скачать рефераты

МЕНЮ


Договор транспортной экспедиции

Экспедитор несет ответственность за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за повреждение (порчу) данного вида груза экспедитор несет ответственность в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. В рассматриваемом случае Закон распространяет предел ответственности (объявленная ценность груза) не только на случаи утраты груза, что предусмотрено в транспортных уставах и ГК РФ, но также и на случаи недостачи, повреждения (порчи) груза. При несовпадении действительной стоимости и объявленной ценности груза компенсация, например, за повреждение груза, принятого экспедитором с объявлением ценности, может превышать действительно причиненный грузу ущерб, если объявленная ценность груза больше его действительной стоимости, и наоборот, быть меньше. Как отмечает Г.П. Савичев, объявление завышенной ценности обычно происходит от того, что владелец груза таким образом в случае его утраты может как-то компенсировать убытки Гражданское право. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2000, т.е. институт объявленной ценности является следствием существования ограниченной ответственности перевозчиков (экспедиторов).

Для применения ограниченной ответственности в размере реального ущерба при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза во внутрироссийских перевозках необходимо отсутствие в действиях экспедитора вины, т.е. не только умысла и грубой неосторожности, но и простой неосторожности. Умысел присутствует при намеренном действии или бездействии лица, сознательно направленном на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Неосторожность имеется, когда должник при исполнении обязательства не проявляет в степени, необходимой для надлежащего исполнения обязательства, заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру обязательства и условиям оборота. Грубая неосторожность выражается в непроявлении лицом той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота в подобном положении, и в результате этого непринятие лицом очевидных мер в целях надлежащего исполнения обязательства.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что ограничения ответственности при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не вследствие нарушения обязательств перевозчиком, применяются лишь при отсутствии вины экспедитора. Если имеется виновное поведение экспедитора (либо третьего лица, на которого экспедитор возложил исполнение определенных обязанностей), то помимо возмещения реального ущерба и полного или в определенных случаях частичного возвращения клиенту уплаченного вознаграждения, экспедитор также возмещает клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, т.е. его ответственность выше. Однако данная ответственность не может быть признана полной, так как Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» сужено содержание понятия «реальный ущерб». Отсутствие вины экспедитора в возникшей утрате, недостаче или повреждении (порче) груза может быть констатировано, лишь когда будет доказано, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от экспедитора по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения данного обязательства.

В случае применения к экспедитору ограниченной ответственности, помимо возмещения реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор может быть обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Такая обязанность может быть возложена на экспедитора только в случае, если она предусмотрена договором транспортной экспедиции. Экспедитор возвращает вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. При утрате груза вознаграждение возвращается в полном объеме, так как размер, пропорциональный стоимости утраченного груза, составляет сто процентов. При согласовании сторонами договора транспортной экспедиции порядка выплаты вознаграждения после выполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором, соответствующая часть вознаграждения не уплачивается клиентом. Правило о возврате вознаграждения соответствуют тому, что договор транспортной экспедиции - это договор об оказании услуг. Законодатель не возлагает на экспедитора обязанность возвратить клиенту в соответствующем размере расходы, понесенные им в интересах клиента. Для того чтобы экспедитор был обязан возместить их, необходимо включить эти расходы в цену товара. В отличие от транспортно-экспедиционных обязательств, перевозчик согласно ГК РФ полностью возвращает провозную плату, которая включает как вознаграждение, так и понесенные им расходы, причем не только в случае утраты, но и недостачи, повреждения груза.

Для международных перевозок установлены предельные суммы ответственности в расчетных единицах. Под расчетной единицей в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом для своих операций и сделок на соответствующую дату, под которой понимается дата принятия судебного решения или дата, указанная в соглашении сторон.

Ответственность экспедитора при оказании услуг, связанных с международными перевозками груза, при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза ограничивается не действительной стоимостью или объявленной ценностью груза, а нормативно установленной суммой в размере двух расчетных единиц (специальные права заимствования) за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза. Если экспедитор при выполнении услуг, предусмотренных договором транспортной экспедиции, возлагал исполнение определенных обязательств на третье лицо, которое допустило утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, и при возмещении причиненных экспедитору убытков с данного третьего лица была взыскана сумма более чем две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза, то и экспедитор, осуществляющий международные сообщения, должен нести перед клиентом повышенную ответственность в размере, равном полученной от третьего лица суммы. Если же в указанной ситуации третье лицо возмещает экспедитору убытки в размере меньшем, чем две расчетные единицы, экспедитор относит на свой счет разницу, так как он не может уменьшить свою ответственность перед клиентом.

Ограничение ответственности экспедитора установленной суммой специальных прав заимствования при оказании услуг в международных сообщениях применяется только в случае, если нарушение экспедитором своих обязанностей возникло не вследствие собственного действия или собственного бездействия экспедитора, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Бремя доказывания этого факта лежит на экспедиторе, что дало некоторым авторам основание говорить о неверной формулировке правила о бремени доказывания. Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы либо обстоятельства, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза), являются основанием освобождения от ответственности, наличие же умысла или грубой неосторожности может являться основанием для возложения полной ответственности Иванов С. Закон “О транспортно-экспедиционной деятельности”: аналитический обзор// Международный экспедитор. 2003 №4.

В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза, возникших при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, экспедитор возмещает клиенту не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, причем в полном объеме, однако в размере не более чем две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое экспедитор отвечает. Следовательно, в пределе двух расчетных единиц или в пределе большей суммы, если она возмещена лицом, за которое экспедитор отвечает, клиент может взыскать с экспедитора не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, что важно, если реальный ущерб меньше, чем установленный Законом предел (в расчетных единицах).

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает общее правило о возмещении экспедитором убытков, причиненных клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и не является следствием обстоятельств непреодолимой силы или виновных действий (бездействия) клиента. Если в договоре транспортной экспедиции не установлены определенные сроки, то экспедитор будет нести ответственность за нарушение разумных сроков, которые определяются в каждом конкретном случае. За нарушение сроков экспедитор по общему правилу несет ответственность в полном объеме, исключениями являются нарушение срока, вызванного неисполнением обязанностей перевозчиком, и нарушение срока, в результате которого груз был признан утраченным.

При нарушении экспедитором срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, клиентом в котором является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор обязан уплатить клиенту законно установленную штрафную неустойку. Размер данной неустойки, предусмотренный Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», составляет за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок исполнения экспедитором обязательств указан в часах) 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения. Помимо уплаты неустойки экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору. Убытки возмещаются на основании общих положений главы 25 ГК РФ, т.е. в полном объеме.

Российским законодательством предусмотрены различные основания освобождения экспедитора от ответственности, каждое из которых действует в той или иной ситуации.

В тех случаях, когда ответственность экспедитора определяется в соответствии с общими нормами ГК РФ, экспедитор не несет ответственности за причиненные клиенту убытки, произошедшие вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, вызванных нарушением договора перевозки, основания освобождения экспедитора от ответственности содержатся в соответствующих транспортных уставах (кодексах).

По вопросу об освобождении экспедитора от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза следует различать две ситуации: 1) когда означенный ущерб произошел при осуществлении перевозки груза; 2) когда ущерб произошел не при перевозке груза.

В первом случае применяются положения соответствующих транспортных уставов и кодексов, во втором - непосредственно транспортно-экспедиционное законодательство.

В случае утраты или повреждения груза при осуществлении, например, морской перевозки перевозчик освобождается от ответственности перед экспедитором, если докажет, что утрата или повреждение произошли не только вследствие непреодолимой силы, но и вследствие опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море; действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.); действия или бездействия отправителя или получателя и т.д. (ст. 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Эти же обстоятельства будут являться основаниями освобождения экспедитора от ответственности перед клиентом.

При утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не при осуществлении перевозки, основания освобождения экспедитора от ответственности отличаются от предусмотренных общими нормами ГК РФ. В соответствии с Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», воспроизводящим для экспедитора формулировку освобождения от ответственности аналогично освобождению от ответственности перевозчика, содержащуюся в ГК и соответствующих транспортных уставах, для освобождения от ответственности экспедитор должен доказать наличие непредотвратимых и неустранимых по независящим от экспедитора причинам обстоятельств. Некоторые авторы рассматривают фразу»… если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые лицо не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело» в качестве выражения виновной ответственности лица Гражданское право: в 2 т. Том 2. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд. М., 2000; Гражданское право. Том 2: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. . Другие справедливо отмечают, что указанная норма есть не что иное, как дополнительное основание освобождения от ответственности, возможность установления которого прямо предусмотрена п. 3 ст. 401 ГК РФ Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003., в соответствии с которым к лицам-предпринимателям законом может быть предусмотрено иное основание освобождения от ответственности, помимо непреодолимой силы.

Рассматриваемое основание освобождения от ответственности, предусмотренное Законом, является более предпочтительным для экспедитора и ставит его в более выгодное положение по сравнению с режимом, предусмотренным общими положениями ГК РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» внес изменения в регулирование вопросов ответственности экспедитора, однако в ряде случаев указанные изменения не являются до конца последовательными. Наглядным примером может служить ограниченная реальным ущербом ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не в связи с нарушением обязательств перевозчиком. Сфера применения указанной ответственности весьма узка: для ее применения необходимо, с одной стороны, отсутствие обстоятельств, освобождающих экспедитора от ответственности (т.е. обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело), и с другой стороны, обязательно наличие всех мер, принятых экспедитором для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, т.е. невиновность экспедитора.

2.2 Проблема определения клиента из договора транспортной экспедиции

Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции определяется через его права и обязанности. Основными обязанностями клиента является обязанность уплатить экспедитору вознаграждение и оплатить расходы, связанные с выполнением или организацией выполнения экспедитором определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор транспортной экспедиции является возмездным. Условие о вознаграждении является определимым существенным условием в договоре транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги. Транспортно-экспедиционный рынок в России действует и развивается, поэтому определить размер вознаграждения, так же как и примерный размер расходов, вполне легко.

Обычно размер вознаграждения определяется тарифами, существующими у экспедитора. Тарифные ставки устанавливаются с учетом характера экспедиторских операций, места их совершения, вида груза (тарно-штучный, навалочный). Размер ставок может быть дифференцирован не только для разных грузов, но и для разных видов сообщений: операции по переработке грузов в заграничном сообщении, большом каботаже и в прямом водном сообщении оплачиваются более высоко, чем аналогичные работы в междупортовом сообщении (малом каботаже) и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Очень часто экспедиторы котируют сквозную ставку за перевозку груза от пункта отправления до пункта назначения на основе ставок каждого вида транспорта, участвующего в смешанной перевозке, и других издержек экспедитора. Очень часто экспедитор предоставляет клиенту такие же ставки, как и перевозчик, доход же экспедитора сводится к разнице между ставками тарифа на мелкие отправки и ставками на отправки повагонные, т.е. экспедитор укрупняет мелкие отправки и отправляет их сборными вагонами.

Важной обязанностью клиента является предусмотренная и Гражданским кодексом, и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 №87-ФЗ обязанность клиента своевременно предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Данные о грузе всегда имели важное значение в процессе выполнения транспортно-экспедиционной деятельности. Непредставление либо представление неверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки может привести к возникновению чрезвычайной, опасной ситуации при транспортно-экспедиционном обслуживании груза, при перевозке груза.

При транспортно-экспедиционном обслуживании экспортных грузов для пересечения границы товар должен иметь все требуемые таможенными органами документы: сертификаты качества, сертификаты о происхождении товаров, карантинные свидетельства и т.д. Если экспедитор осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, требующих особых условий хранения, перевозки, перевалки, либо грузов, на которые не разработаны правила перевозки, то клиент обязан обеспечить экспедитора специальными инструкциями по указанным вопросам.

При предоставлении клиентом информации необходимо, чтобы информация, содержащаяся в указанных документах, соответствовала действительности, в противном случае исполнение экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, может быть затруднено или невозможно. Транспортные уставы также устанавливают ответственность за достоверность представляемых сведений о грузе.

Рассматривая вопрос о предоставлении клиентом полной информации, необходимо отметить, что клиент обычно не является компетентным в области перевозки грузов и часто не знает о том, является ли предоставленная им информация полной или нет. Учитывая это, функция экспедитора не должна быть сведена к пассивному получению информации от клиента, и в случае непредставления клиентом полной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные сведения.

Полнота информации должна оцениваться экспедитором на основании сопоставления сведений, предоставляемых клиентом, со сведениями, требуемыми перевозчиком при заключении договоров перевозки, таможенными органами - при таможенном оформлении товаров, страховщиками - при заключении договоров страхования и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.