скачать рефераты

МЕНЮ


Государство и религия

2.2 Христианство в России

Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:

судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;

право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);

судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

В Башкортостане православные христиане появились в середине 16 века, во второй половине 17 века на территории Башкортостана появились католики и старообрядцы, в 1-й половине 19 века духовные крестьяне, в начале 20 века баптисты, меннонисты и евангельские христиане, позже - пятидесятники, адвентисты седьмого дня и свидетели Иеговы. В 90-е годы зафиксированы Церковь Христа, мормоны и Новоапостольская церковь. В современном Башкортостане преобладающими христианскими направлениями являются русское православие и баптизм. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 627.

В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти.

Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей природе . Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М. 1990г., с.216..

2.3 Ислам в Башкортостане

В 14 веке ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики. По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. Краевед М.В. Лоссиевский писал: «… где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе». В 1913-1915 в Уфимской губернии насчитывалось 1570 мектебов, в которых обучалась 91 тысяча шакирдов, среди них 18 тысяч девочек. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. 1995. С. 34.

К началу 20 века для большинства мусульман Башкортостана ислам был верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 годах получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир, М. Султангалиева - инициатора «мусульманского коммунизма» и других. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917 - 1994. Уфа. С. 58.

В первые годы советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В республике существовали два самостоятельных мусульманских духовных управления. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х годов приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-7- годы значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные религиозные праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 годы собиралось от 2 до 3 тысяч человек. Со второй половины 80-х годов восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения, Духовному управлению мусульман возвращают прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы: газеты «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера. По решению правительства Республики Башкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 305-306.

Разведки Запада и ряда исламских стран стремятся оказывать активное влияние на ситуацию в российских регионах с преимущественно мусульманским населением. В числе других мусульманских регионов России Республика Башкортостан стала ареной борьбы этих государств за раздел сфер влияния. Пользуясь заинтересованностью и государственных структур, и бизнеса в привлечении инвестиций, гости нередко пытаются увязать результативность межгосударственного сотрудничества с уровнем влияния мусульманского духовенства на общественно-политические процессы в республике. В последнее время отмечается стремление прибывающих в Башкирию представителей исламских стран "к установлению прямых неформальных контактов с жителями, вовлечению их в активную общественно-религиозную и пропагандистскую деятельность в своих интересах". Спецслужбы этих государств пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь. В ряде случаев их поведение выходит за рамки нейтрального сбора информации. Еще совсем недавно в турецко-башкирских лицеях "молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки". Именно конкуренция между различными иностранными религиозными центрами стала одним из главных дестабилизирующих факторов в мусульманской общине республики и других регионах России Ибрагимов Р. Иностранные спецслужбы активно интересуются исламскими регионами России - представитель ФСБ. Интерфакс 7 декабря 2007 года..

2.4. Религия и государство

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними Пичелкин А.С. Общая теория права М. 1996г, С.117

.

Функционирование гражданского общества и правового государства возможно только при условии духовной свободы всех членов общества. Поэтому свобода идеологий является одной из важных основ конституционного строя.

Под идеологией понимается система правовых, политических, философских, религиозных и иных взглядов на социальную действительность, личность, общество и государство, их взаимоотношения, место личности в обществе, пути и перспективы общественного развития.

Установление государственной или обязательной идеологии характерно для тоталитарных государств. Оно сопровождается насилием над личностью, ее внутренним миром. Запрет установления государственной или обязательной идеологии означает не только отсутствие преследований за приверженность тем или иным идеологическим установкам, но и отсутствие льгот и преимуществ в зависимости от идеологических или политических убеждений.

Признание государством политического многообразия, многопартийности логически вытекает из свободы идеологий, так как на основе общности идеологий люди создают общественные объединения, в том числе политические партии, которые активно участвуют в политическом процессе.

Из свободы идеологий следует, что государство обеспечивает равные условия для любых общественных объединений, действующих в рамках закона. Государство предъявляет установленные законодательством РФ требования к порядку образования различных видов общественных объединений, их уставам, порядку регистрации, основаниям и порядку приостановления деятельности и ликвидации. Общественные объединения в России создаются и функционируют в соответствии с Конституцией и Федеральными законами от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; от 28.06.1995 № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях".

Статья 13 Конституции Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которых запрещается создание и деятельность общественных объединений. Установленные Конституцией запреты необходимы в интересах личности, общества и государства и направлены на сохранение учрежденных народом демократических ценностей, провозглашенных в качестве основ конституционного строя, на сохранение целостности государства, стабильности общества и сохранения социального мира.

Государство, провозглашенное демократическим и правовым, не может навязывать своим гражданам обязательную государственную религию или обязательный отказ от религии. В светском государстве церковь отделена от государства, т.е. религиозные нормы и правила не устанавливаются государством в качестве обязательных, обеспечивается равенство всех перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Государство не оказывает предпочтения или поддержки какой-либо религии, выделяя ее среди остальных, но и не запрещает религиозную деятельность (пропаганду вероучений, религиозное образование, отправление обрядов, культов), если при этом не нарушается закон.

В светском государстве религиозное образование осуществляется только церковными учреждениями на добровольной основе (например, воскресные школы при православных храмах). При этом родители не могут заменить религиозным основное общее образование, которое они в соответствии со ст. 43 Конституции должны дать своим детям на основе государственных образовательных стандартов.

В светском государстве должны обеспечиваться свобода совести (ст. 28 Конституции) и взаимное понимание, терпимость и уважение в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания. Обеспечение функционирования России как светского государства происходит на основе Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Упомянутый выше Федеральный закон регулирует право граждан исповедовать любую религию индивидуально или совместно с другими, в том числе путем добровольного объединения и создания в целях совместного исповедания и распространения веры религиозных объединений. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

- вероисповедание;

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, действующее без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется Минюстом России и его территориальными органами. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» России от 26.09.1997 № 125-ФЗ Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465. Ред. от 29.06.2004/Правовая система КонсультантПлюс., развивает положения Конституции России. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и многие другие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Таким образом, начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.

Заключение

Государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. Государство и право развиваются неразрывно друг от друга. Религия, на определенном этапе развития, заменив обычай и традиции, стала основной частью права (средневековье), в современных светских государствах она существует рядом с государством и правом, оказывая моральное воздействие. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

Общеизвестно возрастающее влияние церкви, и в частности Московской Патриархии на российское общество. По сообщениям прессы, постоянно растет число верующих, преимущественно православных. Судя по всему, увеличивается также и число россиян, исповедующих ислам, иудаизм и другие религии. Повсеместно возводятся храмы, мечети, синагоги, другие молельные дома. Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей.

Все это представляется вполне естественным для нашего государства, на территории которого, особенно в ХХ веке, многие десятилетия преследовали и даже уничтожали священнослужителей и верующих. С определенной мерой уверенности можно утверждать, что с этим варварством в нынешней Российской Федерации покончено. Конституцией Российской Федерации "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (статья 28). Аналогичная норма содержится и в законе Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Вместе с тем, на наш взгляд, в современной России важно соблюдение двух фундаментальных принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (статья 14).

Отступление от этих принципов является прямым нарушением основ конституционного строя Российской Федерации.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. М., 2007.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» России от 26.09.1997 № 125-ФЗ Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465. Ред. от 29.06.2004/Правовая система КонсультантПлюс.

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях"/ Правовая система КонсультантПлюс.

Арипов М., Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие, "Свободная мысль" - 91 №14.

Алексеев С.С., Теория государства и права. М. 1985.

Алексеев С.С., Государство и право. М. 1983 г.

Алексеев С.С., Общая теория права. М. 1981 г.

Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004.

Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

Бессонов М.Н.. Православие в наши дни. М. 1990г.

Ибрагимов Р. Иностранные спецслужбы активно интересуются исламскими регионами России - представитель ФСБ. Интерфакс 7 декабря 2007 года.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М. 1995.

Маркс К., Энгельс Ф., Соч. I том с. 414-415, М. 1995 г.

Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М., 1976.

Пичелкин А.С. Общая теория права М. 1996г.

Фейербах Л., История Философии. М. 1967 г.

Цицерон. Диалоги. О Государстве. О законах. М., 1966.

Чернова О.В. Социальная политика государства и благотворительность в изменяющейся России/Государственная власть и местное самоуправление. 2007 № 1./Правовая система КонсультантПлюс.

Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917 - 1994. Уфа.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.