скачать рефераты

МЕНЮ


Договор поставки товаров для государственных нужд как разновидность договора купли-продажи

Договор поставки товаров для государственных нужд как разновидность договора купли-продажи

Содержание

Введение

1. Понятие и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд

2. Источники правового регулирования

3. Заключение государственного контракта

3.1 Структура договорных связей по поставкам товаров для государственных нужд

3.2 Государственные заказчики

3.3 Обязанность поставщика заключить государственный контракт

3.4 Основания заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд

3.5 Порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд

3.6 Порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд

4. Условия государственного контракта. Права и обязанности сторон

4.1 Порядок расчетов

4.2 Условия о цене

4.3 Основания и порядок возмещения убытков, причиненных исполнением госзаказа

4.4 Основания возмещения убытков при изменении и расторжении договора

5. Ответственность сторон за нарушение обязательств по государственному контракту или договору поставки для государственных нужд

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Договор купли-продажи является наиболее распространенным и важным видом среди договоров, опосредующих гражданский оборот. Все виды предпринимательской деятельности связаны с рынком товаров, и предприниматели широко используют договор купли-продажи. Этот договор находит применение также в отношениях граждан, граждан и предпринимателей.

Отказ от планово-административных методов регулирования рыночных отношений сблизил с договором купли-продажи ранее самостоятельный вид договора с аналогичным предметом, опосредовавший централизованно планируемую возмездную реализацию товаров, - договор поставки, и оказал тем самым решающее влияние на новую классификацию договоров и их систему в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). Перемены в определении системы договоров и расширение сферы применения договора купли-продажи вызваны также тем, что договор купли-продажи наиболее соответствует свободной рыночной экономике.

Эти факторы в совокупности позволили отказаться от системы самостоятельных договоров (поставки, контрактации, энергоснабжения и др.), которые ранее принято было именовать "хозяйственными договорами", и предусмотреть в новом ГК РФ единое понятие гражданско-правового договора купли-продажи.

В качестве отдельного вида договора купли-продажи в ГК РФ выделен договор поставки товаров для государственных нужд. В период перехода к рыночным отношениям договор поставки, как правило, заключается по свободному усмотрению сторон. Между тем для удовлетворения потребностей государства и общества необходимо создать такой правовой режим поставки товаров, который бы, с одной стороны, стимулировал принятие заказа государства, а с другой - обеспечивал государственное влияние на исполнение договоров, заключаемых для обеспечения государственных нужд.

Новый вид договора - государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд - это жесткий правовой механизм, регулирующий отношения по государственным заказам.

Актуальность темы заключается в том, что сегодня договор на поставку товаров для государственных нужд очень распространен и играет важную роль в организации и осуществлении хозяйственной деятельности и предпринимательства.

Цель работы заключается в изучении содержания договора поставки товаров для государственных нужд.

Задачи работы:

1) дать понятие договора на поставку товаров для государственных нужд; рассмотреть сферу его применения и основные особенности;

2) определить источники правового регулирования;

3) рассмотреть особенности заключения договора на поставку товаров для государственных нужд;

4) рассмотреть особенности исполнения обязательств, права и обязанности сторон;

5) рассмотреть ответственность сторон за нарушение обязательств

6) по договору поставки для государственных нужд.

Предмет исследования - договор поставки товаров для государственных нужд как разновидность договора купли-продажи.

Объект исследования - содержание договора поставки товаров для государственных нужд.

1. Понятие и сфера применения договора поставки товаров для государственных нужд

Понятие договора и его особенности. Поставка товаров для государственных нужд выделена в ГК РФ в качестве отдельного вида договора купли-продажи (§ 4 гл. 30). Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров:

а) государственного контракта;

б) заключенного в соответствии с ним договора поставки.

Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт.

Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд - это соглашение, в силу которого поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, который размещается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).

В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать (ст. 4 Закона о размещении заказов): органы государственной власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд - государственного заказа.

Термин "государственный контракт", с одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок для государственных нужд, с другой - участие в договоре государства в лице соответствующих органов - государственных заказчиков. При этом государственный заказчик, как правило, участвует в размещении заказов на товары для государственных нужд и может указывать получателя товаров и плательщика. Однако государственный заказчик во всех случаях принимает на себя обязанность обеспечить оплату поставленных товаров, т.е. гарантирует оплату.

Для трактовки заключенного договора поставки в качестве государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) требуется наличие одновременно следующих признаков:

1) цель - обеспечение государственных нужд;

2) формирование государственного заказа и заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными им лицами;

3) оплата за счет бюджетных средств, как правило, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета, и внебюджетных источников финансирования.

Государственному контракту (договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются действия по передаче вещей, определяемых родовыми признаками; срок исполнения договора отдален от момента его заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки и периоды.

Вместе с тем можно отметить существенные отличия порядка заключения и содержания государственного контракта от заключения и содержания иных видов договора купли-продажи:

1) покупателем является государственный заказчик - орган государственной власти или уполномоченные им лица;

2) государственные контракты заключаются на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;

3) основным способом размещения заказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов, позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственного заказа;

4) государственный заказчик обеспечивает не только своевременную оплату товаров, но и возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением им государственного заказа;

5) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов установлены нормами ГК;

6) законы о поставках товаров для государственных нужд определяют организации, для которых заключение государственного контракта в качестве поставщика является обязательным;

7) интересам государственного заказчика предоставляется особая защита, в частности, законы о поставках товаров для государственных нужд предусматривают неустойку за нарушение обязательств. В ряде случаев неустойке придан штрафной характер;

8) споры, возникающие при заключении государственного контракта или заключаемого на его основе договора, рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли у одной из сторон обязанность заключить договор.

Таким образом, как уже отмечалось, государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд отличаются от иных договоров поставки товаров, во-первых, целью продажи и приобретения товаров; во-вторых, участием в поставках государственных заказчиков, в качестве которых выступают органы исполнительной власти или уполномоченные ими лица; в-третьих, оплатой товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Продажа и приобретение государственным заказчиком товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования обусловили особый порядок заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированность государственным заказчиком платежей за поставленные товары и тем самым стимулирование принятия заказов исполнителями.

Сфера применения договора. В законах о поставках товаров для государственных нужд определены цели и задачи организации таких поставок для федеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены:

а) создание и поддержание государственного резерва;

б) поддержание необходимого уровня обороноспособности страны;

в) обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств;

г) реализация федеральных и региональных целевых программ.

Эти цели и задачи позволяют определить широкую сферу применения государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) и отношения, подпадающие под регламентацию нормативных актов о поставках товаров для государственных нужд.

Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечивающих выполнение функций государства и удовлетворение этих нужд за счет федерального бюджета и внебюджетных источников. Все законы об обеспечении государственных нужд товарами возлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органы исполнительной власти.

2. Источники правового регулирования

Применение норм ГК РФ. Основания заключения договора поставки для государственных нужд и порядок его исполнения определены § 4 гл. 30 ГК РФ. К отношениям, не урегулированным этим параграфом, применяются нормы о договоре поставки, включенные в § 3 гл. 30 ГК РФ (п. 2 ст. 525 ГК РФ). При отсутствии же соответствующих норм в § 3 гл. 30 к договору поставки товаров для государственных нужд применимы нормы § 1 гл. 30 ГК РФ, т.е. "Общие положения о договоре купли-продажи".

При покупках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, если отсутствуют нормы в § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются прежде всего нормы § 5 гл. 30 ГК РФ о договоре контрактации, а затем уже нормы о договоре поставки.

Законы о поставках для государственных нужд. В части, не урегулированной ГК РФ, к договору поставки товаров для государственных нужд применяются соответствующие законы о поставках товаров для государственных нужд. Это прежде всего Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Он распространяется на поставки товаров для федеральных нужд и устанавливает, что поставки товаров для региональных нужд осуществляются в соответствии с общими принципами и положениями, закрепленными названным Законом.

В соответствии с п. 4 ст. 1 указанного Закона отношения, возникающие в связи с закупками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом. Таким законом является Закон о закупках и поставках сельхозпродукции.

Одной из сфер поставок для государственных нужд названо создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации. Поэтому в качестве еще одного закона следует назвать Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О государственном материальном резерве".

К перечисленным законам относится также Закон об оборонном заказе, поскольку согласно п. 2 ст. 2 этого Закона поставки продукции по оборонному заказу являются одним из видов поставок для государственных нужд.

Порядок формирования государственного заказа на поставку товаров для государственных нужд для всех упомянутых сфер определен Федеральным законом от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Особое значение имеет Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов по поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд". С момента вступления его в силу иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.

В ГК РФ не упоминается муниципальный заказ на поставку товаров для муниципальных нужд, оплачиваемых за счет средств бюджета органов местного самоуправления. Однако такие заказы существуют. При этом органами местного самоуправления могут использоваться нормы о размещении заказов, предусмотренные федеральным законом. Заключение и исполнение договоров поставки товаров для нужд местного самоуправления регулируются нормами ГК РФ.

Положения, касающиеся государственного заказа и государственных контрактов, включены также в Бюджетный кодекс (ст. 71-73).

Таким образом, правила, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд, составляют сложную систему.

3. Заключение государственного контракта

3.1 Структура договорных связей по поставкам товаров для государственных нужд

Возможны для варианта заключения и исполнения государственного контракта (договора) поставки товаров для государственных нужд. По первому варианту государственный заказчик заключает государственный контракт с поставщиком товаров. Согласно контракту товар может передаваться поставщиком непосредственно государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочных разнарядках государственного заказчика.

По второму варианту государственный заказчик, заключив государственный контракт, направляет поставщику извещение о прикреплении к нему покупателей. В этом случае поставщик - сторона государственного контракта заключает договоры поставки товаров для государственных нужд с указанными госзаказчиком покупателями. Заключение с определенным в качестве покупателя лицом договора поставки товаров для государственных нужд поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора непосредственными исполнителями договора и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.

В соответствии с Законом об оборонном заказе государственный контракт заключается государственным заказчиком с головным исполнителем оборонного заказа, а указанный исполнитель заключает контракты (договоры) с поставщиками комплектующих изделий и материалов для обеспечения выполнения оборонного заказа.

Стороны при заключении государственного контракта согласовывают применение того или иного варианта структуры договорных связей.

3.2 Государственные заказчики

Государственными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственные учреждения, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета.

В качестве государственных заказчиков федеральной целевой программы могут выступать федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или федеральные учреждения, указанные Правительством РФ при утверждении федеральной целевой программы.

Государственным заказчиком субъекта Российской Федерации являются органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие закупки товаров для нужд субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта РФ и его внебюджетных фондов.

Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а на поставку товаров в мобилизационный резерв - также органы исполнительной власти. По закону о государственном оборонном заказе государственным заказчиком может быть только орган государственной власти, имеющий в своем составе войска или вооруженные формирования.

Государственные заказчики вправе в порядке, установленном соответствующими законами, передать другим лицам заключение договора на поставку товаров для государственных нужд.

3.3 Обязанность поставщика заключить государственный контракт

В исключение из принципа свободы договора упомянутые законы перечисляют организации, которые в качестве поставщика обязаны принять государственный заказ и заключить государственный контракт (договор поставки для государственных нужд).

Закон о поставках продукции для государственных нужд возлагает обязанность заключить договор поставки для государственных нужд на казенные предприятия, а также на организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара. При этом необходимым условием заключения поставщиком государственного контракта является принятие государственным заказчиком на себя обязанности возместить все убытки, которые могут быть причинены выполнением государственного заказа. Это условие неприменимо в отношении казенного предприятия, обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.

По Закону о государственном материальном резерве обязанность заключить государственный контракт возлагается на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а также на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.