скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный образовательный стандарт: понятие и значение

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования:

· личностное развитие -- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;

· социальное развитие -- воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

· общекультурное развитие -- освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;

· интеллектуальное развитие -- развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;

· коммуникативное развитие -- формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний.

Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем эта связь носит, крайне сложный характер. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия же отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Определение целей (потребностей) без учета условий (возможностей) может привести к резкому увеличению потребности системы общего образования в ресурсах, которые не могут быть удовлетворены. Это ставит под сомнение не только возможность реализации стандарта, но даже и его разработку. Разработка же целей образования, "привязанных" к существующим сегодня возможностям их обеспечения, с большой вероятностью не позволит достичь требуемого на современном этапе нового качества образования.

Этими соображениями предопределяется роль условий осуществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Сама же задача разработки стандарта в этой связи может быть классифицирована как "задача на оптимизацию", предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления.

1.3 Принципы государственной политики в области образовательных стандартов

Основные принципы государственной политики в сфере образовательных стандартов.

1. Охрана с помощью стандарта качества общего образования в Российской Федерации, недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжения образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру.

2. Создание посредством государственных образовательных стандартов условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

3. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурсность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированный стандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанность обучающихся соответствовать требованиям стандарта в части их учебных достижений.

5. Обеспечение государственного контроля и ответственности за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально - региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение посредством стандарта защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников -- от необъективной оценки их труда.

1.4 Статус государственного стандарта общего образования

Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.

Поэтому первым и самым существенным моментом в характеристике статуса стандарта должна стать констатация того, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.

На основе образовательного стандарта проводится разработка:

· примерных (базисных) учебных планов и программ;

· технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

· положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;

· экспертизы учебников для общеобразовательной школы;

· методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;

· контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;

· подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

2. МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Основные компоненты и структура компонентов стандарта

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет социально-политических и географических особенностей территории России, общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно выделить ту совокупность норм и ориентиров, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов. Среди них:

· Требования к структуре основных общеобразовательных программ.

· Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ).

· Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

· Характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования.

· Модель системы, оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

· Модель системы социализации и воспитания обучающихся.

· Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса.

· Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.

Государственные стандарты общего образования рассматриваются как обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования.

Исходя из необходимости выбора оптимальной общности описания, для стандартов общего образования устанавливается уровень общекультурного описания, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Из содержания стандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах общего образования. Целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании.

В содержание стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. Стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.

Выделяются ведущие функции стандартов, согласно которым государственные стандарты общего образования:

· задают целевые установки и условия осуществления общего образования;

· обеспечивают многообразие образовательных возможностей в условиях единого образовательного пространства;

· определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования;

· являются основой нормативной регуляции общего образования.

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов.

Этот пакет естественным образом разделяется на две группы:

· первую из них образуют документы, регулирующие результат общего образования и процесс его достижения;

· вторую -- документы, определяющие условия получения общего образования.

В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения:

· для первой группы это:

ь "Требования к структуре основных общеобразовательных программ";

ь "Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ";

· для второй:

ь "Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ".

Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия не требуют специальных профессиональных знаний.

Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента:

· "Требования к структуре основных общеобразовательных программ" - представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.

· "Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ" - представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования.

· "Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ" - представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования.

Другие нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему их нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготовки его участников.

Весь пакет нормативных и рекомендательных документов -- собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, -- разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Что обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ

Данный документ является основой для разработки основных образовательных программ и образовательных программ учреждений общего образования, регламентирующих содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса.

Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования содержит рамочные ориентиры, регламентирующие цели образования и пути их реализации, в том числе:

· требования к структуре и основным показателям учебного плана и учебных программ;

· требования к организации учебного процесса;

· требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений учащихся;

· требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;

· требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;

· запреты на меры, нарушающие права детей на качественное образование;

· способы контроля за реализацией основной образовательной программы.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Требования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты:

· предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -- знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей;

· под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

· под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся -- к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения общего образования:

· кадровое обеспечение -- характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

· финансово-экономическое обеспечение -- параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

· материально-техническое обеспечение -- общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

· информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

2.2 Нормативное сопровождение Требований к структуре основных общеобразовательных программ и результатам их освоения

Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования -- базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов -- конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности.

В Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:

· основополагающие научные знания, имеющие методологический и системообразующий характер:

ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории, имеющие универсальный характер или относящиеся к отдельным наукам, отраслям знания и культуры, которые предназначены для обязательного изучения в общеобразовательной школе. Это те элементы научного знания и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития;

· универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся:

ь личностные универсальные учебные действия;

ь ориентировочные действия;

ь конкретные способы преобразования учебного материала;

ь коммуникативные действия.

Идея выделения Фундаментального ядра исходит из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания школьных предметов.

Перечни ключевых фактов, понятий, идей, законов, методов и теорий распределяются по циклам, традиционно выделяемым в содержании общего образования:

Гуманитарный цикл:

ь Русский язык

ь Иностранные языки

ь Литература

ь Искусство

ь История

ь География

ь Обществознание

Естественно-математический цикл:

ь Математика

ь Информатика

ь Физика

ь Химия

ь Биология

Базисный учебный план

Федеральный Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:

· инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

· вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.

Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Разработка Базисного учебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

Учебные программы

Примерные (базисные) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования.

Поскольку базисные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения по необходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например, при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.

Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений.

Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программы

Этот документ должен восприниматься как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов. Материалы системы оценивания конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты, выражая их на языке, понятном и доступном не только профессионалам (педагогам, администраторам образования, методистам, специалистам в области измерений, разработчикам программ и др.), но и основным категориям непрофессиональных участников образовательного процесса -- детям и родителям. Разработка модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ опирается прежде всего на представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.

С учетом принятого подхода к стандарту как общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.

Именно оценка начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, система оценивания перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, т. е. та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками.

Это определяет ряд особенностей системы оценивания.

1. Система оценки результатов освоения образовательных программ, по определению, может быть реализована только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых учащимися. Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса за достижение результатов образования, определяемых требованиями стандартов, предполагает использование как персонифицированных (как правило, аттестационных), так и неперсонифицированных (как правило, мониторинговых) процедур оценки.

2. Система оценивания, формируемая в рамках модели обеспечения качества образования, предполагает использование, наряду с внутренней оценкой педагога и школы, системы внешних оценок, которые наиболее целесообразно использовать на этапе итоговой аттестации, а также в процессе аттестации образовательных учреждений. Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке может различаться на разных ступенях обучения.

3. Обеспечение качества образования посредством системы оценивания означает, что как внешняя, так и внутренняя оценка должна строиться на критериальной основе, адекватно отражающей основные требования стандарта к результатам образования на данной ступени обучения.

4. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности превращает процедуру оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирования таких элементов, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. Формируемая модель оценки результатов освоения основных образовательных программ тем самым предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась "встроенной" в образовательный процесс.

Главным условием успешности разработки является необходимость выражения требований в таких формах, которые понимались бы предельно однозначно всеми участниками образовательного процесса и по возможности не требовали бы дополнительных толкований.

Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать (разработать) их таксономию, включающую только действия или деятельности, которые возможно зафиксировать, измерить и оценить.

2.3 Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ

Гигиенические требования

Гигиенические требования отражают требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса. Применительно к стандартам второго поколения при их разработке следует учесть данные о состоянии здоровья учащихся. Гигиенические требования в части учебной нагрузки должны допускать дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении.

Ресурсные требования

Требования к учебно-материальной базе общеобразовательного учреждения общего среднего образования представляют собой систему нормативных документов, регламентирующих создание информационно-предметной среды обучения и жизнедеятельности средней школы с учетом достижения целей, устанавливаемых государственным образовательным стандартом в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

Среди требований к учебно-материальной базе целесообразно выделить, как минимум, три нормативных документа.

· Первый -- Перечни рекомендуемой учебной литературы и Списки цифровых образовательных ресурсов -- должен содержать список таких элементов, которые необходимы для реализации образовательной программы общего образования.

· Второй -- Перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего образования. Номенклатура этого документа должна быть адекватна требованиям стандарта и покрывать потребности реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ.

· Третий -- Требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений. Данный документ может содержать также требования к экспертизе каждого учебного кабинета, на основании которых можно было бы проводить оценку предметных кабинетов не только по показателям полноты комплекта оборудования, но и по параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинета к реализации государственного образовательного стандарта.

Критерии оценки условий получения общего образования представляют собой инструментальную базу оценки исполнения Требований к условиям получения общего образования и служат основой аттестационных процедур.

2.4 Контроль исполнения стандартов

Контроль исполнения требований к структуре основных образовательных программ и результатам их освоения осуществляется Рособрнадзором, органами управления образованием и образовательными учреждениями по результатам освоения программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Основу контроля составляет оценка соответствия планируемых, реализуемых и достигаемых результатов, осуществляемая в ходе как мониторинговых (неперсонифицированных), так и аттестационных процедур.

Проверка достижения учащимися обязательного уровня общеобразовательной подготовки осуществляется в безусловном порядке. Она служит основой индивидуальной аттестации учащихся при решении вопроса об успешности освоения образовательной программы.

Контроль исполнения требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ осуществляется преимущественно в ходе аттестации образовательных учреждений.

Источники

1. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов. -- М.: НОРМА, 2001. -- 681 с

2. КУРС ЛЕКЦИЙ "ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА" Автор-составитель Виноградов В.В. (учебный диск).

3. Федеральный центр образовательного законодательства http://www.lexed.ru/pravo/theory/yagofarov2005/

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.