скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданский процесс и судопроизводство

Вопрос 54

Надзорное производство - исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке. Предмет надзорного производства - судебное решение, вступившее в законную силу. Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке. В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. Надзорное производство возбуждается сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступившие в законную силу. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Сущность пересмотра дел в порядке надзора. Управомоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу решений и определений после предварительной проверки надзорных жалоб лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, если он участвовал в деле. Различие между жалобой и представлением лишь в том, что обращение прокурора называется представлением. По существу представление прокурора не отличается от жалобы, так как оно возможно лишь при условии, когда прокурор участвовал в деле и проверяется в надзорной инстанции так же, как жалобы сторон и других лиц, участвовавших в деле, до передачи дела в надзорный орган. На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок. Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу, - специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром решений в кассационном и апелляционном порядке. Надзорная инстанция может рассмотреть дело с момента вступления решения в законную силу. Данная стадия является гарантией реализации прав и защиты законных интересов. Институт надзора выполняет ряд задач: 1) проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы; 2) после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального права. Судебные постановления в порядке надзора пересматриваются в судебном заседании, но с различными особенностями: 1) составы судебных органов, рассматривающих надзорные жалобу, представление, значительно отличаются от обычных составов судов. Президиумы всех судов действуют в составе председателя суда, его заместителей и членов суда в количестве, определяемом в установленном порядке; 2) во всех судах надзорной инстанции дело докладывается председателем, его заместителем либо по их поручению иным членом президиума или иным членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела; 3) в судебном заседании надзорной инстанции принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалованным судебным постановлением; 4) рассмотрение дела в заседании суда надзорной инстанции начинается с доклада судьи, который излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения судьи о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями надзорной инстанции. Если лица, участвующие в деле, и иные участники процесса явились в судебное заседание, то они вправе дать объяснение по делу после доклада. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу; 5) по результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. Все вопросы, возникающие при рассмотрении дела, решаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов «за» и «против» при пересмотре дела в президиумах судов надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. В судебных коллегиях Верховного Суда РФ такая ситуация исключается, так как в их составе нечетное число судей. Определение суда надзорной инстанции должно быть мотивированным. В нем должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, вынесшего определение; 2) дата и место вынесения определения; 3) дело, по которому вынесено определение; 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление; 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; 6) содержание обжалованных судебных постановлений нижестоящих судов; 7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу. Кроме того, в определении должна быть изложена суть дела, по которому вынесены судебные постановления. Наряду с мотивированным изложением оснований для передачи дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу указанное определение должно содержать также предложения судьи, вынесшего определение. После вынесения определения надзорная жалоба или представление прокурора вместе с материалами дела и определением судьи направляется им в суд надзорной инстанции. В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем 1 месяц, а в Верховном Суде РФ - не более чем 2 месяца.

Вопрос 55

В порядке надзора пересматриваются решения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года. Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением. Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ): 1) наименование суда, в который они адресуются; 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение; 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений; 5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются; 6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; 7) просьбу лица, подающего жалобу или представление. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Представление прокурора должно быть подписано прокурором. инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции. Существенными для дела обстоятельствами будут являться те обстоятельства, которые способны повлиять на исход дела, т. е. эти обстоятельства в той или иной мере должны изменять, прекращать или способствовать возникновению материального либо процессуального права у лица, подавшего заявление. Таким образом, не могут рассматриваться в качестве вновь открывшихся обстоятельств те обстоятельства, которые возникли после вынесения судебного решения, даже если они влекут возникновение, изменение или прекращение материального либо процессуального права. Вновь открывшимися обстоятельствами признаются обстоятельства, которые существовали на момент вынесения судебного решения, но о них не знали и не могли знать лица, участвующие в деле, или суд. Помимо существования вновь открывшихся обстоятельств, для обращения в суд необходимо определение суда, вступившее в законную силу, о том, что имеют место такие обстоятельства.

Вопрос 56

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам - самостоятельная исключительная стадия гражданского процесса, возбуждаемая по заявлению лица, участвующего в деле, или его представителя, оспаривающего судебный акт в связи с открытием новых существовавших обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю в период судебного разбирательства. Вновь открывшееся обстоятельство - юридический факт, который не был и не мог быть известен лицу, впоследствии заявившему об этом суду, на момент рассмотрения дела и ставящий под сомнение сделанные судом выводы. Особенности стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам: 1) самостоятельная цель данной стадии - выявление оснований для последующей проверки соответствия судебного постановления действительным обстоятельствам дела; 2) объект стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам - вступившие в законную силу решения и определения суда. Обжалуемое судебное постановление формально является законным и обоснованным, а выводы суда подтверждаются исследованными в суде доказательствами, и только после обнаружения вновь открывшихся обстоятельств ставится под сомнение соответствие постановления объективной (судебной) истине. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений судов производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение ст. 393 ГПК РФ). Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу, являются: 1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю на момент рассмотрения дела; 2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда; 4) отмена решения, приговора, определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда (ст. 392 ГПК РФ). Суды, пересматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам: 1) первой инстанции, вынесшие решение и определение; 2) апелляционной инстанции, изменившие решение или вынесшие новое решение; 3) кассационной инстанции, изменившие решение или вынесшие новое решение; 4) надзорной инстанции, вынесшие постановление или определение об изменении решения или о вынесении нового решения. В отличие от прежнего законодательства, расширен круг судебных актов, подлежащих пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос 57

Исполнительное производство - установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. Вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Принудительное исполнение осуществляется службой судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции РФ. В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят: 1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ; 2) служба судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ; 3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ; 4) районные, межрайонные подразделения судебных приставов. В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов. Исполнению подлежат не все юрисдикционные акты. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений. Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства. Исполнительное производство - последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводятся в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства. Исполнительное производство в гражданском процессе характеризуется рядом признаков: 1) в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником является суд; 2) имеется диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц; 3) существует взаимосвязь прав и обязанностей всех субъектов; 4) существует урегулированность гражданских процессуальных отношений нормами права; 5) носителем властных полномочий является суд; 6) существуют основания возникновения правоотношений.

Вопрос 58

Иностранные лица имеют право обращаться в суды в РФ для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. При этом они пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Иностранные лица - иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц определяется: 1) личным законом, т. е. правом страны, гражданство которой гражданин имеет: а) если лицо имеет российское и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право; б) если лицо имеет гражданство нескольких иностранных государств, его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства; в) личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства; г) лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным. Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в РФ определяется по общим правилам, предусмотренным ГПК РФ, т. е. суды РФ могут рассматривать дела с участием иностранных лиц, если ответчик имеет место жительства в РФ или находится на территории РФ. Местом жительства гражданина - место, где он постоянно или временно проживает. Суды вправе также рассматривать дела, если: I)орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории РФ; 2) ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ; 3) проходящий по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в РФ; 4) по делу о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью кормильца, вред причинен на территории РФ или истец имеет место жительства в РФ; 5) по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ; 6) иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ; 7) иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ; 8) проходящий по делу о расторжении брака истец имеет место жительства в РФ или хотя бы один из супругов является российским гражданином; 9) проходящий по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец имеет место жительства в РФ. Также возможно применение правил альтернативной подсудности - стороны выбирают, где рассматривается спор. Возможно также применение правил исключительной подсудности. К исключительной подсудности относятся: 1) дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ; 2) дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ; 3) дела о расторжении брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства, если оба супруга имеют место жительства в РФ.

Вопрос 59

Восстановление утраченного судебного производства - новая категория дел особого производства. Ранее восстановление утраченного судебного производства происходило в соответствии с нормами Приложения № 2 ГПК РСФСР. Наличие у рассматриваемой категории дел таких признаков особого производства, как бесспорность заявленного требования и наличие в деле одной стороны -- заявителя обусловили возможность размещения норм, регулирующих порядок рассмотрения данных дел, в подразделе ГПК РФ «Особое производство». Случается, что в результате пожара, наводнения, иных стихийных бедствий, противоправных действий лиц судебное производство по гражданскому делу полностью или в части утрачивается. Восстановление утраченного производства возможно только в судебном порядке по правилам, установленным в гл. 38 ГПК. В соответствии со ст. 313 ГПК восстановлению подлежит только утраченное судебное производство по гражданскому делу, оконченное принятием решения суда или вынесением определения о прекращении судебного производства по делу. Заявление о восстановлении утраченного производства подается лицами, участвующими в деле, в суд принявший решение по существу спора или вынесший определение о прекращении производства по делу. В заявлении о восстановлении утраченного производства должно быть указано, о восстановлении какого именно судебного производства просит заявитель, было ли принято судом решение по существу или производство по делу прекращалось, какое процессуальное положение занимал заявитель, кто еще принимал участие в деле и в каком процессуальном положении, место жительства или место нахождения этих лиц, что известно заявителю об обстоятельствах утраты производства, о месте нахождения копий документов производства или сведений о них, восстановление каких именно документов заявитель считает необходимым, для какой цели необходимо их восстановление. Указание на цель восстановления утраченного производства является обязательным условием принятия заявления. Если в заявлении будет отсутствовать такое указание, то суд оставляет заявление без движения и предоставляет срок, необходимый для изложения цели заявителем. Если же указанная заявителем цель обращения не связана с защитой его прав и законных интересов, суд отказывает в возбуждении дела о восстановлении утраченного судебного производства или мотивированным определением оставляет заявление без рассмотрения, в случае возбуждения дела. Заявителю необходимо приложить к заявлению сохранившиеся и имеющие отношение к делу документы или их копии, даже если они не заверены в установленном порядке. В соответствии со ст. 316 ГПК судебное производство, утраченное до рассмотрения дела по существу, не подлежит восстановлению. В этом случае истец вправе предъявить новое исковое заявление. В определении суда о возбуждении дела по новому иску в связи с утратой судебного производства данное обстоятельство должно быть обязательно отражено. При рассмотрении дела по новому иску суд использует сохранившиеся части судебного производства, документы, выданные гражданам, организациям из дела до утраты производства, копии этих документов, другие документы, имеющие отношение к делу. В необходимых случаях суд вправе допросить в качестве свидетелей судей, рассматривавших дело, по которому утрачено производство. Если собранных судом материалов достаточно для точного восстановления судебного постановления, связанного с утраченным судебным производством, то решение или определение суда о прекращении судебного производства, если оно принималось по делу, подлежит восстановлению. При недостаточности собранных материалов суд определением прекращает производство по делу о восстановлении утраченного судебного производства и разъясняет лицам, участвующим в деле, право предъявить иск в общем порядке. Суд также прекращает производство по делу о восстановлении утраченного судебного производства, если срок предъявления исполнительного листа к исполнению истек и судом не восстанавливается. В решении суда о восстановлении утраченных решения суда или определения суда о прекращении судебного производства указывается, на основании каких данных, представленных суду и исследованных в судебном заседании с участием всех участников процесса по утраченному производству, суд считает установленным содержание восстанавливаемого судебного постановления. В мотивировочной части решения суда о восстановлении утраченного судебного производства также указываются выводы суда о доказанности обстоятельств, которые обсуждались судом, и о том, какие процессуальные действия совершались по утраченному производству. Судебные постановления, связанные с восстановлением утраченного судебного производства обжалуются в порядке, установленном ГПК. В случае обращения в суд с заведомо ложным заявлением судебные расходы, связанные с возбуждением дела по заявлению о восстановлении утраченного судебного производства, взыскиваются с заявителя.

Вопрос 60

Третейский суд - суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Цель третейского разрешения дел - урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Законодательство о третейских судах для разрешения экономических споров предусматривает два вида третейских судов:1) третейские суды, создаваемые для разрешения конкретного спора (так называемые третейские суды «ad hoc»); 2) постоянно действующие третейские суды. Разница между ними состоит в том, что при передаче спора на рассмотрение третейского суда, создаваемого для рассмотрения конкретного спора, стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения спора. Особенности третейских судов: 1) предметом производства является спор или группа споров, по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для этого составом (или единолично третейским судьей); 2) порядок назначения третейских судей либо состав суда могут быть согласованы при определении в договоре либо отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом; 3) заключение сторонами соглашения о передаче спора в постоянно действующий третейский суд подразумевает, что стороны поручают данному учреждению решить те организационные вопросы, которые по закону они вправе решить самостоятельно; 4) в случае заключения сторонами соглашения о передаче спора в третейский суд такой спор не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде; 5) гибкость арбитражной процедуры, в том числе предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. Стороны вправе избрать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе иностранцев; 6) третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору; 7) третейские суды, в том числе и постоянно действующие, не могут выдавать приказы и другие исполнительные документы; 8) третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон. В остальном процедура аналогична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается вынесением судебного решения. В соответствии с ГПК РФ решение третейского суда может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. При этом оговаривается, что оспорены могут быть лишь решения третейского суда, принятые на территории Российской Федерации. Заявление должно быть подано в тот суд, на территории которого принято оспариваемое решение третейского суда. Для подачи заявления об отмене решения третейского суда установлен 3-месячный срок, исчисляемый со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.