скачать рефераты

МЕНЮ


Гарантии и компенсации работникам

Особый порядок выплаты компенсационных расходов предусмотрен для работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сначала они возмещались на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г., а впоследствии стали возмещаться на основании Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

2.4 Иные компенсационные выплаты

Компенсация за износ инструментов, принадлежащих работникам. Работники, использующие свои инструменты для нужд предприятия, учреждения, организации, имеют право на получение компенсации за износ (амортизацию) своих инструментов.

Размер и порядок выплаты этой компенсации определяются работодателем по согласованию с работником и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации, если размер и порядок выплаты компенсации не установлены в централизованном порядке.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. «О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок» Постановление Правительства РФ «О нормах компенсаций за использование личных автомобилей для служебных поездок» от 20.06.1992 № 414 // Ваше право. 1992. № 19-20 установлено, что предприятия включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок. Конкретные условия выплаты этих компенсаций определяются Минфином России (см., например, письмо Минфина России от 9 августа 1996 г.).

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрена денежная компенсация в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда с целью содействия их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогическим работникам образовательных учреждений (п. 8 ст. 55 Закона).

Реорганизация органов государственной власти приводит к высвобождению значительного количества работников министерств и ведомств. В развитие указов Президента Российской Федерации Минтруд России, в частности, принял разъяснение от 8 апреля 1996 г. «О порядке высвобождения работников федеральных органов исполнительной власти и представления им в связи с этим социальных гарантий».

В последнее время появился новый вид выплат, носящих компенсационный характер. В целях совершенствования механизма материальной поддержки работников организаций, испытывающих по объективным причинам временные финансовые трудности, а также учитывая предложения региональных органов федеральной государственной службы занятости населения по совершенствованию этой работы, приказом Федеральной службы занятости от 20 апреля 1994 г. утверждено «Положение о порядке и условиях пре доставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы», которое было введено в действие с 1 апреля 1994 г.

Компенсационные выплаты за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации предусматривались в качестве чрезвычайной краткосрочной меры материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями.

Финансовые средства выделялись в целях предупреждения массовых высвобождений, сохранения кадрового потенциала предприятий, учреждений, организаций, находящихся в сложном финансово-экономическом положении по объективным, не зависящим от работодателя причинам. Предусматривалось выделение этих средств органами службы занятости по месту нахождения предприятия на безвозвратной либо возвратной основе.

Сумма выделяемых организации финансовых средств, условия (безвозвратная или возвратная основа) и период их предоставления устанавливались органами службы занятости, исходя из наличия средств по соответствующей статье расходов Фонда занятости, уровня безработицы в регионе, а также финансового состояния организации.

Предусматривалось, что компенсации выплачиваются работникам, состоящим в штате предприятия и не получающим пенсию по старости (возрасту), включая льготные пенсии, установленные законодательством. Выплаты же могли предоставляться с первого дня нахождения работника в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы.

Продолжительность периода выплаты компенсаций каждому работнику определялась работодателем в зависимости от суммы выделенных из Фонда занятости средств, но не должна была превышать 4 месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) в течение календарного года.

Финансовые средства на компенсационные выплаты работникам на безвозвратной основе предоставлялись организациям, производившим отчисления страховых взносов в Фонд занятости, при одновременном соблюдении следующих основных условий:

-- ухудшение финансово-экономического положения произошло по объективным причинам и подтверждается установленными документами;

-- был разработан план мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению производства, обеспечивающий реальную возможность оперативного восстановления нормального режима работы организации;

-- были прекращены увольнения работников по инициативе администрации в течение всего периода предоставления компенсационных выплат.

Компенсационные выплаты должны были выплачиваться работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, в размере минимальной оплаты труда, установленной действующим законодательством.

Органам службы занятости предоставлялось право увеличивать размер компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках, до трехкратной величины минимального размера оплаты труда при условии их участия в работах, организуемых предприятиями или исполнительными органами государственной власти данной территории.

В случае предоставления финансовых средств на возвратной основе размер компенсационных выплат для работников, находящихся в вынужденных отпусках, не должен был превышать шестикратной величины минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.

Положение определяло порядок взаимных расчетов предприятий и органов службы занятости, а также формы контроля и ответственность сторон.

В настоящее время ситуация изменилась, к свою роль в этом сыграло постановление Минтруда России от 27 июня 1996 г., утвердившее разъяснение «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя» Постановление Минтруда России, утв. разъяснение «Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя» от 27.06.1996 // САПП. 1996. № 8. Этот нормативный акт констатирует, что вынужденные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены.

В случае, если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), то работодатель обязан оплатить время простоя в размере не ниже двух третей тарифной ставки (оклада). Если оплата времени простоя не по вине работников работодателем не производится, то работники вправе обжаловать действия работодателя в комиссию по трудовым спорам или в суд.

2.5 Гарантии и компенсации работникам,

совмещающим работу с обучением

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года) Гл. 26 ст. 173.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 15 календарных дней; работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней; работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному мест работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учрежденияТрудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года) Гл. 26 ст. 174

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм по заочной и очно - заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в

указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 40 календарных дней; подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы: работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, - 10 календарных дней; работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца, для сдачи итоговых экзаменов - один месяц; работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего

профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда; работникам, обучающимся по очно - заочно (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя,

сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образованияТрудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года) Гл. 26 ст. 175

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от их организационно - правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учрежденияхТрудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года) Гл. 26 ст. 176.

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно - правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе - 9 календарных дней, в XI (XII) классе - 22 календарных дня.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на одинрабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучениемТрудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года) Гл. 26 ст. 177.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 - 176 Трудового Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).

Заключение

Заканчивая данную работу, необходимо коснуться вопроса изменений основного документа трудового права - Трудового кодекса Российской Федерации. 20 июня 2003 года Государственной думой в первом чтении был принят проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Необходимость принятия нового проекта диктовалась тем, что, по словам заместителя министра труда и социального развития РФ Галины Васильевны Паршенцевой:« Проект Трудового кодекса РФ принимался в спешке, всем так хотелось скорее иметь новый закон, что в нем были допущены неточности в юридических формулировках. Отдельные его положения допускают неоднозначное толкование, некоторые статьи недостаточно согласованы, а иногда и противоречат друг другу. Не всегда последовательно соблюдается единообразие применяемых терминов. Встречаются и дублирование отдельных положений в разных частях текста, и даже явные пробелы в законе. Подготовленный законопроект поможет устранить эти недостатки.»

12 ноября 2002 года на парламентских слушаниях было принято решение подготовить изменения в Трудовой кодекс РФ. Эти поправки в 132 статьи кодекса и легли в основу законопроекта. В процессе работы над поправками было рассмотрено 869 предложений, из них в текст законопроекта включено 260. Для работы над предложениями был создан экспертный совет при рабочей группе, куда вошли представители Правительства Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов. Изменения коснулись вопросов трудового договора, гарантий и компенсаций работникам, системы охраны труда, полномочий федеральной инспекции труда, труда совместителей и других важных моментов. В настоящее время мы пользуемся Трудовым кодексом Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 30 июня 2003 года.

Список литературы :

Нормативные акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 июня 2003 года) Раздел VI и VII.

2. Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 30.03.1993 № 4693-1 // Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 553

3. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» от 19.01.1996 // Российская газета. 1996. 26 янв.

4. Указ Президента РФ «О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации» от 24.11.1995 // Российская газета. 1995. 30 нояб.

5. Указ Президента РФ «О проверках соблюдения законодательства об оплате труда» от 19.02.1996 // Российская газета. 1996. 24 февр.

6. Постановление Правительства РФ «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» от 21.03.1994 // Бюллетень Минтруда РФ. 1994. № 5

7. Постановление Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» от 14.10.1992 // Российская газета. 1992. 28 окт.

8. Постановление Правительства РФ «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» от 27.02.1995 // СЗ РФ. 1995.

9. Постановление Правительства РФ «О нормах возмещения командировочных расходов» от 26.02.1992 // Российская газета. 1992. 4 марта

10.Постановление Правительства РФ «О нормах компенсаций за использование личных автомобилей для служебных поездок» от 20.06.1992 № 414 // Ваше право. 1992. № 19-20

11.Приказ Государственной технической комиссии при Президенте РФ «О ежегодных оплачиваемых отпусках и дополнительных оплачиваемых отпусках федеральных государственных служащих 12.Государственной технической комиссии при Президенте РФ» // Российская газета. 2002. 23 окт.

13.Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000--2001 гг. // Российская газета. 2002. 19 янв.

14.«Временный порядок предоставления компенсационных выплат работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю», утв.Федеральной службой занятости РФ // Труд. 1993. 10 июня

Научная литература

15.Волган Н. Реформирование оплаты труда -- проблема неотложная // Человек и труд. 1996. № 11

16.Зинченко В. Трудовой кодекс: гарантии и компенсации // Социальная защита. 2002. № 6. С. 3-6

17.Козлова Г.А. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей // Трудовое право. 2003. № 9. С. 51-62

18.Кокин Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплаты труда в России // Человек и труд. 1995. № 7

19.Оплата труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки / НИИ Труда. М., 1993

20.Порягина О. Правовые проблемы социальной политики. Учебное пособие. Иркутск, 2001

21.Сергунькин Н. Гарантии северянам // Ваше право. 2002. № 34. С. 6

22.Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002

23.Трудовое право России / Под ред. С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М., 2003

24.Чалая Л. Денежные компенсации за задержку выплаты заработной платы // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 12-14

25.Чуча С.Ю. Трудовой кодекс не меняется, уровень гарантий прав работников снижается // Трудовое право. 2003. № 1. С. 11-16

26.Яковлев Р. Трипартизм и политика заработной платы и доходов в России // Человек и труд. 1994. № 9

Array

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.