скачать рефераты

МЕНЮ


Горбачев и его перестройка

Горбачев и его перестройка

33

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Введение 3
  • 1. Государственно-политический кризис в СССР 5
    • 1.1. Предпосылки нового курса 5
    • 1.2. Политика перестройки 7
    • 1.3. КПСС в условиях перестройки 13
    • 1.4. Неформальные общественные организации. Зарождение многопартийности 16
  • 2. Социально-экономический кризис в СССР 20
    • 2.1. Нарастание кризисных явлений к середине 89-х гг. 20
    • 2.2. Курс на ускорение социально-экономического развития 21
    • 2.3. Экономические реформы 1987--1990 гг. 24
  • 3. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства 28
  • Заключение 32
  • Список используемой литературы 34

Введение

В курсовой работе будет рассматриваться тема «Горбачев и его перестройка».

В марте 1985 года, после смерти К.У. Черненко, генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков. Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».

Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья системы.

К середине 1980-х годов ВВП в расчете на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. Прирост производительности труда вплотную приблизился к нулевой отметке. На единицу национального дохода в советской экономике расходовалось в 1,5-- 2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и других ресурсов, чем в промышленно развитых странах. В сущности, только в военно-стратегической области огромными усилиями поддерживался паритет с США.

Актуальность перестройки была очевидна, но она была произведена с большими потерями.

В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений.

В это же время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор», как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнились ударники и стахановцы, снова стали раздаваться голоса не сводить все к рублю, не дожидаться новой техники, а мобилизовывать «скрытые резервы» и энергию молодежи, добиваться максимальной загрузки имеющегося оборудования в три-четыре смены. Таким образом, Горбачев и его сподвижники опять обращались к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».

Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих, привела не к «ускорению», а к росту количества аварий на производстве, в том числе на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, которая стала крупнейшей аварией в использовании «мирного атома».

Антиалкогольная программа привела к тому, что в стране увеличилось подпольное самогоноварение, что, в свою очередь, сократило доходы государственного бюджета. И уже через несколько лет стало ясно, что эта кампания была нелепой и ошибочной.

Другим примером нелепостей может служить попытка, с одной стороны, активизации предпринимательства через кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность, а с другой, усиления борьбы с нетрудовыми доходами.

В экономике не предусматривалось появления реального собственника на микроуровне, а также формирования механизма установления равновесия между спросом и предложением.

Цель курсовой работы рассмотреть процесс перестройки, возглавляемой Михаилом Сергеевичем Горбачевым и определить все ее достоинства и недостатки.

В работе будут использованы современные монографические издания по истории России и отечества, которые помогут наиболее полно и адекватно отразить тему курсовой работы.

1 Государственно-политический кризис в СССР

1.1 Предпосылки нового курса

1985 г. стал поистине переломным этапом в истории Советского Союза. Негативные факторы плановой экономики государства, кризисные явления в жизни советского общества отчетливо выявились и стали стремительно нарастать.

Как международное, так и внутриполитическое положение СССР к середине 80-х гг. было двойственным: с одной стороны, Советский Союз по-прежнему сохранял статус великой державы, а с другой -- стремительно терял этот статус. Согласно переписи 1989 г., население СССР составило 286,7 млн. человек, в городах страны проживало примерно 67% населения, в сельской местности -- 33%. На протяжении всех 80-х гг., как и 60-- 70-х гг., происходил процесс опережающего роста неславянского населения, прежде всего в республиках Средней Азии и Азербайджане. Если количество русских, украинцев и белорусов увеличилось с 1979 г. в среднем на 6%, то узбеков, таджиков и туркменов от 34 до 45% Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - М.: Юстицинформ, 2002. - С.358..

К середине 80-х гг. СССР обладал развитой инфраструктурой промышленности и сельского хозяйства, что позволяло ему иметь определенные успехи в экономике, прежде всего в военной (космическая промышленность, военно-промышленный комплекс), и в основном обеспечивать себя на минимально допустимом уровне продуктами питания и товарами широкого потребления. Социальные и национальные противоречия в стране открыто не проявлялись. СССР обладал огромными природными богатствами, несопоставимыми ни с одной из стран мира.

Несмотря на определенные достижения в экономическом и социальном развитии (в частности, к середине 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета по уровню вооружений с США и всем блоком НАТО), Советское государство оказалось в глубоком кризисном состоянии. Главной причиной его являлось падение темпов роста промышленности, происходившее на фоне быстрого индустриального развития передовых держав мира: США, Японии, Канады, стран Западной Европы. Проводимая советским руководством со времен Ленина политика, направленная на конфронтацию с капиталистическими странами и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик, так как уже в ближайшем будущем СССР должен был потерять статус великой державы.

Перед партийно-бюрократической элитой страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки «закручивания гаек», осуществляемые во время короткого руководства страной Ю. В. Андроповым, показали свою малую эффективность. Идеи более глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться все отчетливее. Начало политики перестройки связано с именем блестящего партаппаратчика М. С. Горбачева. В марте 1985 г. после кончины 74-летнего К. У. Черненко он был избран при поддержке А. А. Громыко Генеральным секретарем ЦК КПСС. В сентябре 1985г. Председателем Совета Министров был назначен Н.И. Рыжков, на этом посту заменивший Н. А. Тихонова. Цели и задачи руководителей «перестройки», способы их достижения постоянно менялись и корректировались. На знаменитом апрельском (1985) Пленуме ЦК КПССМ. С. Горбачев провозгласил новый политический курс партии -- ускорение социально-экономического развитая страны на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - М.: Юстицинформ, 2002. - С.359..

1.2 Политика перестройки

В перестройке можно выделить три крупных этапа:

1) 1985--1986 гг.

2) 1987--1988 гг.

3) 1989-1991 гг.

В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти - Советов - в 1985-1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М. С. Горбачев, а его первым заместителем - А. И. Лукьянов.

На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней, выбранных на основе «нерушимого блока коммунистов и беспартийных». Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик -- Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально они были подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям. Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня. Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе с бюрократизмом, о демократизации и гласности.

Поистине революционные преобразования в организации государственной власти в стране начались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основному Закону) СССР», содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР, принципов выборности народных депутатов СССР и принципов функционирования государственных органов. На основе этих изменений весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г. народных депутатов союзных, автономных республик и местных Советов. Депутаты избирались сроком на 5 лет Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- С.398..

С 1989 г. изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего был отменен «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» при одном кандидате на одно депутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Это означало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов.

Однако кроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведены выборы от так называемых общественных организаций -- от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов. Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, что большая часть руководящей партийно-бюрократической номенклатуры без труда вновь попала в состав депутатского корпуса страны, в некоторых территориальных округах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнему секретари райкомов, горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три, четыре и более кандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Как консерваторы, так и демократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня и решение местных и общегосударственных проблем -- одни на основе сохранения принципов социализма, другие на основе перехода к рыночным отношениям.

Всего народными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих и колхозников менее 24%, интеллигенции более 27%. Представительство профессиональных партийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- С.399..

На 1 Съезде народных депутатов (май -- июнь 1989 г.) М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем -- А. И. Лукьянов. На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека), постоянно действующего законодательного и контролирующего органа государственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и др. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков), Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), Председателя Верховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я. Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев).

Съезд рассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР, о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующие постановления. 2 Съезд народных депутатов СССР состоялся 12--24 декабря 1989 г. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, был сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены поправки в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. В последующем съезды народных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в 1990 г. съездов было три). В марте 1990 г. на внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным Советом СССР.

Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов. Верховный Совет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередные сессии продолжительностью 3-4 месяца. Также собирались внеочередные сессии. Первая сессия Верховного Совета состоялась 7 июня - 4 августа 1989 г. В последующие годы Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением коротких каникул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянные комиссии палат и комитетов Яковлев Л.Б. История отечества. - М.: Логос, 1997.- С.400..

Несколько иная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, в местных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР.

После выборов марта -- мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. В среднеазиатских республиках и Азербайджане -- силы, поддерживающие КПСС. На Украине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численности блоки коммунистов и «демократов».

В РСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май--июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем -- Р. И. Хасбулатов, Председателем Совета Министров назначен И. С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде 12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, принято решение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в год, которые также продолжались 3--4 месяца. В марте--апреле 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - С.670..

Одновременно с выборами в союзных республиках в марте -- мае 1990 г. были проведены выборы в автономных республиках и в местные Советы всех уровней. Во многих районах власть перешла к оппозиционным КПСС силам, правда, основные лидеры оппозиции были бывшими партократами. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Летом -- осенью 1990 г. статус союзных республик обрели Татарстан, Северная Осетия, Дагестан, Якутия и ряд других.

В некоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС. Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое, но достаточно аморфное движение «Демократическая Россия». В Москве председателем городского Совета стал Г. Попов, а в Ленинграде -- А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на широкие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.

Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая «война суверенитетов» как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных выборных органов в 1990--1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.

Исполнительная власть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная. Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - 671..

Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименован в Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезная новация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, то теперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, но практически он находился в подчинении исключительно президента. Первым премьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов.

Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров. Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств и центральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125 при определенном сокращении всего бюрократического персонала. Начинался, правда, весьма медленно и нерешительно, отказ от всеобъемлющего регулирования работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На местах реальная власть по-прежнему принадлежала исполкомам Советов, которые не только изменили основные принципы работы, но и практически не изменились в личном составе Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. - СПб.: Наука, 1998. - С.672..

1.3 КПСС в условиях перестройки

Отличительной чертой было падение политического влияния КПСС и связанных с ней политических организаций, таких как ВЛКСМ и профсоюзы. Этот процесс происходил постепенно. Суть состояла в усилении противоречий между М. С. Горбачевым и его ближайшей команды и всего партийно-государственного аппарата. Как и Хрущев, Горбачев не решался разрушить аппарат, он использовал активность масс под лозунгами политики гласности и демократизации для того, чтобы заставить аппарат подчиниться ему и исполнять его волю. В решении этой задачи Горбачев пошел Значительно дальше, чем Хрущев.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.