скачать рефераты

МЕНЮ


Государственное управление в сфере образования, науки и здравоохранения

Государственное управление в сфере образования, науки и здравоохранения

19

Государственное управление в сфере образования, науки и здравоохранения

1. Учёные степени и звания

Учёные степени: В России система смешанная: частично применяется новая система с выпуском бакалавров (4 года) и магистров (6 лет), частично старая с выпуском дипломированных специалистов (5 лет). Вместо же высшей единой западной степени доктора (философии и т. п.) существуют две степени: кандидат наук, доктор наук.

При этом степень кандидата наук присуждается диссертационным советом и утверждается (принимается решение о выдаче диплома кандидата наук) Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России, а степень доктора наук -- присуждается президиумом ВАК на основании ходатайства диссертационного совета.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе, НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается.

Учёные степени появились в СССР в 1934 году (введены постановлением Совнаркома СССР «Об учёных степенях и званиях» от 13 января 1934, фактически восстановившим ранее существовавшие в дореволюционной России учёные степени).

Учёные звания: в настоящее время разделяются на звания доцента или профессора по специальности и доцента или профессора по кафедре. Первые присваиваются ВАКом, вторые -- Минобрнауки России .Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Учёные звания члена-корреспондента и академика признаются официально, только если их обладатели являются членами одной из 6 государственных академий:

Российской академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН),сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии образования (РАО), академии архитектуры и строительных наук (РААСН), академии художеств.

2. Органы управления в сфере образования

Система органов, осуществляющих государственное управление образованием, включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В настоящее время одной из основных задач Правительства РФ является выполнение национального проекта в сфере образования.

Возглавляет систему органов управления образованием Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) у федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающих» ся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство вносит в Правительство РФ проекты ФЗ, осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, ученых советов образовательных учреждений по вопросам присвоения ученых званий работники м образовательных учреждений;

проводит лицензирование, аттестацию и государственную иккредитацию образовательных учреждений и их филиалов;

рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых степеней и званий;

выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;

подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

В соответствии с Правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденными постановлением I Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116, в целях осуществления надзора Рособрнадзор вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем: проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций; анализа причин возникновения нарушений российского законодательства в области образования; воздействия на нарушителей законодательства в области образования.

Рособрнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства РФ в сфере образования, а также примени 11. предусмотренные законодательством меры ограничительного и предупредительного характера, направленные на недопущение и ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образования.' Й

Рособрнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством РФ по представлению Министр! образования и науки РФ.

Федеральное агентство по образование (Рособразование) * федеральный орган исполнительной власти, осуществляют и и функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, развития общи доступных образовательных ресурсов. Оно наделено следующими полномочиями:

организация повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования;

определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности; распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;

открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительно* го профессионального образования и научных организациях, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования. Министерстве самостоятельно осуществляет правовое регулирование по следующим вопросам:

порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

приоритетные направления развития образования; порядок создания филиалов федеральных государственных учреждении высшего и среднего образования;

формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации;

федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях;

федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Федеральными органами исполнительной власти в сфере образования являются также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по образованию, находящиеся в ведении Минобрнауки России, которое осуществляет координацию и контроль их деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки* (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в сфере образования функции по контролю и надзору. Служба имеет следующие полномочия в сфере образования:

утверждение на установленный законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из Проректоров; оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования;

организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинарии, выставок и других мероприятий в сфере образования.

Следует иметь в виду, что ряд образовательных учреждений находится в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, например Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Министерства сельского хозяйства РФ И др.

Вопросы образования в соответствии с Конституцией РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее Субъектов. К ведению субъектов РФ в сфере образования отнесены такие вопросы, как: создание, реорганизация, ликвидация И финансирование образовательных учреждений субъекта РФ; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; формирование органов управления образованием субъектов РФ и назначение (по согласованию с федеральными органами управления образованием) их руководителей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в области образования переданы дли осуществления органам государственной власти субъектов РФ полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов м образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования.

В субъектах РФ создаются такие органы исполнительной власти в области образования, как министерства или комитеты -- в республиках, департаменты, главные управления, управления, отделы образования -- в других субъектах РФ.

В муниципальных образованиях в составе администраций создаются управления, отделы образования. К их ведению относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на подведомственной территории; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; учет детей, подлежащих обязательному обучению в муниципальных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования; обеспечение содержания зданий, сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

3. Организация управления высшим учебным заведением

В соответствии с Конституцией РФ гражданам России гарантируется право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных высших учебных заведениях. В Российской Федерации Федеральным законом от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» -- бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» -- подготовка специалиста или магистратура Нормативные сроки освоения основных образовательных Программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют: для получения квалификации | < I епени) «бакалавр» -- четыре года; для получения квалификации (степени) «специалист» -- не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) «магистр» -- два года.

Прием граждан в эти учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Прием граждан на конкурсной основе в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата. Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Высшее учебное заведение -- это образовательное учреждение, созданное и действующее на основании российского законодательства и реализующее образовательные программы высшего профессионального образования. В настоящее время существуют следующие виды высших учебных заведений: университеты, академии и институты. Государственные вузы находятся в ведении Российской Федерации, субъектов РФ, есть также муниципальные вузы. В этих учебных заведениях учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают высшее профессиональное образование следующих степеней: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки получения высшего профессионального образования составляют соответственно четыре, пять и шесть лет.

Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и устава высшего учебного заведения.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет ученый совет, который избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) педагогического коллектива. Состав, полномочия, порядок деятельности ученого совета определяются уставом вуза.

Возглавляет вуз ректор. Ректор избирается общим собранием (конференцией) педагогического коллектива сроком на пять лет и утверждается органом управления образованием, которому данный вуз подведомствен. Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695, определяет полномочия ректора, который осуществляет функции представителя государства в учебном заведении и несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов. Ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников вуза и обучающихся в нем студентов.

Структурные подразделения вуза -- факультеты, институты, отделения. Их возглавляют деканы (институт возглавляет директор), избираемые ученым советом из лиц, имеющих ученую степень и ученое звание. Избранный декан (директор) утверждается в должности ректором.

Основное научно-педагогическое подразделение вуза -- кафедра, которую возглавляет заведующий. Заведующие кафедрами избираются (назначаются) в порядке, предусмотренном уставом вуза. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Руководство негосударственными вузами осуществляют их учредители или формируемый ими попечительский совет.

Управление негосударственными образовательными учреждениями осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами и действующим законодательством.

4. Организационно-правовая система управления в сфере науки

Государственная научно-техническая политика -- составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Организация государственного управления в сфере науки связана с тем, что научная деятельность, т. е. деятельность, направленная на получение новых знаний, подразделяется на:

фундаментальные научные исследования -- экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования -- исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Управление наукой распространяется также на научно-техническую деятельность, т. е. деятельность, связанную с получением и применением новых знаний и обеспечением функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.