скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданский процесс

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако ст.51 не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ - учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличие от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органами, хотя в соответствии со ст.51 проведение регистрации возложено на органы юстиции.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом от имени РФ и субъектов РФ могут выступать органы госвласти, от городских и сельских поселений - органы местного самоуправления в рамках их компетенции (ст.124,ст.125)

Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием “лица”, которое используется в ГК и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданского правоотношения лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.

4 Понятие и сущность приказного производства

4.1 Понятие приказного производства и судебного приказа

В ГПК РСФСР в 1995 г. была включена новая гл. 11.1 "Судебный приказ", состоявшая из десяти статей, которая предусматривала возможность упрощения и ускорения рассмотрения дел в случаях, когда предположительно требования кредитора бесспорны, т.е. у должника вряд ли есть возражения по существу.

Измененные в 2000 г. ст. ст. 113 и 114 ГПК РСФСР отнесли производство по выдаче судебных приказов к компетенции мировых судей. Дополнительно было предусмотрено, что в тех субъектах РФ, где вакансии мировых судей еще не заполнены, указанные дела рассматривают судьи районных судов единолично. Такого дополнения нет в ст. ст. 23 и 24 ГПК РФ 2002 г. Но аналогичное положение закрепляет ст. 5 Закона о введении в действие ГПК РФ.

Новый Кодекс сохранил и усовершенствовал с учетом накопленной практики механизм упрощенного взыскания долгов, регулированию которого в рамках производства в суде первой инстанции отведен специальный подраздел "Приказное производство", включающий гл. 11 "Судебный приказ".

20 февраля 1985 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей". Основой служила идея о целесообразности разграничения бесспорных и спорных дел о взыскании алиментов. При обнаружении спора о праве возникало исковое производство, при отсутствии спора народный судья рассматривал заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей без возбуждения гражданского дела. Введение упрощенной процедуры взыскания алиментов стало первой вехой на пути возрождения приказного производства.

Теоретики такую разновидность процесса обозначают довольно сходно: "судебное производство по выдаче судебного приказа", "упрощенная правовая процедура производства по выдаче судебного приказа".

Статья 121 ГПК РФ содержит определение приказа, под которым понимается судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, но только в предусмотренных законом случаях. Судебный приказ одновременно является и исполнительным документом, т.е. заявителю не нужно получать еще и исполнительный лист. Приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр хранится в деле, другой - получает заявитель. Должнику направляется копия приказа (ч. 3 ст. 127 ГПК РФ).

По своему значению, последствиям, юридической силе приказ сходен с обычным решением суда. Это правоприменительный акт органа государственной власти, предписывающий заинтересованным лицам совершить определенные действия, а всем другим субъектам считаться с таким предписанием. По содержанию приказ несколько отличается от судебного решения.

Следует констатировать, что вынесение судебного приказа по правилам, предусмотренным гл. 11 ГПК РФ, допустимо только в связи с отношениями, споры по которым отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.

4.2 Основания для выдачи судебного приказа

Статья 122 ГПК РФ содержит семь пунктов, где точно обозначены требования, которые допустимо реализовывать путем получения судебных приказов. Эти требования возникают из гражданских, семейных, трудовых, публичных правоотношений. Простейший анализ позволяет заключить, что перечень носит исчерпывающий характер и может быть расширен или сокращен только новым федеральным законом.

Практическое значение имеет вопрос о том, есть ли у лица, считающего свои права нарушенными, возможность выбора альтернативного варианта, а именно предпочтение осуществить защиту не обращением к приказному производству, а в нормальном процессе путем подачи обычного искового заявления. К числу вероятных мотивов следует, по-видимому, отнести опасность аннулирования судебного приказа простым отрицанием должника (ст. 129 ГПК РФ), что недопустимо применительно к актам правосудия в других видах производств. С учетом такого рода конкретных аргументов, а главное, принципа диспозитивности поставленный вопрос заслуживает положительного ответа.

В п. 2 ст. 122 ГПК РФ содержится правило, допускающее выдачу судебного приказа по требованию из правоотношений, закрепленных сделкой простой письменной формы. Такие сделки довольно широко распространены на практике, они фиксируют самые разнообразные по содержанию юридические контакты, причем в обществе и государстве, которым еще предстоит заслужить статус правовых. Значит, при применении норм п. 2 ст. 122 ГПК РФ от судьи следует ожидать повышенной осторожности.

Приказное производство не отменяет и не может отменить взыскания задолженности с помощью исполнительной надписи нотариуса, между прочим, еще и потому, что АПК РФ такое производство неизвестно. Значит, у заявителя сохраняется выбор пути защиты. Он по своему усмотрению может обратиться к нотариусу за получением исполнительной надписи (в пределах его компетенции) или в суд с просьбой о выдаче судебного приказа. Окончательный вывод может зависеть от очень конкретных обстоятельств: места нахождения правоприменительного органа, сопоставления нотариальных и судебных расходов. Но во всяком случае преимуществом судебного приказа будет наличие в нем элементов преюдициальной силы и вероятная возможность его исполнения за границей.

Статья 122 ГПК РФ предусматривает выдачу судебного приказа по требованию, основанному на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта. Вексельное обращение регулируется рядом нормативных актов, главным образом, Законом РФ "О переводном и простом векселе" от 11 марта 1997 г. и ГК РФ.

Определенные разъяснения содержатся в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О переводном и простом векселе". В соответствии со ст. 5 названного Закона по требованиям, основанным на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом в отношении физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя, выдается судебный приказ и производится исполнение по правилам, предусмотренным ГПК. Заявления о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по опротестованному в неплатеже, неакцепте (или недатировании акцепта) векселю рассматриваются судами общей юрисдикции независимо от субъектного состава участников вексельного обязательства.

Выдача судебного приказа возможна, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. Статья 122 ГПК РФ устанавливает, что алименты могут быть взысканы только на несовершеннолетних детей, и такое требование не должно быть сопряжено со спором о праве. Заявление в суд может быть подано независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты (п. 1 ст. 107 СК РФ).

К заявлению должны быть приложены: свидетельство о заключении брака (если брак расторгнут, то свидетельство о расторжении брака или решение суда о расторжении брака); свидетельство о рождении ребенка, на которого взыскиваются алименты; документ о назначении опекуна, попечителя над несовершеннолетним, если заявление подается этим лицом; справка о нахождении ребенка на иждивении; справка о размере заработка с места работы лица, обязанного уплачивать алименты, и о наличии или отсутствии удержаний по другим исполнительным документам. Согласно судебной практике алименты в упрощенном порядке могут быть взысканы и на основании свидетельства об установлении отцовства.

Согласно нормам Семейного кодекса РФ алименты на несовершеннолетних детей могут взыскиваться ежемесячно в долях от заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 СК РФ); в твердой денежной сумме; одновременно в долях и в твердой денежной сумме (ст. 83 СК РФ). Основным видом является порядок определения размера алиментов в долях к заработку или доходу плательщика, применяемый во всех случаях, если суд не признает необходимым произвести взыскание алиментов в твердой денежной сумме.

Следует учитывать, что при определении размера твердой денежной суммы, которую алиментообязанное лицо должно будет выплачивать ежемесячно, суд должен учитывать максимальное количество факторов, среди которых материальное и семейное положение сторон, уровень обеспечения ребенка и др. Таким образом, при определении обстоятельств, которые необходимо установить, суд может столкнуться с необходимостью привлечения дополнительных материалов, что создает невозможность вынесения судебного приказа, на что и указал Верховный Суд РФ.

Взыскание с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам до 1995 г. производилось в порядке производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Возможность взыскания путем выдачи судебного приказа упрощает разрешение этих бесспорных дел, однако в случае возникновения спора возможно вынесение решения после рассмотрения дела в исковом порядке.

Принимая заявление о выдаче судебного приказа по требованию, указанному в ст. 122 ГПК РФ, судья проверяет, предусмотрен ли законом данный вид платежа, имеются ли законные основания для привлечения гражданина к данному платежу, соблюден ли органом взыскания установленный законом порядок привлечения гражданина к платежу, приняты ли во внимание органами взыскания льготы в случае, если по закону гражданин имеет право на них, и т.д.

Возможность взыскания задолженности по начисленной, но невыплаченной заработной плате в порядке приказного производства предусмотрена ст. 122 ГПК РФ. Безусловно, этот способ взыскания предпочтительнее, чем исковое производство. Обращаясь в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, взыскатель представляет документы, бесспорно подтверждающие задолженность работодателя. Ими могут быть справка, выданная работодателем и подтверждающая наличие и размер долга перед работником, копия трудового соглашения между работником и работодателем и т.д.

ГПК РФ в ст. 122 предусмотрено еще одно основание, по которому возможно вынесение судебного приказа. Оно связано с взысканием расходов, возникших в связи с розыском ответчика, или должника, или его имущества либо ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, или хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения. С таким заявлением могут обратиться органы внутренних дел, органы налоговой полиции, подразделение судебных приставов, т.е. те органы, которые понесли расходы из-за произведенных действий (ст. ст. 28, 53 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Перечень требований, по которым выдается судебный приказ, не подлежит расширительному толкованию. Безусловно, это связано с тем, что возможность взыскания денег и движимого имущества с должника в упрощенном порядке не должна приводить к нарушению его прав, которое возможно в случае свободного толкования ст. 122 ГПК РФ.

Вывод: В судебном приказе, вынесенном судьей, реализуются властные полномочия по защите нарушенных субъективных прав граждан и организаций. Это своеобразное судебное постановление, и к нему, как и к любому иному судебному постановлению, применимы требования законности и обоснованности.

Законность судебного приказа определяется следующими положениями:

а) соблюдением оснований для выдачи судебного приказа (судебный приказ может выдаваться лишь в отношении требований, указанных в ст. 122 ГПК);

б) соблюдением судебной подведомственности и общих правил подсудности (ч. 1 ст. 123 ГПК). Дела приказного производства относятся к родовой подсудности мирового судьи, юрисдикция которого распространяется на территорию соответствующего судебного участка. Прираспределении дел о выдаче судебного приказа между мировыми судьями различных судебных участков применяются правила территориальной подсудности, предусмотренные ст. 28-32 ГПК. Дела о выдаче судебного приказа до назначения (избрания) мировых судей должны рассматривать судьи районных судов (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»);

в) соблюдением нормативно-установленного порядка обращения в суд с заявлением о выдаче приказа (ст. 124, 125 ГПК);

г) наличием в судебном приказе предусмотренных законом реквизитов (ст. 127 ГПК). В содержании судебного приказа четко выделяются две части -- вводная и резолютивная. Во вводной части закреплены номер производства и дата вынесения приказа; название суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ; наименования и адреса взыскателя и должника. В резолютивной части судья указывает закон, на основании которого удовлетворено требование; размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости и неустойки, если она полагается; также указывается государственная пошлина, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета.

По действующему закону судья при вынесении приказа не вправе выходить за пределы заявленного требования, он не может удовлетворить требование частично либо присудить более того, что просит взыскатель.

В резолютивной части судебного приказа о взыскании алиментов указываются: дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты; размер ежемесячных платежей и срок их взыскания. Обязательными реквизитами являются подпись судьи и гербовая печать суда, которыми удостоверяют второй экземпляр судебного приказа.

Обоснованность судебного приказа зависит прежде всего от документов, подтверждающих требование взыскателя, -- от их качества и количества. Соответственно судебный приказ будет необоснованным в следующих случаях:

* при отсутствии документов, подтверждающих заявленное требование;

* при невозможности разрешить спор о праве на основании представленных документов.

Для правомерности судебного приказа имеет значение и согласие должника с требованием взыскателя.

Судебный приказ будет законным и обоснованным, если судья при его выдаче полностью учел обстоятельства, предусмотренные процессуальным и материальным законами, и вынес судебный приказ в соответствии с ними, хотя в самом правоприменительном акте в письменной форме мотивы принятого решения не приводятся. При решении вопроса о принятии заявления о выдаче приказа судья обязан проверить соблюдение взыскателем не только положений норм процессуального права, регламентирующих процедуру приказного производства, но и соответствие заявленного требования нормам материального права. Все это находит отражение в содержании приказа, предусматривающем обязательное указание на закон, на основании которого удовлетворено требование (п. 5 ч. 1 ст. 127 ГПК).

При решении вопроса о выдаче судебного приказа судья обладает двумя полномочиями: 1) удовлетворяет заявленное требование полностью и выдает при этом судебный приказ либо 2) отказывает в удовлетворении заявленного требования взыскателя и соответственно в выдаче судебного приказа. ГПК не предусматривает частичного удовлетворения заявленных требований, как в исковом производстве.

Судебные постановления, принимаемые в форме судебных приказов, так же как и иные судебные решения, являются обязательными для всех субъектов, которым они адресованы, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Задача

Орлова Ирина обратилась в суд с иском к Орлову Игорю о взыскании алиментов на содержание дочери Елены в возрасте 21 года на том основании, что ответчик является отцом Елены - инвалида первой группы детства, получающей социальную пенсию. Ответчик в содержании дочери не участвует, она находится на иждивении матери. Истица просит обязать ответчика выплачивать в ее пользу на содержание дочери ежемесячные средства в размере одной минимальной оплаты труда. Она также просит вызвать на судебное заседание дочь Елену в качестве свидетеля.

Определите стороны в деле. Какие действия должен совершить судья после принятия заявления?

Ответ:

1. Согласно исковому заявлению сторонами в данном деле являются:

Орлова Ирина - истец,

Орлов Игорь - ответчик.

2. Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел развивается в определенной последовательности, по стадиям.

Стадией гражданского процесса называется совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей цели: принятие заявлений, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство и т.д.

Первая стадия - возбуждение дела. Оно осуществляется путем подачи искового заявления, жалобы или заявления. Дело возбуждается принятием судьей заявления к своему производству.

После возбуждения дела следует вторая стадия - подготовки дела к судебному разбирательству. Цель этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и правильное разрешение дела в одном судебном заседании.

Третья стадия процесса - судебное разбирательство дела. В этой стадии дело в судебном заседании разрешается по существу и, как правило, заканчивается вынесением решения.

Четвертая стадия - обжалование и опротестование решений и определений суда, не вступивших в законную силу (апелляция или кассация).

До вступления судебного акта в законную силу лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица), имеют право на его обжалование в вышестоящую судебную инстанцию.

Решения и определения мировых судей обжалуются в апелляционном порядке в районный суд, решения, определения иных судов обжалуются в кассационном порядке в коллегию по гражданским делам вышестоящего суда.

Однако иногда лица, участвующие в деле, считают постановление суда по тем или иным причинам неправильным после вступления его в законную силу, а поэтому просят его проверить и пересмотреть. В этих случаях возникает стадия гражданского процесса по пересмотру решений, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, т.е. в порядке надзора.

В законе предусмотрена и другая стадия процесса - пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Эта стадия встречается на практике редко и только в тех случаях, когда дело было рассмотрено без учета существенных обстоятельств, которые имели место в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны в то время заявителю или суду, а также в случае отмены приговора или решения, явившегося основанием принятия судебного акта.

Завершающей стадией гражданского процесса является стадия исполнения судебных постановлений. Без исполнения судебного решения не достигается цель процесса - защита нарушенного права. Традиционно в науке гражданского процессуального права исполнение судебных актов рассматривается как стадия процесса, независимо от того, что исполнительное производство регламентируется в основном самостоятельным Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принятым Государственной Думой РФ 4 июня 1997 г.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 03.06.2006

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ принят ГД ФС РФ 23.10.2002, ред. от 27.12.2005

3. Алексеев С.С. Понятие и основные принципы законности.// Теория государства и права. М: Юристь, 2006.

4. Гражданский процесс / под ред. В.А. Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М. Чечота. М., Проспект, 2006г.

5. Гражданский процесс: учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова д.ю.н., проф., засл. деятеля науки РФ. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007

6. Мазурин С.Ф. Гражданский процесс. -- СПб.: Питер, 2008. -- 176 с. -- (Серия «Завтра экзамен»).

7. Масленикова Н.И. Судебный приказ // Российский юридический журнал. 2001. №3.

8. Тихомиров Ю.А. Укрепление законности в сфере государственного управления // Законность в РФ. М.: Бек, 2007.

9. Черемин М.А. Приказное производство в российском гражданском процессе. М.; 2006.

10. Шабуров А.С. Законность и правопорядок // Теория государства и права: Учебник для вузов, М., 2007.

11. Шакарян М.С. «Гражданское процессуальное право России» М. 2008г.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.