скачать рефераты

МЕНЮ


Функции и основные принципы организации местного самоуправления

Функции и основные принципы организации местного самоуправления

2

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА

ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

кафедра административного и муниципального права

КУРСОВАЯ РАБОТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 6. Функции и основные принципы организации местного самоуправления

Выполнил:

Студент 3 курса

1 группы заочного

отделения

Шонин А. А.

Саратов 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие функций местного самоуправления

Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

Охрана общественного порядка

Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством

Понятие основных принципов местного самоуправления

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Законность в организации и деятельности местного самоуправления

11. Государственные гарантии в реализации принципов местного самоуправления

3

5

7

9

12

14

16

18

20

21

23

Список использованных источников

25

1. Понятие функций местного самоуправления

Местным самоуправлением называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Ст. 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ-циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле-ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно-сти) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131);

управление муниципальной собственностью (ст. 132);

обеспечение развития соответствующей территории;

охрана общественного порядка (ст.132);

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон-ституцией РФ (ст. 133);

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

распоряжения муниципальной собственностью.

2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения

Устав муниципального образования закрепляет формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь едет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Население - субъект местного самоуправления. Ему как сообществу граждан, проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право на осуществление местного самоуправления непосредственно и через своих представителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Указанное право конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33); знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24); определять структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке

Население вносит в органы местного самоуправления проекты правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Граждане непосредственно участвуют в решении дел местного значения путем индивидуальных и коллективных обращений, направляемых в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.

3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

Экономическая основа местного самоуправления с наделением населения правами собственника - владения, пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищается наравне с другими формами собственности. Под муниципальной собственностью понимается собственность муниципальных образований - городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они же от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, это право может быть реализовано населением непосредственно.

В соответствии с Законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. В интересах населения они могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Муниципальная собственность может быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации определяются непосредственно населением или представительными органами местного самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Право муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, включая имущество, находящееся в собственности муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212).

Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч. 1, 2 ст. 125 ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки (ч. 3 ст. 29); создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст. 30); определять цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности (ст. 31); использовать собственные материальные и финансовые средства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст. 33).

4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Социально-экономическое развитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличии соответствующих материально-финансовых ресур-сов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полно-мочиям, которые законодательство закрепляет за органами мест-ного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, выступает закрепляемая законодательством финансо-во-экономическая база местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).

При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова-ниям должна обеспечиваться экономическая и финансовая само-стоятельность в соответствии с разграничением предметов веде-ния между муниципальными образованиями (ст. 6).

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и рав-ным образом защищается государством наряду с другими форма-ми собственности.

Органы местного самоуправления вправе совершать с муни-ципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов му-ниципальной собственности. При этом порядок и условия прива-тизации муниципальной собственности определяет муниципаль-ное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объ-ектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии с Законом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций.

3. Ст. 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федера-ции обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятель-ности местного самоуправления.

К таким гарантиям закон относит обеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления доходных источников для покрытия мини-мально необходимых расходов местных бюджетов.

4. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных пол-номочий, которые законом могут быть переданы органам местно-го самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вы-званные решениями, принятыми федеральными органами госу-дарственной власти и органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации.

5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного само-управления самостоятельно формировать, утверждать и испол-нять местный бюджет.

Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате

6. Органам местного самоуправления принадлежит право вы-пускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кре-дитные учреждения.

В интересах населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэ-кономическую деятельность

5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований

К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания насе-ления.

Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жиз-ненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-пер-вых, организуют, содержат, развивают соответствующие муници-пальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, уч-реждений и организаций закрепляет ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Ст. б данного Закона обязывает органы местного самоуправления за-ниматься вопросами организации, содержания и развития муни-ципальных учреждений дошкольного, основного общего и про-фессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.

Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилиза-ции и переработки бытовых отходов; транспортного обслужива-ния населения и т.п.

Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обес-печения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных меро-приятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

В-третьих, органы местного самоуправления регулируют во-просы, относящиеся к данной области муниципальной деятель-ности. Представительные органы местного самоуправления при-нимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 37 федерального закона «Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизнен-ных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы мест-ных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

6. Охрана общественного порядка

Ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавлива-ет, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

Общественный порядок -- это составная часть правопорядка в нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедея-тельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.

Общественный порядок - основа нормальной жизни муници-пального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

Общественный порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объеди-нений. Важное значение для упрочения общественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни.

Все это предполагает создание на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасность личности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав и свобод. Достижение данной цели требует разнообразных мер. Непосредственное отношение к ним имеет правомочие муниципальных органов в пределах, установленных законом, принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность (ст. 6 КоАП). Такие акты затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 19) вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.