скачать рефераты

МЕНЮ


Допрос подозреваемого

Допрос подозреваемого

4

Допрос подозреваемого

Содержание

Введение 3

1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе 5

1.1 Общее понятие участников уголовного процесса 5

1.2 Понятие подозреваемого 7

2. Понятие следственного действия допрос подозреваемого 11

Заключение 25

Список использованных источников 27

Введение

Досудебное производство по уголовному делу, имея своим назначением не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, и в своей определенной законодателем и получившей толкование в судебных решениях процессуальной форме закрепляя ряд процессуальных действий, именует процесс получения уполномоченным должностным лицом правоохранительных органов той информации об обстоятельствах, имеющих значение для расследования уголовного дела и потому подлежащих установления допросом.

Такое процессуальное действие как допрос, имея своим предметом информацию о тех или иных обстоятельствах, обладающих уголовно-правовым значением, и представляющее собой беседу следователя, иного должностного лица органов правопорядка, с одной стороны, и лица, обладающего такой информации, с другой, в определенной законодателем уголовно-процессуальной форме, занимает в иерархии следственных действий свое, первейшее место. Сформировавшись на протяжении сотен лет эта уголовная процедура не находит себе равных в получении информации, имеющей доказательственное значение по делу, дополняя, используясь в комплексе иных следственных действий, имея своим назначением эффективное расследование уголовного дела.

Такая юридическая процедура, доказав свою эффективность, получила воплощение в нормах не только уголовно-процессуального законодательства, но также и в нормах административного процесса.

Необходимость фиксации в протоколе следственного действия, в приложениях к протоколу информации в виде схем, аудио-, кино-, видеозаписи и удостоверение идентичности зафиксированной информации и той, которая была сообщена допрошенным, а также иные требования к процессу осуществления такого рода мероприятий как раз и позволяет достичь баланса интересов общества, государства и граждан в вопросах, связанных с подчас существенным ограничением прав и свобод граждан, и возникающих в процессе уголовного судопроизводства.

Целью представленной курсовой работы является исследование непосредственно процедуры производства такого следственного действия как допрос, его специфики.

Во исполнение указанной цели перед нами поставлены следующие задачи:

- определение понятия подозреваемого в уголовном процессе;

- определение понятия такого следственного действия как допрос подозреваемого;

Нормативной базой исследования стал Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь (УПК РБ). Теоретической базой работы послужили монография, учебные и методические материалы, комментарии.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в обобщении нормативного материала и теории в вопросе порядка производства допроса подозреваемого по уголовным делам.

1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе

1.1 Общее понятие участников уголовного процесса

Участники уголовного процесса - это государственные органы, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в уголовном процессе и наделенные определенными правами и обязанностями.

В зависимости от стоящих перед ними задач, интересов и осуществляемых функций участники уголовного процесса могут быть классифицированы следующим образом:

1) государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу. К ним относятся суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания [3].

Суд занимает особое место среди участников уголовного судопроизводства, поскольку только суду предоставлено право осуществлять правосудие, в том числе путем рассмотрения уголовных дел, реализуя при этом функцию разрешения уголовного дела.

Прокурор, следователь, начальник следственного подразделения, орган дознания и дознаватель отстаивают в деле публичные интересы и обладают властными полномочиями. Они решают вопросы о начале процесса, о производстве тех или иных следственных и судебных действий, о признании (привлечении к участию в уголовном деле) конкретных лиц в качестве участников процесса. Закон наделяет их правом осуществлять собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий предусмотренных УПК РБ, обязывает быстро и полно раскрыть преступление, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы государства, защищая в процессе своей деятельности публичные интересы, действуют строго в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством [1].

2) лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе (заинтересованные в исходе дела): обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик. Данные участники отстаивают в деле личные интересы.

3)лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других его участников. К ним относятся защитник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

4) иные лица, участвующие в уголовном процессе [3]. Данную группу участников уголовного судопроизводства составляют лица, которые не имеют в уголовном деле самостоятельного интереса, не осуществляют некоторые процессуальные функции, и приговор (постановление, определение о прекращении дела) не влечет для них правовых последствий.

Это свидетели, эксперты, понятые, специалисты, переводчики. В уголовный процесс они привлекаются в связи с доказыванием - собиранием, проверкой и оценкой доказательств. Так, свидетели и эксперты сообщают сведения о фактах, имеющих доказательственное значение. Понятые присутствуют при производстве следственных действий, в ходе которых осуществляется собирание доказательств, исследуются и фиксируются обстоятельства их обнаружения. Специалисты оказывают содействие органам расследования и суда в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, при производстве обыска, осмотра, следственного эксперимента и других следственных действий. Участие переводчика необходимо как средство общения суда, следователя, дознавателя, прокурора лицами, не владеющими языком судопроизводства, позволяющее воспринимать доказательственную информацию.

Следует отметить, что в главе 6 УПК вторая и третья группы участников уголовного процесса объединены в одну группу, что, по нашему мнению, не совсем логично, поскольку у этих участников разное процессуальное положение [1].

1.2 Понятие подозреваемого

Подозреваемый - это физическое лицо, которое задержано в порядке ст. 108 УПК, или в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения, или которое признано постановлением следователя или дознавателя подозреваемым, или в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Вместе с тем, считать лицо подозреваемым в процессуальном смысле слова можно только тогда, когда в деле появятся указанные к этому в законе предпосылки, наличие которых предопределяет официальный статус лица в качестве подозреваемого. Действующий УПК впервые закрепил понятие подозреваемого и его правовое положение.

Подозреваемый - физическое лицо:

1. задержанное по подозрению в совершении преступления;

2. в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело;

3. в отношении которого применена мера пресечения до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

4. в отношении которого вынесено постановление о признании его подозреваемым.

Закон устанавливает четыре обстоятельства, в связи с которыми в уголовном процессе появляется подозреваемый.

Причем только в одном из указанных случаев требуется вынесение постановления о признании подозреваемым, а в остальных случаях лицо обретает статус подозреваемого автоматически в связи с выполнением таких процессуальных действий, как задержание подозреваемого по непосредственно возникшему подозрению, применение меры пресечения до привлечения в качестве обвиняемого, возбуждение уголовного дела в отношении данного лица.

Это временный участник уголовного процесса, проявляющийся, как правило, только на стадии предварительного расследования. Однако в связи с тем, что действующим законом разрешено задержание лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления до возбуждения уголовного дела, то одновременно с данным действием на стадии возбуждения уголовного дела появляется и подозреваемый со всеми вытекающими из данного факта процессуальными последствиями. Закон обязывает в данном случае возбудить уголовное дело не позднее 12 часов с момента фактического задержания лица или освободить задержанного (ч.2 ст. 108 УПК). Это самый минимальный срок, в течение которого лицо может быть подозреваемым. Но если уголовное дело будет возбуждено, то как и в остальных случаях задержания подозреваемого, срок его не может быть более 72 часов с момента фактического задержания. И только при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого и тяжкого преступлений, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК лицо может быть в качестве подозреваемого по истечение не более 10 суток с момента его фактического задержания.

Не менее строго закон определяет сроки нахождения лица в статусе подозреваемого в связи с применением меры пресечения до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. В данном случае до истечения 10 суток должно быть предъявлено обвинение, а в отношении подозреваемых в совершении особо тяжкого и тяжкого преступлений, указанных в ст. 108 УПК,- в течение 20 суток с момента применения меры пресечения.

Наряду с этим закон не определяет вообще сроков нахождения лица в качестве подозреваемого в случаях возбуждения в отношении него уголовного дела и в связи с вынесением постановления о признании подозреваемым. Но здесь следует исходить из норм, обязывающих орган уголовного преследования при доказанности совершения преступления незамедлительно привлечь лицо в качестве обвиняемого. Любое запоздалое принятие данного решения отражается на реализации обвиняемым права на защиту.

С момента обретения статуса подозреваемого лицо наделяется правом на защиту, гарантированным комплексом предоставленных ему процессуальных прав. Орган уголовного преследования обязан письменно уведомить подозреваемого об этих правах, о чем составляется протокол с перечнем в нем всех прав подозреваемого. Копия протокола вручается подозреваемому под расписку.

Кроме вышеперечисленных общих для заинтересованных участников процесса прав подозреваемый наделяется специфическими, присущими только ему правами:

1. он вправе знать, в чем он подозревается. Об этом ему объявляется при задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, равно как и при возбуждении уголовного дела в отношении его, а также применении меры пресечения или вынесении постановления о признании подозреваемым. Копии всех этих постановлений вручаются подозреваемому.

Пункт 3 ч. 2 ст. 41 УПК говорит, что подозреваемый имеет право получить копию протокола или постановления о задержании, что представляется не совсем правильным. Думается, что он вправе получить копии обоих указанных документов. Во-первых, они составляются в разное время, во-вторых, - разными органами, в-третьих, закон не говорит, что следователь, дознаватель обязаны после составления протокола задержания вынести постановление о задержании. Это зависит от наличия оснований для данного решения. Что же касается ст. 110 УПК, регламентирующей порядок задержания, то в ч. 1 говорится об объявлении протокола задержания, а в ч. 2, где речь идет о постановлении, вообще не упоминается о доведении его до сведения задержанного;

2. давать показания по основаниям его задержания или применения меры пресечения, а также по поводу иных, известных ему обстоятельств по делу. Он вправе отказаться от дачи показаний и при этом не несет уголовной ответственности, равно как и в случае дачи им ложных показаний;

3. уведомить через орган уголовного преследования членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей;

4. в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого бесплатную юридическую консультацию адвоката. Если же подозреваемый является несовершеннолетним, то хотя закон и не говорит прямо об этом, но исходя из п.2 ч.1 ст.45 УПК орган расследования обязан предоставить возможность получения такой консультации;

5. с момента обретения статуса подозреваемого лицо вправе иметь защитника или нескольких защитников, отказаться от защитника и защищать себя самого самостоятельно, прекратить полномочия своего защитника, отозвать поданную им или защитником жалобу. Отказ от защитника, равно как и прекращение его полномочий, заявленные несовершеннолетним подозреваемым, не являются обязательным для органа уголовного преследования. Это следует из ст.45 и ч.2 ст.434 УПК, которые подчеркивают обязательность защитника в случаях, если подозреваемый является несовершеннолетним;

6. вправе обжаловать в суд задержание, заключение под стражу, домашний арест или принудительное помещение в психиатрическое учреждение для производства экспертизы. При этом закон не наделяет его правом присутствовать в судебном разбирательстве при разрешении его жалобы. Этот вопрос может быть разрешен судом по собственному усмотрению при наличии необходимости присутствия подозреваемого в суде [9].

2. Понятие следственного действия допрос подозреваемого

Допрос на предварительном следствии -- это регламентированный уголовно-процессуальным законом устный диалог между должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело (дознаватель, следователь, прокурор), и подозреваемым, обвиняемым, свидетелем и потерпевшим в целях получения сведений, имеющих доказательственное значение [10].

Допрос подозреваемого представляет собой одно из следственных действий по установлению, закреплению и проверке доказательств.

Сущность его состоит в получении следователем показаний подозреваемого по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или избрания меры пресечения, а также по поводу иных известных подозреваемому обстоятельств по делу.

Задача допроса - получение полных и правдивых показаний. Вызов и допрос подозреваемого производится с соблюдением правил, установленных ст. 215-219 УПК. Для подозреваемого дача показаний является правом, а не обязанностью, поэтому он за уклонение или отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний уголовной ответственности не несет [11].

Вместе с тем орган расследования обязан использовать все свои знания, опыт и мастерство, все дозволенные приемы и методы -- от разъяснения значения показаний и до предъявления доказательств, - чтобы возбудить и укрепить у подозреваемого желание давать показания и получить от него полные и правдивые показания.

Подозреваемый подлежит допросу в месте производства предварительного расследования, точнее, в служебном помещении органа, в производстве которого находится дело, или в ином помещении, избранном для ведения расследования по данному делу. Следователь или лицо, производящее дознание, вправе, если признает это необходимым, допросить подозреваемого в месте его нахождения. Предоставление органу расследования права допрашивать подозреваемого в месте его нахождения способствует обеспечению объективности, полноты и всесторонности проверки подозрения с наименьшей затратой времени и сил. Допрос подозреваемого по месту его нахождения целесообразен тогда, когда этого требуют результаты проведенного там же обыска, осмотра или иного следственного действия; когда есть основания полагать, что для проверки показаний подозреваемого потребуется произвести неотложные следственные действия в месте его нахождения; когда состояние здоровья подозреваемого исключает его вызов.

Допрос подозреваемого в стадии предварительного расследования -- действие строго индивидуальное. Он должен производиться один на один.

Допрашивающий и допрашиваемый - только они необходимы и допустимы, как правило, на допросе. Присутствие на допросе посторонних лиц не способствует установлению психологического контакта между допрашивающим и допрашиваемым, отвлекает их внимание, часто препятствует откровенности подозреваемого, порождая различного рода опасения, затрудняет отыскание истины по делу [12].

Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. В случае медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача, работающего в государственной организации здравоохранения.

Находящийся на свободе подозреваемый вызывается на допрос повесткой. Повестка вручается вызываемому лицу под расписку. При отсутствии вызываемого лица повестка вручается под расписку кому-либо из совершеннолетних членов его семьи либо администрации по месту его работы, которые обязаны передать повестку вызываемому на допрос.

Допрашиваемый может быть вызван с использованием и других средств связи [5].

Необходимость максимально быстрой проверки и разрешения подозрения, участия в проверке самого подозреваемого и недопустимость лишения подозреваемого на длительное время возможности защищаться, обосновывать свое отношение к подозрению известными ему фактическими данными об обстоятельствах, имеющих значение для дела, требуют проведения допроса подозреваемого в предельно короткие сроки с момента его появления в процессе [12].

Поэтому, немедленно после задержания подозреваемый должен быть допрошен. Требование об этом является важной гарантией прав подозреваемого, поскольку именно в ходе допроса он может наиболее полно реализовать принадлежащие ему процессуальные права: знать, в чем его подозревают, какие у правоохранительного органа имеются основания для этих подозрений, давать объяснения в отношении этих оснований, заявлять ходатайства.

Если по каким-либо обстоятельствам допрос подозреваемого немедленно после его задержания произвести невозможно, то во всех случаях он должен быть допрошен в течение 24 часов с момента задержания.

Перед началом первого допроса ему разъясняется, что он является подозреваемым по делу и будет допрошен в данном качестве. Далее ему сообщается основания, имеющиеся у следователя (лица, производящего дознание) для его подозрения, и предлагается дать свои объяснения по поводу данных обстоятельств. При этом в начале допроса подозреваемому разъясняются его процессуальные права, о чем делается отметка в протоколе [1].

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.