скачать рефераты

МЕНЮ


Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в нем может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Опекуны и попечители как воспитатели обладают следующими правами и обязанностями: воспитывать подопечного, заботиться о его здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке. Они вправе самостоятельно избирать формы и способы воспитания переданных им на воспитание детей. Автор подчеркивает, что при этом надлежит учитывать рекомендации органов опеки и попечительства, а также мнение детей, которые способны его выразить.

Опекун и попечитель имеют также право выбора формы образования своего подопечного и обязаны обеспечить возможность его получения. По своему существу права и обязанности опекунов и попечителей не отличаются от родительских См. Дмитриева Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» / Ю.А. Дмитриева // Деловой двор, 2008. - 36 с. .

В этой связи автором была проанализирована сложившаяся судебная практика. Так, Кузнецова А., действующая в интересах опекаемой внучки Ивановой А. обратилась в суд к Администрации города Н. иском о предоставлении жилого помещения. Однако впоследствии отказалась от иска. Данный отказ был обжалован прокурором города Н. По мнению прокурора опекун не имела права отказываться от иска в интересах опекаемой без согласия органов опеки и попечительства поскольку данное процессуальное действие косвенно связано с отказом от имущественных прав опекаемой. Рассматривая представление прокурора, Президиум Пензенского областного суда указал, что доводы прокурора заслуживают внимания так как исходя из смысла ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства отказываться от иска, заявленного в интересах несовершеннолетнего, если это затрагивает имущественные права и интересы последнего. На основании этого Президиум посчитал, что такой отказ от иска является существенным нарушением прав и законных интересов опекаемой, поэтому дело было передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции См. Постановление Президиума Пензенского областного суда от 06.10.2006 № 44г-160 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф..

Таким образом, опекуны (попечители) должны действовать только в интересах опекаемого и не имеют права самостоятельно, без согласия органов опеки и попечительства совершать действия, которые приведут к ущемлению прав опекаемого.

Будучи законными представителями, подопечного опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение на совершение сделок, затрагивающие имущественные отношения подопечного. Особенно это касается сделок уменьшающих имущество подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем. Не вправе опекуны и попечители, а так же их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом.

Нормы ГК РФ устанавливают самостоятельную имущественную ответственность несовершеннолетних лиц по совершаемым ими сделкам (п. 3 ст. 26 ГК РФ), но при таком подходе теряется смысл дифференциации сделок, совершаемых несовершеннолетним самостоятельно, и сделок, совершаемых им с согласия опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства. Обсуждаемую проблему можно решить путем установления в ГК РФ субсидиарной ответственности попечителя и органа опеки и попечительства, санкционировавших сделку несовершеннолетних лиц См. Михайлова И.А. Правосубъектность физических лиц: некоторые направления дальнейшего совершенствования российского гражданского законодательства / И.А. Михайлова // Гражданское право. 2009. № С. 11..

Таким образом, автор считает, что п. 3 ст. 26 ГК РФ можно дополнить положением следующего содержания: «Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. В случае отсутствия у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения убытков, причиненных им по сделкам, заключенным с согласия опекуна или попечителя и органов опеки и попечительства, названные лица должны возместить эти убытки полностью или в недостающей части».

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства. Так называемые договорная опека и договорное попечительство являются новыми институтами в российском гражданском и семейном праве.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ См. Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [электронный ресурс] / О.В. Кузнецова // КонсультантПлюс. ВерсияПроф, 2008. - 48 с..

Ещё одним из основных нововведений является подинститут предварительной опеки. Правоотношения, которые устанавливаются между опекуном и попечителем, с одной стороны, подопечным, с другой стороны, и органом опеки и попечительства - с третьей, являются новыми для российского законодательства. До 1 сентября 2008 г. такого вида опеки и попечительства не существовало, поэтому практика применения предварительных опеки или попечительства еще не сложилась.

Под предварительными опекой и попечительством понимаются опека и попечительство, которые устанавливаются на определенный промежуток времени, в случае, если требуется неотложно назначить опекуна или попечителя в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина. Предварительные опека и попечительство призваны восполнить пробел в тех случаях, когда органом опеки и попечительства производится отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

Законодательство определяет круг обязанностей опекуна (попечителя), однако не устанавливает детально порядок их исполнения. В обязанности опекуна (попечителя) входит сделать так, чтобы положение лица не ухудшилось. Поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, психическая деятельность которых имеет отклонения от нормы, постольку за опекуном (попечителем) должно быть признано право воздействовать на волю подопечного, а в необходимых случаях - заменять ее своей волей См. Михеева Л.Ю. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц: сборник статей / Л. Ю. Михеева, И.М. Кузнецова // Нотариус. 2008 г. № 1. С. 62-63..

Специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом обусловлена тем, что его психическая деятельность не имеет таких недостатков, которые сделали бы его абсолютно беспомощным перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае должно состоять только в контроле за расходованием имущества, что в конечном итоге может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации.

При определении правовых форм устройства нуждающихся в заботе граждан необходимо законодательно обеспечить противоположные и удовлетворяющие друг друга интересы. В осуществлении опеки реализуются прежде всего интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем).

Исходя из ценности для общества каждого отдельного индивидуума, независимо от его возраста, поведения, материального благосостояния и иных его характеристик, автор приходит к выводу, что вслед за укреплением семьи перед государством стоит задача всемерной поддержки опеки (попечительства).

Необходимо добавить, что в установлении опеки и попечительства усматривается именно общегосударственный интерес, а не только интерес отдельных регионов или местностей. Это утверждение, на взгляд автора, имеет отношение как к современному периоду, характеризующемуся чрезвычайно высоким уровнем безнадзорности детей и нарушением прав психически больных граждан, так и к любому другому периоду истории. Признание общегосударственного масштаба интересов в данном случае имеет важное практическое значение, в том числе для признания фактически исполняемых органами опеки и попечительства функций государственными полномочиями.

Таким образом, опека (попечительство) представляет собой форму индивидуального временного устройства граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также для обеспечения иных его интересов. Институт опеки и попечительства решает общегосударственные задачи, поэтому его установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления со всех сторон.

Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. Во-первых, опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Во-вторых, потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными. В-третьих, не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). В-четвертых, не допускается назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности См. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью: постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 19.. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Формальная сторона этого вопроса на сегодняшний день находится под контролем государства, очень сложна процедура оформления опеки и попечительства, выбор опекуна и попечителя но, не смотря на это, незащищенной остается проблема взаимоотношений опекунов и подопечных, дальнейшая жизнь детей с опекунами никем и никак не контролируется.

2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ

2.1 Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

Практически всегда объявления о розыске пропавших без вести людей начинаются со слов «Ушел из дома и не вернулся...». Последствия безвестного отсутствия гражданина носят моральный и правовой характер как для лиц, находящихся с безвестно отсутствующим в каких-либо правовых отношениях, так и для самого безвестно отсутствующего. В связи с этим в защите прав и охраняемых законом интересов граждан нуждаются не только заинтересованные лица, но и сами без вести пропавшие граждане.

Конституция РФ закрепила право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Одним из таких органов являются суды общей юрисдикции.

Среди множества сложных социальных и правовых проблем одной из наиболее острых является получившее широкое распространение безвестное отсутствие, а точнее - бесследное исчезновение российских граждан и других физических лиц, проживающих на территории России: ежегодно в органы милиции поступает около 77 тысяч заявлений о пропавших гражданах См. Клячин Е.Н. Безвестное отсутствие / Е.Н. Клячин // Российская газета. 2007. № 3223. С. 23.. В большинстве случаев меры, предпринимаемые для их розыска, не приносят результата, следствием чего становится юридическая неопределенность - отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в живых.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она установления в судебном порядке. Бесспорно, что за безвестно отсутствующим гражданином в полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных прав, составляющих содержание гражданской правоспособности но, отсутствуя по месту жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать многие из этих прав и исполнить принятые на себя обязанности, что обусловливает необходимость предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую сферу (ст. 18 ГК РФ).

Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.

В свою очередь, в нормах процессуального законодательства предусмотрен целый ряд гарантий, целью которых является предотвращение произвольного признания гражданина безвестно отсутствующим. Этой цели, в частности, служит закрепление обязательного участия прокурора в судебном разбирательстве, причем по делам данной категории прокурор может выступать и в качестве заявителя - в интересах государства или в защиту прав и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту или недееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд (ст. 45, п. 3 ст. 278 ГПК РФ).

Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц. К правовым последствиям признания гражданина безвестно отсутствующим, в частности, относятся: прекращение доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего гражданина (п. 1 ст. 188 ГК РФ); прекращение договора поручения с его участием (ст. 977 ГК РФ) и т.д.

Эти положения закона означают, что некоторые правомочия, принадлежавшие исчезнувшему лицу, прекращаются (членство в хозяйственных товариществах и обществах, участие в договоре о совместной деятельности и др.); часть правомочий сохраняется, но они переходят к другим лицам, определенным законом или органами опеки и попечительства, а какие-то субъективные права гражданин, признанный безвестно отсутствующим, реализует самостоятельно по месту своего нахождения (если он находится в живых), так как его правоспособность как способность иметь права и нести обязанности сохраняется в полном объеме.

На практике нередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых даст им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников. Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировка процессуального законодательства.

Учитывая, что в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами.

Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование чтобы они могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина См. Михеева Л.Ю. Безвестное отсутствие должника / Л.Ю. Михеева // Российская юстиция. 2006. № № 6. С. 2.. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать, исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим - лицо, обратившееся в суд с заявлением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.