скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

План

Введение

1. Понятие государственного надзора за безопасностью дорожного движения

2. Особенности осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения

3. Особенности административного регулирования в сфере безопасности дорожного движения

4. Органы, производящие государственный надзор за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации

5. Проблемы правоприменения, возникающие при осуществлении государственного надзора за безопасностью дорожного движения

Заключение

Список использованных правовых актов и литературы

Введение

В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения.

Изучение особенностей правового регулирования в области безопасности дорожного движения и деятельности уполномоченных на то органов государственной власти и управления, анализ проблем, возникающих в правоприменении норм действующего законодательства в данной области в процессе обучения является необходимым его условием.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования теоретических и практических аспектов осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

Объектом исследования выступают общетеоретические аспекты государственного надзора за безопасностью дорожного движения как самостоятельной формы юридической деятельности.

Предметом исследования является институт административного надзора, связанный с организацией, осуществлением и правовым обеспечением государственного надзора за безопасностью дорожного движения в государственном механизме РФ.

Цель работы состоит в исследовании сущности и содержания государственного надзора за безопасностью дорожного движения в качестве самостоятельной формы юридической деятельности управомоченных органов государственного управления.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:

- дать понятие, раскрыть сущность и содержание государственного надзора за безопасностью дорожного движения, как формы юридической деятельности, а также, через усвоение понятийного аппарата, исследование особенностей данных надзорных правоотношений - охарактеризовать применяемые виды контроля и надзора, как способа регулирования административных отношений в области безопасности дорожного движения;

- указать и охарактеризовать органы государственного управления, осуществляющие функции государственного надзора за безопасностью дорожного движения, раскрыть их полномочия;

- исследовать проблемы правоприменения, возникающие при осуществлении государственного надзора за безопасностью дорожного движения, сформулировать собственные предложения по их устранению.

Эмпирическую и информационную основу исследования составляют обобщенные данные о нормативном регулировании практической деятельности органов, осуществляющих государственный надзор за безопасностью дорожного движения, а также, учебно-методическая и справочная литература.

Теоретической основной исследования являются труды российских ученых, Б.Н. Бахраха, В.П. Беляева, Б.А. Борисова и др., в работах которых были затронуты многие проблемные вопросы функционирования административного контроля и надзора в области государственного контроля за безопасностью дорожного движения, роли законодательной нормы в определении пределов и оснований его осуществления.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования материалов и выводов данного исследования при подготовке к докладам и семинарским занятиям по дисциплине «Административное право».

Структурно работа состоит из титульного листа, плана, введения, пяти параграфов, заключения, списка использованных правовых актов и литературы.

1. Понятие государственного надзора за безопасностью дорожного движения

Говоря о государственном надзоре - как особой функции государства, изначально следует определиться, что понимается под государственным надзором. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 определяет, что под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Несколько более развёрнутое и иное понятие дано в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.

Именно такое понимание надзорной деятельности, в наиболее полной мере, относится к контролю и надзору безопасности дорожного движения.

При этом, правила дорожного движения дают толкование термина - «дорожное движение» - это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».

Непосредственно же, под безопасностью дорожного движения, согласно толкования терминов, данных Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее, Закон О безопасности дорожного движения) следует понимать состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения состоит в деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.

Данная деятельность является предметом ведения всех ветвей власти.

При этом, обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации осуществляется, помимо иных направлений, предусмотренных ст. 5 Закона «О безопасности дорожного движения», также и посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Особенностью является то, что, государственный надзор и контроль за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые организуются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, производится только органами, наделёнными соответствующими полномочиями.

Основным органом, уполномоченным законом на осуществление функций по надзору за безопасностью дорожного движения является МВД РФ. Так, согласно п. 9 ст. 10 Закона О милиции, - милиции, как системе государственных органов исполнительной власти, вменено в обязанность осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством РФ, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; контролировать исполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхованию гражданской ответственности и др.

Непосредственным органом, управомоченным осуществлять надзор за безопасностью дорожного движения в рамках Министерства внутренних дел РФ является его структурное подразделение - Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Нормативное регулирование её деятельности по контролю и надзору в области безопасности дорожного движения производится рядом законодательных актов: Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Однако, при этом, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее, ГИБДД) осуществляет свою непосредственную деятельность, впредь до принятия соответствующего федерального закона, на основании Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В то же время, функции государственного надзора за безопасностью дорожного движения, в части, непосредственно касаемой безопасности дорожного движения, возложены также и на другие государственные органы (министерства, службы, инспекции).

Таким образом, под государственным надзором за безопасностью дорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.

2. Особенности осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения

Рассматривая вопрос об особенностях осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения следует отметить то обстоятельство, что данная деятельность совокупно объединяет несколько, различных по направленности, функций - контрольные, надзорные, разрешительные, функции согласований и др.

Важно обратить внимание, на то обстоятельство, что рассматривая вопрос об институте административного надзора необходимо учитывать, что понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» не тождественны.

В литературе отмечается, что определение полномочий контрольных органов достаточно сложно в связи с построением новой структуры органов исполнительной власти и неокончательной определённостью по поводу сущности контроля и надзора, что требует дальнейшей доработки распределения контрольных полномочий между органами исполнительной власти. Тем не менее, общепризнанно, что понятие государственного контроля является более широким, чем понятие надзора, и имеет присущие только ему признаки.

Можно дать следующее определение понятию «контроль» - это форма юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица, в рамках контрольного производства, для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия, осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний, соблюдении требований нормативных и правовых актов и непосредственно принимают меры по предупреждению и пресечению допущенных нарушений (отклонений) в целях обеспечения охраны интересов общества и государства, защиты прав и свобод граждан. Органы, осуществляющие государственный контроль, организуют и проводят проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений. Более того, контрольные органы имеют право вмешиваться в хозяйственную, производственную деятельность организации, применяя меры административного принуждения (Глава 23 КоАП РФ).

В отличие от контроля, надзор - это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими, в соответствии со своей компетенцией, юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами, их должностными лицами, иными поднадзорными субъектами, в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства. При этом, надзорная деятельность ограничена преимущественно проверкой законности действий конкретного объекта надзора и включает наблюдение за соблюдением поднадзорным субъектом определённых правовых норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности.

Это позволяет выявить отличительные черты административного надзора, к которому, безусловно следует относить государственный надзор за безопасностью дорожного движения. Итак, во-первых, органы административного надзора включены в систему исполнительной власти. При этом, лишь прокуратура, как орган государственного надведомственного надзора в сфере государственного управления, вправе осуществлять надзор за законностью в деятельности самих органов административного надзора и законностью выносимых ими решений.

Во-вторых, органы административного надзора наделены большими полномочиями: от инспектирования до приостановления (запрещения) хозяйственной деятельности, в том числе, более узкие правомочия, например, в рассматриваемой нами сфере - запрещение эксплуатации транспортного средства, ограничение пользования дорогой и др.

В-третьих, органы административного надзора осуществляют проверки только по вопросам, относящимся к их компетенции и только в сфере их деятельности, например, энергонадзор - в сфере электроснабжения, санэпиднадзор - за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил. Органы административного надзора в сфере безопасности дорожного движения - отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В-четвертых, административный надзор осуществляется также и в отношении граждан. В нашем случае, субъектами надзора за безопасностью дорожного движения выступают водители, пешеходы, должностные лица.

В-пятых, органы административного надзора, в лице их должностных лиц вправе привлекать виновных к административной ответственности.

В-шестых, общая цель административного надзора: введение в режим законности непосредственной деятельности поднадзорных объектов.

Таким образом, административный надзор, в общем виде, выступает как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления, основной целью которой является обеспечение законности и правопорядка в государственном управлении и в поднадзорных сферах деятельности.

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: ГИБДД, являясь основным органом администрирования в сфере безопасности дорожного движения, выполняет как функции контроля (например, контроль за соблюдением Правил дорожного движения, регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий), так и функции надзора (например, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, и др.).

В то же время, ГИБДД выполняет ряд разрешительных функций, под которыми подразумеваются: регистрация и учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

В компетенцию ГИБДД также входят функции согласования. Например, в части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДД заинтересованными лицами должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта, организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах.

В ведении ГИБДД находятся также вопросы курирования деятельности, опосредованно связанной с безопасностью дорожного движения. Так, основной задачей службы дорожной инспекции и организации движения является осуществление государственного контроля и надзора непосредственно в процессе строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел РФ, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.