скачать рефераты

МЕНЮ


Гарантии прав личности при применении принудительных мер медицинского характера

Правовой статус лица, в отношении которого применен данный вид принудительного лечения, существенно отличается от статуса иных лиц, также получающих амбулаторную психиатрическую помощь. Так, они не могут прекратить лечение без соответствующего решения суда. Если психическое состояние или поведение пациентов, находящихся на принудительном амбулаторном лечении, затрудняет их обследование (длительное отсутствие по месту жительства, сопротивление медицинским работникам, попытки скрыться), а также при создании препятствий для обследования и лечения пациентов со стороны членов их семей или других лиц медицинские работники прибегают к помощи сотрудников милиции.

Психоневрологические диспансеры (отделения, кабинеты) обязаны направлять в орган внутренних дел по месту жительства лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, в частности, следующую информацию: список таких лиц; сведения об изменении места жительства или о длительном отсутствии по месту регистрации; данные о вновь принятых на такое лечение и снятых с него.

Орган внутренних дел, в свою очередь, сообщает диспансеру о случаях совершения данными пациентами общественно опасных деяний, о возбуждении уголовного дела, задержании, заключении под стражу; появлении у них особенностей поведения, грозящих совершением противоправных деяний, в связи с чем их необходимо освидетельствовать; перемене места жительства. Помимо этого органы внутренних дел принимают меры к розыску скрывающегося лица, находящегося на амбулаторном принудительном лечении, обеспечивают безопасные условия доступа к нему, оказывают иное необходимое содействие медицинским работникам Уголовное право России. Общая часть /Поя ред. А.И. Рарога. -- 3-е изд.. с изм. и доп. -- М.: Эксмо, 2009. С.444-457..

По своему содержанию данный вид принудительных мер медицинского характера предполагает обязательное диспансерное наблюдение: регулярные осмотры врача-психиатра с целью контроля психического состояния больного и оказания ему необходимой медицинской и социальной помощи Ст.26 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. N3185-I. Оно устанавливается независимо от согласия пациента или его близких. Осмотры могут проводиться на дому, в психоневрологическом диспансере или ином медицинском учреждении, оказывающем психиатрическую помощь амбулаторно. Их частота не регламентирована и зависит от ряда обстоятельств, в частности: психического состояния больного, динамики психического расстройства и потребностей пациента в психиатрической помощи.

Диспансерное наблюдение включает также психофармакологическое и иное лечение (например, психотерапию), осуществление социально-реабилитационных мероприятий.

Для назначения принудительного лечения в психиатрическом стационаре, помимо наличия оснований, предусмотренных ст. 97 УК, суд должен установить, что данное лицо нуждается именно в стационарном психиатрическом лечении. Это означает, что характер психического расстройства лица, в частности, обусловленные этим расстройством нарушения поведения, а также неблагоприятное течение этого расстройства не позволяет обеспечить лечение данного лица, уход за ним, его содержание и наблюдение в иных условиях, кроме стационарных.

Необходимость именно в стационарном психиатрическом лечении возникает тогда, когда характер и тяжесть психического расстройства сочетается с опасностью психически больного для себя или окружающих либо возможностью причинения им иного существенного вреда и исключает проведение амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра как принудительную меру медицинского характера.

Характер психического расстройства и нуждаемость в стационарном принудительном лечении должны быть установлены судом на основании заключения экспертов-психиатров, в котором указывается, какой вид принудительных мер медицинского характера и почему рекомендуется данному лицу. При выборе рекомендуемой для назначения судом принудительной меры экспертные психиатрические комиссии основываются на общем принципе необходимости и достаточности этой меры для предотвращения новых общественно опасных деяний со стороны психически больного лица, а также проведения необходимых именно для него лечебно-реабилитационных мероприятий.

Законодательство предусматривает три варианта проведения принудительного лечения: в психиатрических стационарах общего типа, специализированных и специализированных с интенсивным наблюдением. Вопрос о выборе типа стационара, необходимого в каждом конкретном случае, решается судом с учетом критерия обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении его прав и законных интересов.

Нормативные критерии выбора вида психиатрического стационара закреплены в ст. 101 УК РФ. Следует, однако, отметить, что в данной статье критерии изложены крайне схематично и настольно в общем виде, что выбор вида стационарного лечения на их основе практически невозможен. Между тем в соответствии с законом назначение вида принудительной меры медицинского характера производится судом, хотя и по рекомендации судебно-психиатрических экспертиз, врачебных комиссий психиатрических учреждений, психиатрических комиссий по освидетельствованию осужденных.

Поскольку четкие критерии выбора вида психиатрического стационара в законе отсутствуют, суды практически полностью зависят от решения врачей-психиатров. Между тем во всех нормативных актах решение вопроса о необходимости применения к лицу принудительных мер медицинского характера и вида стационара отнесено к компетенции суда. Именно на этом органе лежит вся ответственность за применение данного вида мер уголовно-правового характера.

Потому, как нам представляется, нормативные критерии для выбора меры принудительного лечения должны быть более четкими и прописаны в законе Уголовное право. Общая часть : учебник /отв. ред.И.Я. Козаченко. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2008. C.705.. В настоящий момент таковые нормативные критерии сформулированы во Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 21 марта 1988 г. №225 по согласованию с Верховным Судом СССР, Министерством юстиции СССР и МВД СССР.

Специализированность психиатрического стационара означает, что лечебное учреждение имеет специальный режим содержания пациентов, включая принятие мер по предотвращению повторных общественно опасных деяний и побегов, а также специализированные реабилитационно-профилактические и коррекционно-воспитательные программы, сориентированные в соответствии с особенностями поступающих туда пациентов.

Специализированный характер психиатрического стационара исключает возможность поступления в него и содержания в нем других больных, не направленных на принудительное лечение. В то же время принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа по режиму фактически не отличается от того, при котором проходят лечение психически больные, не совершившие общественно опасных деяний.

Психиатрическое принудительное лечение в стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в больничном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения. Необходимость принудительного лечения здесь обусловлена тем, что при относительной быстроте выведения пациента из психотического состояния с помощью медикаментозного лечения все же сохраняется вероятность совершения им повторного общественно опасного деяния либо у больного отсутствует критическое отношение к своему состоянию.

Помещение в стационар, таким образом, служит закреплению результатов лечения и способствует контролю за устойчивостью улучшения психического состояния пациента.

Как правило, эта мера должна назначаться больным, совершившим общественно опасные деяния в психотическом состоянии, при отсутствии выраженных тенденций к грубым нарушениям режима, но при вероятности повторения психоза либо при недостаточной критической оценке своего состояния, а также больным со слабоумием и психическими дефектами различного происхождения, совершившими деяния, спровоцированные внешними неблагоприятными обстоятельствами, также при отсутствии тенденции к их повторению и грубым нарушениям режима. п. 9 Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния.

В психиатрический стационар общего типа могут также направляться больные со слабоумием, состояниями психического дефекта различной этиологии и иными психическими расстройствами, совершившие деяния, спровоцированные неблагоприятными внешними факторами при отсутствии выраженной тенденции к их повторению и грубым нарушениям больничного режима.

По своему состоянию больные, направляемые на принудительное лечение в стационары указанного типа, существенно не отличаются от пациентов, поступивших туда на общих основаниях. Однако, как правило, сроки лечения первых несколько значительнее, поскольку необходимо не только добиться стойкого улучшения их состояния, но и по возможности предотвратить скорый рецидив заболевания.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. В такие больницы попадают пациенты, совершившие общественно опасные деяния и представляющие значительную опасность из-за склонности к совершению новых деяний. Большая часть пациентов таких стационаров страдает психопатоподобными расстройствами, различными психическими дефектами и изменениями личности.

Лечебно-реабилитационные мероприятия в специализированных стационарах строятся с опорой на психокоррекционные меры и трудовую реабилитацию.

Постоянное наблюдение, о котором говорится в законе, обеспечивается медицинским персоналом, а также организацией охраны стационара (наружная охрана, охранная сигнализация, изолированные места для прогулок, пропускной режим, контроль за передачами и т.д.). В психиатрических стационарах специализированного типа большое внимание уделяется выработке и закреплению у больных социально приемлемых стереотипов поведения, корректировке их мировоззрения. В связи с этим в отношении указанных пациентов проводится как медикаментозное лечение, так и социально-профилактическая работа, осуществляемая специалистами соответствующего профиля: психологами, инструкторами по трудовой терапии, педагогами, социальными работниками, юристами и др.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или окружающих и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Такую опасность представляют больные с психотическими состояниями и продуктивной симптоматикой (например, шизофрения и другие психозы с идеями преследования и отравления, императивными галлюцинациями и др.), а также больные, склонные к систематическим повторным общественно опасным деяниям и грубым нарушениям больничного режима (нападения на персонал, побеги и т. п.).

Как правило, этот вид стационарного принудительного лечения следует назначать тем, кто совершил особо тяжкие деяния против личности, при реальной возможности их повторения, обусловленной клиническими проявлениями психического расстройства и/или личностными особенностями. Характер психических расстройств таких пациентов, особенности их личности, в частности, склонность к стойким антисоциальным проявлениям, исключают возможность их нахождения, как в условиях стационара общего типа, так и в специализированном стационаре.

В стационарах с интенсивным наблюдением особое внимание уделяется созданию безопасных условий содержания больных. Здесь функционируют специальные отделы охраны, оснащенные соответствующими средствами контроля и сигнализации. Они осуществляют не только наружную охрану психиатрических стационаров, но и надзор за поведением лечащихся внутри отделений, во время прогулок, культурных мероприятий, занятий трудом.

Принудительное стационарное лечение влечет за собой не только изоляцию пациента, но и иные правоограничения: проведение прогулок только на территории стационара, исключение свободного выхода с его территории, запрет лечебных отпусков, невозможность выписки из стационара без решения суда, осуществление лечения без согласия пациента по решению комиссии врачей и т.д. В то же время запрещается применять к пациентам, находящимся на принудительном лечении, хирургические и иные имеющие необратимые последствия методы лечения психических расстройств (лоботомия, разрушение очага эпилептической активности в головном мозге и др.).

Таким образом, все вышеназванные виды принудительных мер медицинского характера служат одним и тем же целям: во-первых, лечению лиц, страдающих психическим расстройством, наблюдению за ними, социально-трудовой реабилитации; во-вторых, предупреждению общественно опасных посягательств. Отличаются они друг от друга режимом содержания больных. Дифференциация психиатрических стационаров производится по степени интенсивности наблюдения за находящимися в них лицами и мерам безопасности при их содержании.

4. Соблюдение прав лиц при применении принудительных мер медицинского характера

Человек, его права и свободы Конституцией РФ провозглашены высшей ценностью общества, а их признание, соблюдение, защита - обязанностью государства. Пристальное внимание к правам человека обусловлено стремлением России к строительству правового государства, принятыми международно-правовыми обязательствами в этой области, проводимой в стране правовой реформой. Этим вызваны и происходящие преобразования в сфере уголовного судопроизводства, направленные на совершенствование системы гарантий прав и законных интересов граждан.

Именно в данной связи Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности - одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. 2, 17,3 8, 46, 52 Конституции РФ).

Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан Защита прав человека в местах лишения свободы: сборник нормативных актов и официальных документов. - М., 2003..

Применение принудительного лечения к лицам, страдающим психическими расстройствами и совершившим общественно опасные деяния, в последнее время перестала быть исключительно юридической или медицинской проблематикой. Деятельность юристов и медиков в этом направлении, а также оказание психиатрической помощи гражданам в целом приобрели повышенную общественную значимость, поскольку служат характеристикой степени гуманизации и демократизации нашего общества.

Динамика развития общественных процессов в стране такова, что уже сегодня на страницах юридической литературы, периодической печати и в других средствах массовой информации поднимаются темы, касающиеся усиления правовой защищенности граждан в этой сфере, ограждения их от дальнейшего ущемления прав и законных интересов со стороны представителей государственных органов.

Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья (ст. 25, 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 9, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 5-8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 3, 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и др.).

В Принципах защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи и Декларации о правах умственно отсталых лиц (приняты соответственно 18.02.1992 г. и 20.12.1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН) предусмотрено, что каждый человек с психическим заболеванием должен иметь право пользоваться всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, ограничения в осуществлении этих прав допускаются только в рамках закона и в случае необходимости защиты здоровья и безопасности самого лица, других лиц или в случаях защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности.

В ряде других документов - рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 818 (1977) "О положении психически больных", рекомендациях Комитета Министров Совета Европы N R(83)2 "Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке", N R(99)4 "О принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых", Rec(2004)10 "Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством" государствам - членам Совета Европы предложено установить, чтобы судебные решения не принимались только на основании медицинских заключений, а пациенту с психическим заболеванием, как и любому другому лицу, было обеспечено право быть выслушанным и чтобы в случаях предполагаемого правонарушения в течение всего разбирательства присутствовал адвокат; лица с психическими расстройствами должны иметь возможность осуществлять все свои гражданские и политические права, а любые их ограничения допускаются строго в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и не могут основываться на одном лишь факте наличия у лица психического заболевания.

С названными положениями международных актов соотносятся предписания Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно части первой статьи 5 которого лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; ограничение же прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации, как это следует из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ 20 ноября 2007 N 13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева».

Положение в уголовном законе об ограниченной вменяемости, уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ), Закон о психиатрической помощи, конкретизирующий и развивающий рекомендации ООН об отношении к лицам с психическими расстройствами, введение в России с 1997 г. Международной классификации болезней (МКБ-10), которая принята Всемирной организацией здравоохранения, судебный контроль, прокурорский надзор, контроль Уполномоченного по правам человека, правозащитных организаций и др Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 462 "О контроле за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи", Приказ Росздравнадзора от 10.07.2006 N 1574-Пр/06 "О контроле за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений". позволяют гарантировать правовую защищенность лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, и исключить использование психиатрии в политических целях в качестве орудия борьбы с инакомыслием, что имело место в 1960-70-х гг. в СССР.

Применение принудительного лечения связано с ограничениями прав лиц, в отношении которых оно применяется. Они состоят, прежде всего, в помещении в лечебное заведение без согласия лица, которому оно назначено, а также без согласия его родственников. Лицам, которым назначено такое лечение, запрещается самостоятельно покидать психиатрический стационар, а иногда - отделение стационара или даже палату. Им не предоставляются отпуска, а в некоторых случаях могут быть запрещены свидания (например, в состоянии острого психоза).

В то же время лица, находящиеся на принудительном лечении, сохраняют права, которые не связаны с ограничениями, вытекающими из психического состояния и определенного судом вида принудительного лечения.

Если они обладают дееспособностью, у них имеются права, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Для правового статуса пациентов психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение, чрезвычайно важно положение, содержащееся в ст. 13 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

В соответствии с этой нормой "лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, пользуются правами, предусмотренными статьей 37 настоящего Закона". Статья 37 в свою очередь определяет права пациентов всех психиатрических стационаров и не содержит никаких изъятий для подобных лечебных учреждений, проводящих принудительное лечение.

Все права пациентов психиатрических стационаров разделены на две группы.

В первую из них входят права, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях, например, право подавать без цензуры жалобы и заявления в органы государственной власти, прокуратуру, суд и адвокату, право встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине, право исполнять религиозные обряды и соблюдать религиозные каноны, право получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде, и другие.

Вторая группа прав пациентов, установленных в ст. 37, включает права, которые могут быть ограничены в интересах здоровья и безопасности, как самих пациентов, так и других лиц. Такое решение принимает главный врач психиатрического стационара или заведующий отделением по рекомендации лечащего врача. К ограничиваемым правам относятся: право вести переписку без цензуры; получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы, пользоваться телефоном; принимать посетителей; иметь и приобретать предметы первой необходимости и пользоваться собственной одеждой.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" пациенты, находящиеся на принудительном лечении, признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях. Этого права для данной категории психиатрических пациентов до принятия указанного Закона не существовало.

Им предоставляются те же права, что и другим пациентам, находящимся там на общих основаниях: обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки и соблюдения их прав; подавать жалобы и заявления без цензуры; встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; исполнять религиозные каноны, иметь религиозную атрибутику и литературу; выписывать газеты и журналы; получать вознаграждение за труд, если они привлекаются к работе, и т.д.

Помимо этого пациенты, госпитализированные как добровольно, так и в принудительном порядке, могут быть ограничены в некоторых правах по рекомендации лечащего врача, заведующего отделением или главного врача в интересах их здоровья или безопасности других лиц. К таким правам относятся: переписка без цензуры, получение и отправление посылок, бандеролей и денежных переводов, использование телефона и т.п.

И, наконец, на лиц, находящихся на принудительном лечении, в полной мере распространяется ст. 5 указанного Закона, закрепляющая права лиц с психическими расстройствами, а также иные нормы, направленные на обеспечение и защиту их прав, в частности, право на обжалование действий и решений медицинских работников, включая медицинские комиссии, при оказании психиатрической помощи (ст.ст. 47 - 49).

Срок принудительного лечения не устанавливается при его назначении.

Такое лечение продолжается до выздоровления лица, страдающего психическим расстройством, либо до такого изменения его психического состояния, при котором отпадает необходимость в принудительном лечении. Если психическое состояние лица изменяется и возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (как менее, так и более строгой), то первоначально назначенный вид принудительного лечения может быть изменен.

Как отмена, так и изменение стационарных принудительных мер осуществляется судом по представлению администрации психиатрического стационара, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров п. 32 Временной инструкции о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния..

При решении вопроса об изменении или прекращении применения принудительной меры медицинского характера рекомендуется использовать принцип ступенчатости, заключающийся в постепенном изменении вида таких мер от более к менее строгим, вплоть до полной их отмены.

Хотя постепенное изменение вида принудительного лечения от более строгого к менее строгому облегчает социальную адаптацию психически больного, надо иметь в виду, что данный принцип не является обязательным для суда. Верховный Суд СССР разъяснил, что более строгая мера стационарного принудительного лечения при наличии к тому оснований может быть отменена и без предварительного перевода пациента в психиатрическую больницу менее строгого типа. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N4 от 26 апреля 1984 г.

Продление, изменение и прекращение принудительного лечения выделено в УК в самостоятельную статью, в которой урегулированы эти вопросы в соответствии с "Принципами защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии", утвержденными резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 46/119 от 17 декабря 1991 г.

Для того чтобы принудительное лечение не превращалось в бессрочное пребывание в психиатрическом стационаре лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления, в законе определены сроки обязательного освидетельствования таких лиц комиссией врачей-психиатров.

Таким образом, основными принципами оказания психиатрической помощи при применении принудительных мер медицинского характера в нашей стране являются законность, гуманность, соблюдение прав человека и гражданина и Конституцией РФ им гарантированы права и свободы, которые в Российской Федерации провозглашены высшей ценностью общества, а их признание, соблюдение, защита - обязанностью государства.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: „ Гарантии прав личности при применении принудительных мер медицинского характера “ можно сделать ряд выводов:

Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом меры, направленные на лечение невменяемых, совершивших общественно опасное деяние; лиц, страдающих психическими расстройствами, исключающими возможность назначения им и исполнение наказания за совершенное преступление; а также лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; и лиц, нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании и совершивших преступления.

Если, несмотря на наличие психического расстройства, лицо, совершившее посягательство в состоянии невменяемости, не представляет опасности, принудительные меры медицинского характера не применяются. Установив отмеченное обстоятельство, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Лица, страдающие психическими заболеваниями и совершившие общественно опасные деяния, представляют опасность для общества и для себя, именно поэтому в отношении них ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. В связи с этим в отношении таких лиц должны применяться определенные меры, направленные на их изоляцию от общества, с целью предупреждения новых общественно опасных деяний, оказания им психиатрической помощи.

В Уголовном Кодексе РФ определены основания назначения принудительных мер медицинского характера. Согласно ст. 97 к ним относятся:

а) совершение деяния, предусмотренного Особенной частью УК; б) определенными категориями лиц: невменяемость лица к моменту совершения им общественно опасного деяния; заболевание психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение наказания после осуждения; установление у них психического расстройства, не исключающего вменяемости; нуждаемость в лечении от алкоголизма или наркомании.

Статья 99 УК РФ определяет следующие виды принудительных мер медицинского характера:

- Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Данное наблюдение и лечение применяется, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

- Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Согласно ч.2 статьи 101, такое лечение может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;

- Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Согласно ч.3 статьи 101, данный вид лечения назначается лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;

- Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Согласно ч.2 статьи 101 оно может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. Вид принудительного лечения назначается судом с учетом рекомендаций судебно-психиатрической экспертизы, которые не являются для него обязательными. Суд оценивает также общественную опасность содеянного, характер наступивших последствий, число потерпевших, способ действия, например применение особой жестокости, интенсивность насилия и т.п.

Лицо, нуждающееся в применении принудительной меры медицинского характера - полноправный участник уголовно-процессуальных отношений, должен иметь закрепленный процессуальный статус с целью реализации своих прав с момента возбуждения уголовного дела и на протяжении всех этапов уголовного судопроизводства.

Библиографический список литературы

1. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. N3185-I (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 - N122-ФЗ).

2. Уголовный Кодекс РФ. Федеральный закон Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред. от 17.11.09).

3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N462 "О контроле за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений по оказанию психиатрической помощи".

4. Постановление Конституционного Суда РФ 20 ноября 2007 N13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 УПК РФ в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева».

5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР N4 от 26 апреля 1984 г. "О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда СССР 17 от 1 ноября 1985 г. //Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - М.: Спарк, 2000.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №11 "О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам принудительных мер медицинского характера" (с изменениями на 25 октября 1996 года).

7. Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2002. - N5. - С.12.

8. Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2003.-.№3. С.14.

9. Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.- N2.- С.6.

10. Временная инструкция о порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния. Утверждена приказом Минздрава СССР N 225 от 21 марта 1988 г.

11. Методическое письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 июля 1999 г. №2510/8236-99-32 «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния (ст. 21 и ч. 1 ст. 81 УК РФ)».

12. Приказ Росздравнадзора от 10.07.2006 N 1574-Пр/06 "О контроле за деятельностью психиатрических и психоневрологических учреждений".

13. Защита прав человека в местах лишения свободы: сборник нормативных актов и официальных документов. - М., 2003.

14. Колмаков П. Понятие и сущность принудительных мер медицинского характера. //Уголовное право - 2007, №3. С. 27-30.

15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Постатейный)/ Под ред. проф. А.И. Чучаева.- М.,2008.

16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова и др.; Отв. ред. А.И. Рарог. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. /Отв.ред. В.М. Лебедев - 3-е изд., доп. и испр.- М.: Юрайт-Издат, 2006.

18. Уголовное право России. Общая часть /Под ред. А. И. Рарога. -- 3-е изд.. с изм. и доп. -- М.: Эксмо, 2009.

19. Уголовное право России. Практический курс /Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; под науч. ред. А.В. Наумова. - М., 2007.

20. Уголовное право. Общая часть: учебник /отв. ред.И.Я. Козаченко. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма,2008.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.