скачать рефераты

МЕНЮ


Государственно-правовое регулирование свободы совести

Кроме Конституции государственно-конфессиональные отношения регулируются целым рядом других правовых актов. 26 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В современной России он является основным нормативным актом в регулировании религиозных вопросов.

Со времени принятия в 1997 г. в этот Закон были внесены поправки в 2000 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2006 г. При таком количестве поправки, по мнению В.С. Слабожниковой , не затрагивали базовых, принципиальных основ обеспечения права граждан России на свободу совести и вероисповедания. Это положение специально оговорено в тексте Закона 1997 г.: «Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон» (п. 2 ст. 2).

Следует проанализировать текст закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изменениями на 6 июля 2006 г. Преамбула Закона не менялась со времени принятия. В ней подчеркивается преемственность данного Закона и действующей Конституции РФ и выказывается уважение государства к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, которые «составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Цель закона - «содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания». Признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Это положение после принятия Закона стало предметом дискуссии, которая продолжается и до сих пор. Оно никого не удовлетворило. Русскую Православную Церковь - своей краткостью, скромностью и неопределенностью оценки роли православной церкви в истории России. Кроме того, ничего не сказано о вкладе православия в формирование российской государственности. Другие же конфессии не устроило наличие такого положения в преамбуле. Оно расценено как отступление от принципа равенства религий в России.

Ключевым положением Закона стало юридическое закрепление и регламентация обеспечения права на свободу совести и вероисповедания. Это право трактуется, как «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Оно распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 ст. 3). Это право может быть ограничено только Федеральным законом в случае необходимости «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 2 ст. 3).

Статья 3 Закона фиксирует равенство российских граждан во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Поправки 2002 и 2006 гг. затронули п. 4 ст. 3, в частности, положения, относящиеся к военной службе в рамках реализации права на свободу вероисповедания.

В 2002 г. была установлена отсрочка от призыва на военную службу священнослужителей. Она предоставлялась по просьбам религиозных организаций священнослужителям, получившим в установленном порядке духовный сан (звание) и занимающим в религиозных организациях соответствующие должности. Специально оговаривалось условие, при котором «религиозные организации не имеют возможности заменить их на этих должностях иными лицами, - на время исполнения обязанности священнослужителя».

Соответствующее положение было внесено в текст Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» поправками 2002 г. Священнослужителям могла быть предоставлена по просьбам религиозных организаций отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов, но только в мирное время.

Вторая поправка этого года касалась не только священнослужителей, а всех верующих граждан: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». В соответствии со ст. 1 Федерального закона 2002 г. N2 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» подобная гражданская служба рассматривалась как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.

В июле 2006 г. было серьезно отредактировано положение об отсрочке. Из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» были исключены слова: «По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов».

В последней редакции эта категория российских граждан пользуется льготами на общих основаниях: «Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации».

Таким образом, поправки 2006 г. лишают священнослужителей льгот по военной службе. Сохранилось общее для всех граждан России право на альтернативную службу. С 1 июля российский гражданин в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (п. 4 ст. 3).

Поправки 2006 г. свидетельствуют о тенденции уравнивания в правах священнослужителей и остальных граждан России. Но все-таки остается сфера, которая сохраняет особое положение священнослужителей. Закон защищает тайну исповеди (п. 7 ст. 3). В соответствии с этим положением «священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Уголовно-процессуальный кодекс РФ запрещает «допрос в качестве свидетеле об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди» (ст. 56).

Принципиальным в обеспечении свободы совести является защита граждан от насилия и принуждения.

В рамках гарантии на свободу совести закон защищает граждан от принуждения при определении отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3). Запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом «воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий» (п. 6 ст. 3).

Закон особо оговаривает запрет на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, например, вблизи объектов религиозного почитания.

Нарушение этих положений предусматривает уголовную и административную ответственность. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях (п. 26 ст. 5) предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, а также за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. А ст. 148 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов.

Реализовывая свое право на свободу вероисповедания, граждане России имеют право создавать религиозные объединения. Таковыми признаются только добровольные объединения. В них могут входить как граждане российской Федерации, так и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории нашей страны. Религиозное объединение от других типов объединений отличают следующие признаки: «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» (п. 1 ст. 6).

Ограничения по вхождению граждан в религиозные объединения Законом не предусмотрены. Закон только особо оговаривает участие в них детей: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих» (п. 5 ст. 3).

Предоставляя гражданам право на свободу вероисповедания, государство последовательно реализовывает принцип светскости государства и отделения от него религиозных объединений (п. 1 ст. 4) См. Гл. 2 § 1

По закону надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры (п. 1.ст. 25). Спорные вопросы регистрации и ликвидации религиозных организаций в современной России решаются в судебном порядке (ст. 12).

Таким образом, по словам В.С. Слабожниковой В.С. Слобожникова// Правовая политика и правовая жизнь//-2006-№4-С.81,82, в Российской Федерации Конституцией России определены основные принципиальные положения таких важных прав граждан, как свобода совести и свобода вероисповедания. Анализ Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» показал, что в нем конкретизированы конституционные основы. Принимаемые почти ежегодно (пять за период 2000-2006 гг.) поправки к данному Закону свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании его положений.

По мнению В.С. Слобожниковой, с 1997 г., когда был принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», его принципиальные основы остались без изменений, несмотря на внесенные поправки, и соответствуют демократическим конституционным положениям. Это позволяет ей утверждать, что на современном этапе в России сформулированы основные принципы решения религиозного вопроса.

Сегодня существуют различные точки зрения по проблеме реализации права на свободу совести и вероисповедания в современной России. Одни ученые считают, что это право в стране не только декларируется, но и реально существует. Другие занимают противоположную позицию.

ГЛАВА 2 Отношения государства с религиозными объединениями

§ 1 Светскость государства

Несмотря на историческую молодость Светское государство оформилось в правовом отношении примерно на рубеже XVII -- XIX вв., хотя его философско-историческое обоснование появилось уже в начале ХVII в светского государства, можно выделить как минимум два его типа. Первый тип - внеконфессиональное государство, второй - атеистическое государство.

Внеконфессиональное государство представляет собой государство, которое сознательно отстраняет себя от всего, что происходит в лоне религии, позволяя решать эти вопросы гражданскому обществу.

Главное в атеистическом государстве - идеологическое противостояние религиозным организациям. «Наше современное государство дает основание говорить еще об одном типе светского государства - государство, поддерживающее культурное сотрудничество со всеми религиозными объединениями». М.И.Одинцов «Дискриминация и на-рушения принципа свободы совести»//«Адвокат»-№11дек.2004..с.60-61.

Светское государство в отличие от клерикального взаимодействует, прежде всего, не с религиозно-административными структурами, а с гражданами, которые исповедуют те или иные религиозные идеи.

Согласно Конституции РФ «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п.1 ст. 14). Различны мнения ученых по выяснению правового содержания этого принципа. М.Н. Кузнецов и И.В. Понкин считают, что в настоящее время его толкование в Российской Федерации зачастую является односторонним и даже дискриминационным, когда светский характер ошибочно отождествляется с антирелигиозным или атеистическим. Правовые нормы части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации ошибочно трактуются как закрепляющие такое положение религиозных объединений в Российской Федерации, когда государство "равноудалено от всех религиозных объединений», а сами религиозные объединения действуют обособленно, изолированно от всех остальных институтов гражданского общества. Однако, по мнению М.И. Одинцова, в Части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации отсутствуют положения, устанавливающие атеистический или антирелигиозный характер государства, а также отсутствуют какие-либо положения о принудительной и категоричной изоляции религиозных объединений от государства и остальных институтов гражданского общества.

Также М.И. Одинцов подчеркивает, что отождествление светскости государства с его антирелигиозной направленностью, неверно как с точки зрения конституционно-правовой науки, так и с точки зрения смыслового содержания слова «светский» Светский - не церковный, мирской, гражданский.

Светское государство в типологии государств по принципу соотношения государственной власти и религиозной идеологии отличается от теократического государства, в котором религиозный лидер или группа религиозных лидеров, находясь во главе государства, возглавляют органы государственной власти, при этом религиозные объединения не отделены от государства, отсутствует разделение полномочий органов государственной власти и руководства религиозной организации, происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозной организации, религиозные организации обладают правом участвовать в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами Российской Федерации, как неверующие (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов.

На основании вышесказанного принцип светского характера государства означает следующее:

- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не устанавливается в качестве обязательной, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений, никакая религия не устанавливается в качестве основы государственной власти;

- члены общества обладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии и принадлежности или непринадлежности к какой-либо религии;

- религиозные объединения отделены от государства; они не включены в систему органов государственной власти и местного самоуправления; не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не выполняют их функций; никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующие их функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими;

- государство не делегирует религиозным объединениям и их руководителям (должностным лицам, священнослужителям) какие-либо государственно-властные либо муниципальные правомочия и не возлагает на них выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- в органах государственной власти, других государственных органах и органах местного самоуправления, государственных учреждениях и государственных и муниципальных организациях, воинских частях не могут образовываться структуры религиозных объединений (п. 6 ст. 3) (что не исключает совместного учредительства или участия в каких-либо социально значимых проектах);

- Органам государственной власти и местного самоуправления запрещено использовать публичные религиозные обряды и церемонии.

- государство, его органы и должностные лица, органы местного самоуправления не осуществляют вмешательства во внутренние дела религиозных объединений, не участвуют в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений;

- в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные, религиозные или конфессионольные суды;

- нормы религиозных законов (каноническое право) не являются источниками права в государстве (за исключением специально оговоренных в законодательстве); решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частноправных норм и актов; государство не участвует в их реализации для верующих;

- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен светский характер образования: не может быть установлено в качестве обязательного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная (включая антирелигиозную или атеистическую) идеология; государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения не организуются и не контролируются религиозными объединениями (за исключением участия в общественном контроле системы образования на равных с остальными институтами гражданского общества основаниях);

- государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений;

- государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности религиозных объединений, создает условия для осуществления благотворительной деятельности, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.