановление течения срока исковой давности до рассмотрения претензии другой стороной или истечения срока, установлен-ного для ответа на претензию (п. 1 ст. 407), у заявителя последней, даже в слу-чае ее направления в предшествующий окончанию течения срока исковой дав-ности день, остается некоторое время для передачи соответствующего иска на рассмотрение юрисдикционного органа.

Установленный ст. 406 срок для предъявления претензий к перевозчику независимо от совпадения его продолжительности со сроком исковой давности является пресекательным сроком, т. е. сроком существования самого права. Этот срок в отличие от срока исковой давности не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.

Срок для рассмотрения претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза определяет ст. 407 КТМ РФ:

1. Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня ее получения и уве-домить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.

2. Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливает-ся до получения ответа на претензию или истечения установленного для от-вета срока.

Пункт данной статьи предусматривает обязанность перевоз-чика по договору морской перевозки груза рассмотреть направленную ему пре-тензию в установленный для такого рассмотрения срок и уведомить заявителя претензии об ее удовлетворении или отклонении (см. также п. 2 ст. 797 ГК).

О принятом перевозчиком решении удовлетворить претензию полно-стью или частично либо отклонить ее должен быть уведомлен заявитель пре-тензии. При этом в случае удовлетворения претензии ее сумма в признанной перевозчиком части должна быть перечислена кредитору. В случае отклонения претензии перевозчик должен сообщить ее заявителю основания, по которым она была отклонена.

Установленный п. 1 ст. 407 тридцатидневный срок для рассмотрения претензии перевозчиком исчисляется со дня ее получения последним, т. е. дня, когда текст претензии был вручен перевозчику, доставившим эту претензию нарочным или по почте.

В п. 2 ст. 407, который формально не входит в параграф 2 «Исковая давность» главы XXV КТМ, приведено правило о приостановлении течения срока иско-вой давности по требованиям из договора морской перевозки груза. Необходи-мость помещения такого правила в ст. 407 объясняется тем, что в силу ст. 406 претензия предъявляется в течение срока исковой давности и время, предостав-ленное законом для рассмотрения претензии перевозчиком и уведомления зая-вителя претензии о результатах такого рассмотрения (п. 1 ст. 407), не должно использоваться во вред заявителю претензии за счет сокращения срока, предос-тавленного для заявления иска.

Под приостановлением течения срока исковой давности понимается прекращение его течения на период, на который действие этого срока было приостановлено. После окончания указанного периода течение срока исковой давности возобновляется, и при этом оставшаяся неистекшей на момент приос-тановления часть срока исковой давности начинает отсчитываться с момента окончания упомянутого периода.

Поскольку приостановление течения срока исковой давности произво-дится на период со дня предъявления перевозчику претензии и до получения

ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока, при опре-делении длительности этого периода к каждом отдельном случае необходимо принимать во внимание время, затрачиваемое для доставки претензии перевоз-чику и ответа перевозчика на претензию. При исчислении сроков, установлен-ных для предъявления и рассмотрения претензий, подлежат применению общие правила гражданского законодательства, определяющие порядок исчисления сроков (глава XI ГК).

Сформулированное применительно к претензионному рассмотрению споров специальное правило о приостановлении течения срока исковой давно-сти по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора морской перевоз-ки, в КТМ РФ не является единственным. Приостановление течения срока исковой давности в КТМ предусмотрено также для требований, зависящих от расчетов по общей аварии (ст. 412).

Оба указанных основания для приостановления течения срока исковой дав-ности не исключают, однако, приостановления течения этих сроков по основа-ниям, предусмотренным нормами гражданского законодательства, например таких, как непреодолимая сила, мораторий на исполнение обязательств, приос-тановление действия правовых норм, регулирующих соответствующие отноше-ния, и пр. (см. п. 1 ст. 412).

Приостановлению течения сроков исковой давности при наличии основа-ний, перечисленных в гражданском законодательстве, не должно препятство-вать отсутствие в КТМ общего положения, в соответствии с которым к требо-ваниям из торгового мореплавания допускается применение общих правил гра-жданского законодательства, определяющих порядок приостановления течения сроков исковой давности, подобных тем, которые были приведены в ст. 307 КТМ 1968 г.

Включение в КТМ специальных правил о приостановлении течения срока исковой давности (п. 2 ст. 407 и ст. 412) лишь дополняет общие правила гражданского законодательства, но не дает оснований применять к этим срокам положения пп. 2 и 3 ст. 202 ГК, связывающих приостановление течения сроков исковой давности с возникновением перечисленных в п. 1 ст. 202 ГК обяза-тельств в последние шесть месяцев срока давности, что дает основание для уд-линения этих сроков.

Сроком исковой давности является установленный законом «срок для защиты права лица, право которого нарушено» (ст. 195 ГК). С истечением это-го срока указанное выше лицо утрачивает право требовать от юрисдикционного органа защиты нарушенного или оспариваемого права.

Требование о защите нарушенного или оспариваемого права принима-ется к рассмотрению юрисдикционными органами независимо от истечения срока исковой давности (п. 1 ст. 199 ГК).

Сам по себе факт пропуска срока исковой давности не является основа-нием для принятия юрисдикционным органом решения об отказе в иске, если на такой пропуск не сослался ответчик (п. 2 ст. 199 ГК).

Ссылка ответчика на пропуск истцом срока исковой давности должна быть сделана до вынесения юрисдикционным органом решения по делу. В качестве такой ссылки признается отказ ответчика от удовлетворения искового требова-ния истца по мотиву пропуска исковой давности, сделанный в отзыве на иско-вое заявление или в ответе на требование, заявленное в претензионном порядке. п. 11 постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 1992г. №23 с изм. и доп., внесенными постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1993 г. № 13, от 23 февраля 1994 г. № 8 // Вестник ВАС РФ. 1993. № 2; № 9; Хозяйство и право. 1994. № 6

Закон (ст. 205 ГК) предусмотрел возможность восстановления юрис-дикционным органом, рассматривающим соответствующее дело, пропущенно-го срока исковой давности по требованию истца-гражданина. Основанием для восстановления пропущенного срока исковой давности является признание причин такого пропуска уважительными.

Установленный законом срок исковой давности и порядок его исчисле-ния не может быть изменен по соглашению сторон (п. 1 ст. 198 ГК). Должник, исполнивший свою обязанность по истечении срока исковой давности, не впра-ве требовать исполненное обратно независимо от того, знал ли он в момент ис-полнения об истечении срока исковой давности (ст. 206 ГК).

В силу п. 1 ст. 408 КТМ РФ (соответственно п. 3 ст. 797 ГК) к требованиям из договора морской перевозки груза применяется годичный срок исковой давности. Этот срок согласно п. 1 ст. 197 ГК относится к числу специ-альных сроков исковой давности.

Установленный ст. 408 срок исковой давности применяется независимо от того, осуществлялась ли перевозка груза в каботажном или в заграничном плавании, являются ли участники такой перевозки физическими или юридиче-скими лицами и относятся ли последние к коммерческим или некоммерческим предприятиям (организациям).

Исчисление срока исковой давности по требованию из договора мор-ской перевозки груза производится по правилам, приведенным в п. 2 ст. 408, в зависимости от содержания предъявляемого требования.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв-ляется возмещение ущерба за утрату груза, то срок исковой давности исчисля-ется с момента истечения тридцати дней со дня, в который этот груз должен быть выдан перевозчиком.

День выдачи груза определяется:

при перевозке груза на судне, следовавшем по расписанию, - днем, когда это судно по расписанию должно было прийти в порт назначения;

при перевозке, выполнявшейся вне расписания, но в направлении, для кото-рого был установлен срок доставки, - днем, в который истек этот срок;

при перевозке, выполнявшейся вне расписания, но в направлении для кото-рого срок доставки не установлен, - днем окончания времени, обычно затрачи-ваемого и разумно необходимого (ст. 792 ГК) для доставки груза в порт назна-чения.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв-ляется возмещение ущерба за утрату груза, перевозившегося в смешанном со-общении, то срок исковой давности исчисляется со дня истечения 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв-ляются возмещение ущерба за повреждение груза, просрочку в его доставке, а также возврат перебора или взыскание недобора провозных платежей, срок исковой давности исчисляется со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, со дня, в который он должен быть выдан.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв-ляются возмещение убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, плата за простой судна, премии за досрочную погрузку или выгрузку груза, срок исковой давности исчисляются со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начата перевозка груза.

По требованиям из договора морской перевозки груза, предъявляемым во всех остальных случаях, днем, с которого начинает исчисляться срок иско-вой давности, является день наступления события, послужившего основанием для предъявления требования. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / под ред. Г.Г. Иванова. - М.: Спарк, 2000. - 734 с.

3. Агентирование судов

Статья 232. Определение договора морского агентирования:

По договору морского агентирования морской агент обязуется за возна-граждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории. (ст. 232 КТМ РФ)

В КТМ 1968 г. отсутствовали нормы, регулирующие морское агентиро-вание, за исключением ст. 63, предписывающей, что агентское обслуживание судов в морском торговом порту должно осуществляться государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.

Агентирование как институт появилось в российском законодательстве с введением в действие части второй ГК в 1996 г., в которой содержится глава 52 «Агентирование».

В постановлении Высшего Арбитражного Суда № 5056/98 от 26 января 1999 г. отмечалось, что «услуги судового агента, оформленные агентским дого-вором, понятие и признаки которого содержатся, в главе 52 Гражданского ко-декса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Рос-сийской Федерации актах и нормах международного права». Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что такого рода ус-луги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспе-диции (п. 1 ст. 801 ГК) и что, следовательно, услуги судового агента не являют-ся посредническими (Вестник ВАС РФ. 1999. № 5. С. 29-30).

Договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области тор-тового мореплавания в порту или на определенной территории. Правила ст. 232 КТМ РФ соответствуют положениям ч. 1 п. 1 ст. 1005 ГК. Они вме-сте с положениями других статей главы XIII КТМ предусматривают особенности договора морского агентирования как отдельного вида агентского договора согласно п. «4» ст. 1005 ГК.

В главе XIII «Договор морского агентирования» КТМ РФ не содержится положений о форме договора морского агентирования, однако следует иметь в виду, что такой договор должен заклю-чаться в простой письменной форме. Это требование содержится в подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК, устанавливающей, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. На практике в линейном судоходстве агентские договоры заключаются путем составления одного документа, подписанного сторонами, а в трамповом судоходстве неред-ки случаи заключения агентского договора путем обмена документами посред-ством электронной и иной связи, что соответствует положениям п. 2 ст. 434 ГК.

В качестве морского агента могут выступать юридические лица, яв-ляющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предпринимате-ли, имеющие лицензию на агентское обслуживание морских судов в морских портах в соответствии с Законом о лицензировании. В международной практи-ке морской агент в том значении, которое определено КТМ РФ, иногда называется портовым агентом (port agent).

В качестве принципала в договоре морского агентирования во всех случаях выступает судовладелец.

Договор морского агентирования является возмездным. К агентскому возна-граждению применяются правила ст. 1006 ГК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.