скачать рефераты

МЕНЮ


Государственная власть как институт конституционного права

Государственная власть как институт конституционного права

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по предмету

«Конституционное право. Общая часть»

Тема: «Государственная власть как институт конституционного права»

Выполнил студент II курса

ЮИ - 212

Кривенцов В. В

Руководитель Колдаев В.М

Защищена «__» ____________ 2008г

Москва - 2008

План курсовой

Введение

1. Система органов государственной власти, их структура и компетенция

2. Понятие, сущность, свойства, функции государственной власти

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие власти является одним из центральных в конституционном праве. Оно дает ключ к пониманию государственных институтов, политических движений и самого государства. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах государственной власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое “архе”, обозначавшее “власть” или “главенство”, имело и другое значение - первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

1. Система органов государства, их структура и компетенция

Государственные органы демократического государства образуют в своей совокупности определенную систему, обладающую характерными признаками. Так, данная система органов государства обладает единством, которое обусловлено социальной сущностью государственных органов, общностью их задач и функций. Это единство органов предполагает и отражает единство интересов и воли народа, которую они осуществляют. Деятельность всех органов направлена на достижение общей главной цели -- обеспечить благополучие и процветание страны.

Единство системы проявляется и в том, что все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

Система органов государства представляет собой и организационное единство, так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.

Кроме того, все государственные органы действуют на основе законов. Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они не противоречат конституции) для нижестоящих, т. е. между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Следует отметить, что система органов того или иного государства не остается неизменной, а развивается вместе с государством.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части -- виды государственных органов. Для определения видов государственных органов (классификации) наука конституционного права пользуется данными анализа действующих конституций и конституционного законодательства демократических государств. Этими актами в различных странах определяются порядок формирования, конституционно-правовое положение отдельных видов и звеньев единого государственного аппарата, их место в системе органов государства, а также основы взаимодействия государственных органов друг с другом.

Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.

В зависимости от формы государственного устройства существуют следующие виды государственных органов:

-- высшие и местные органы государственной власти в государствах с унитарной формой государственного устройства (например, во Франции -- президент, парламент, правительство являются высшими органами государства, а префект и префектура в департаментах -- местными органами государственной власти);

-- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации в государствах с федеративной формой государственного устройства (например, в ФРГ -- федеральный канцлер, парламент, федеральный президент, федеральное правительство являются общефедеральными органами государственной власти, а органы государственной власти земель, входящих в состав федерации, являются государственными органами субъектов федерации).

Как уже упоминалось, осуществление конституционного принципа разделения властей предполагает наличие в демократическом государстве органов законодательных, исполнительных и судебных, которые в своей совокупности составляют основу государственного аппарата в той или иной стране.

Законодательные органы -- это такие органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Они издают законы, т. е. нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих, равных выборов. Они призваны выражать волю народа, являются представителями интересов групп, слоев или всего общества. В. настоящее время представительная форма осуществления законодательной власти является наиболее приемлемой с точки зрения демократии и самоуправления народа. Следует отметить, что законодательная власть осуществляется народом не только через своих представителей в парламентах или других законодательных органах. Народ может принимать законы непосредственно, путем всенародного голосования -- референдума. Данные способы являются воплощением демократии и закрепляются в конституциях многих современных государств. Так, например, в Основном законе ФРГ записано: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти, правосудия» (ч. 2, ст. 20). Большинство законов принимаются законодательными органами, так как референдум имеет сложную и дорогую процедуру и проводится только по наиболее важным вопросам всеобщего значения.

В настоящее время существуют различные современные системы законодательных органов. Они имеют свои названия в зависимости От особенностей и традиций государства. В России -- это Федеральное Собрание, в США -- Конгресс, в Испании -- Кортесы, в Швеции -- Риксдаг, в Великобритании -- Парламент. Общепринятое собирательное название законодательных органов -- парламент. Количественный состав и структура парламента обусловлены государственным устройством, количеством населения, историческими и политическими традициями страны. Парламенты могут состоять из одной, двух или трех палат. Наиболее распространенными являются двухпалатные парламенты, хотя в настоящее время отмечают тенденцию к формированию однопалатных парламентов.

В федеративных государствах формируются, как правило, двухпалатные парламенты, где одна из палат федерального парламента состоит из представителей всей федерации в целом, а другая -- из депутатов, избранных (или назначенных) от субъектов федерации. Парламенты субъектов федерации, как правило, являются однопалатными (например, такова система законодательных органов ФРГ, США). В унитарных государствах двухпалатная структура служит элементом механизма сдержек и противовесов, обеспечивает баланс интересов различных слоев и групп населения (примером здесь может служить парламент Великобритании).

Исполнительные органы -- это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. Способ назначения правительства обусловлен формой правления, политическими и историческими особенностями страны. В парламентарных монархиях правительство назначается парламентом и утверждается монархом. В президентских республиках правительство формируется президентом. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках правительство возглавляется премьер-министром, а в президентских республиках -- президентом.

К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:

-- проведение в жизнь законов и иных решений законодательной власти;

-- руководство гражданской и военной администрацией;

-- руководство внутренней и внешней политикой;

-- составление и исполнение бюджета и др.

К исполнительным органам государства относятся также министерства и другие центральные административные учреждение и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов идругих нормативно-правовых актов высших государственных органов.

В федеративных государствах в систему исполнительных органов государственной власти входят федеральное правительство и правительства субъектов федерации. Так, в ФРГ в эту систему входит федеральное правительство и земельные правительства. К ведению последних относится культура, строительство, местные финансы, образование. Правительство земли возглавляет премьер-министр, который совмещает функции главы правительства и главы «государства», т. е. главы земли1.

Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами -- судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.

Особое место среди судов занимают конституционные суды, которые осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы все нормативно-правовые акты и решения правоприменительных органов соответствовали конституции. В некоторых государствах функции конституционного суда выполняют верховные суды (например, в США) либо специальные государственные органы (например, Конституционный совет Франции).

Высшие судебные органы -- верховные суды, конституционные суды являются важной составной частью системы разделения властей. Они обладают мощными рычагами сдерживания законодательных и исполнительных органов в случае превышения последними своих полномочий.

Суды формируются различными способами, как путем выборов, так и путем назначения. Независимость судов от других государственных органов обеспечивается тем, что судьи подчиняются только закону, не ответственны ни перед кем, кроме закона и совести. Важнейшей гарантией независимости является несменяемость судей (неограниченный либо длительный срок полномочий), их неприкосновенность (особый порядок привлечения к ответственности в случае совершения правонарушения), высокое социальное положение и материальное обеспечение на очень высоком уровне.

В системе разделения властей исключительно важное место принадлежит институту главы государства. В политической практике различных государств это официальное лицо, занимающее формально высшее место в системе государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутриполитической жизни и в международных отношениях. В настоящее время наиболее распространены два вида этого института: монарх и президент. Соответственно различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монарх (король, шах и др.) занимает пост главы государства в установленном порядке престолонаследия, как правило, пожизненно и его власть не считается производной от какого-либо другого органа или населения. Традиционно монарх рассматривается как суверенный, верховный представитель и верховный носитель государственной власти. В современных конституционных (парламентских) монархиях власть монарха существенно ограничена по конституции (Великобритания, Испания, Япония и др.). Фактически полномочия главы государства здесь осуществляются главой правительства -- премьер-министром.

Президент же, как глава государства избирается на свой пост, на ограниченный срок либо всем населением, либо парламентом и в зависимости от этого президентская власть считается производной от народа или от законодательного органа. Президент, как правило, представляется политически нейтральным лицом. Объем полномочий президента зависит от способа его избрания. Как правило, президент обладает обширными полномочиями в сфере формирования государственных органов, осуществляет представительные полномочия.

Важность и необходимость института главы государства заключается в том, что глава государства координирует деятельность всех высших органов государственной власти, выражает интересы всего общества, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. В установленных законом случаях (чрезвычайное, военное положение и др.) на главу государства возлагается весь груз государственной власти, объем его полномочий становится практически неограниченным. Обычный объем полномочий также значителен и распространяется на все сферы государственной деятельности: законодательную, судебную, военную, международную и т. д.

Помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов существуют и другие виды органов государства. Из них можно выделить имеющиеся во многих государствах органы, осуществляющие надзор за законностью и контроль за финансами. Эти органы образуют еще один вид государственных органов -- контрольно-надзорные органы государства. К ним относятся прокуратура, на которую возложена защита законности и, как правило, уголовное преследование (см., например, ст. 124 Конституции Испании), а также ревизионно-финансовые органы -- счетные палаты (см., например, ст. 100 Конституции Италии), ревизионные советы (см., ст. 90 Конституции Японии; ст. 98 Конституции Греции) и др.

2. Понятие, сущность, свойства, функции государственной власти

Понятие. Понятие «государственная власть достаточно многогранно и в силу этого сложно для исследования. Ученые предложили структурный анализ государственной власти. В этом сложном понятии выделяются следующие элементы:

1. Субъект власти (социальная общность);

2. Непосредственный носитель власти (аппарат);

3. Само властвование (состояние, процесс);

4. Объект власти (общество, индивид).

Субъект государственной власти - это та социальная общность, которой принадлежит суверенитет. Такими общностями могут выступать классы, нации или весь народ, но главным субъектом государственной власти является господствующий (руководящий класс). Понятие «субъект власти» дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственное руководство обществом, кому принадлежит государственная власть. Понятие «субъект власти» - это понятие политическое, оно дает представление о политическом господстве обществом со стороны определенного класса. Разумеется, политическая власть является порождением и обусловлена экономической властью класса, которую можно определить как способность (равно как народа государства) реализовать свое право на собственность и на распоряжение ею в своих интересах собственных и общества в целом.

Понятие «носитель власти» дает ответ на вопрос о том как государственная власть непосредственно осуществляется. Конечно же, весь господствующий класс (как и вся нация, весь народ) не может непосредственно осуществлять государственную власть. Класс - это прежде всего социально-экономическая категория. Для того, чтобы класс руководил обществом, будучи субъектом власти, он должен иметь различные организации , особый аппарат власти, которому вручает право на осуществление государственной власти. Что касается самого механизма вручения, передачи права на власть от субъекта власти (класса) к носителю власти (аппарату), то он регулируется конституциями, то есть в конституции должно быть определено, какие органы государственной власти создаются в данном конкретном государстве, как они соподчиняются и функционируют.

Само властвование есть процесс осуществления государственной власти в общественных отношениях. Согласно конституционным нормам социально-политические отношения властвования могут быть двоякого рода. В одних отношениях народ, осуществляя свою власть, формирует органы народного представительства и контролирует эти и другие органы государственной власти. Есть и другого рода социально-политические отношения реализации государственной власти. Это отношения органов власти и исполнительного аппарата, отношения между судом и прокуратурой, наконец, отношения между государственным аппаратом и гражданами, на которых распространяется власть.

Понятие объекта власти отвечает на вопрос, на кого распростроняется государственная власть, то есть кто подчиняется властным велениям субъекта или носителя власти. Объектом власти народа является все общество. Власть народа означает, что народ осуществляет государственное руководство обществом. Власть государственных органов распространяется на граждан, на их общественные организации, на хозяйственные и социально-культурные учреждения. В случае невыполнения указаний органов государственной власти (если меры общественного воздействия) она может прибегнуть к методу государственного принуждения.

С учетом всех этих сторон государственной власти можно попытаться дать определение понятия «государственная власть»:

Государственная власть - это государственное руководство обществом, осуществляемое при помощи специально организованного государственного аппарата и опирающееся как на убеждение и общественное принуждение, так и на средства государственного принуждения.

Сущность. Отечественная правовая наука сущность власти усматривает в материальных условиях жизни человеческого общества. Сущность государственной власти - это ее главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона, которая становится очевидной во многих внешних проявлениях этой власти. Основоположники научного коммунизма установили, а общественная практика подтвердила, что сущность государственной власти в эксплуататорском обществе надо искать в концентрированном и организованном общественном насилии господствующих классов в отношении трудящихся классов. При этом «общественное насилие» господствующих классов отнюдь не сводится лишь к государственному принуждению, а своим компонентом имеет государственное руководство общими делами общества, осуществляемое, однако? в интересах правящих классов. Следовательно, и в этом случае характер классового насилия государственной власти сохраняется, хотя и прикрывается общественными явлениями, внешне выражающими общие интересы данной страны, общества и народа. Говоря другими словами, государственная власть в классово-эксплуататорском обществе - это инструмент, при помощи которого экономически господствующий класс организует свое политическое господство, то есть подчиняет своей воле эксплуатируемый класс (или классы) и обеспечивает осуществление «общих функций» по государственному руководству обществом, исходя при этом из классовых интересов правящих слоев обществ . Заметим, что плодотворное осуществление функций по общему руководству обществом зависит не столько от государственной власти, сколько от трудящихся, которые создают материальные и духовные ценности для общества и защищают его.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.