скачать рефераты

МЕНЮ


Формы и виды собственности в российском законодательстве

Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы Федерального закона "О природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам.

В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.

Действие статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100-процентным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996. - С. 152. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

4. Виды права собственности в Российской Федерации

Закон (п. 2 ст. 244) различает два вида общей собственности: долевую и совместную. К долевой относится собственность, при которой определена доля каждого из ее участников, к совместной - собственность без определения долей.

Пункт 1 ст. 244 указывает, что общая собственность имеет место в том случае, когда имущество принадлежит более чем одному собственнику. После сказанного о полном господстве над вещью, составляющем сущность собственности, безусловно, трудно перейти к идее множества субъектов, обладающих полнотой власти по отношению к вещи. Известно высказывание Г.Ф. Шершеневича, что "общая собственность... представляет значительные трудности для выяснения ее юридической природы". Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1995. - С. 214.

Проблема общей собственности заключается прежде всего в том, что собственность традиционно полагается продолжением воли лица в "своем" имуществе. В данном же случае формирование и изъявление воли такого "коллективного" собственника весьма осложнено, кроме того, ставится под вопрос и само отношение к имуществу, которое, принадлежа каждому, не принадлежит никому. Единственным выходом из такой ситуации стало выступление в отношениях с третьими лицами множества сособственников как единого составного собственника. То есть по сути произошло разделение отношений, возникающих в связи с общей собственностью, на две подгруппы. Во-первых, это отношения между сособственниками (имеющие порой кроме вещных определенные "корпоративные" черты). Во-вторых, это отношения сособственников с третьими лицами, которые вполне укладываются в традиционные схемы. То есть существует определенное разделение отношений на внешние и внутренние. Сидоренко А.Д., Чефранова Е.А. Особенности правового режима на общее имущество в многоквартирном доме // Нотариус. - 2005. - № 1. - С. 30.

Попробуем рассмотреть эти отношения подробней. Итак, для того чтобы говорить о собственности, необходимо уяснить сам механизм принадлежности вещи каждому из управомоченных лиц. Здесь законодатель устанавливает два способа осуществления права общей собственности: с определением, а следовательно, и наличием долей в праве и без оных. Что касается последнего случая, то он возникает лишь в силу прямого указания закона и не имеет широкого распространения, ограничиваясь сферой семейно-брачных отношений (ст. 34 Семейного кодекса РФ Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 16, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 11.). Что интересно, требование общей совместной собственности не императивно: своим соглашением субъекты, впадшие в нее, вправе, определив доли, перейти к отношениям общей долевой собственности. Емелькина И.А. Вещные права на жилые и нежилые помещения: приобретение и защита. - М.: Юристъ, 2003. - С. 83.

Значительно большее практическое значение имеет установление способов и порядка осуществления именно права общей долевой собственности, так как она весьма распространена в нормальном гражданском обороте. В дальнейшем, употребляя словосочетание "общая собственность", будет подразумеваться именно общая долевая собственность.

Итак, общая долевая собственность - это собственность двух и более лиц, чьи доли в праве собственности определены законом (к примеру, в наследственных отношениях - п. 2 ст. 1141 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 02.12.2004) // СЗ РФ от 03.12.2001, № 49, ст. 4552, СЗ РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4855.) либо договором. Доля в праве собственности становится по ее определении (если нет соглашения об ином, доли полагаются равными) критерием, определяющим объем правомочий, находящихся у каждого из сособственников имущества.

Как справедливо было замечено К.И. Скловским, невозможно обнаружить "продиктованный практическими целями договор, имеющий единственной (а не факультативной) целью возникновение общей собственности". Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. - М.: Дело, 2002. - С. 168. Действительно, ни договоры (прежде всего о совместной деятельности, расширяемые арбитражной практикой за счет договоров о долевом участии), ни даже сделки (приватизация) не направлены на возникновение общей собственности - она возникает как необходимое сопутствующее обстоятельство.

Исходя из того что каждый из правообладателей относится к имуществу, находящемуся в собственности, как к своему, возникает необходимость в вопросе о правомочиях субъектов общей долевой собственности.

Можно выделить несколько характерных моментов для общей собственности. Так, осуществление правомочий возможно исключительно лишь при формировании общей воли, то есть при достижении сособственниками согласия. Так, пользование и владение общей собственностью осуществляются по соглашению участников, причем объем правомочий по общему правилу связан с долей сособственника в праве общей собственности.

Исходя из заложенной в собственности обязанности (бремени) ее содержания, выражающейся в необходимости несения расходов по содержанию имущества, сособственники должны участвовать в данных расходах. Следующая "негативная принадлежность" собственности присуща и ее разновидности с множественностью субъектов: действует общее правило о возможности обращения взыскания на принадлежащее лицу имущество. В данном случае это будет имущественное (вещное) право. Так, кредитор может требовать выдела доли в натуре для обращения на нее взыскания. В случае невозможности (несогласия сособственников) доля реализуется (либо продажей сособственникам, либо путем публичных торгов), а взыскание обращается на вырученные средства.

Достаточно ясно законодателем решен вопрос о судьбе улучшений: здесь критерием, определяющим их юридическую судьбу, является отделимость от первоначального имущества. Если отделение возможно, то улучшения входят в состав имущества лица, их произведшего, на традиционном праве собственности. Если же отделение улучшений невозможно без несоразмерного умаления ценности имущества, то они входят в состав общей собственности (в смысле имущества, на которое распространяется данное право). Лицо, произведшее данные улучшения, имеет право на соразмерное увеличение своей доли в собственности. Данное регулирование имеет место, поскольку иное не предусмотрено соглашением участников: так, порядок изменения доли при производстве улучшения может быть определен заранее (до события) соглашением сторон, а отделимые улучшения при согласии сособственников могут стать объектом общей собственности.

Что же касается распоряжения общей собственностью, то не следует смешивать два совершенно различных права, отражающих выявленное разделение отношений, связанных с общей собственностью. Речь идет о распоряжении сособственниками имуществом, принадлежащим им на праве общей собственности, и распоряжении собственником своей долей в праве. В первом случае сособственники по достижении согласия вправе произвести отчуждение, уничтожение или другим способом распорядиться своим имуществом, причем закон не дает возможности при недостижении сособственниками согласия обратиться за разрешением спора в суд, что связывается, вероятно, с необратимостью для несогласного сособственника такого решения. Право же сособственника на распоряжение своей долей в праве на имущество ограничено лишь специальными требованиями по отношению к иным участникам. Так, в случае возмездного отчуждения доли ее собственником сособственники имеют право ее преимущественной покупки по той же цене и на прочих равных условиях. Гражданский кодекс предусматривает специальное последствие несоблюдения порядка распоряжения долей в праве собственности. Любой заинтересованный сособственник может требовать перевода на него прав и обязанностей по сделке.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.