скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

92

101

Введение

В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, субъекты занимающиеся предпринимательской деятельностью (индивидуальные предприниматели и предприятия различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения, и индивидуальные предприниматели.

В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

Введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации выявило необходимость принятия федерального закона, определяющего порядок государственной регистрации юридических лиц.

8 августа 2001 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон), установивший новую систему государственной регистрации юридических лиц, предусматривающий создание Единого государственного реестра юридических лиц.

С момента введения в действие Закона (1 июля 2002 года) функции по государственной регистрации юридических лиц были возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Первое упоминание о необходимости принятия такого закона содержится в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик11 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 26. Ст. 733.. Конечно же при подготовке части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), необходимость принятия такого закона тоже была зафиксирована.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. О этом же гласит ст. 23 ГК РФ, но касается уже - индивидуальных предпринимателей.

6 марта 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", которым приведены в соответствие с Законом законодательные акты, тем или иным образом касающиеся процедуры государственной регистрации юридических лиц. Особенно важно, что четко прописано взаимодействие налоговых органов и органов, контролирующих организацию и деятельность отдельных юридических лиц. Речь идет о Министерстве юстиции Российской Федерации и его контрольных полномочиях по отношению к общественным объединениям, а также о Центральном банке Российской Федерации и, соответственно, о его полномочиях по отношению к кредитным организациям. Следует обратить внимание и на то, что 28 июня 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об иностранных инвестициях"22 СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093., где указанная в названии данного Закона статья также приведена в соответствие с комментируемым Законом.

До недавнего времени (1 января 2004 года) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществлялась органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 07.12.1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».

Таким образом, можно было констатировать тот факт, что в России отсутствовала единая для всей страны система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их государственную регистрацию, отсутствовал федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.

В целях упорядочения системы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 23 июня 2003 года был принят Федеральный закон № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», вступивший в силу с 1 января 2004 года.

Тема дипломной работы имеет особое значение и актуальность. При этом она имеет не только теоретическую, но и практическую направленность, она содержит анализ нормативно правовых актов, изданных во исполнения ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об актуальности рассматриваемой темы говорит и тот факт, что проблемы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на данный момент плохо освещены в научной литературе и на страницах периодических изданий.

Объектом данной работы является ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нормативно правовые акты изданные во исполнение данного закона. Предметом исследования данной работы является анализ нормативной базы для осуществления действия данного закона и способы практического применения данного закона на практике при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Целью дипломной работы является анализ Закона при его применении в практике с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. Цели задачи работы определяются ее структурой. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения. Все главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса. В первой главе дипломной работы раскрывается и анализируется вопросы возникающие при государственной регистрации юридических лиц. При этом определяется сущность юридического лица и его формы, основания, порядок и способы регистрации разных форм юридических лиц. Вторая глава дипломной работы посвящена регистрации индивидуальных предпринимателей.

Дипломная работа имеет приложения с используемыми формами бланков необходимых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Важно отметить, что при рассмотрении всех вопросов дипломной работы дается анализ отдельным положениям действующего законодательства в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общие выводы по теме дипломной работы представлены в заключительной части.

Следует отметить, что источниковая база по проблемам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей весьма ограничена. В дипломной работе используются следующие виды источников: нормативно-правовые акты, комментарии к Гражданскому, Налоговому кодексу РФ, публикации в юридических изданиях, а также учебная литература. Самое важное место среди источников занимает непосредственно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Глава 1. Государственная регистрация юридических лиц

§ 1. Понятие юридического лица и формы юридических лиц

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требования обязательной государственной регистрации юридических лиц.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.

В качестве предусмотренного законом исключения используется также разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями) ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистичекой деятельности на товарах рынка» (ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст.499; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977). Именно в этих целях п.1 ст. 17 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарах рынка» предусматривает необходимость получения предварительного согласия Госкомитета по антимонопольной политике (ГКАП) на создание объединения коммерческих организаций в форме ассоциации или союза, а п.4 ст.17 - уведомления ГКАП о создании коммерческой организации, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает сумму, эквивалентную 100.000 минимальных размеров оплаты труда. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ). Таким образом, с точки зрения формально - юридической именно благодаря государственной регистрации "рождается" новый субъект гражданского права - юридическое лицо. Для правильного применения норм Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» полагаю, что необходимо кратко охарактеризовать сами юридические лица и их организационно - правовые формы.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Таким образом, юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков11 Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1. С. 42 - 55; Он же. Юридическое лицо - организация - система общественных отношений // СССР - Австрия: проблемы гражданского и семейного права. М., 1983. С. 38 - 46..

К числу материальных признаков относятся следующие.

1. Внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.

Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации

(юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.

2. Экономическое единство и обособленность имущества.

Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление. Принадлежность (присвоенность) всего комплекса имущества юридическому лицу находит свое выражение в наличии у юридического лица самостоятельного баланса или сметы.

Мерой обособленности имущества юридического лица является право собственности, право хозяйственного ведения либо право оперативного управления.

По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы (производственные и потребительские), общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.

Право хозяйственного ведения на свое имущество имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.

Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.

3. Руководящее единство выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган - один (в приведенном примере - общее собрание).

4. Функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате - единство действий соответствующего юридического лица.

К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.

1. Законность образования юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом, комментируемым Законом, иными федеральными законами.

2. Способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).

3. Способность нести самостоятельную имущественную ответственность.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица.

4. Способность быть истцом и ответчиком в суде (о судебной системе см. п. 3 комментария к ст. 7).

5. Наличие учредительных документов. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, в случаях, предусмотренных законом, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах определяются:

- наименование юридического лица;

- место его нахождения;

- порядок управления деятельностью юридического лица;

- другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители:

- обязуются создать юридическое лицо;

- определяют порядок совместной деятельности по его созданию;

- устанавливают условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности;

- определяют условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившая в силу 1 января 1995 г., достаточно подробно регламентирует правовое положение юридических лиц. Глава 4 ГК РФ "Юридические лица", объединяющая ст. 48 - 123, введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК РФ.

ГК РФ делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации, впервые устанавливая при этом исчерпывающий перечень организационно - правовых форм коммерческих организаций. Здесь уместно отметить, что в отличие от прежнего законодательства термин "предприятие" теперь применяется только к недвижимому имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132), либо вместе со словами "государственное унитарное" или "муниципальное унитарное" - для обозначения соответствующих государственных и муниципальных коммерческих организаций (ст. 113 - 115).

В соответствии с ГК РФ коммерческими являются организации, основная цель деятельности которых - извлечение прибыли.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полных и на вере) и обществ (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью и акционерных), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (перечень исчерпывающий).

Существенным отличием, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, является то положение, в соответствии с которым коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также страховых и кредитных организаций) могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Следует особо отметить, что согласно ГК РФ уставный (складочный) капитал обществ должен определять минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.