скачать рефераты

МЕНЮ


Генезис детской беспризорности и безнадзорности

Но, как отмечает А.М. Нечаева, «это вовсе не означает, что беспризорные дети, от-деляя себя от гражданского общества, становятся для него чужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объяс-няется не только опасностью, исходящей от беспри-зорников, но и желанием помочь тем, кого судьба обрекла на жизнь в нечеловеческих условиях» Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 60..

Однако изложенного выше, на наш взгляд, не достаточно для того, чтобы по-нять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные и беспризор-ные дети. Как справедливо отмечает Э.Б. Мельникова, «безнадзорность - это социо-психологическая, а не только юридическая категория» Мельникова Э.Б. Профилактика безнадзорности де-тей и подростков // Правозащитник. 1999. № 2. С. 22.. Именно асоциальное поведение, корни которого лежат в особенностях психологии, делает беспризорных и безнадзорных детей не только предметом заботы государства, но угрозой правопослушным гражданам страны.

Поэтому для полноты исследования политических и правовых аспектов детской беспризорности и безнадзорности необходимо вкратце затронуть также и психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних.

Как отмечают исследователи проблемы, от детей из нормальных семей безнадзорных и беспризорных детей отличает более сильный инстинкт самосохране-ния, повышенная возбудимость, привычка к ис-кусственным возбудителям (наркотикам, алкого-лю и т.п.) См.: Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф.В.М. Константинова. - М.: Знания, 1993. С. 85.. Некоторые из них преждевременно на-чинают половую жизнь. Вместе с тем, у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также бо-лезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, тиф и др.). Специалисты в области детской психологии констатируют так-же, что беспризорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, со-лидарность в групповых действиях Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4..

Для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, хо-лод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать притягательную силу Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. - Свердловск, 1986. С. 89.. С точки зрения криминалистов дети, перестаю-щие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизнен-ные цели у них смещаются в сторону психологи-ческого комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потреби-тельства, наживы См. например: Криминология / Под ред. Гуляева В.П. - М.: Юридическая литература, 1997. С. 289..

У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отноше-ние к переживаниям других, агрессивность, гру-бость, лживость, несамокритичность и пр. Адлер А. Беспризорные дети. - Ф.-на Майне. 1997. С. 135. Таков далеко не полный перечень признаков социаль-ной болезни, именуемой детской безнадзорностью и беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали пред-метом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов ведут к деградации личности ребенка, ко-торой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризор-ных и безнадзорных детей относят к группе социального риска.

Есть еще одно объясне-ние, почему беспризорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, не зависимо от того, исхо-дит ли она от «вожака», под чьим на-чалом он существует, или от представителя госу-дарственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, беспризорник - не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в по-мощи. Вот почему понятие "группа социального риска" фигурирует в разном контексте как в нор-мативных документах, так и в правовых исследо-ваниях, посвященных проблемам детской безнадзорности и беспризорности.

Социальная, личностная характеристика бес-призорника, бесспорная его принадлежность к группе социального риска объясняет, почему он опасен для общества не только современного, но и будущего. Дальнейшее развитие этого явления нахо-дится в прямой связи с социальной проблемой национального масштаба, которую политологами принято называть вырождением нации Пугачев В.П. Политология. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - С. 257..

Однако в рамках настоящего исследования недостаточно определить правовые, социальные, политические аспекты, вкладываемые в понятия детской беспризорности и безнадзорности. На наш взгляд, рассматривая происхождение этого явления, необходимо также раскрыть его сущность в историческом аспекте.

Следует отметить, что детская беспризорность и безнадзорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества. В дохристианской Руси в родовой общине сла-вян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром» Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92.. С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам "печаловаться" о сиротах. Термин "печаловаться" означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто "не дюже ся будут (т.е. не смогут - прим. авт.) сами собою печаловаться" Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 86-87..

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротски-е дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было опреде-лено открывать училище "для наставления детей грамоте", а для "сирых и немощных" создавать при церкви богадельни Соловьев С.М. Сочинения. - М.: Литература, 1989. Кн. 4. С. 172..

Дальнейшее развитие государственная систе-ма призрения получила при Петре I, который по-ощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России круп-ных сиротских государственных домов был пост-роен в 1706 г. новгородским митрополитом Ио-ной при Холмово-Успенском монастыре Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в Рос-сии. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993. С. 92.. "Си-ротским монастырям" было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено "малолетних и нищих ребят, бив батоги, по-сылать на суконный двор и к прочим мануфакту-рам". Поскольку богадельни и госпитали были пе-реполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в Рос-сии. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993. С. 38, 116..

Дальнейшее развитие система призрения по-лучила при Екатерине II. Под патронажем импе-ратрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить "в семью благонравного поведения" Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112..

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрез-вычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приво-дили к чрезвычайно высокой детской смертнос-ти. Так, при Александре I смертность в воспита-тельных домах доходила до 75 % См. например: Беляков В.В. Указанное сочинение. С. 10-12; Василькова Ю.В. Указ. соч. С. 96-100..

Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. В отличие от западной церк-ви, которая видела свою основную благотвори-тельную задачу в том, чтобы призреть сирот, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, призрения детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты.

Во второй половине XIX в. в развитии образо-вания происходят существенные перемены. В пе-дагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, сво-бодного воспитания, реформирования образования Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательная си-стема детского дома. Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в педагогической практике Ясно-полянского детского дома. - Тула: Литпросвет, 2001. С. 34.. В эту эпоху судебных реформ в России сфор-мировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению пра-вонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на раз-витие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы Беляева Л.И. Материалы конференции "Подросток и закон". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Юристъ, 2002. С. 3.. Развивалось законодательство, были учрежде-ны суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведе-ния находились в тесной связи с судами Отчет Московского общества патроната за 1914 г. - М., 1915. С. 3-5.. В такие приюты несовершеннолетние помещались по ре-шению судов для несовершеннолетних. Несовер-шеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили в этих при-ютах по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны су-ществовавшим в исправительных заведениях. К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей Василъкова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 104-114..

Всплеск роста числа беспризорных изошел во время Первой мировой и Гражданской войны. В 1921 г. их насчитывалось 4,5 млн. чел., по другим данным в 1922 г. было 7 млн. беспризорников Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со-ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134..

В советской России борьба с беспризорно-стью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтоже-на. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Для решения проблемы детской беспризорности потребова-лись значительные усилия со стороны государст-ва и общества в целом. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112..

Осенью 1921 г. при ВЦИК образовалась ко-миссия по улучшению жизни детей под председа-тельством Дзержинского, которую называли ДЧК - детской чрезвычайной комиссией Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со-ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134-135..

Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учрежде-ния интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направ-ления в детские учреждения постоянного пребы-вания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1919 г. - 125 тыс. в 1921-1922 гг. - 540 тыс. детей Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. - М.: Наука, T.I. 1964. С. 193..

Попечением о беспризорных занимались раз-личные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, пар-тийные органы, женотделы и т.д.). Помимо упо-мянутых организаций учет беспризорников вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск. Ос-новная тяжесть работы приходилась на местные органы народного образования (ОНО), но и там было дублирование. При каждом ОНО были со-зданы отделы социально-правовой охраны несо-вершеннолетних (СПОН), в структуру которых входили стол опеки, детский адресный стол, юри-сконсультская часть и комиссия по делам несо-вершеннолетних ("комнес"). Начало 20-х годов явилось периодом быстрого расширения и разви-тия сети таких комиссий; их число в 1925 г. воз-росло, по сравнению с 1920 г. в 8 раз Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 95-97.. Был со-здан их руководящий орган - Центральная комис-сия по делам несовершеннолетних. Помимо них существовали детские социальные инспекции (ДСИ), представлявшие собой нечто среднее между обществом милосердия и полицией нра-вов.

Наряду с названными учреждениями возникла и система органов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, - ко-миссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы - детский приемный пункт - дет-ский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. С переводом дет-ских учреждений на местный бюджет в 1923 г. ко-личество детдомов и детей в них стало резко со-кращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравне-нию с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253 237 человек Кривоносов А. Н. Указанное сочинение. С. 94..

В обеспечение исполнения законов об охране детства, в борьбу с беспризорностью и правона-рушениями в подростковой среде сразу после сво-его создания включились органы прокуратуры. Так, циркуляром ВЦИК за подписью М.И. Кали-нина от 20 июня 1924 г. на прокуратуру возлага-лось наблюдение за неуклонным осуществлени-ем местными органами установленного порядка реэвакуации и привлечения к ответственности лиц, виновных в его нарушении. Большую работу проводила прокуратура по обеспечению законно-сти в деятельности детских учреждений для бес-призорных, борясь против хищений и бесхозяйст-венности, жестокого обращения с детьми.

Сложилась и сама система мер в работе с под-ростками: однократное воспитательное воздейст-вие (беседа, замечание); устройство или возврат в семью; длящийся надзор за поведением подрост-ков; помещение их в закрытые воспитательные учреждения.

Регламентируя вопросы уголовной ответст-венности несовершеннолетних, уже в Уголовном кодексе 1922 г. были сформулированы некото-рые важнейшие положения: отнесение несовер-шеннолетия обвиняемого к числу смягчающих обстоятельств, возможность широкого примене-ния к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, достаточными для достижения цели ис-правления виновного.

Сама сеть учреждений для исправления и пере-воспитания несовершеннолетних правонаруши-телей развивалась в двух направлениях.

Во-первых, это закрытые учреждения для трудных подростков интернатского типа со стро-гим педагогическим режимом, обязательной школьной учебой и обучением профессии. К 1925 г. было 258 таких учреждений, где содержалось 16 тыс. воспитанников.

Наряду с закрытыми воспитательными учреж-дениями создавались трудовые дома в городах и колонии в сельской местности, имевшие воспита-тельно-карательный характер.

В 1928 г. была поставлена задача ликвидировать в кратчайшие сроки детскую беспризорность. Был составлен оперативный план ликвидации уличной беспризорности. Детей раздавали в крестьянские се-мьи, кустарям, в колхозы и совхозы. Крестьян и кустарей заинтересовывали брать детей из детдо-мов, предоставив дополнительный земельный на-дел на каждого взятого ребенка, освобождаемый от уплаты единого налога на три года. Кроме то-го, крестьяне пользовались правом бесплатного обучения питомца в школе и получали на него единовременное пособие Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-890. Оп. 2. Д. 116. Л. 21..

Центральным пунктом плана ликвидации уличной беспризорности являлось одновремен-ное "изъятие" бездомных детей и подростков с обжитых ими мест обитания и размещение их в приемниках, детдомах и приютах. В циркуляре наркомпроса от 19 марта 1928 г. работа по ликви-дации уличной беспризорности приравнивалась к "боевому заданию". К операции привлекались только сотрудники ОГПУ, милиции и угрозыска, в редких случаях - работники детской инспекции и комсомольские работники.

Исчезнув с центральных улиц крупных горо-дов, беспризорщина переместилась в глубь страны. Болезнь была загнана вовнутрь. Одна часть беспризорных детей и подро-стков пополнила ряды узников ГУЛАГа, другая часть была направлена на ударные стройки ком-мунизма и на военную службу. С осени 1927 г. в советской прессе перестали говорить о беспри-зорности как о массовом явлении, а с 1928 г. ста-тьи о беспризорниках практически исчезли со страниц газет.

В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", о котором уже упоминалось выше. В постанов-лении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по ор-ганизации борьбы с малолетними правонаруши-телями, хулиганством и усилению ответственнос-ти родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существу-ет, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием орга-низационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого соци-ального характера.

Начало Великой Отечественной войны вновь вызвало резкий рост количества безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступ-ность. Например, количество преступлений, со-вершенных несовершеннолетними в 1942 г., воз-росло по сравнению с 1941 г. на 61 %, в 1944 г. - на 181 % Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 114..

Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постанов-ление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос-тью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 ию-ня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорнос-ти. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязан-ности по открытию детских колоний для содер-жания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достиг-ло 50 тыс.

За годы войны возросло число детских комнат милиции: если в 1943 г. их было 633, то в 1944 г. уже 1058.

В послевоенные годы к оставшимся без роди-телей детям добавились дети матерей-одиночек, военных вдов. Количество беспризорников не уменьшалось. В 1950 г. в стране функционирова-ло 6543 детских дома, в которых воспитывалось 637 тыс. детей. Спустя 8 лет число детских домов сократилось до 4 034, а число воспитаннике 375 тыс. человек. В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 aпреля 1952 г. Шестидесятые годы охарактеризовались увеличением количества школ-интернатов, в которых только в 1960 г. обучалось около 1 млн. несовершеннолетних Народное образование в СССР / Под ред. Р.Л. Литвиненко. - М.: Политиздат, 1948. С. 248..

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.