скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный служащий в системе государственной службы

Государственный служащий в системе государственной службы

58

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (ПОНЯТИЕ И ВИДЫ)

Содержание:

Введение

Глава I. Государственные служащие как социально-профессиональная общность

1.1 Понятие государственного служащего

1.2 Классификация государственного служащего

1.3 Полномочия государственного служащего (социальный и профессиональный статус, специфика профессионализма государственного служащего и компетентность, основные принципы государственной службы)

Глава II. Административно-правовое положение и ответственность государственных служащих

2.1 Административно-правовой статус государственных служащих

2.2 Права и обязанности государственных служащих

2.3 Ответственность государственных служащих: правовая (юридическая), гражданско-правовая (цивилистическая), конституционно-правовая (политико-юридическая), уголовная

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Объективные процессы, происходящие в жизни российского государства и общества требуют разработки многих положений отечественного правоведения. Одной из таких проблем является исследование правового статуса государственного служащего. Разработка проблемы института государственной службы и государственных служащих в юридической литературе имеет богатую традицию, однако теоретических работ, посвященных комплексному изучению особенностей правового статуса должностного лица практически нет. Вместе с тем в действующем законодательстве имеется немало нерешенных вопросов, связанных с установлением, правовым оформлением и регулированием государственно-служебных отношений, что естественно оказывает отрицательное воздействие на практику деятельности, в частности, должностных лиц ОВД.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.

В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большой круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий административную деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Можно различать служащих следующих организаций: государственных, муниципальных, частных, международных.

Государственный служащий в соответствии с ФЗ «О системе государственной службы РФ» - это федеральный государственный служащий, которым является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность по должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, и государственный гражданский служащий субъекта РФ. Понятие государственного служащего дано ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с этим Законом гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий).

Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месте государственной службы в современном российском государстве, а также с реформами, проводящимися в данном направлении.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущностных черт государственных служащих.

Объект исследования: Феномен государственных служащих.

Предмет исследования: Основные механизмы управления государственных служащих.

В своей курсовой работе для достижения данной цели я ставлю следующие задачи: выявить сущность понятия государственный служащий, охарактеризовать типологию государственных служащих, изучить структуру государственной службы Российской Федерации, определить права и обязанности государственных служащих, в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об основах государственной службы в РФ» от 31.07.1995г., а также рассмотреть уголовную ответственность государственных служащих.

В ходе курсовой работы были использованы по вопросам темы точки зрения таких ученых-административистов, как Д.Н. Бахраха, А.П. Коренева, А.П. Алехина, Ю.М. Козлова, Н.Г. Александрова, А.С. Телегина, А.И. Щербака, В.И. Ремнева, а также тексты КоАП, уголовного кодекса и других законов. Во многих моментах при формулировке определений и приведении примеров эти авторы имеют лишь небольшие отличия, но, на мой взгляд, у каждого из этих ученых есть важные элементы, необходимые для изложения темы данной работы.

Глава I. Государственные служащие как социально-

профессиональная общность

1.1 Понятие государственного служащего

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г., государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим Законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Федеральный Закон «Об основах государственной службы». [Текст] // М.: от 31.07.1995, № 119. с.154

Государственный служащий - это гражданин, исполняющий возложенные на него обязанности за вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета РФ или её субъекта. Бахрах Д.Н. Административное право России. [Текст] // Д.Н. Бахрах. М.: Издат. НОРМА, 2001. С. 640.

Государственный служащий - это лица находящиеся на государственной службе, занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах. Горькин А.П. Популярный юридический энциклопедический словарь [текст]// Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 с. 166

Государственный служащий - это лицо, которое находится на государственной службе, занимает должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате. Крутских В.Е. Юридический энциклопедический словарь [текст]// 3 издание переработанное и доп. - М: ИНФРА-М 2001-VI 450c

Государственным служащим может быть только гражданин России. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.

Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализуют должностные полномочия, выполняют государственные функции.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Государственные служащие -- разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. До принятия закона об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле -- гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке установленном правовыми актами, должность в государственном органе. При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими служащих, как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства. В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: а) гражданин Российской Федерации; б) замещает государственную должность в государственном органе; в) замещает в таком органе должность государственной службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета. Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются. По этому закону государственной является должность в Федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение. Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государственные должности государственной службы -- пятая; б) главные государственные должности государственной службы -- четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы -- третья; г) старшие государственные должности государственной службы -- вторая; д) младшие государственные должности государственной службы -- первая группы. Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества. Не все указанные должности учреждаются в каждом государственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы.

Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим старших должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса -- государственным служащим младших должностей. Мотиваций и критериев деления государственных должностей государственных органов Закон об основах государственной службы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих соответствующие государственные должности государственной службы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 578.

Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Алехин А.П. Административное право РФ. [Текст] // А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий, Ю.М. Козлов. М.: Издат. Зерцало, 2004, С. 671. Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры);

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным, кооперативным или общественным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Алехин А.П. Административное право РФ. [Текст] // А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий, Ю.М. Козлов. М.: Издат. Зерцало, 2004, С. 671. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры, заготовители и др.

Наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно властные функции, либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, субъектом должностного преступления в соответствии с законом могут быть также лица, которые выполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий (общественные контролеры и ревизоры, члены добровольных народных дружин, члены товарищеских судов, руководители зарегистрированных в установленном порядке самодеятельных туристских и экскурсионных групп, тренеры спортивных обществ и команд и др.). Четвериков В.С. Административное право». [Текст] // В.С. Четвериков. М.: Издат. ИНФРА-М, 2005.

Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности.

Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель - за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий). Алехин А.П. Административное право РФ. [Текст] // А.П. Алехин, А.А. Кармалицкий, Ю.Н. Козлов. М.: Издат. Зерцало, 2004, С. 671.

Заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания этого работника субъектом должностного преступления. Для этого необходимо также, чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества материально ответственное лицо выполняло также функции по управлению или распоряжению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженческим точкам и т.п.). Уголовный Кодекс РФ. [Текст] // Новосибирск: Издат. Сиб. Унив., 2007. С.192.

Судам следует иметь в виду, что в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. [Текст] // Д.М. Овсянко. М.: Издат. Юристъ, 2007.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.