скачать рефераты

МЕНЮ


Граждане как субъекты гражданского права

Правовое значение места жительства велико как для гражданского материального, так и для гражданского процессуального права. Место жительства имеет, как правило, определяющее значение для установления подсудности гражданских дел (ст. ст. 28, 29, 31, 276, 281 и др. ГПК). В правоприменительной практике важным правилом является предположение нахождения гражданина в месте своего жительства, куда и направляются официальные вызовы, извещения, судебные повестки (хотя в определенный момент гражданин по этому адресу может и не находиться). Евстегнеева К. Я. Правоотношения в гражданском праве. // Юрист. - 2006. - № 4, стр. 21- 24.

Упомянутый Закон от 25 июня 1993 г. вместо прописки ввел режим заявительной регистрации граждан при изменении места их жительства или пребывания. Там же определены основные правила регистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по месту пребывания.

Из изложенного следует, что государство предоставляет гражданину свободу в решении вопроса о выборе места жительства. Однако это относится только к дееспособным гражданам. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, а также граждане, находящиеся под опекой, не могут по своему усмотрению выбирать место жительства: их местом жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей и попечителей (из смысла ст. ст. 26, 30 ГК).

§6.Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим

В случае длительного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица; может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра. Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005.с.55

Устранение этой неопределенности обеспечивается институтом безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим. Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего: а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства; б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами; в) истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.

Закон не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем. При необходимости он запрашивает соответствующие организации (органы милиции, жилищно-эксплуатационные организации и пр.) по последнему известному месту жительства и работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях о нем. При наличии данных о преднамеренности отсутствия лица в месте постоянного жительства (лицо скрывается от возмещения причиненного ущерба, уплаты алиментов, в связи с совершенным преступлением) суд должен воздержаться от признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

2. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Суд может признать лицо безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК).

Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.

Исчисление срока отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения этих сведений началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Признание лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Его имущество при необходимости постоянного управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам (ст. 43 ГК). Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством. Прекращаются договор поручения (п. 1 ст. 977 ГК), участником которого был безвестно отсутствующий, а также действие доверенности, выданной им или ему (п. 1 ст. 188 ГК). Супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке (п. 2 ст. 19 СК).Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005.с.60

3. Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). При этом нет необходимости предварительно признавать лицо безвестно отсутствующим. По истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного лица и наличии оснований предполагать его смерть оно может быть сразу объявлено умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: а) сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; б) двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается, как правило, день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Объявление лица умершим, основанное на презумпции его смерти, является юридическим фактом, влекущим такие же последствия, какие наступают в случае факта смерти.

Существуют разные мнения о влиянии объявления гражданина умершим на его правоспособность. Одни авторы считают, что при объявлении гражданина умершим прекращается его правоспособность, аргументируя это тем, что правовые последствия в таком случае те же, что и в случае смерти. Сторонники другой точки зрения считают правоспособность неотделимой от самого гражданина, и поэтому, по их мнению, одно лишь предположение о смерти не может прекратить правоспособности.

Тот факт, что лицо, объявленное умершим, может объявиться, вследствие чего решение суда об объявлении умершим должно быть отменено, свидетельствует в пользу второй точки зрения. Когда лицо, объявленное умершим, в действительности живо, юридические последствия объявления его умершим действуют там, где нет сведений о том, что данное лицо живо. Однако если гражданин, объявленный умершим, будучи в действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются действительными, т.е. его правоспособность сохраняется там, где неизвестно об объявлении его умершим.

Объявление гражданина умершим влечет за собой следующие правовые последствия: 1) лица, находившиеся на иждивении гражданина, объявленного умершим, приобретают право на получение пенсий и пособий; 2) открывается наследство; 3) прекращается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения специального решения о прекращении брака); 4) прекращаются обязательства, которые носят личный характер.

Предположение о смерти лица, объявленного умершим, опровергается в случае его явки или обнаружения места пребывания. В этом случае суд отменяет решение об объявлении данного гражданина умершим (ст. 46 ГК). Это является основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (актовой книге) - ст. 280 ГПК.

Брак гражданина, ранее объявленного умершим, восстанавливается по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК).

Гражданин независимо от времени своей явки в соответствии с п. 2 ст. 46 ГК вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (прежде всего это касается наследников), за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя. Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005.с.65

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество, если доказано, что, приобретая его, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (п. 2 ст. 46 ГК).

От объявления гражданина умершим следует отличать установление в судебном порядке факта смерти (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК). Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства наступления смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а орган загса отказывает в регистрации смерти. В этом случае заинтересованные лица могут в любое время обратиться с соответствующим заявлением в суд. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации смерти в органах загса.

§7.Акты гражданского состояния

Акты гражданского состояния - это юридические факты, которые на основании закона подлежат государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 47 ГК необходимо осуществлять государственную регистрацию следующих актов гражданского состояния:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена имени;

смерть гражданина55 А.Н. Гуев. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. - М.: Инфра - М., 2003 г., стр. 54..

1. Рождение регистрируется в органах загса по месту рождения ребенка по месту жительства родителей или одного из них. Регистрация производится по заявлению (устному или письменному) родителей (или одного из них), а в случае болезни, смерти родителей или невозможности для них по иным причинам сделать заявление - по заявлению родственников (братьев, сестер, деда, бабушки и т.д.), соседей, администрации медицинского учреждения, в котором находилась мать при рождении ребенка.

Заявление подается в установленные законом сроки (как правило в течение месяца).

2. Регистрация брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак, в органах загса по месту жительства одного из них, по личному их заявлению.

При регистрации брака лиц, которым в установленном законом порядке снижен брачный возраст (ст. 21 ГК), нужно указать, решением какого органа и до какого возраста он снижен (ст. 24 Закона «Об актах гражданского состояния»).

3. Регистрация расторжения брака производится в органах загса по месту жительства супругов или одного из них. Основанием для этого служат заявление супругов: одного из них, а также решение суда о расторжении брака.

Расторжение брака по заявлению супругов возможно, если существует взаимное согласие, и нет несовершеннолетних детей.

Кроме того, органы ЗАГСа расторгают брак по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан безвестно отсутствующим; признан недееспособным; осужден к лишению свободы сроком не менее 3 лет.

4. Регистрация усыновления (удочерения) производится в судебном порядке по совместному заявлению усыновителей (или одного из них), к которому может быть приложено заключение органа опеки и попечительства. При этом должна быть сохранена тайна усыновления.

В решении суда об усыновлении указывается необходимость внести соответствующие изменения в актовую запись, в т.ч. о записи усыновителя в качестве родителя в книге записей рождений, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка.

5. Регистрация установления отцовства производится в органах загса по месту жительства одного из родителей. Для этого подается совместное заявление родителей, а в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав или невозможности установить ее место жительство - заявление отца.

Кроме этого, установление отцовства может быть зарегистрировано по решению суда.

Регистрация перемены имени (фамилии, имени, отчества) гражданина при достижении им 14-летнего возраста производится в органах загса по месту его постоянного жительства.

Регистрация смерти производится в органах загса по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти на основе заключения медицинского учреждения. Регистрация смерти по решению суда - в органах загса по месту нахождения суда, вынесшего решение44 М.Б. Смоленский. Гражданское право: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004 г., стр. 51..

§8.Занятие предпринимательской деятельностью

Исходя из того, что в экономике РФ создаются и функционируют субъекты предпринимательства разных организационно-правовых форм, законодательство определяет общие и специальные условия их создания. Общие условия распространяются на все формы предприятий. Специальные условия создания предприятий определены законами об их отдельных видах.

Как правовое понятие «создание» включает определение учредителей, их учредительной компетенции, порядка деятельности относительно создания предприятия. Учредителем является лицо, имеющее право создать в установленном порядке организацию и зарегистрировать ее как юридическое лицо.

Учредители реализуют свое право путем:

избрания организационной формы предприятия;

определения целей и предмета его деятельности;

принятия решения о его создании;

утверждения в установленном порядке устава;

передачи безвозмездно на баланс предприятия основных фондов и оборотных средств;

формирования органов управления, определения в уставе рамок их полномочий и т. п.

Создание предприятия в юридическом понимании - это утверждение и получение предусмотренных законом документов: решение владельца (владельцев) или уполномоченного органа о создании предприятия, устава (если этого требует организационная форма), свидетельства о государственной регистрации. Если для вновь созданного предприятия необходим земельный участок, то учитывают также документы на землепользование (землевладение), определенные земельным законодательством РФ.

Предприятие может быть создано в соответствии с решением одного или нескольких владельцев, или уполномоченного ими органа.

Учредительными документами предприятия называется комплект документов установленной законом формы, в соответствии с которыми предприятие возникает и действует как субъект права. С точки зрения правовой природы, учредительные документы являются локальными нормативными актами, то есть актами, приобретающими юридическую силу вследствие утверждения их одним или несколькими учредителями предприятия и распространяют свое действие только на внутреннюю деятельность.

Форма и содержание учредительных документов определяется в зависимости от видов предприятий, определенных в общих законах о предпринимательстве и в законах об отдельных видах хозяйствующих субъектов.

При разработке проектов учредительных документов субъектам хозяйствования можно использовать как образец типовые документы (например, Типовой устав государственного предприятия, Типовой устав казенного предприятия, Типовой устав закрытого акционерного общества, Типовой устав открытого акционерного общества, созданного путем корпоратизации государственного предприятия), разработанные и утвержденные соответствующими актами Фонда государственного имущества РФ, Министерством экономики.

Кроме обязательных, в учредительные документы могут включаться обычные и случайные положения, которые не должны противоречить законодательству РФ. Это положения, связанные с особенностями деятельности предприятия: о трудовых отношениях, основанные на членстве (коллективные предприятия, кооперативы), о совете (порядок его создания, состав, компетенция), о других органах, реализующих полномочия трудового коллектива (совет трудового коллектива, профсоюзный комитет).

Государственная регистрация юридического лица является обязательной стадией при его создании.

Регистрация предприятий является процедурно-правовым действием, вследствие которого предприятия включаются в Единый государственный реестр предприятий и организаций. Днем включения определен день регистрации предприятия. Указанное действие направлено на предоставление предприятию формально-юридических признаков субъекта права, в соответствии с которыми оно начинает функционировать в хозяйственно-правовом обороте как общеизвестное для третьих лиц и органов государства юридическое лицо. Запись в Едином государственном реестре о регистрации предприятия составляет юридический факт, с которым связан момент его возникновения - субъекта права с правами юридического лица.

Законодательство определяет органы государственной регистрации предприятий.

Орган, осуществляющий регистрацию, обязан в десятидневный срок подать сведения в соответствующую налоговую инспекцию и орган государственной статистики.

В случае изменения формы собственности, организационной формы или названия предприятия оно подлежит перерегистрации, которая осуществляется в установленном порядке.

Отказ в государственной регистрации предприятия считается законным лишь по двум причинам: вследствие нарушения установленного законом порядка создания предприятия; в случае несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

Не допускается отказ в государственной регистрации предприятия по

Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица осуществляется органом государственной регистрации по заявлению владельца (владельцев) или уполномоченного им (ими) органов, а также на основании решения хозяйственного суда в случае:

признания недействительными или противоречащими законодательству учредительных документов;

осуществления деятельности, которая противоречит учредительным документам и законодательству;

несвоевременного сообщения субъектом предпринимательской деятельности об изменении его названия, организационной формы, формы собственности и местонахождения;

признания субъекта предпринимательской деятельности банкротом (в случаях, предусмотренных законодательством);

непредставления на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством. Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005.с.76

Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица осуществляется органом государственной регистрации по заявлению предпринимателя-гражданина, а также на основании решения суда в случае:

осуществления деятельности, которая противоречит законодательству;

несвоевременного сообщения предпринимателем-гражданином об изменении своего постоянного или временного местожительства;

непредставление на протяжении года органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством.

Целесообразно ознакомиться также с перечнем необходимых документов для осуществления процедуры ликвидации субъекта предпринимательства.

Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица осуществляется органом государственной регистрации путем исключения его из Реестра субъектов предпринимательской деятельности после проведения ликвидационной комиссией мероприятий по ликвидации субъекта предпринимательской деятельности и представление к органу государственной регистрации следующих документов:

заявления (решения) собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) органа, или решения хозяйственного суда в случаях, предусмотренных законодательством;

акта ликвидационной комиссии по ликвидационным балансам, утвержденного органом, назначившим ликвидационную комиссию;

справки аудитора, если это необходимо в соответствии с требованиями законодательства для проверки достоверности ликвидационного баланса;

справки учреждений банков о закрытии счетов;

справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета;

подтверждения об опубликовании в печатных средствах массовой информации объявления о ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;

справки архива о принятии документов, подлежащих долгосрочному сохранению;

справки органа внутренних дел о принятии печатей и штампов;

оригиналов учредительных документов (устав, учредительный договор);

свидетельства о государственной регистрации.

Инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями дополнительно присылается сообщение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку об отмене регистрации выпуска инвестиционных сертификатов инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.

Отмена государственной регистрации лишает субъект предпринимательской деятельности статуса юридического лица и является основанием для исключения его из Единого государственного реестра предприятий и организаций РФ.

Отмена государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности - физического лица осуществляется путем исключения его из Реестра субъектов предпринимательской деятельности на основании таких документов:

личного заявления предпринимателя-гражданина или решения суда в случаях, предусмотренных законодательством;

справки органа государственной налоговой службы о снятии с учета;

справки учреждений банков о закрытии счетов;

справки органа внутренних дел о сдаче печатей и штампов;

оригинала свидетельства о государственной регистрации.

Как видим, процедура отмены государственной регистрации является многоэтапной и сложной, даже если это осуществляется по собственному решению.

Осуществление предпринимательской деятельности возможно при совпадении внутренней воли с внешней фиксацией желаний в соответствии с рамочными требованиями, что определены действующим законодательством. Рамочные требования оговорены в действующем законодательстве. Иные аспекты осуществления предпринимательской деятельности определены моралью и действующими законами рыночной экономики. Психологический и экономический аспект заложены в основу осуществления предпринимательской деятельности и являются первичными. Социально-психологический аспект выступает мотивом для достижения цели - получения прибыли.

Заключение

Гражданские правоотношения - урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченными и обязанными лицами.

В состав гражданских правоотношений входят:

основания возникновения, изменения и прекращения;

субъектный состав;

содержание - права и обязанности субъектов;

объекты.

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие виды оснований возникновения гражданских правоотношений: из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебного решения, в результате приобретения имущества, создания произведений интеллектуальной деятельности, вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие неосновательного обогащения, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, событий.

Субъектный состав правоотношений состоит из управомоченного и обязанного лиц. Управомоченное лицо - имеет право требовать выполнения определенного действия или воздержания от его выполнения, обязанное лицо - обязано совершить в интересах другого лица или воздержаться от совершения действия. Субъектами могут быть: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение между субъектами, т.е. объектами являются материальные (например, правоотношения собственности) и нематериальные блага (например, признание авторского права субъекта):

вещи, имущество, имущественные права;

работы, услуги;

результаты интеллектуальной деятельности;

нематериальные блага;

информация.

По структуре связи субъектов гражданские правоотношения подразделяются на:

абсолютные - правоотношения, где управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов (исключительные права автора произведения);

относительные - правоотношения, где управомоченному лицо противостоит строго определенное лицо (обязательственные правоотношения).

По способу удовлетворения интересов управомоченного лица правоотношения подразделяются на:

вещные - фиксирующие имущественное положение субъектов (право собственности, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) и являющиеся абсолютными;

обязательственные - фиксирующие изменения имущественных отношений по передаче имущества, выполнению работ, созданию и использованию продуктов интеллектуальной деятельности и являющиеся относительными.

Некоторые авторы юридических учебников добавляют к данной градации гражданских правоотношений такие виды правоотношений, как простые и сложные, срочные и бессрочные, корпоративные правоотношения и преимущественные права, а также выделяют организации гражданского права. При всём многообразии гражданских правоотношений, возникающих в современном обществе, необходимо составление более полной классификации их видов для удобства использования в юридической практике.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.03.2005, с изм. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 28.03.2005, № 13, ст. 1080.

4. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.

5. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. - М.: Омега-Л, 2006

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ в ред. от 30.12.2006 №283-ФЗ. - М.: ИНФРА-М, 2007

7. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 2005

8. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 2006

9. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ//Газета «Новые известия», 2007

Материалы судебной практики:

1.Обзор кассационной и надзорной практики Судебной коллегии по гражданским делам Кукморского Районного Суда за 2006 год // Бюллетень Управления Судебного департамента. - 2007. - №25

2.Определение Районного Суда Кукморского района № КАС04-200 от 27.05.2004. // Консультант Плюс. 2005

3.Определение Районного Суда Кукморского района № КАС01-350 от 03.06.2005. // Консультант Плюс. 2006

Специальная литература::

1. Ананских Е. С. Гражданская правоспособность и гражданская процессуальная правоспособность юридического лица: понятие и соотношение. - Саратов, 2005.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Новый Юрист, 2005

4. Гатин А. М. Гражданское право. М., 2008. С. 384.

5. Грудцына Л. Ю. Гражданское право. М., 2007. С. 264.

6. Гришаев С.П. Гражданское право: Учебник. М.: Юристъ, 2001 г.

7. Гуев. А.Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. - М.: Инфра - М., 2003 г.

8. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. - М., 2005

9. Евстегнеева К. Я. Правоотношения в гражданском праве. // Юрист. - 2006. - № 4, стр. 21- 24.

10. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - 2 изд. - М.: 2005

11. Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. - М., 2005

12. Манов Г.Н. Теория права и государства. - М.: БЕК, 2005

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005

14. Матузов Н.И. Право и личность//Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005

15. Мицкевич А.В. Основы права. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005

16. Петров И. В., Жаботинский М. В., Агибалова В. О. Гражданское право. М., 2008. С. 416.

17. Права человека: сборник документов / Московская академия экономики и права; (составитель О. О. Миронов) Москва: издательство Экзамен, 2007

18. Пятков Д.В. Сделки и административные акты как основания гражданских правоотношений // «Современное право», № 10, 2002.

19. Пиляева. В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учеб. - М.: ТК Велби, 2005 г.

20. Рассолов М. Гражданское право. М., 2007. С. 848.

21. Романов В. В. Гражданские правоотношения в современной России. // Гражданское право. - 2004. - № 6, стр. 32-38.

22. Сендюкаева Н. Х., Шустикова И. Н. Гражданское право. М., 2007. С. 314.

23. Смоленский М. Б. Гражданское право. М., 2007. С. 352.

24. Сергеев, А.П.,Толстой. Ю.К. Гражданское право. Том 1. Издание пятое, переработанное и дополненное. М.: "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2004 г.

25. Смоленский. М.Б. Гражданское право: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004 г

26. Удовиченко Т. Ю. Правоспособность физических лиц по российскому гражданскому праву. - Ростов н/Д, 2006

27. Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. М., 2008. С. 688.

28. Чеговадзе Л.А. Структура и состояние гражданского правоотношения: Монография. М., 2007. С. 542.

Приложение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.