скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная служба

Государственная служба

39

ПЛАН

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 5
    • § 1. Виды государственной службы 7
    • § 2. Принципы государственной службы 5
  • ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ 9
    • § 1. Система правовых актов о государственной службе 9
    • § 2. Понятие и виды государственных служащих 11
    • § 3. Основы административно-правового статуса государственных служащих 21
  • ГЛАВА III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 26
    • § 1. Порядок прохождение государственной службы 26
    • § 2. Стимулы деятельности государственных служащих 33
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ВВЕДЕНИЕ

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государствен-ной службы. До второй половины 1990 г. в специальной литерату-ре чаще всего оно определялось на основе действовавших право-вых актов исходя из признания того, что государственная служба есть:

а) разновидность труда работников государственных организа-ций, являющихся государственными служащими

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная служба понималась в широком и узком смыс-ле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выпол-нению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле -- к выполне-нию служащими своих обязанностей в государственных органах.

Однако данные исходные подходы отвлечены от иных пред-ставлений о государственной службе, имеющихся в законодатель-стве. В частности, ее разновидностью является военная служба, име-ющая особое функциональное назначение.

Специфическая концепция государственной службы положе-на в основу Закона РФ от 5 июля 1995 г. "Об основах государствен-ной службы в Российской Федерации" (далее -- Закон РФ о госу-дарственной службе). В трактовке этого закона государственная служба -- профессиональная деятельность по обеспечению испол-нения полномочий государственных органов. При этом к государ-ственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь опреде-ленных категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности в государственных органах, испол-няют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделя-ются на государственные и негосударственные, это и является актуальностью данной темы.

Целью работы является рассмотрение основных положение прохождения государственной службы, а также выявление основных направлений видов государственной службы.

Основной задачей являются рассмотрение порядка прохождение государственной службы в органах внутренних дел России.

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Разновидностью государственных являются государственные должности государ-ственной службы.

Государственные должности делятся на три категории: "А", "Б", "В".

К категории "А" относятся государственные должности, уста-навливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, консти-туциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполне-ния полномочий государственных органов (Президент и Председа-тель Правительства РФ, министры и др.).

К категории "Б" относятся государственные должности, учреж-даемые в соответствии с законодательством РФ для непосредствен-ного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории "В" относятся должности, учреждаемые государ-ственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий "Б" и "В" образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связы-вается служебная деятельность лиц, замещающих такие должнос-ти. Государственные должности категории "А" не признаются го-сударственными должностями государственной службы, следова-тельно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению пол-номочий соответствующих органов не охватывается понятием госу-дарственной службы.

Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное зна-чение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах го-сударственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории "А", и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить то, что депутаты Государственной Думы за-нимают должности категории "А", но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции РФ) и, следова-тельно, не являются государственными служащими.

Перечень государственных должностей и государственных дол-жностей государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей РФ и, являющемся его частью, Реес-тре государственных должностей государственной службы РФ. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требо-вания к лицам, их замещающим. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. С. 26

К негосударственным относятся должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях техничес-кого обеспечения их деятельности.

В Законе об основах государственной службы имеется неопре-деленность относительно того, в каких органах учреждаются госу-дарственные должности. В нем сказано: "...в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соот-ветствии с Конституцией РФ". Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, не-обходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под "иными". Несомненно, что ими являются территориальные орга-ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией РФ обозначена Администрация Прези-дента РФ. При всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу здесь учреждаются государственные должнос-ти, не входящие в категорию "А". Хотя Конституция РФ в прямой форме не предусматривает образование Центральной избиратель-ной комиссии РФ, в ее структуре также имеются государственные должности.

Закон РФ об основах государственной службы умалчивает об "иных государственных органах" субъектов РФ, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государствен-ных должностей.

Таким образом, по букве и смыслу Закона об основах государ-ственной службы государственную службу осуществляет юридичес-ки ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в сво-их руках власть, определенную компетенцией соответствующих органов ("элита власти"), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции.

Однако Закон об основах государственной службы также не является актом, содержащим универсальную трактовку понятия го-сударственной службы, исключающим иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом РФ от 18 марта 1998 г. "О воин-ской обязанности и военной службе" военная служба определяет-ся "как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней развед-ки и федеральных органах государственной безопасности".

Для та-кого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.

§ 1. Виды государственной службы

Деление государственной службы на виды обусловлено феде-ративным устройством РФ, принципом разделения властей, особен-ностями отраслей и сфер государственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

а) федеральная государственная служба, находящаяся в веде-нии Российской Федерации (п. "т" ст. 71 Конституции РФ);

б) государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении (см. п. 3 ст. 2 Закона об основах государственной службы).

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся лишь кад-ры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи не яв-ляются лицами, замещающими государственные должности государ-ственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности, на них не распространяется действие Закона об осно-вах государственной службы).

Актом, специально посвященным регламентации основных воп-росов федеральной государственной службы, является Закон об основах государственной службы. Однако правовая основа феде-ральной государственной службы не ограничивается только этим законом. Она осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными правовыми актами. Более того, закон не подменяет во всем ранее изданные правовые акты, регулирую-щие государственную службу в федеральных органах государствен-ной власти ряда специализированных отраслей и сфер управления-В соответствии с этим законом могут приниматься федеральные законы, устанавливающие особенности государственной службы в отдельных государственных органах.

Законом об основах государственной службы регламентируется широкий круг вопросов, связанных с организацией федеральной службы, ее прохождением, социальной защитой государственных служащих и т. д-

Как отмечалось, Конституция РФ в прямой форме не затра-гивает вопроса о государственной службе в субъектах РФ. Но, от-нося к ведению РФ лишь федеральную службу, тем самым пред-решает, что государственная служба в субъектах находится в их ве-дении. Однако, во-первых, вопросы государственной службы не во всех субъектах РФ получили специальную регламентацию, подоб-но федеральной государственной службе; во-вторых, государствен-ная служба здесь осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами; в-треть-их, отдельные вопросы государственной службы в субъектах РФ регламентируются их конституциями и иными правовыми актами; Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002 С. 53

в-четвертых, Конституция РФ не исключает издания федеральными органами актов по вопросам государственной службы в субъектах РФ. Например, на государственных служащих субъектов РФ рас-пространяется, за установленными исключениями, действие трудо-вого законодательства, находящегося, как известно, в совместном ведении РФ и ее субъектов.

В таком же ведении находится установление общих принци-пов организации органов государственной власти, которому могут сопутствовать вопросы государственной службы в соответствующие органах.

Закон РФ об основах государственной службы является, в сущ-ности, "стержневым", ибо содержит по определенным вопросам нор-мы, которые обязаны соблюдаться при регламентации и функцио-нировании государственной службы также в субъектах РФ. Напри-мер, понятие служащего, квалификационные требования к нему, ограничения при прохождении им государственной службы и т. д. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997. С. 138

Следовательно, решение кадровых вопросов относится не толь-ко к правоохранительным органам, о чем имеется прямое указание в Конституции РФ, но и к другим органам субъектов РФ.

Однако, с точки зрения конституционного разграничения пред-метов ведения и полномочий, по общему правилу, государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнитель-ной и судебной властей. За этими рамками остается служба в орга-нах прокуратуры, которая также является государственной. Но вопрос о принадлежности органов прокуратуры к той или иной вла-сти остается проблематичным. Включение статей о прокуратуре в главу Конституции РФ "Судебная власть" является механическим, то есть не имеющим концептуальной основы.

Государственная служба организуется и осуществляется с не-пременным учетом многообразия и специфики сфер государствен-ной деятельности. В специальном смысле к государственной отно-сится служба в различных специализированных отраслях и сфе-рах -- военная служба, служба в органах внутренних дел, тамо-женных, налоговых органах, налоговой полиции и др. Характер-ным для регулирования этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.

§ 2. Принципы государственной службы

Основные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Виды этих принципов кон-кретизированы в Законе РФ об основах государственной службы. Здесь принципы сформулированы без расшифровки содержания, * без тех оговорок об исключениях, которые установлены или могут устанавливаться из общих правил. Например, принцип гласности в осуществлении государственной службы не беспределен, в предусмотренных законом случаях он ограничен в интересах государ-ства. Содержание некоторых принципов конкретизируется в нор-мах, имеющихся в самом законе, например, относительно к прин-ципу профессионализма и компетентности государственных служа-щих и др. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 138

Закон об основах государственной службы закрепляет следу-ющие принципы:

1. Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструк-циями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Коренев А. П., Богатов Д. Ф. Административное право. Альбом схем. М. 1996. С. 193

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их не-посредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы, государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без ка-кой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государствен-ную должность обусловливаются характером должностных обязан-ностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функ-ций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержа-нию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руко-водителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненно-сти руководителей. На этот счет Законом об основах государствен-ной службы установлены правила, которыми он должен руковод-ствоваться, Государственный служащий в случае сомнения в пра-вомерности полученного распоряжения обязан в письменной фор-ме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение и в) вы-шестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие -- руко-водитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвер-ждает указанное распоряжение, государственный служащий обя-зан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоря-жение руководитель

7. Единства основных требований, предъявляемых к государ-ственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Ответственности государственных служащих за подго-тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненад-лежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна за-нимать особое место среди мер, направленных на совершенствова-ние системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой на-рушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ве-дет к правовому нигилизму. Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие. М. 1996. С. 139

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе го-сударственной службы не допускается создание организаций поли-тических партий и движений. Государственные служащие при ис-полнении должностных обязанностей не связаны решениями обще-ственных объединений и обязаны руководствоваться законодатель-ством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут вли-ять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д. Государственным служащим на от-дельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положе-ние государственного служащего не должно зависеть от политичес-кой конъюнктуры, конкретной личности политического руководи-теля, необоснованных организационных импровизаций.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.