скачать рефераты

МЕНЮ


Договор подряда

Указанный договор, как и договор строительного подряда, непосредственно связан со сферой капитального строительства. Проведение изыскательских работ и разработка технической документации предваряют начало строительства любого объекта и являются его обязательными предпосылками.

Правовое регулирование договорных отношений данного вида осуществляется как общими положениями о подряде, так и специальными нормами, сосредоточенными в § 4 главы 37 ГК РФ. Последние отражают особенности содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и отчасти ответственности сторон за нарушение принятых обязательств. Во всем остальном надлежит исходить из общих положений о подряде, а в ряде случаев -- из правил о договорах строительного подряда с учетом различий, существующих между этими разновидностями подрядных обязательств. Принятие специального закона о выполнении проектных и изыскательских работ ГК РФ не предусматривается.

Предметом договора является выполнение проектировщиком (изыскателем) проектных и (или) изыскательских работ, которые должны завершаться составлением технической документации или представлением заказчику данных о проведенных изысканиях. Договором может охватываться выполнение как того и другого вида работ, так и лишь одного из них.

Изыскательские работы -- это составная, причем начальная стадия проектирования. Изыскания проводятся с целью технико-экономического обоснования выбора района и конкретного места строительства, комплексного изучения природных условий района, возможностей использования местных строительных материалов, источников водоснабжения, транспортного сообщения, прокладки коммуникаций и т.д., т.е. задачей изыскательских работ является подготовка всех данных, которые необходимы для разработки технико-экономического обоснования строительства и последующего составления технической документации.

Этот договор характеризуется высокой степенью ответственности подрядчика. Его ответственность не ограничивается только должным составлением технической документации и выполнением изыскательских работ. Подрядчик отвечает за недостатки технической документации и выполненных работ в случае, когда они были обнаружены в ходе строительства, эксплуатации объекта, созданного на основе такой документации (ст. 761 ГК РФ). Ответственность подрядчика заключается в том, что он обязуется переделать документацию и провести необходимые дополнительные изыскательские работы безвозмездно. На него также возлагается обязанность возместить заказчику убытки, если законом или договором подряда не предусмотрено иное (п. 2 ст. 761 ГК РФ).

На заказчика возлагается обязанность передать подрядчику задание на проектирование, исходные данные, необходимые для составления технической документации. Такое задание может быть подготовлено подрядчиком по поручению заказчика. В этом случае оно становится обязательным для сторон с момента утверждения заказчиком (п. 1 ст. 759 ГК РФ). Кроме этого, ст. 762 ГК РФ возлагает на заказчика ряд обязанностей, в частности, уплатить заказчику установленную цену, оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных работ и др.

На заказчика возложена обязанность участвовать в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. В случае, если исходные данные были изменены не по вине подрядчика, заказчик обязан возместить вызванные этим дополнительные расходы. Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному заказчику третьими лицами, о недостатках документации или изыскательских работ.

Оплата может осуществляться после завершения всех работ либо частями после завершения отдельных ее этапов. Заказчик также обязан использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только в целях, определенных договором. Гражданский кодекс регулирует права сторон на техническую документацию. Они могут использовать полученные данные для себя, но не имеют права передавать документацию третьим лицам и разглашать ее содержание без согласия контрагента.

Подрядные работы для государственных нужд

Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.08.1993 N 812 (ред. от 18.02.1998) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" //"Российской газете" - 26.02.1998)., утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов. Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон -- и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости -- и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования отношений подряда, анализа теоретических положений действующего законодательства и практики их применения можно сделать определенные теоретические и практические выводы.

Подрядные правоотношения - это вид гражданских правоотношений, при возникновении которых одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Одним из оснований возникновения подрядных правоотношений является договор подряда, который имеет свои отличительные черты и особенности. Наличие различных видов договора подряда обусловлено разнообразием общественных отношений, субъекты которых нуждаются в помощи специалистов в той или иной сфере по выполнению работ или оказанию услуг.

Договор подряда является сходным со многими договорами, но различен в предмете договоров. Именно предмет выражает цель любого договора, поэтому если стороны ставят перед собой цель не просто сделать какую-то работу, а достичь результата этой работы - налицо подрядные отношения.

Согласно ст.35 Закона о защите прав потребителей исполнитель отвечает за сохранность материала (вещи) потребителя и экономное и расчетливое его использование, поэтому исполнитель обязан:

- предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала;

- представить отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток либо с согласия потребителя уменьшить цену работы с учетом стоимости оставшегося у исполнителя неиспользованного материала.

При сдаче работы заказчику подрядчик обязан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о возможных для самого заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований.

Если большинство договоров имеют специальные требования к форме, то форма договора подряда не установлена, поэтому определяются общими положениями о форме договоров.

В представленной курсовой работе мной была предпринята попытка анализа действующего законодательства Российской Федерации, а также механизма заключения договора подряда. На основании вышеизложенного материала мне хотелось бы подчеркнуть, что нормативный материал, регулирующий данную сферу деятельности, требует систематизации, что позволит снизить количество подзаконных актов в данной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Гражданское право: В 2 томах, Том II. Полутом 1: Учебник // Отв. ред. проф. Е.Л. Суханов. -- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство БЕК, 2000.

2) Гражданское право. Том II. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -- М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.

3) Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М.: «Статус», 2003.

4) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) // Под ред. О.Н. Садикова. Изд. 4-е. М., 10.02.2008.

5) Курс трудового права. Том I. // Под ред. А.С. Пашкова, С.П. Маврина. Е.Б. Хохлов. Спб., 2006.

6) Левшина Т.Л, Основы законодательства о защите прав потребителей (курс лекций). М., 2004.

7) Пиляева В.В. Римское частное право: Учеб.пособие. - 3-е изд. Дополненное. - М., 2001.

8) Российское гражданское право: Учебник // Под ред. 3.Г. Крыловой, Э.П. Гаврилова. 2-е изд. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001.

9) Правовые ресурсы интернет версии системы «Консультант плюс», раздел - «Законодательство» (http://www.base.consultant.ru)

10) Правовые ресурсы интернет версии газеты «Российская Газета», раздел - «Законодательство» (http://www.rg.ru)

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

1) "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2) "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

3) "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995), (ред. от 06.12.2007), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

4) Закон РФ «О защите прав потребителей» в ред. От 9 янв. 1996 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140. (ред. от 25.10.2007)

5) ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.08.1993 N 812 (ред. от 18.02.1998) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"// ("Российской газете" - 26.02.1998).

6) Положение о подрядных торгах в Российской Федерации // "Российские вести", N 90, 13.05.03

7) Постановление Правительства РФ № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в РФ» от 15 авг. 1997 г. (ред. от 22.02.2005) // "Собрании законодательства РФ" - 14.02.2005 / 8) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 18.12.2006) "ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 18.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)// "Российская газета",18.02.2006

9) Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)// "Российская газета", 31.07.2007.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГК РФ -- Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I ГК РФ -- часть I ГК РФ принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 1994 г.; ч. II ГК РФ -часть II принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 1995 г.; ч. III ГК РФ - часть III принята Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 ноября 2001 г.).

РФ -- Российская Федерация.

СНиП -- строительные нормы и правила.

ФЗ -- Федеральный закон.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.