скачать рефераты

МЕНЮ


Договор поставки для государственных нужд

Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт [2, п. 5 ст. 498 ГК].

Поставщик (исполнитель), принявший государственный заказ, должен заключить государственный контракт, для чего государственным заказчиком разрабатывается проект государственного контракта и направляется поставщику ( исполнителю).

Поставщик (исполнитель), получивший проект государственного контракта, обязан не позднее 30-дневноо срока, а если государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, то не позднее 20 дней со дня проведения конкурса подписать его и возвратить один экземпляр государственному заказчику, т.е. государственный контакт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.[3,с. 67]

При наличии разногласий по условиям государственного контракта (поставщик) исполнитель в тот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Но подобный отказ не всегда возможен. Так, если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, то вторая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить контракт.

Государственный заказчик, получивший государственный контракт с протоколам разногласий, должен в течении 30 дней рассмотреть их, согласовать с поставщиком и известить его о принятии государственного контракта в редакции поставщика либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда.

Аналогичный порядок согласования разногласий предусмотрен при подготовке государственного контакта не государственным заказчиком, а поставщиком.

Государственным контактом может быть предусмотрена поставка товаров как непосредственно государственному заказчику, так и по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю). При осуществлении поставщиком (исполнителем) поставки товаров государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику ( исполнителю) и покупателю, который был указан государственным заказчиком, извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).

Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товара для государственных нужд.[3,с.68]

Анализ ст. 499 и 500 ГК показывает, что поскольку обязанность заключения поставщиком договора поставки вытекает из государственного контракта, отказаться от его заключения он не вправе.

Покупатель имеет право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещение о прикреплении к другому покупателю.

Государственный заказчик в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдаёт извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары, т.е. принять обязанности покупателя на себя.[3, с.69]

В то же время ни государственный контракт, ни извещение государственного заказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создают для покупателя обязанности заключить договор поставки товаров для государственных нужд. Поэтому он вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку [2,п. 1 ст. 500 ГК], причем без указания каких-либо мотивов.

При отказе покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. В свою очередь государственный заказчик в срок не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары. Невыполнение государственным заказчиком этих обязанностей дает поставщику (исполнителю) право или потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, или реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

3. Права, обязанности поставщика и государственного заказчика. Ответственность сторон

Наличие прав, обязанностей сторон и их содержание вытекают из государственного контракта. В данном случае, как и в других обязательствах, праву одной стороны корреспондирует обязанность другой.

Поставщик обязан:

1) заключить договор поставки товаров для государственных нужд;

2) заключив договор поставки, передать покупателю или государственному заказчику товары.

Государственный заказчик обязан:

1) принять поставленный товар;

2) прикрепить к поставщику покупателя в случае отказа покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. Он должен это сделать в срок не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя). Невыполнение этой обязанности государственным заказчиком дает право поставщику либо требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с реализацией, на государственного заказчика.

Государственному заказчику предоставляется право отказаться полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения поставщику (исполнителю) убытков, причиненных таким отказом;

3) оплатить товар. Оплата товаров производится государственным заказчиком, если поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателем, указанным в разгрузочной разнарядке. Однако когда поставка товаров производится покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд и, по общему правилу, он их выплачивает, то государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству, а следовательно, несет солидарную ответственность вместе с покупателем.[3,с.69-70]

Ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров для государственных нужд наступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

За некоторые нарушения при поставке товаров для государственных нужд ответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе о поставке товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. предусмотрено, что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, указанных в проекте государственного контракта.

Имущественная ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд выражается, в основном, в форме возмещения убытков и уплаты неустойки.

Убытки определяются в соответствии с правилами статьи 14 ГК. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, понесенные при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. Последняя определяется с учетом предпринятых кредитором для ее получения мер и сделанных с этой целью приготовлений [2,п. 4 ст. 364 ГК].

Согласно п. 1 ст. 311 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Неустойка (штраф, пеня) за нарушение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд может быть определена по соглашению сторон в государственном контракте (договоре) или установлена в законодательстве.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд, как и гражданско-правовая ответственность в целом, наступает при наличии определенных предпосылок, именуемых в статье 372 ГК основаниями ответственности.

В нормах ГК о поставке товаров для государственных нужд (статьи 495 -- 504), подрядных работах для государственных нужд (статьи 718 -- 722) основания ответственности за нарушение обязательств по обеспечению госнужд не определены. Что касается Закона от 24 ноября 1993 года «О поставках товаров для государственных нужд», то он не определяет такие основания в целом. Как установлено в статье 10 Закона, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные убытки, а также несет иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь и государственным контрактом. Но в статье 12 этого же Закона, где речь идет о конкретной ответственности при невыполнении условий государственного контракта по объему, сроку поставки или оплаты товаров, употреблен термин «виновник», очевидно, по отношению к виновной стороне. Типовой государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, утвержденный приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 17 марта 1995 года, в части имущественной ответственности отсылает к законодательству Республики Беларусь.

Действующим законодательством установлено, что за нарушение сроков, предусмотренных договором, за недопоставку товаров, поставку некачественных, некомплектных товаров поставщик уплачивает неустойку. Размер и вид неустойки зависят от того, какое условие не выполнено.

По общему правилу, в хозяйственной (предпринимательской) деятельности применяется ответственность независимо от вины. В силу пункта 2 статьи 372 ГК лицо, которое при осуществлении предпринимательской деятельности не исполнило обязательство либо исполнило его ненадлежащим образом, несет ответственность в том случае, если не сможет доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исключение из данного правила может быть предусмотрено лишь законодательством или договором.

Как в государственном контракте, так и в договоре поставки товаров для государственных нужд в качестве поставщика (исполнителя) выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, -- коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Поэтому их ответственность наступает в соответствии с пунктом 2 статьи 372 ГК.

Государственные заказчики, а также покупатели в договорах поставки товаров для государственных нужд приобретают (получают) товары у поставщиков (исполнителей) в целях, которые определены в статье 2 Закона от 24 ноября 1993 года (это создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т. д.). Среди государственных заказчиков и покупателей договора поставки товаров для государственных нужд могут быть и коммерческие организации, но, как правило, госзаказчики выполняют управленческие и иные функции и являются некоммерческими организациями-учреждениями. Осуществляя деятельность по приобретению товаров для государственных нужд, государственные заказчики обеспечивают выполнение тех задач и функций, ради которых они созданы.

Несколько иначе вопрос об основаниях ответственности решается в случаях, когда для государственных нужд приобретается (реализуется) сельскохозяйственная продукция. Применительно к отношениям по договору контрактации законодатель установил, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины [2,п. 2 ст. 509 ГК]. Это является исключением из правила об ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от вины (пункт 3 статьи 372 ГК). При приобретении (реализации) для государственных нужд сельскохозяйственной продукции в первую очередь подлежат применению нормы о договоре контрактации. А потому производитель сельскохозяйственной продукции отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по принципу вины независимо от того, реализует он сельхозпродукцию по договору контрактации или по государственному контракту.

Вина производителя сельскохозяйственной продукции в нарушении государственного контракта предполагается, и он должен доказать ее отсутствие.

Однако если в соответствии с законодательством должник несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств при наличии вины, а отсутствие вины установлено, то данное обстоятельство исключает ответственность должника в форме как неустойки (штрафа, пени), так и возмещения убытков. К убыткам относятся, аванс, перечисляемый производителю сельскохозяйственной продукции под закупаемую (поставляемую) для государственных нужд продукцию, и проценты за пользование банковским кредитом, предоставляемым для выплаты аванса. Это прямо вытекает из определения убытков, данного в пункте 2 статьи 14 ГК. Более того, это убытки, именуемые реальным ущербом. Другое дело, что в законодательстве прямо записана обязанность производителя сельскохозяйственной продукции возвратить аванс в случае неисполнения своих обязательств по производству и передаче продукции по не зависящим от сторон причинам [2,п. 3 ст. 509 ГК]. Данное правило, подлежащее применению и при реализации сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, относится к иным, помимо имущественной ответственности, последствиям неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. И, таким образом, отсутствие вины производителя сельскохозяйственной продукции в непоставке ее для государственных нужд дает другой стороне государственного контракта право взыскать лишь выплаченный производителю аванс без банковских процентов за полученный для выплаты аванса кредит.

Из государственных контрактов на поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд необходимо также исключать условия о том, что поставщик (производитель сельхозпродукции) освобождается от уплаты штрафа за непоставку продукции при наличии обстоятельств непреодолимой силы, среди которых называются засуха, наводнение, пожар.

Определенные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по поставке товаров для государственных нужд предусмотрены непосредственно в Гражданском кодексе Республики Беларусь.

Если иное не предусмотрено законодательством о поставке товаров для государственных нужд или государственным контрактом, государственный заказчик обязан возместить поставщику (исполнителю) убытки, причиненные в связи с выполнением государственного контракта. Для возмещения таких убытков в статье 503 ГК установлен тридцатидневный срок, исчисляемый с момента передачи товаров в соответствии с государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком обязанности по возмещению другой стороне убытков в связи с выполнением государственного контракта дает поставщику (исполнителю) право отказаться от выполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта, в дополнение к убыткам, причиненным в связи с выполнением государственного контракта. Расторжение поставщиком (исполнителем) государственного контракта в связи с невозмещением убытков дополняется еще и правом отказаться от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд, заключенного на основании извещения о прикреплении. Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, подлежат возмещению государственным заказчиком. Об отказе от исполнения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) должен уведомить другую сторону [2,ст. 493 ГК].

Согласно статье 504 ГК государственный заказчик в установленных законодательством случаях вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом. Но условием отказа является возмещение поставщику (исполнителю) причиненных этим убытков. В то же время отказ государственного заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, дает поставщику (исполнителю) право расторгнуть или изменить заключенный на основе государственного контракта договор поставки товаров для государственных нужд. Убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Особенности ответственности могут иметь место и при выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд. При этом они вытекают из более общих норм, ибо договорные отношения по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд являются разновидностями или видами соответствующих договоров: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд [2,ст. 495, 496 ГК] -- разновидностями договора поставки; государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд [2,ст. 718 ГК] -- разновидностью договора строительного подряда или договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ; государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд [2,ст, 732 ГК] -- видом договора на выполнение научно-исследовательских работ или договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.

Заключение

Для удовлетворения потребностей населения в средствах труда и продуктах производства, обеспечения стабильной экономики, укрепления обороноспособности, проведения необходимой внешней политики и выполнения ряда других задач, выражающих в целом нужды страны, государство должно располагать достаточно прочной имущественной базой, формирование которой осуществляется путем поставки товаров для государственных нужд, производимой на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Существование поставок для государственных нужд и их правовое регулирование - объективная необходимость, обусловленная публичными интересами всего общества (создание государственных материальных резервов, поддержание обороноспособности и государственной безопасности, обеспечение выполнения целевых программ и межгосударственных соглашений, поддержка функционирования отраслей социальной сферы, удовлетворение потребностей государственного управления и т.д.).

Договор поставки для государственных нужд - один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в хозяйственной деятельности. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.

Наиболее оптимален договор поставки для государственных нужд, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий, между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи.

Договор поставки - это один из важнейших договоров, с помощью которого регулируется процесс перехода на возмездной основе достаточно большой массы материальных ценностей от одних субъектов хозяйствования к другим. По субъектному составу, сфере применения, предмету поставки, экономической, правовой и социальной значимости договор поставки занимает одно из ведущих мест в системе других подобного рода договоров. Договор поставки во многом (по экономическим, правовым целям) схож с договором купли-продажи и с другими договорами, регулирующими переход права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому, не случайно, на практике схожие с ним договоры (например, договор купли-продажи) называют договорами поставки, что нельзя признать правильным.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.