скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба

Государственная служба

2

Содержание

1. Государственная гражданская служба в РФ: понятие, виды, принципы и порядок функционирования

2. Реформирование государственной гражданской службы в РФ

Заключение

Список источников

Введение

Поскольку Россия, уже хотя бы отчасти, «вписалась» в мировые экономические и политические процессы, реформируя свою административную систему, она не может не учитывать общемировых тенденций, характерных для стран Европы, США, Японии и других стран, достигших определенных положительных результатов в формировании и развитии собственной государственности.

Значительная часть проблем, трудностей и недостатков имеющих место в нашей административной системе не российские, а мировые и вышеперечисленные страны когда-то тоже столкнулись с аналогичными затруднениями, успешно их преодолев.

Как «умной» стране нам достаточно подсмотреть опыт других стран, благо практика накопилась богатейшая, и, поучившись на их ошибках, взяв лучшее из их опыта, внедрить это лучшее у нас.

Данное исследование не только анализирует некоторый опыт других стран, в нем также изложено нынешнее положение госслужащих и госслужбы в Российской Федерации.

Так, в первой главе исследования дается общее представление о Государственной гражданской службе в РФ, раскрывается ее понятие и виды, принципы, на которых в соответствии с законом она базируется и основные, наиболее важные правила осуществления госслужащими их обязанностей.

Кроме того изложены основные правила и запреты, которые налагает госслужба на своего работника.

Во второй главе освещаются этапы нынешнего реформирования государственной гражданской службы в РФ.

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства.

К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы и на федеральном, и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки.

В связи с этим, в то же время, растет объем подзаконного нормативно-правового регулирования.

Отдельные авторы эти процессы оценивают в целом положительно, ссылаясь на зарубежную практику и отечественный опыт.

Другие авторы такое явление как возрастающее значение указного права оценивают негативно, полагая, что упрощенная процедура принятия подзаконных нормативных правовых актов может повлечь за собой рост интенсивности регулирования государственно-служебных отношений, что в свою очередь, приведет по мнению ряда экспертов, к подрыву законодательства в базовых сферах государственной гражданской службы.

Оба мнения имеют право на существование и не факт, что развитие реформы всецело зависит исключительно от нормативного регулирования.

Существует весьма серьезная проблема, который будет тормозить любую, даже самую перспективную на бумаге, реформу.

В гражданской среде мы имеем фантастическую социальную апатию, коррупцию, наивный патернализм многих граждан, их неспособность, на какую бы то ни было кооперацию и взаимную солидарность, общественный цинизм об руку с инфантильными ожиданиями.

При таком гражданском подходе осуществлять любую реформу очень трудно, если возможно осуществлять вообще.

Ведь важнейшим из условий административного реформирования является доверие граждан к институтам власти, готовность сотрудничать с ними.

К счастью, ситуация медленно, но прогрессивно улучшается, чему, в частности, способствуют даже наши спортивные достижения.

Нельзя не отметить, что любая победа нашего государства способствует улучшению ситуации, поднятию уровня гражданского самосознания.

Политический аспект деятельности государственной службы, в условиях осуществляемой в России административной реформы, предполагает, прежде всего, анализ реального влияния реформы на изменение базисных принципов взаимоотношений между государством и гражданским обществом, между политической системой и административным аппаратом, а также скрытых политических последствий тех или иных мер по реформированию внутриаппаратных отношений.

Суть проводимой реформы должна заключаться в адаптации существующей модели государственной службы и государственного управления к фундаментальным изменениям в экономике и обществе в целом, что требует концептуально осмысленных и целенаправленных действий политического руководства.

Административная реформа с этих позиций предполагает переориентацию деятельности административного аппарата по трем важнейшим параметрам:

Во-первых, отношение аппарата к гражданину как субъекту, а не послушному объекту управления;

Во-вторых, уважение и близость аппарата к гражданам и их организациям, стремление к контактам, сотрудничеству, координации усилий, отказ от принуждения и навязывания исходящих «сверху» распоряжений;

И, наконец, в третьих, контроль за деятельностью госаппарата не только «сверху», но и «снизу»!

С этой точки зрения очень важно, чтобы политика выработки реформ в России как можно дальше ушла из коридоров власти и стала по-настоящему общественным процессом, когда политические решения, а также ход их реализации, формируются в процессе диалога власти с заинтересованными в проведении реформ группами, а также с оппонентами.

Одним из существенных разделов новой концепции административной реформы как раз является раздел, посвященный созданию каналов влияния структур гражданского общества и широких общественных интересов на процесс выработки и реализации политики на всех ее стадиях.

Реформа, таким образом, начиная с момента разработки каких-то концепций и выдвижения инициатив и заканчивая законодательным принятием реформы, ее мониторингом и внесением корректировок, остается прозрачной и гибкой.

К сожалению, в таком формате в России осуществилось очень немного преобразований.

В частности реформа льгот как раз показала, что отсутствие диалога в процессе разработки реформы таит в себе массу опасностей, в том числе и для процесса преобразований.

Если власть не научится вести такой диалог в процессе выработки политики, это послужит серьезным дополнительным препятствием на пути реализации административной реформы.

1. Государственная гражданская служба: понятие, виды, принципы функционирования

За последнее десятилетие в жизни всего нашего общества и государства произошло множество перемен.

Однако в силу ряда причин реформа исполнительной государственной власти, значительно отставала от реформ в других сферах.

Унаследованную от прежнего общественного строя административную машину - кстати, отнюдь не во всех отношениях плохую, но созданную и работавшую на принципиально ином «горючем» - диаметрально противоположной системе взаимоотношений государства и граждан, - лишь пытались "на ходу" подстроить под решение новых задач.

Параллельно в экстренном порядке формировались новые административные звенья.

При этом прежние командно-номенклатурные структуры ослабли, а адекватной замены им не возникло.

Какой-либо единой концепции модернизации госаппарата не было.

Мы только что отметили десятилетие принятия Конституции Российской Федерации.

В ней впервые (по сравнению с конституциями СССР и РСФСР) содержится термин " государственная служба ".

Государственная служба - это один из государственно-правовых институтов, без которого немыслимо функционирование даже наилучшим образом структурированной государственной администрации.

Она должна развиваться и реформироваться на основе установленных Конституцией России принципов и положений, относящихся к основам конституционного строя; правам и свободам человека; федеративному устройству, разграничению пределов ведения между Федерацией и ее субъектами; институту президентства; Правительству Российской Федерации; судебной власти; местному самоуправлению.

Основной закон страны в то же время не устанавливает в полной мере важнейших сущностных положений о государственной службе, а лишь включает в себя конституционно-правовые установления, в той или иной степени регламентирующие важнейшие основы современной государственной службы в России.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О системе государственной гражданской службы в РФ» от 27 мая 2003 г. государственная гражданская служба (далее госслужба), это вид профессиональной служебной деятельности граждан на должностях государственной гражданское службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Госслужба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются нормами административно-правовыми, трудовыми, международными, конституционными, муниципальными, финансовыми, гражданскими, уголовными.

Госслужба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее - федеральная госслужба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее - госслужба в субъектах РФ).

Правовое регулирование и организация федеральной госслужбы находятся в ведении Российской Федерации, однако сегодня единая координирующая, организующая, методическая роль федерального центра проявляется крайне слабо.

Между тем государственная служба Российской Федерации - единая общегосударственная система, для эффективного функционирования, устойчивого и равномерного развития которой необходимы общая стратегия развития, постоянная координация усилий центра и регионов, консолидация ресурсов.

Особого внимания требует гражданская служба проблемных регионов, которые испытывают дефицит высококвалифицированных кадров, бюджетных средств, не имеют возможностей или побудительных мотивов для активизации процессов реформирования гражданской службы.

Многие мероприятия Федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", такие как совершенствование финансово-экономического обеспечения, оптимизация численности, улучшение кадрового состава и повышение профессионального уровня служащих, создание материально-технических условий для эффективного исполнения ими служебных обязанностей, ориентированы только на федеральную гражданскую службу.

Субъекты РФ должны принимать свои региональные программы реформирования государственной службы.

Единой же координации этого важного направления государственного строительства на федеральном уровне не предусматривается, что приводит к неоправданному распылению средств, разнобою в содержании и сроках реформирования гражданской службы субъектов РФ.

Думается, что в свете сказанного необходима специальная федеральная целевая программа содействия реформированию гражданской службы субъектов РФ.

Такое содействие может оказываться на уровне федеральных округов, осуществляться в формах координации деятельности, распространения информации, выработке конкретных рекомендаций, разработке модельных проектов нормативных правовых актов, оказании методической и организационной помощи и т.п.

В отдельных случаях мероприятия по реформированию региональной гражданской службы могут дополнительно финансироваться из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Ведь одним из основных принципов деятельности госслужбы, в соответствии с законом, является принцип Федерализма, сочетания централизации и децентрализации.

Основы данного принципа первоначально были заложены еще Федеративным договором, а затем нашли свое закрепление в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ.

Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" прямо предусматривает, что правовое регулирование государственной службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

Предметы совместного ведения нашли свое отражение в ст. 72 Конституции РФ.

Правовое положение, статус госслужащего субъекта РФ устанавливается соответствующим федеральным законом в котором определяется какие именно вопросы относятся к организации государственной гражданской службы субъектов Федерации.

Это означает, что субъекты Российской Федерации должны принимать нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством.

Государственная служба Российской Федерации рассматривается как целостная, базирующаяся на единых принципах двухуровневой системы: федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации.

Согласно этому правовое положение федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации должны устанавливаться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.

В соответствии с Законом государственная служба Российской Федерации также строится на основе следующих принципов, с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.

Самостоятельность исполнительной власти:

Основополагающее значение для исполнительной власти в ее современном виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет собой оснащенную необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти.

При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны.

Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органон недопустимо.

Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Российской Федерации создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти.

С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти, а также под значительным объемом президентского влияния на организацию и деятельность этих органов.

Единство системы органов исполнительной власти

Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в РФ в общегосударственном масштабе. (Ст. 77 Конституции РФ)

Не полностью соответствует данному принципу и современное решение о создании на территории субъектов РФ федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов, действующих автономно по отношению к одноименным исполнительным органам субъектов РФ.

Законности, народовластия, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, ответственности

Законность - один из ведущих принципов организации и деятельности исполнительной власти, который означает что вся деятельность государственной исполнительной власти подчинена закону и основывается на законе.

Принципы закрепляются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями и уставами субъектов РФ.

Экономичность

Механизм реализации исполнительной власти многоструктурен и в связи с этим необоснованно перегружен служащими. На данный момент продолжают активно перестраиваться системы и структуры федеральных органов. Однако пока эти меры должного эффекта не приносят.

Принцип учета особенностей управляемых объектов и единства правовых и организационных основ государственной гражданской службы

Это принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном некоммерческих структур, включая частные.

На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия: развитие начал государственного регулирования, ограничение средств прямого управления и т.д.

Принцип открытости, гласности

Принцип гласности в осуществлении государственной службы, закрепленный в действовавшем ранее законодательстве, но на практике так и не ставший основополагающим в работе государственного аппарата, в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ существенно сужен и касается только одного из аспектов данного принципа - доступности информации о гражданской службе.

Гласность - это право человека на достоверную и полную информацию и его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов.

Гласность и открытость в управлении - это возможность любого гражданина получить реальную информацию о механизмах принятия решений на всех его стадиях и принять участие в управлении делами государства и общества.

Для граждан должны быть доступны материалы о деятельности государственных органов, за исключением тех, которые относятся к сведениям, содержащим государственную тайну.

Однако приходится признать, что на практике данный принцип так и остался неработающим, во многих государственных органах, информация даже о вакансиях, пока еще не доступна гражданам.

Принцип гласности в качестве одного из основных в осуществлении государственной службы впервые был закреплен Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В последующих основополагающих законодательных актах о государственной службе данный принцип не вошел в число основных принципов построения и функционирования системы государственной службы.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.