скачать рефераты

МЕНЮ


Философия правовой поддержки малого бизнеса

Философия правовой поддержки малого бизнеса

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время становится весьма актуальной разработка проблем права в контексте признания социально-философской значимости процесса усвоения идей правовой демократии, развития правопорядка и правосознания российских граждан. Этот процесс во многом стимулируется стремлением преодолеть неправовые реалии социализма и опереться в практике построения правового государства на точно определенные понятия права, равенства и свободы российских граждан. Само же это стремление определено в первую очередь объективной потребностью государства и органов его власти в развитии правовой культуры российских граждан, без устойчивости которой тормозится действительный процесс реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной законодательно не запрещенной экономической деятельности.

Как правило, проблемы развития правовой культуры и основные социальные формы ее проявления - сложившийся характер правоотношений и правосознание общества - изучаются в теории права и относятся к классу теоретических проблем правоведения. Это обусловлено тем, что и характер правоотношений, и правосознание общества самым тесным образом увязаны с проблемами его политического и социального развития, а главное, активно влияют на формы его государственной жизни. Кроме того, существуют и исторический аспект теоретического рассмотрения проблем развития правовой культуры, поскольку указанные нами формы ее проявления органично связаны с возникновением и функционированием права как целостного социального института исторически конкретного общества.

Теоретический ракурс рассмотрения проблем правовой культуры и основных форм ее проявления, таким образом, является необходимым элементом познания правовой действительности исторически конкретного общества. Исторические, социологические и философские определения правовой культуры становятся, таким образом, одним из методов анализа реальных правовых отношений, условием верификации значения и ценности права в обеспечении становления цивилизованного общества. С другой стороны, они могут быть рассмотрены в качестве основ для стимулирования самостоятельных исследований в области философии и социологии права.

Разработка предметных областей этих дисциплин имеет прямое отношение к осмыслению места и форм самоопределения правовой традиции в государственном и гражданском устройстве общественной жизни. Во всяком случае, контроль результатов изучения социальной динамики правоотношений, характера правовых отношений в различных социальных группах, а также форм психологического воздействия права на развитость социально-экономических отношений способствует осознанию "работоспособности" тех или иных правовых норм в данных социальных условиях. Тем самым, исследования социологии права не только становятся важнейшим условием, но и формой информационного обеспечения выбора критериев социальной обоснованности законодательства. Решение вопроса о социальной обоснованности законов в современных условиях ставится не просто в ракурсе того, что сообразно с правом, но также и в ракурсе того, сколько из того, что сообразно с правом, при данных условиях, выполнимо. В этом смысле информационное обеспечение законодательной практики является краеугольным камнем политики государства в условиях реформирования экономики и социальных отношений.

С другой стороны, имеющиеся формулировки и положения теории права могут рассматриваться как предметная основа для разработки важнейших положений философии права. Она состоит в том числе в определениях пределов законности и правовой свободы граждан как сферы отношений, регламентируемых существующим и действующим правом. Именно в контексте философской трактовки права, обращенной к рефлексии его ценностной природы и корреспондирующей идеалы свободы и социального равенства основам государственного устройства, осмысление совокупности обязанностей, прав и свобод человека обретает качество и смысл гражданского общества. В этом отношении развитие правовой культуры не может обходиться без интеллектуальных источников научного и философского творчества, идеи которых оказывают существенное влияние на способы и подходы к разработке практических действий политики государства в сфере правовых отношений. Социокультурный статус права обусловлен поэтому действительностью социальных результатов, достигаемых реализацией его норм в законодательной практике. В этом отношении правовая поддержка обретает не просто смысл юридических норм, имеющих свой временный социальный адрес. Правовая поддержка может стать элементом социальной и экономической культуры общества и приобрести качества системно выраженной практической политики. Однако для этого идеи правовой поддержки должны, во-первых, выражать реальные потребности субъектов хозяйственной практики в правовой защите и перспективном развитии, а во-вторых, учитывать их экономические интересы, ориентации и характер мотивации при осуществлении своей деятельности. В этом случае способы правовой поддержки различных субъектов хозяйственной практики обосновываются, исходя из процедур предварительного выбора ее конечных задач и целей и опираются на оценки резервов, потенциала и социальной значимости сферы их деятельности. В свою очередь определения законодательных норм правовой поддержки исходят из целесообразности их применения в конкретных экономических условиях

Данный реферат посвящен вопросам философского обоснования правовой поддержки малого и среднего предпринимательства. В настоящее время эта тема становится все более актуальной, поскольку малый и средний бизнес является ключевой формой развития предпринимательской инициативы российских граждан. При этом важнейшим направлением в философском обосновании правовой поддержки малого и среднего бизнеса оказывается, во-первых, реконструкция исторически конкретных форм правовой поддержки хозяйствующих субъектов, а во-вторых, определение социокультурного статуса ее организационно-технических мероприятий и юридических механизмов в современных условиях. Необходимость разработки такого подхода обусловлена прежде всего потребностью в осознании целесообразности и последовательности, а также социальной адресности в процессах либерализации правовых норм, обеспечивающих субъектам хозяйственной деятельности действительную свободу экономических действий.

ИСТОРИЧЕСКИ КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

В задачи философии права включаются вопросы, связанные с поиском и формулировкой положений о целесообразности выбора и применения понятий права и положений закона к той или иной сфере человеческой деятельности, - в том числе и экономической, - с целью обоснования ее возможных или изменения действительных социально-политических и экономических отношений. Философское обоснование возможности применения понятий права к экономике и хозяйственной жизни имеет весьма длительную историю. Античность, средневековье, эпоха Возрождения и эпоха промышленной революции во всей совокупности выдвинутых идей и положений выработали не столько стройную, сколько пеструю картину философских мнений о праве его формах, месте и назначении в социальной и экономической жизни.

Кроме того, философские размышления о государстве и праве развивали основополагающие принципы социально-политического мировоззрения, реализация которых в практической политике и организации юридической практики приводила социальную и хозяйственную жизнь людей к устойчивым и системно выраженным формам. Круг обсуждаемых в философии права проблем и утверждаемых различными социально-политическими мировоззрениями принципов касался прежде всего определения меры целого ряда важнейших соотношений, вне которых эффективность законодательной практики оказывалась необоснованной и не приводила к желаемым результатам. К их числу можно отнести: определения меры в соотношении природы и закона Античные свидетельства Древней Греции часто гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных. Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или: "Подобное по природе сродно подобному, а закон - тиран человеков, он часто насилует природу" (Гиппий). , определения социально значимой меры соотношений божественных законов и человеческих установлений. Разработанная в Риме система права подразумевала развитие точно определенного конкретными ситуациями государственной и экономической жизни порядка деловых коммуникаций, основанных на ритуально организованном составе и фрагментации деятельности, а также на контроле составляющих ее действий. Римское право закрепляется в письменных сводах и регламентах, однако психологически они воспринимались каждым римлянином в качестве особого кода, используемого в деловых коммуникациях и частных отношениях, с помощью которого можно распознавать и оценивать поступки или действия человека, ориентироваться в его намерениях и целях. Римское право - это римский взгляд на человеческую жизнь, ее практический смысл и общественное предназначение, регламентируемое и направляемое правоспособностью граждан, нормами владения, контрактными отношениями порядком наследования, т.д. Нельзя не заметить, что регламентация римской государственной, гражданской и деловой жизни и несомненная ориентированность римлянина на достижение практических целей, сформировали особый тип самосознания римского гражданина. Вместе с тем, исследование человека римской эпохи ясно покажет, в какой напряженной драме взаимодействия и соотношений искусственного и естественного начал жизни участвовала его психическая организация.

Принятие христианства оказалось ключевым моментом в изменении отношения к социальным идеалам Средневековые мыслители излагали точку зрения, что исторические события, социальные и экономические установления зависят от божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти над властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона Божьего. и духовным ценностям человека, реализуемым им в практике повседневной жизни. Именно христианство в его средневековом варианте обосновало идею принципиального равенства людей перед Богом и утвердило представление о том, что человеческий труд является основным источником богатства, осуждало имущественное неравенство и требовало благотворительности как социального и религиозного оправдания наличия денег. В средневековье наука о праве и государстве развивалась на основе нормативного метода, что в конце концов позволило разработать кодекс законов, известный под названием каноническое право Интересно, что под термином каноника понимаются правила познания и истины. , которое регламентировало экономическую, хозяйственную и торговую жизнь средневековых европейских городов. В сферу ведения канонического права входили правила торгового обмена и взимания арендной платы за землю, разработаны новые принципы взимания процентов за кредит, - в части оправдания существования ссудного процента Более ранние христианские мыслители отрицательно относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества, важные для дальнейшего развития экономической мысли и характера изменений правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры, согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое нравственно-правовое оправдание., а также рекомендованы принципы установления "справедливой цены" и ее контроля со стороны городских властей.

Как видим, каноническое право являлось средством системной организации экономических отношений средневековья. Однако, оно не нашло объективных ограничительных средств для величины прибыли и не обсуждало правила развития конкуренции между средневековыми производителями, что имело свои социальные и правовые следствия. Средневековый хозяйственный уклад реализовывал принцип монополии и поддерживал свое существование за счет предотвращения конкуренции, что было закреплено в уставах городских ремесленных цехов и торговых союзов. Кроме того, система протекционизма сложилась именно в это время и быстро укоренилась в средневековой хозяйственной практике, естественным образом вытекая из стремления получить привилегии в торговле или в производстве. Законодательство было нацелено на охрану местных ремесленников и купцов от проникновения чужаков на их рынки, и субъективно оцениваемый размер прибыли.

Таким образом, каноническое право, местное законодательство средневековых городов и уставы ремесленных цехов и торговых союзов, а также практика протекционизма и привилегий определенным образом упорядочивали экономическое поведение людей и формировали хозяйственную этику ремесленников и купцов. Очевидно, что уже в средневековье мы встречаем определенным образом организованную практику правовой поддержки отдельных хозяйствующих субъектов в сфере торговли и производства. Предметно она развивается за счет выработки особых принципов политики светских властей (система протекционизма и привилегий) и направлена на регулирование размеров прибыли хозяйствующих субъектов и ограничение конкуренции между ними.

При этом хозяйственная этика не являлась каким-то случайным или стихийно сложившимся элементом экономического поведения, но последовательно вырабатывалась нормами законодательства и правилами уставов и прямо была связана с регламентом канонического права, оправданием в нем представлений о мере должного и справедливого в экономических взаимодействиях людей.

Эпоха Возрождения и последовавшая за ней эпоха буржуазных переворотов, религиозной реформации и промышленной революции в корне изменила взгляды на природу общества и человека Именно в эпоху Возрождения общество стало рассматриваться как сумма кровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а право основывается и утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей (Г.Гроций)., переместила центр интересов философии в сферу общественных явлений, утвердила взгляды на государство как на мощный инструмент обеспечения всеобщего мира и цивилизованного развития общества Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном развитии - основа "естественного права", созданного общественным договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и государственной жизнедеятельностью., не только обнажив скрытую природу стремлений человека к созданию крупных состояний и богатств, но и обнаружив проблемы социального, имущественного и экономического неравенства в развитии регионов, государств, обществ и отдельных людей.

Однако пружиной и социокультурной подоплекой такого положения вещей стали не просто изменения форм хозяйственного уклада, но прежде всего изменения в характере экономического поведения людей и отношений между ними. Возможность таких изменений была предопределена протестантской реформацией католической церкви и всех ее социальных, моральных и психологических принципов, реализуемых в отношениях человека и Бога. Соответственно кардинальным образом изменились представления о допустимом и должном (добре) и недопустимом и произвольном (зле). Главной обязанностью и долгом человека перед Богом становится исполнение своего призвания, ибо Бог дает ему способности и наклонности для определенного занятия, основной заслугой становится честное, добросовестное и старательное выполнение своего дела, а наградой, оправданной в глазах Бога, - заработанная прибыль и богатство, которым человек не владеет, а управляет. Реформация и протестантские вероучения оказали серьезное и глубокое воздействие на хозяйственную жизнь Европы Протестантская вера была гарантией скрупулезного выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности. Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека - активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров и направлений вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя ставит выше немедленной наживы..

Законодательство, наука о праве и государстве используют уже не нормативный, а позитивный метод, обосновывающий идеальные нормы естественного права и исходящий из порядка наблюдений за природой человека Естественное право выступает не в качестве нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь, следует искать не божественном откровении, не в феодальном праве, а в разуме и опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права естественного.. Позитивный метод познания и нормы естественного права изменяли принципы светского законодательства. Прибыль получает божественные санкции и оправдание своего роста, что находит свое выражение в совершенствовании и развитии кредита, который из потребительского кредита превращается в оборотное средство.

Соответственно именно кредит становится нормальной формой финансовой поддержки развития предпринимательства, что законодательно закрепляется в величине платы за кредит, которая постоянно оспаривается развитием деловой и финансовой практики, но не подвергается сомнению в своей необходимости Формой выражения отношения делового мира того времени к правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были принести доход, превышающий сумму ссуды..

Таким образом, важнейшим, но не единственным результатом выработки норм протестантской этики становится оправдание участия денег и денежной политики в развитии хозяйственной и деловой жизни, а также верификация утверждения и определения социального качества денег - быть легким, т.е. свободным средством обмена и приобретения вещей или качеств (например, образования, здоровья, т.д.)

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.