скачать рефераты

МЕНЮ


Глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления: проблемы разграничения компетенции

Условия контракта, касающиеся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, порядок проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации города Тюмени, общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются Тюменской городской Думой в соответствии с настоящим Уставом. Главой Администрации города Тюмени может быть гражданин Российской Федерации (или гражданин иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления), имеющий стаж работы на государственных должностях Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) выборных муниципальных должностях не менее 3 лет либо стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 6 лет, либо стаж работы руководителем государственного и (или) муниципального предприятия, учреждения не менее 8 лет.

Глава Администрации города Тюмени:

1) обеспечивает соблюдение Устава города Тюмени, прав и свобод человека и гражданина;

2) официально представляет Администрацию города Тюмени во взаимоотношениях с другими муниципальными образованиями, с субъектами Российской Федерации, с Российской Федерацией, а также является официальным представителем Администрации города Тюмени в международных и внешнеэкономических связях;

3) от имени города Тюмени приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, без доверенности выступает в суде, выдает другим лицам доверенность на приобретение и осуществление имущественных и иных прав и обязанностей, выступление в суде от имени города Тюмени;

4) от имени города Тюмени заключает договоры и соглашения с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, другими муниципальными образованиями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, в рамках предоставленных полномочий;

5) вносит от имени города Тюмени предложения в органы государственной власти Тюменской области по проектам планов социально-экономического развития и бюджета Тюменской области, а также по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием города Тюмени;

6) осуществляет личный прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан;

7) инициирует принятие правовых актов Тюменской городской Думой;

8) принимает муниципальные правовые акты, предусмотренные настоящим Уставом;

9) организует и обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение решений Тюменской городской Думы, собственных правовых актов на территории города Тюмени;

10) в порядке, установленном решением Тюменской городской Думы, награждает лиц, имеющих особые заслуги перед городом;

11) исполняет отдельные государственные полномочия, переданные федеральным законом или законом Тюменской области;

12) осуществляет общее руководство разработкой и вносит на утверждение Тюменской городской Думы проекты планов и программ развития города Тюмени и отчетов об их исполнении, организует исполнение указанных планов и программ;

13) обеспечивает составление и вносит на утверждение Тюменской городской Думы проект бюджета города Тюмени и годового отчета о его исполнении;

14) определяет основные направления деятельности Администрации города Тюмени;

15) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города Тюмени, определяет их компетенцию;

16) утверждает штаты Администрации города Тюмени;

17) представляет Тюменской городской Думе ежегодный отчет о своей деятельности, о деятельности Администрации города Тюмени и ее должностных лиц;

18) определяет порядок приема на работу и увольнения лиц, не замещающих муниципальные должности муниципальной службы и исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности Администрации города Тюмени;

19) назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

20) определяет порядок приема на муниципальную службу и увольнения муниципальных служащих Администрации города Тюмени;

21) осуществляет контроль за деятельностью отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени;

22) применяет к руководителям отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Тюмени в соответствии с законодательством меры поощрения и ответственности;

23) распоряжается средствами, предусмотренными в бюджете города на обеспечение деятельности Администрации города Тюмени, подписывает от имени Администрации города Тюмени финансовые документы;

24) осуществляет общее руководство разработкой и реализацией долгосрочных целевых и ведомственных программ;

25) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Тюменской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами города Тюмени.

7. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации города Тюмени по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, контрактом, временное исполнение полномочий Главы Администрации города Тюмени возлагается на первого заместителя Главы Администрации города Тюмени. В случае отсутствия первого заместителя Главы Администрации города Тюмени временное исполнение полномочий Главы Администрации города Тюмени возлагается решением Тюменской городской Думы на иное должностное лицо Администрации города Тюмени.

Администрация города Тюмени осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в следующих сферах:

1) в области бюджета и финансов;

2) в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени;

3) в области экономического развития, развития малого и среднего предпринимательства;

4) в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды;

5) в области строительства и транспорта;

6) в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения;

7) в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;

8) в области сохранения объектов культурного наследия, развития культуры, местных традиций и обычаев;

9) в области обеспечения законности, правопорядка, обороны, охраны прав и свобод граждан, защиты населения и территории города Тюмени от чрезвычайных ситуаций;

10) в иных сферах, полномочия органов местного самоуправления в которых предусмотрены федеральным законодательством, законодательством Тюменской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами города.

В соответствии с федеральными и областными законами Администрация города Тюмени осуществляет отдельные государственные полномочия.

Осуществление отдельных государственных полномочий регулируется федеральными законами и законами Тюменской области.

Согласно ФЗ №131_ФЗ, глава администрации муниципального образования Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ (ред. от 25.12.2008 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N40, ст. 3822:

1. Представляет на утверждение муниципального собрания: проект бюджета муниципального образования; план комплексного социально-экономического развития муниципального образования; предложения по введению местных налогов, штрафов и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными программы приватизации муниципальной собственности; проект генерального плана развития муниципального образования; предложения по порядку использования земельных, водных и иных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования; проекты решений по вопросам местного значения;

2. Обеспечивает исполнение решений муниципального собрания.

3. Формирует и осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального образования: назначает и увольняет с должности своих заместителей по согласованию с муниципальным собранием (процедура согласования определяется регламентом работы муниципального собрания); назначает и увольняет руководителей подразделений и служб муниципалитета (администрации муниципального образования); назначает и увольняет руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

4. Осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета.

5. Подписывает договоры и соглашения от имени муниципального

образования в отношениях с органами исполнительной власти других муниципальных образований и органами государственной власти.

6. Исполняет другие полномочия, возложенные на него законом и Положением об администрации муниципального образования.

Определённые особенности имеет организация исполнительной власти в г. Москве. Я хотела бы рассмотреть этот субъект, так как он является исключением из правил, это единственный субъект, имеющий такую организацию. В соответствии с Уставом - Основным Законом г. Москвы исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти является Московская городская администрация (городская администрация или мэрия). Деятельностью мэрии руководит избираемый жителями Москвы мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города и главой городской администрации. В структуру городской администрации входят коллегиальный орган исполнительной власти - правительство Москвы, управление делами мэрии, отраслевые и функциональные органы городской администрации, префекты административных округов, а также иные органы, создаваемые мэром. Отраслевые органы городской администрации могу распоряжениями мэра объединяться в комплексы городского управления. Городская администрация как исполнительный орган самоуправления имеет территориальные отделения в районах города - районные управления.

Таким образом, для администрации г. Москвы установлен двойной статус: она является как органом государственной власти субъекта РФ, так и органом местного самоуправления. В последнем случае глава управы возглавляет администрацию муниципального района.

Устав Москвы детально регламентирует компетенцию мэра и вице-мэра, выполняющего поручения мэра города. Мэр устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию её органов, назначает руководителей органов городской администрации и освобождает их от должности, применяет к должностным лицам городской администрации меры поощрения и дисциплинарной ответственности, назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций городского подчинения, издаёт по вопросам своей компетенции распоряжения.

Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа руководителей отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты административных округов.

Премьером правительства является мэр Москвы или, по его решению, вице-мэр, а также иное лицо, назначенное мэром и утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы. Заместители премьера назначаются и освобождаются от должности мэром, который также распределяет обязанности между членами правительства. Правительство издаёт постановления, а премьер вправе издавать распоряжения.

Отраслевые и функциональные органы городской администрации - департаменты - осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента. Положения о департаментах утверждаются мэром.

Префекты административных округов - должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов. Назначаются они мэром или издают распоряжения.

Должностными лицами городской администрации являются: мэр, члены правительства, руководители органов городской администрации и их заместители, а также другие служащие администрации согласно номенклатурному перечню, утверждённому мэром, наделённые административно-распорядительными полномочиями Черников В.А. Новая муниципальная реальность России / Черников В.А. // Практика муниципального управления. 2007. N 6. С. 14 - 18..

Управление и распоряжение объектами собственности Москвы. Их реконструкция, реставрация и строительство, изыскание необходимых инвестиций, предоставление зданий и сооружений в аренду федеральным органам государственной власти, установление ставок арендной платы; управление и распоряжение земельными участками. Сбор земельных платежей и взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства, очистка и рекультивация земель, зонирование территории Москвы, градостроительные планы, контроль за использованием и охраной земель осуществляются городской администрацией.

Мною были подробно рассмотрены права исполнительного органа и, как известно любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность перед государством за нарушения ими действующего законодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами, передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами.

В случае нарушения законодательства по решению суда может быть отменено соответствующее решение органа местного самоуправления или выборного должностного лица или вообще прекращены их полномочия.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством (ст. 76 ФЗ).

Соответственно органы и должностные лица местного самоуправления города Тюмени несут ответственность перед населением города Тюмени, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Население города Тюмени вправе отозвать депутатов Тюменской городской Думы в соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Тюмени. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города Тюмени. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города Тюмени, наделенные в соответствии с настоящим Уставом контрольными полномочиями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления настоящему Уставу, решениям Тюменской городской Думы.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами (ст. 63).

1.3 Глава муниципального образования

Прежде, чем обратиться к анализу правового положения главы муниципального образования - необходимо определить, что такое «правовое положение» и «правовой статус» как юридические категории.

Следует сказать, что эти понятия по-прежнему являются дискуссионными в российской правовой науке. Существуют различные точки зрения по поводу соотношения самих терминов «правовой статус» и «правовое положение», их содержания и структуры. Обратимся к наиболее значительным исследованиям по данному вопросу.

Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо.

Вообще, термин «правовой статус» получил широкое распространение и используется как учеными, так и законодателем. Наряду с ним в ходу и термин «правовое положение».

Сразу же отметим, что присоединяемся к мнению тех ученых, которые считают эти понятия тождественными Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. С. 193; Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972. С. 6; Он же. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 12 - 13.. Ведь этимологически «статус» это и есть «положение». В словаре С.И. Ожегова указывается единственное значение понятия «статус» - «правовое положение» Ожегов С.И. Словарь русского языка (15-е изд., стереотипное) / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 680..

Н.В. Витрук, отмечая этимологическое тождество этих понятий, тем не менее устанавливает между ними разницу: правовое положение - более широкое понятие, правовой статус является его составным элементом Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 188.. В.А. Кучинский различает статутные и субъективные права и обязанности Кучинский В.А. Указ. соч. С.115. Первые - это те, которые закреплены в законе. Вторые - содержание конкретного правоотношения. Статутные права и обязанности являются элементами правового статуса. В состав правового положения он включает и статутные, и субъективные права и обязанности, а также гражданство и правосубъектность. Схожая точка зрения у В.А. Патюлина, который наряду с указанными терминами еще оперирует понятием «правовой модус».

Большинство авторов, работавших над теоретическим аспектом проблемы правового статуса (правового положения), сошлись во мнении, что: 1) правовой статус есть место того или иного субъекта в государстве и обществе, закрепленное юридически; 2) это сложная комплексная категория; 3) обязательными его элементами являются общие, одинаковые для некоторого круга лиц права и обязанности, зафиксированные в нормах права Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. С. 80; Матузов Н.И. Личность. Права Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. С. 190 - 192; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. С. 230; Кучинский В.А. Указ. соч. С. 115; Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. С. 6; Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 8 - 9..

Исходя из синонимичности статуса и правового положения некоторые авторы, кроме прав и обязанностей, в понятие правовой статус предлагали включить правоспособность, гарантии Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С.21-26, законные интересы Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29., юридическую ответственность Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115. и т.п.

По сути, если учитывать вышеуказанное, предлагается, рассматривать правовой статус в узком и широком смысле Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977. С. 7-8; См. также Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976., то есть, при всем многообразии общественных отношений, обойтись одним термином представляется затруднительным.

Достаточно сходная точка зрения заключается в том, что предлагается разграничить понятия правовой статус и правовое положение, причем правовой статус, как система прав и обязанностей определяется как основа правового положения Витрук Н.В. Указ. соч. С. 29; Кучинский В.А. Указ. соч. С. 115..

Несколько иначе трактует соотношение вышеуказанных понятий С.С. Алексеев, который считает, что статус - стабильное, основополагающее в правовом состоянии субъекта, который включает правосубъектность в единстве с другими общими (конституционными) правами и обязанностями. Конкретные права же и обязанности отражают скорее специфику реального правового положения лица, связанного с наличием тех или иных юридических фактов, нежели основы общего положения лица в данной правовой системе Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М., 1982. С. 142-143; Близкой позиции придерживалась и Р.О. Халфина, см.: она же. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С.123-126.. Если придерживаться этой логики, то правовой статус ассоциируется со статичным правовым состоянием абстрактного субъекта, которое предопределяется всеобщими конституционными правами и обязанностями. Следовательно, правовое положение рассматривается как динамичный комплекс постоянно изменяющихся прав и обязанностей конкретного субъекта, обусловленных его вступлением в те или иные отношения. Однако здесь же содержится существенный недостаток, заключающийся в том, что речь фактически идет только об общем (конституционном) статусе, а все иные отраслевые права и обязанностями оказываются за пределами статуса. Общепринятым в правовой литературе стал подход, в котором предлагалось выделять так называемые специальные статусы, которые и должны были включать в себя отраслевые права и обязанности, не вошедшие в общий правовой статус. Тем не менее, категория статус, как общий, так и специальный, представляется нам понятием присущим, в силу его всеобщности, абстрактным субъектам.

Данное положение было верно подмечено В.А. Патюлиным, который считал, что субъективные права, входящие в правовой статус принадлежат всем как абстрактному субъекту данного рода, а субъективные права, входящие в правовой модус - всем, кто в данных условиях выступает в качестве абстрактного субъекта данного вида. Таким образом, указанные субъективные права характеризуют свойство всеобщности в первом случае по родовому признаку, во втором - по видовому Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С.198-199.. Хотелось бы также заметить, что все вышесказанное в равной степени относится и к субъективным обязанностям, которые вместе с правами составляют статус.

В литературе идея, связанная с правовым модусом получила определенную поддержку, где предлагалось свести соотношение категорий «правовой статус» и «правовой модус» к соотношению по типу «общего» и «особенного». К данному термину отношение в правовой науке неоднозначно, мы же придерживаемся мнения о его избыточности ввиду существования его общепринятого аналога - понятия «специальный правовой статус».

Термин «правовое положение» законодатель довольно часто использует при построении диспозиции правовой нормы. Справедливо положение, высказанное Воеводиным Л.Д., который отмечал, что «под правовым положением понимаются основы, говоря другими словами, «конституционный статус», «конституционное положение» Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. - М: Юридическая литература, 1997 - С. 28. Другие ученые определяют «правовое положение» «как постоянно изменяющаяся совокупность прав и обязанностей, обусловленная вступлением в те или иные правоотношения», т.е. статус это стабильное правовое состояние, а правовое положение - это совокупность прав и обязанностей субъекта, вступающего в конкретное правоотношение. Однако далее Якимов А.Ю. указывает, что «приведенная точка зрения представляется не очень убедительной по следующим причинам. Во-первых, вычленение наиболее общих прав и обязанностей, вытекающих из Конституции, фактически означает, что речь идет о статусе личности, которую следует воспринимать не иначе как правовую абстракцию в силу всеобщности указанных прав и обязанностей. Во-вторых, в таком случае за рамками правового статуса остаются все права и обязанности, установленные нормами других отраслей права. Следовательно, на самом деле имеется в виду конституционный статус».

Правовое положение - это нечто основополагающее для места субъекта в обществе и государстве, определяющееся в конкретных видах правовых статусов, т.е. «правовое положение» и «конституционный статус» являются синонимами, получающими свое развитие в отдельных видах правовых статусов. В этой связи Воеводин Л.Д. отмечает, что «ныне действующая Конституция РФ и законодательство закрепляют как данный институт в целом, так и составляющие его элементы, используя соответствующий термин» Воеводин Л.Д. Указ. раб. С. 16,28.. Подобная позиция высказывалась и другими учеными Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979 - С. 29; Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М., 1978 - С. 115; Новоселов В.Н. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. - Саратов, 1977- С.7-8.

В юридической науке весьма распространено мнение о том, что категории «правовое положение» и «правовой статус» являются синонимами. Обосновывается этот вывод тем, что «правовой статус определяется как юридически закрепленное положение в государстве и обществе».

В юридической науке высказывалось мнение о необходимости введения в правовой оборот категории «правовой модус», понимая под ним «конкретизирующее правовой статус на уровне отдельных социальных групп, отличающиеся более разнообразной отраслевой гаммой» Ровный В.В. Указ. соч. С.87.. Появление в правовом обороте категории «правовой модус» является, по нашему мнению, излишним. Правовой модус является, во-первых, видовой характеристикой правового статуса. Во-вторых, в конструкции, предложенной Ровным В.В., правовой статус является ничем иным как исключительно конституционным статусом, не имеющим своих видовых характеристик. Эта позиция уравнивает «конституционный статус» с «правовым статусом», а «правовой модус» является видовой характеристикой «правового статуса». С этим мы согласиться не можем, так как категория «правовой модус» является новой для науки, подменяющей по своему характеру категорию «правовой статус». Под «модусом» в науке понимается вид, мера, способ Советский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М., 1982 - С. 817-818., т.е. «правовой модус» - это правовой вид, правовая мера и способ. В теории права считается общепризнанным, что «правовой статус» имеет деление на виды и в этой связи является синонимом категории «правовой модус», которая, по мнению В.В. Ровного, «дополняет или ограничивает общий правовой статус». Введение новой категории в правовой оборот, по нашему мнению, является излишним, так как «правовой модус», по мнению ученых, является дополняющей правовой статус категорией, что, в общем-то, является не новым в теории права.

Таким образом, в дальнейшей работе мы будем исходить из того, что понятия «правовое положение» и «правовой статус» являются синонимами.

Глава муниципального образования (далее МО) определяется как - высшее должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению на его территории функций местного самоуправления, избираемое гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном Федеральными Законами и законами Субъекта РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.