скачать рефераты

МЕНЮ


Государственный строй Афин и Древнего Рима

Все эти источники доходов сделали афинскую казну при Перикле одной из самых богатых за все времена афинской истории.

Расходовать государственные средства в пределах установленной суммы можно было по постановлению народного собрания, а добавочные расходы нуждались в дополнительном законе.

Такой предстает перед нами система государственных органов Афин в период наивысшего расцвета демократии.

Необходимо заметить, что афинская демократия, со всеми ее достоинствами и недостатками, сложилась исторически, была национальным созданием афинского народа, плодом работы целых поколений. Следует сказать, что Перикл явился лишь завершением того, что было заложено еще Солоном, и что получило дальнейшее развитие благодаря историческим условиям и таким деятелям как Клисфен, Фемистокл, Эфиальт.

Время Перикла - кульминационный период в истории возникновения, становления, и развития афинской демократии. Хотя он и избрал путь «умеренного демократа», все же благодаря именно его усилиям демократический режим добивается господства во всех сферах жизни афинских граждан.

Незадолго до Пелопоннесской войны появляется крайняя демократическая партия, намеренная взять демократическое движение под свой контроль, обвиняя Перикла в недостаточности его политики и оставляя, таким образом, его «вне игры». К тому же против Перикла поднимается оппозиция снизу, из рядов тех общественных слоев, которые некогда служили ему главной опорой, вождем которых он был сам.

Так, шаг за шагом падает политическое влияние Перикла, а вместе с ним падает и господство демократии в Афинах, что станет первым предвестником политического кризиса, а за тем и упадка всего государства.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

После изгнание царя этрусской династии в Риме устанавливается Республика. Во главе государства стояли два консула. Высшая власть принадлежала комициям, по-прежнему функционировал совет старейшин - сенат. Консулами первого года республики традиция называет Луция Юния Брута и Публия Валерия Попликолу.

Важнейшим этапом в истории Рима, когда он действительно приобретает все атрибуты государства, является борьба патрициев и плебеев.

В основе борьбы между патрициями и плебеями лежит борьба за землю. Уже на ранних ступенях развития в Риме имело место сосредоточение земли в руках патрициев. Ход борьбы традиция изображает таким образом. Плебеи, недовольные притеснением патрициев, отказались вступить в поход против эквов и удалились на Священную гору. Тогда патриции вынуждены были пойти на уступки, и согласились с тем, чтобы плебеи ежегодно избирали своих представителей, народных трибунов, основной задачей которых была защита плебеев от произвола патрицианских магистратов. К тому же результатом этой борьбы явилось и появление писаных законов - законы Двенадцати таблиц хотя и представляли собой запись обычного права, но в дальнейшем сыграют далеко не последнюю роль в развитии Римского государства. См. Большая Советская энциклопедия, 1941. - С. 736.

Завершать историю борьбы патрициев и плебеев принято законом Гортензия, по которому с 287г. до н.э. решения плебса по трибам получали силу закона и не требовали последующего одобрения сената. См. Нич К.В. История Римской республики, 1908. - С. 62-70.

Политический строй Рима V-IV вв. до н.э. характеризуется укреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию. Но, не смотря на успехи плебса, государственный строй в основе своей продолжал оставаться аристократическим.

Каковы же были основные органы государства?

Во-первых, это конечно, народные собрания. Римская община имела три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные комиции. См. Машкин Н.А. История Древнего Рима, 1950. - С. 143-150.

Куриатные комиции потеряли свое значение еще к началу Республики. За ними сохранялось разрешение некоторых вопросов семейного права - усыновление и утверждение завещаний, а также наделение высшей властью магистратов (хотя это было ни чем иным, как формальным обрядом).

Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами (консулами, диктаторами, преторами) продолжали собираться по цетуриям, как это было установлено реформой Сервия Туллия. Собрание созывалось за чертой города, на Марсовом поле. Голосование проходило по цетуриям, причем каждая центурия имела один голос. Решение центуиатных комиций было законом, который входил в силу лишь после одобрения его сенатом. Но в результате ряда законов решения комиций освобождаются от этого обязательного сенаторского одобрения. После закона Гортензия законодательная деятельность отходит постепенно к трибутным комициям, и только вопросы войны и мира рассматривались всегда центуриатными комициями.

С середины V в. до н.э. приобретали значение собрания по трибам - трибутные комиции. Первоначально в них участвовали только плебеи, собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов. Впоследствии наряду с плебейскими собраниями созывались по трибам собрания всех граждан.

В древности трибутные комиции избирали лишь низших магистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельности республики увеличилась, особенно после закона Гортензия 287 г. до н.э. Трибутные комиции собирались в разных местах: на Форуме, на Капитолии, иногда за городом. Право созывать и председательствовать на них имели право: консул, диктатор, претор и эдил или народный трибун. Голосование проходило по трибам. Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось 18 триб, то оно становилось законом, т.к. всего триб было 35.

На народных собраниях происходили выборы магистратов и разрешались лишь важнейшие вопросы. Порядок проведения заседаний исключал возможность всестороннего обсуждения вопросов. Сфера компетенций различных видов народного собрания не была точно разграничена. Благодаря этому непосредственное влияние народа на политическую жизнь было ограничено. Римские граждане, в сущности, были лишены политической инициативы, т.к. на народных собраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты. Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Магистрат стоит над народом, и вместе с народом он является носителем государственного величия. Оскорбление его приравнивалось к оскорблению величия римского народа. Во время пребывания на своей должности магистрат не может быть привлечён к ответственности и не может быть смещен. Исполнение обязанностей магистрата - не служба, а honor - честь, почет. Все магистратуры были безвозмездными, выборными, срочными (кроме цензора, все ординарные магистраты избирались на один год), кроме диктатуры, все были коллегиальными (каждый член коллегии работал самостоятельно в пределах отведенных ему полномочий и, если был не согласен с решением своего коллеги, он мог наложить на него veto).

Власть магистратов (империй, империум) подразделялась на высшую и общую. Высший империй означал: наличие военной власти, право заключать перемирие, издавать приказы и принуждать их к исполнению, право созывать сенат, народное собрание, председательствовать на их заседаниях, право суда и назначение наказания. Общий империй принадлежал всем магистратам и предполагал наличие права отдавать распоряжения и налагать штраф за их невыполнение.

К числу ординарных магистратур относились консулы. Первоначально два консула являлись единственными выборными магистратами, которым принадлежала вся полнота власти. После появления других выборных должностных лиц консулы остаются высшими магистратами, им принадлежит высшая гражданская власть, а во время войны они командуют армиями. По законам Лициния и Секстия (367г. до н.э.) один консул стал избираться из плебеев. Консулы выбирались центуриатными комициями. Вне Рима консул имел неограниченные полномочия во всех отношениях, включая вопросы жизни и смерти римских граждан, между тем как в городе права консулов ограничивались определенными нормами. У консулов был большой империй с правом выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если был вынесен в Риме, и без права обжалования, если за его пределами.

С 366г. до н.э. патриции добились того, чтобы из их среды центуриатными комициями избирался один претор, который являлся младшим коллегой консулов, их заместителем. Главной обязанностью преторов была охрана порядка в городе, а отсюда вытекала уголовная и гражданская юрисдикция, ставшая впоследствии основной компетенцией претора. У претора был ограниченный империй без права приговаривать к смертной казни.

С 443г. до н.э. центуриатными комициями стали избираться два цензора, первоначально только из среды патрициев. Они избирались один раз в пять лет сроком на полтора года. В их компетенцию входило распределение граждан по трибам и центуриям, а примерно с 312г. до н.э. они стали составлять и списки сенаторов. К тому же цензоры участвовали в финансовом управлении Республики: определяли величину налогов, пошлин, вели производство общественных работ. Решения цензоров не могли быть опротестованы народным трибуном.

Особое значение имел трибунат. Народные трибуны избирались плебейскими собраниями по трибам. Должность эта была доступна только плебеям. Первоначально избиралось два трибуна (в некоторых учебниках - четыре); впоследствии их избирается десять. Личность трибуна считалась неприкосновенной. Главная функция народных трибунов - защита интересов плебеев. Отсюда вытекает право вмешательства в действия всех магистратов, кроме диктатора и цензора. Народным трибунам принадлежало даже право ареста магистрата. Жилище трибуна было местом убежища для всякого плебея; оно должно было быть открыто круглые сутки. Но за чертой города трибуны теряли свою власть. Трибуны имели право созывать плебейские собрания. Они могли опротестовать решение сената, но первоначально не имели права выступать в сенате. Впоследствии трибуны подучили право входить в сенат, участвовать в прениях и даже созывать сенатские заседания. Трибуны не были магистратами в строгом значении этого слова.

Вместе с трибуном была введена должность плебейских эдилов, бывших вначале помощниками народных трибунов. Местом их пребывания считался храм богини Цереры, чтимой плебеями.

С 366г. до н.э. кроме двух плебейских эдилов стали избираться еще два курульных эдила - первоначально только из патрициев, но очень скоро и эта должность стала доступна плебеям, и курульные эдилы вместе с плебейскими составляли единую коллегию. Главными обязанностями эдилов было: наблюдение за порядком в городе, забота о продовольствии города и наблюдение за рынками, забота об устройстве общественных игр. Эдилы избирались трибутными комициями.

Существовала и должность квестора. Первоначально квесторы назначались консулами и были их помощниками. С 447г. до н.э. трибутные комиции стали избирать четырех квесторов. С 409г. до н.э. эта должность стала доступна плебсу. Квесторы ведали государственной казной, были хранителями государственного архива, сопровождали в походы консулов и заведовали кассой армии, а также распределением и продажей военной добычи.

Из экстраординарных магистратур следует назвать диктатора. Время учреждения этой должности не известно. Формально диктатор назначался консулом, фактически же он избирался сенатом. Назначение диктатора происходило в случае чрезвычайных обстоятельств (война, внутренние волнения и т.д.). Власть диктатора была ограничена только сроком - не более 6 месяцев. Все магистрат находились в его подчинении. По отношению к его распоряжениям было не действительно право veto народных трибунов. Он имел всю полноту власти. Первоначально диктаторы назначались из патрициев; из плебеев первый диктатор был назначен в 356г. до н.э. Обычно он назначал себе помощника, начальника конницы. У диктатора был высочайший империй, включающий право приговаривать к смертной казни без права обжалования.

Особую роль в жизни римского государства играл сенат. В состав его входили главным образом бывшие магистраты. Составление списка сенаторов находилось вначале в ведении консула, а затем перешло к цензорам. В список сенаторы записывались в строгом порядке в зависимости от ранга. Сначала вносились бывшие консулы, затем бывшие преторы и т.д. Созывать сенат могли высшие магистраты: диктатор, консул, претор, а затем это право получили и народные трибуны. После доклада магистрата, созвавшего сенат, происходило его обсуждение. Каждый из сенаторов, в зависимости от своего места в списке, высказывал свое мнение, после этого происходило голосование и выносилось решение - senatus consultum.

Формально сенат являлся совещательным учреждением при магистратах, фактически же он превратился в высшее учреждение Республики. Он ведал вопросами религии и культа, государственными финансами, вопросами внутренней безопасности. В его руках находилась внешняя политика. Народное собрание лишь формально решало вопрос о войне и мире. С самого начала Республики сенат являлся оплотом аристократии.

Вопросы религии в Риме не были отделены от политической жизни. Всем высшим магистратам были присущи те или иные религиозные функции. Жречества как сословия в Риме не существовало. Жреческие коллегии являлись своего рода магистратурами, но только религиозными. Особое значение имела коллегия понтификов, которая ведала проведением различных религиозных церемоний, давала советы магистратам по вопросам культа, вела календарь и погодные записи.

Все перечисленные республиканские учреждения и органы власти сложились в Риме еще в тот период его развития, когда Рим можно было считать типичным полисом. И хотя такие же или иные аналогичные учреждения существовали в полисах Греции, были, однако, наряду с этим некоторые характерные особенности, довольно отличавшие Рим, особенно от Афин.

Если в Афинском государстве руководящая роль принадлежала народному собранию, не только формально, но и по существу, то в Риме на всем протяжении республиканской эпохи фактически высшим органом власти был сенат, замечу, аристократический орган с момента своего создания. Кроме того, наличие империя у высших римских магистратов - явление, которому едва ли можно найти аналогию, - превращало их в лиц, обладавших такой властью, которая по своему характеру и объему уже не могла считаться только исполнительной. И, наконец, неоплачиваемость магистратур в Риме - в отличие от афинской демократической практики - свидетельствовала наряду со всем тем, что перечислено выше, о достаточно явном аристократическом характере Римской республики.

Однако сами древние теоретики-историки и философы понимали этот вопрос по-иному. Ими разрабатывались различные точки зрения, но наибольшей популярностью пользовалась теория, согласно которой существовали три основные формы государственного устройства: монархия, аристократия и демократия.

Для рассмотрения данного вопроса обратимся к мнению Полибия - историка и оригинального мыслителя. Он, в отличие от большинства древних философов, помимо трех вышеназванных форм выделял еще три: монархию, олигархию и охлократию, которые являются следствием неустойчивости первых. См. История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О.Э.Лейста. - С. 42-50 Исторический опыт учит, что любая из этих простых форм почти неизбежно вырождается, превращаясь в форму извращенную. Монархия вырождается в тиранию, аристократия - в олигархию, а демократия - в охлократию.

Полибий, живя в Риме и принимая участие в походах Сципиона, превратился в восторженного почитателя Рима и его государственной системы. Свой труд жизни, свою «Всеобщую историю» он написал с целью объяснить, как и почему все известные части обитаемой земли попали в течение 53 лет под власть римлян.

У Полибия есть готовый ответ на этот вопрос. Все успехи, все победы и достижения римлян объясняются в первую очередь тем, что они создали смешанную форму правления - смешанное государственное устройство. Полибий конкретизирует этот свой тезис: в Риме монархический элемент воплощен в консулах, аристократический - в сенате и, наконец, демократический - в народных собраниях. Таким образом, именно в Римском государстве воплощен идеал смешанной формы правления. См. Утченко С.Л. Цицерон и его время, 1986. - С. 64.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что образование в Риме республики лишь этап движения этой страны по направлению к империализму. Последняя треть II в. до н.э. открывает эру крупнейших социальных переворотов и потрясений, что ознаменует начало кризиса Римской республики и переход к Империи. Однако данный период римской истории интересен и сам по себе, хотя и не может рассматриваться в отрыве от вопросов возникновения римского государства и его развития после перехода к Империи, поскольку каждый последующий этап развития этой страны обусловлен предыдущим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древняя Греция представляла собой страну классического рабства. Закономерности рабовладельческого общества, присущие всем другим странам древнего мира, выражены были в Греции ярче, определеннее, последовательнее. Государство здесь возникло в чистом виде без какого-либо насильственного влияния извне. За довольно короткий период (примерно с VIII по VI вв. до н.э.) Греция преодолевает основные ступени развития государства: царский период, его падение, господство аристократии, борьба с нею демоса, тирания, как переходная ступень к демократии.

Демократия в Греции была наиболее развитой и лучшей формой государственного строя, установленной в этой стране до момента полного покорения Греции Риму. Особая заслуга в этом принадлежит Эфиальту и Периклу, которые своими реформами добились того, что сегодня в качестве главного достоинства Афинской демократии мы отмечаем ее непосредственный характер, поскольку верховный орган управления - Народное собрание - состояло из тех граждан, которые так или иначе влияли на ход политических дел, непосредственно участвовали в разрешении всех вопросов. См. Машкин Н.А. Основные проблемы истории Древней Греции (обзорная лекция), 1947. - С. 12.

Древний Рим качественно отличался от Греции даже причинами образования государства. Наиболее научно-обоснованной теорией считается та, которая утверждает, что государство в Риме возникло из-за множественных факторов, но, прежде всего, это непосредственный итог борьбы плебеев с патрициями за уравнивание плебса в политических и гражданских правах с аристократами.

Необходимо сказать, что и установление в Римском государстве республики - это результат длительного процесса демократизации общественно-политического строя; то, за что всегда выступал городской и сельский плебс.

Хотелось бы заметить, что различия между Грецией и Римом основываются главным образом, на уровне менталитета. По словам Н. Кареева уже в древности понимали различие между национальным гением греков и римлян. Преобладающей чертой первых является творчество в сфере художества и поэзии, науки и философии, преобладающей чертой других - творчество в области государственного управления. «Словом, грек и римлянин - это антитезы идеализма и рационализма, стремления к истине и красоте и стремления к пользе и пригодности, теоретической мысли и практической деятельности, поэзии и прозы, религии, как миросозерцания, и религии, как государственного установления» Н. Кареев. Введение в курс истории древнего мира (Греция и Рим), 1895. - С. 20..

Греция родилась и умерла разделенной: у греков не было тех свойств характера, той практичности в поведении, которые позволили римлянам создать прочное государство и подчинить ему такую массу самых разнородных земель. Между греками никогда не было единодушия, даже в тот момент, когда Дарий и Ксеркс вторгаются в их страну. Не одному городу не удается установить прочно свою гегемонию над всеми греками, подобно тому, как Рим достиг этого над италийскими племенами.

Все эти черты сыграют не последнюю роль как в развитии, а затем и упадка демократии в Афинах, так и в процессе установления, а затем кризиса Республики и при превращении Рима в империю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бокщанин А.Г. История Древнего Рима/ М.: Высшая школа, 1982. - 335с.

2. Большая советская энциклопедия / Под ред. О.Ю. Шмидта. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1941. - С. 733-799.

3. Бузескул В.П. История афинской демократии/ СПб, 1909. - 468с.

4. Бузескул В.П. Перикл. Историко-критический этюд/ Изд-во Харьк. ун-та, 1889. - 418с.

5. Гриневич К.Э. Солон (до 594г. до н.э.). Исследовательский этюд по истории Афин VI в. до. н.э.// УЗТомУ, 1946. - С. 54-74.

6. История политических и правовых учений. Хрестоматия. / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 2000. - 511с.

7. Кареев Н. Введение в курс истории Древнего мира: (Греция и Рим) / СПб, 1895. - 100с.

8. Колобова К.М. Возникновение и развитие Афинского государства (X-VI вв. до н.э.). - Л., Изд-во Ленингр. Ун-та, 1958. - 50с.

9. Кулаковский Ю. К вопросу о начале Рима / Киев, 1888. - 155с.

10. Машкин Н.А. История Древнего Рима/ Л., Госполитиздат, 1950. - 736с.

11. Машкин Н.А. Основные проблемы истории древней Греции. (Обзорная лекция) / М., 1947. - 21с.

12. Нич К.В. История Римской республики / М., 1908. - 530с.

13.Сергеев В.С. История Древнего Рима / М.-Л., Госиздат., 1925. - 403с.

14. Утченко С.Л. Цицерон и его время / М.: Мысль, 1986. - 349с.

15. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. - М.: Мысль, 1964. - 695с.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.