скачать рефераты

МЕНЮ


Государство как политическая форма организации общества

Государство как политическая форма организации общества

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Государство как политическая организация

2.2 Политические партии

2.3 Общественные объединения

2.4 Религиозные организации

2.5 Органы местного самоуправления

2.6 Трудовые коллективы

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес, а публичная власть не противостоит населению и полностью совпадает с ним. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное общество в полной степени обладают данными признаками и вполне правомерно рассматриваются в качестве особых форм, видов гражданского общества. При этом более зрелая форма гражданского общества сохраняет и развивает достижения предшествующих ей стадий.

В закрытом обществе имеет место жесткое подчинение интересов и деятельности личности интересам общества и государства, которое идет еще от первобытнообщинного строя и обусловливается неразвитостью его производительных сил.

Закрытыми оставались рабовладельческое и феодальное общества, где человек по-прежнему не был свободен, не мог самостоятельно определять свой род занятий.

Буржуазное общество, провозглашающее формальное равенство своих членов и свободу предпринимательской деятельности, создает предпосылки для формирования открытого общества, но пока что оказывается не способным провести эти принципы в жизнь для всех членов общества. Значительная их часть действует не свободно, а под влиянием экономического принуждения, не желая лишиться необходимых средств для существования.

Чтобы обезопасить себя от любых попыток государства превысить свои полномочия, открытое гражданское общество должно быть сплоченным и организованным. Оно, во-первых, должно иметь возможность объединяться в ассоциации, действующие самостоятельно и независимо от государства, его органов, и, во-вторых, принимать непосредственное участие в деятельности государства как через своих граждан, так и их ассоциированных членов.

Совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов, понимается как политическая организация общества.

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие государства как политической формы организации общества. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Рассмотреть компоненты политической организации общества;

2. Выявить характерные черты и особенности политической системы РФ;

3. Определить основные направления совершенствования

политической системы Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Основным ядром политической организации общества является государство. Взаимодействие современного демократического государства и гражданского общества основывается на следующих принципах:

1) плюрализма и равноправия идеологий;

2) многопартийности;

3) самодеятельности;

4) законности и государственного контроля;

5) социального и политического партнерства.

Помимо государства в политическую организацию общества входят, прежде всего, общественные объединения и политические партии.

Партии представляют собой устойчивые и постоянно действующие общественные формирования, призванные выражать политические интересы гражданского общества, отдельных социальных слоев и организовывать граждан на участие в делах общества. Конечной целью партий является овладение государственной властью, и ее осуществление сообразно идеологическим представлениям соответствующего социального слоя, класса об идеальном, эффективно действующем государстве и его органах, а также задачах и способах организации и деятельности гражданского общества. Свои идеологические представления о политической власти и способах ее осуществления, путях и целях развития гражданского общества партии формулируют в своих программах.

По степени организованности и способам взаимосвязи с населением политические партии подразделяются на три вида: кадровые, массовые и партии избирателей.

Кадровые партии состоят из небольшого числа профессионалов-политиков, которые выставляют свои кандидатуры на выборах в представительный, законодательный орган государства. В таких партиях отсутствует постоянное членство, а также партийные взносы. Членом партии признается тот, кто ее поддерживает материально и голосует за ее кандидатов на выборах. Подобным образом действуют республиканская и демократическая партии США.

Массовые партии основываются на строго фиксированном членстве в партии, уплате членских взносов и наличии территориальных первичных организаций. Подобным образом действуют все коммунистические партии.

Круг общественных объединений как добровольных формирований граждан по интересам весьма разнообразен. Это могут быть профессиональные союзы, женские, молодежные, творческие, экологические и ветеранские организации, массовые движения, спортивные и иные союзы. Их участие в политической жизни страны также неоднозначно.

Специфическим компонентом политической организации общества являются религиозные организации. В настоящее время ряд государств (Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль, Йемен, Судан и другие исламские государства) официально провозглашают одну из религий в качестве государственной. Такие государства называются клерикальными. В клерикальных государствах религиозные объединения, исповедующие государственную религию, выполняют некоторые функции государства, в том числе осуществляют правосудие по уголовным и гражданским делам, занимаются регулированием и регистрацией брачно-семейных отношений, ведут образовательную деятельность в школах и иных образовательных учреждениях, участвуют в деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство оказывает религиозным объединениям существенную финансовую и иную материальную помощь, устанавливает льготы в налогообложении; учитывает мнение церковных иерархов при решении важнейших экономических, политических и иных вопросов. Например, в Великобритании представители духовенства принимают активное участие в работе Палаты лордов.

Однако, большинство современных демократических государств являются светскими, т.е. придерживаются принципа невмешательства в дела религиозных организаций, равно как и не возлагают на них осуществление каких-либо государственных функций. Однако полностью исключить влияние церкви на политические процессы и отношения пока что не удается ни одному государству.

Формы и методы участия религиозных объединений в политической жизни страны являются достаточно разнообразными. Во-первых, имеются политические партии, члены которых принадлежат какому-либо одному вероисповеданию и ставят своей целью использование религии в политических целях, привлечение верующих на свою сторону. (Так, в Италии действует Христианско-демократическая партия, в Бельгии -- Социально-христианская партия, Христианская народная партия). Во-вторых, религиозное мировоззрение влияет на политическое сознание своих приверженцев, их политические оценки и действия. В-третьих, атрибутика церкви иногда используется при осуществлении некоторых государственных процедур -- принесении присяги свидетелем в суде, присяги президента страны и др. В-четвертых, религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, в экологических и иных общественно-политических движениях.

Названные и иные формы воздействия религиозных объединений, на политику свидетельствуют о необходимости их признания в качестве самостоятельного компонента политической организации гражданского общества.

Открытое гражданское общество не только участвует в деятельности государства, пытается так или иначе направлять работу его органов, но и самостоятельно управляет своими делами с помощью органов местного самоуправления и трудовых коллективов организаций и предприятий.

Чаще всего к ведению местного самоуправления относят управление муниципальной собственностью, муниципальным образованием, муниципальными учреждениями здравоохранения, а также решение иных вопросов, имеющих местное значение. В Японии органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и осуществляют самостоятельное управление своим имуществом, принимают нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В Великобритании местные органы, избираемые населением, управляют деятельностью полиции, образовательных учреждений, библиотек, дорогами, противопожарными службами, делами попечения престарелых, осуществляют иные правомочия.

В современных демократических государствах трудовым коллективам предоставляются определенные права по участию в управлении предприятием, организацией. Избранный трудовым коллективом орган осуществляет свои полномочия в целях привлечения трудящихся к управлению делами предприятия, организации, укрепления социального согласия между работодателями и работниками, своевременного разрешения конфликтов между ними.

Таким образом, политическая организация открытого гражданского общества состоит из следующих компонентов:

Ш граждан;

Ш государства, его органов;

Ш политических партий;

Ш общественных объединений;

Ш религиозных объединений;

Ш органов местного самоуправления;

Ш трудовых коллективов.

Все они прямо или опосредованно влияют на политическую жизнь страны.

Ассоциированные компоненты политической организации создаются с определенными политическими целями и поэтому вынуждены активно действовать, бороться за достижение поставленных целей, вступать в те или иные политические отношения. Например, политические партии должны осуществлять пропаганду своей программы с тем, чтобы рекрутировать в свои ряды максимально большую часть населения и добиться победы на очередных выборах в законодательный, представительный орган страны. Профсоюзные органы ставят своей задачей охрану и защиту трудовых прав граждан, предпринимают самые разнообразные меры в этом направлении, в том числе принимают участие в подготовке проектов коллективных договоров в организациях, иных соглашениях между работниками и работодателями, осуществляют контроль за состоянием охраны труда, выступают организаторами забастовок и других коллективных акций работников.

Большая часть компонентов политической организации осуществляют свою деятельность не произвольно, а в соответствии с действующими в обществе нормами права, корпоративными и иными социальными нормами, которыми регулируются правоотношения в сфере политики. Лишь нелегальные, преступные организации действуют вопреки государственно-правовым запретам и иным социальным нормам.

Политическая организация гражданского общества, взятая в динамике, в совокупности отношений, в которые вступают граждане, политические партии и иные организации при осуществлении политической деятельности, а также нормы права, иные социальные нормы, регулирующие политические отношения, образуют новое явление -- политическую систему гражданского общества.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Государство как политическая организация

В Российской Федерации политическая система организуется и действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного действия всех известных современному обществу компонентов политической системы: общественных объединений и политических партий, религиозных организаций, органов местного самоуправления и трудовых коллективов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости прав, предоставленных компонентам политической системы РФ, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, гражданскую и административную ответственность виновных должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Особым элементом политической системы Российской Федерации выступает само государство, его органы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями и, в частности, может:

1) устанавливать правовой режим организации и деятельности остальных компонентов политической системы;

2) осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

3) привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;

4) осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;

5) применять меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным компонентам политической системы общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подготовила и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила правовой статус большей части компонентов политической системы РФ. Среди них особое значение имеют Федеральный закон "Об общественных объединениях", вступивший в силу 19 мая 1995 г.; Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.; Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступивший в силу 28 августа 1995 г.; Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г.

Федеральные законы и подзаконные акты, принятые по вопросам организации и деятельности компонентов политической системы РФ, создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты нарушенного права незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. Органам государственной власти и должностным лицам запрещено вмешиваться в деятельность негосударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

В строгом соответствии с действующим законодательством осуществляется регистрация общественных объединений, политических партий и религиозных организаций компетентными органами государства. Регистрация не является обязательным условием деятельности названных компонентов политической системы. Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести прав юридического лица. Кроме того, незарегистрированные общественные объединения, политические партии не могут участвовать в выборах депутатов представительных органов, Президента РФ, глав исполнительных органов субъектов РФ.

Законодательство запрещает отказывать в регистрации общественного объединения или политической партии по мотивам нецелесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.

Формы и методы сотрудничества государства с иными компонентами политической системы РФ носят дифференцированный характер. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи общественных объединений и политических партий. Можно выделить три направления их наиболее активного сотрудничества.

Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения общественных объединений, иных компонентов политической системы и общества в целом информации о состоянии дел в соответствующем органе государства, принимаемых им решениях, перспективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных органов с гражданским обществом и его объединениями осуществляется путем организации пресс-центров, отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журналистами.

Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями составляет их совместная деятельность, направленная на решение каких-либо политических, экономических и иных социально значимых проблем.

Общественные объединения и политические партии активно взаимодействуют с государственными органами в ходе выборов органов представительной и исполнительной власти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей природной среды, памятников истории и культуры, оказанием материальной помощи малоимущим и нуждающимся слоям общества, проведением мероприятий, связанных с празднованием каких-либо исторических событий или дат в жизни Российского общества и государства. В целях активного и действенного сотрудничества с общественными объединениями и политическими партиями в органах исполнительной власти создаются и действуют специальные подразделения (департаменты, отделы, комитеты) либо общественно-государственные органы (советы, коллегии, комиссии).

Третье направление взаимодействия государственных органов, общественных объединений и политических партий составляют проблемы законотворчества и правотворчества. Общественные объединения и политические партии привлекаются органами представительной и исполнительной власти для подготовки проектов федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.