скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданско-правовое положение унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения

Гражданско-правовое положение унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения

Оглавление

  • Введение

1. Правовое положение унитарного предприятия в Российской Федерации

1.1 Законодательная база существования унитарных предприятий

  • 1.2 Понятие унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения
    • 1.3 Создание, реорганизация и ликвидация унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения
  • 2. Правомочия собственника в отношении унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения
    • 2.1 Контроль деятельности унитарного предприятия со стороны собственника
    • 2.2 Крупная сделка и заинтересованность в сделке
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение

Введение

В экономических условиях жизни нашего государства предприятия, названные унитарными, играют весьма важную роль, обусловленную влиянием традиций, сформировавшихся в советский период, когда в системе юридических лиц страны предприятия были единственно возможной организационно-правовой формой коммерческой деятельности. В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического устройства страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышение эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора. Приватизация быстро убрала количественный приоритет государственных юридических лиц. По опубликованным данным уже к 2003 году в нашей стране осталось около 10 тыс. унитарных предприятий. О том, как изменилась их роль в экономической жизни страны свидетельствовало и гражданско-правовое регулирование. Так Гражданский кодекс РФ определил лишь основы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий, предусматривая обязательное принятие специального закона. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" более полно нарисовал картину правового положения унитарных предприятий и вместе с тем поднял целый пласт проблем, связанных с экономической деятельностью унитарных предприятий.

Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется тем, что государственная политика в отношении унитарных предприятий, занимающих прочное место в экономической структуре государства и обеспечивающих его потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер неоднозначна.

Вполне понятно, что на нерентабельных производствах, с продукцией, реализуемой по низким ценам, а также на предприятиях оборонного комплекса особой прибыли получить будет нельзя, и, вполне понятно, ее получение нельзя будет рассматривать основной целью их деятельности. Следовательно, не извлечение прибыли становится главной целью унитарных предприятий, а иные цели социально-политического порядка. Одновременно Гражданский кодекс, давая определение унитарного предприятия, однозначно относит их к коммерческим предприятиям. Отсюда неизбежно становится актуальным вопрос о том, не меняется ли место унитарных предприятий в системе юридических лиц, выстроенной кодифицированным гражданским законодательством России. При этом многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя, поэтому данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования.

Отмеченное выше, обусловливает актуальность темы исследования в связи с научным осмыслением гражданско-правового положения государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Цель данной работы заключается в исследовании гражданско-правового положения унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения в системе юридических лиц.

Задачи, поставленные в процессе написания работы: анализ законодательной базы существования унитарных предприятий, их создания реорганизации и ликвидации, раскрытие проблемных моментов во взаимоотношениях предприятия с собственником его имущества.

В ходе исследования данных вопросов автором изучены: Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" №161-ФЗ от 14.11.2002г., Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" №178-ФЗ от 21.12.2001г., Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Постановления Правительства Нижегородской области в части, регулирующей гражданско-правое положение унитарных предприятий, а также статьи "Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий" В.В. Худолеев; "Законодательная чистка ГУПов" М. Иванова; "Прогноз на будущее: контроль и учет усилят" В. Тараскин, А. Стадников; "Правовое регулирование крупных сделок, заключенных государственными предприятиями" Е. Павлодский, М.Л. Шелютто; "Свод хозяйственных договоров и документооборота предприятий с юридическим, арбитражным и налоговым комментарием." В 2-х т. Т.1. Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина.

1. Правовое положение унитарного предприятия в Российской Федерации

1.1 Законодательная база существования унитарных предприятий

Основы правового положения унитарных предприятий определяются Гражданским кодексом РФ (далее по тексту ГК РФ). К созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и принятым в соответствии с ним Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон). Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован правовой статус унитарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с деятельностью указанных предприятий, могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.

Вступление в силу вышеназванного закона можно назвать долгожданным, поскольку процедура его разработки и принятия осуществлялась почти восемь лет. Длительность его принятия объяснялась разными причинами. Проект долго "лежал" в Государственной Думе, но процесс его продвижения был очень медленным. К концу 2002 года политическая обстановка стала более благоприятной и закон, был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и 14 ноября 2002г. подписан Президентом России.

Нетерпеливое ожидание закона было вызвано, как представляется, в первую очередь необходимостью прояснить основное предназначение данной организационно-правовой формы юридических лиц в новых экономических условиях. Дело в том, что ГК, закрепив признаки унитарного предприятия, определив возможные вещные права на закрепленное за ними имущество, не указал цели деятельности данных юридических лиц. Вместе с тем целевая правоспособность этих предприятий, устанавливаемая в соответствии с п.1 ст.49 ГК, могла предполагать целесообразность законодательной постановки общих задач. Действительно, вопрос о цели сохранения старой, созданной специально для иных исторических условий правовой формы оказался остро актуальным. Определяя основы статуса унитарных предприятий, ГК РФ раскрывает понятие и основы правового положения таких предприятий (ст. 113), особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения (право хозяйственного ведения представляет собой вещное право, которым наделяется государственное или муниципальное унитарное предприятие с целью осуществления собственной предпринимательской деятельности, но с использованием имущества собственника). и оперативного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохранения прав на имущество при переходе предприятия к другому собственнику (ст. 300).

Закон сформулировал в ст.8, хотя и не вполне четко, цели сохранения данных организаций. Если попытаться их систематизировать, то конкретное предназначение унитарных предприятий сегодня законодателем связывается (ст.8 Закона) с решением, во-первых, задач обеспечения безопасности Российской Федерации, в том числе продовольственной; во-вторых, задач социальных, включающих обеспечение производства товаров и услуг по минимальным ценам; в-третьих, задач научных, касающихся непосредственно государственных интересов Российской Федерации; в-четвертых, задач производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Кроме постановки целей для унитарных предприятий, Закон содержит целый ряд нововведений, в частности: установлен запрет на создание унитарными предприятиями дочерних предприятий; зафиксирован минимальный размер уставного фонда унитарных предприятий (размер уставного фонда государственного предприятия федерального уровня или уровня субъекта РФ должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия - не менее чем 1000 МРОТ, установленных законом на дату регистрации предприятия; уставный фонд должен быть сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия); распорядительные функции унитарных предприятий ограничены пределами, которые не мешали бы его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия; особые требования сформулированы в отношении руководителя унитарного предприятия, при этом установлена его ответственность за убытки, причиненные его виновными действиями или бездействием.

Таким образом, закон, являясь специальным актом гражданского законодательства, регулирует правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений.

В связи с тем, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования, так как его уставный капитал, по сути, тоже представляет собой минимальную гарантию для кредиторов в случае предъявления последними имущественных претензий к предприятию-должнику.

Поэтому уставный капитал такого предприятия, как уже говорилось, не может быть менее минимума, установленного специальным законом.

Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ).

Анализ содержания п. 6 ст. 113 ГК РФ и ст. 1 Закона позволяет сделать два важных вывода:

а) правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется только нормами, содержащимися в ГК РФ и Законе, поэтому если нормативно-правовые акты содержат нормы, посвященные правовому положению унитарных предприятий, то указанные нормы могут применяться только в том случае, если они полностью соответствуют положениям ГК РФ и Закона. Нормы других правовых актов, конкретизирующие правила ГК РФ и Закона о статусе унитарных предприятий и тем более нормы, не соответствующие или противоречащие им, после вступления Закона в силу не подлежат применению. Не случайно Президенту РФ и Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом ( п. 2 ст. 38 Закона);

б) права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации таких предприятий определяются Законом в соответствии с ГК РФ. В то же время применительно к данной группе общественных отношений ни ГК РФ, ни Закон не исключают правовое регулирование при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому указанные отношения могут быть регламентированы и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Закон кроме отношений, названных в ст. 1 Закона,

-определяет статус руководителя такого предприятия.

Так назначение на должность руководителя предприятия представляет собой процедуру, предшествующую заключению трудового договора (ст. 275 ТК РФ). Порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия определяется собственником его имущества. Например, соответствующие отношения с участием руководителей федеральных государственных унитарных предприятий регулируются постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"; отношения с участием руководителей государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности Нижегородской области, регулируются постановлением Администрации Нижегородской области от 17 июля 2000г. №171 (в ред. Постановлений Правительства области от17.12.2003 №365, от 28.06.2004г. №144).

Содержащийся во втором абзаце п. 1 ст. 21 Закона перечень полномочий, входящих в состав компетенции руководителя унитарного предприятия, не является исчерпывающим, руководитель вправе осуществлять и иные полномочия, в частности, необходимые для руководства текущей деятельностью предприятия. Также следует отметить, что полномочия руководителя любой организации, в том числе и руководителя унитарного предприятия, определяются также другими федеральными законами, например, ТК РФ, Федеральным законом от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете" и др.

- устанавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки; (определены п. 1 ст. 22 Закона в императивных нормах, должны рассматриваться в качестве обязательных, и не могут быть изменены уставом предприятия);

- регламентирует порядок совершения сделок, признаваемых крупными, и ряд других важных отношений. Указанные отношения могут регулироваться не только Законом, но и другими нормативными правовыми актами в части не противоречащей нормам последнего.

В системе правового регулирования унитарных предприятий большое значение имеют подзаконные нормативные правовые акты. Особенно много их было принято за время, прошедшее с момента введения в действие части первой ГК РФ до принятия Закона. Среди указанных правовых актов наиболее важное значение имеют, в частности: постановления Правительства РФ: от 3.07.1998 г, № 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения Реестра федерального имущества" ; от 4.10.1999 г. № 1116 "Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ"; от 9.12.1999 г. № 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации"; от 11.01.2000 г. № 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности"; от 29.01.2000 г. № 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий"; от 3.02.2000 г. № 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ"; от 16.03.2000 г. № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"; от 31.08.2000 г. № 648 "Вопросы государственной, регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности"; от 16.10.2000 г. № 784 "О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации"; от 10.04.2002 г. № 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".

1.2 Понятие унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Термин "предприятие" используется в названии лишь одной организационно-правовой формы - унитарного предприятия. Только в этом случае предприятие является субъектом права, а для обозначения иных видов юридических лиц термин "предприятие" лучше не использовать.

Понятие "унитарное" (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, которое создано в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, такое единство выражается в отличительных признаках, обозначающих статус юридических лиц этого вида.

В данном Гражданским кодексом определении унитарного предприятия указаны два основных признака. Первый признак: унитарное предприятие - это коммерческая организация, т. е. основной целью данного юридического лица закладывается извлечение прибыли. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 152 ГК), являющегося объектом права. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию. Юридическая грань, отделяющая государственное или муниципальное унитарное предприятие как субъект, от предприятия как объекта гражданского права, весьма трудно определима. Это обусловлено тем, что предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, само является действующим "организмом", самостоятельно участвующим в экономических отношениях, несущим собственные права и обязанности, предполагающим наличие коллектива работников.

Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от иных хозяйствующих субъектов. Так, муниципальное унитарное предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс. Сложность заключается в том, что муниципальное предприятие не обладает правом собственника в отношении имущества, закрепленного за ним, но обладает правом хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества. В этом случае предприятие, выступающее в гражданских правоотношениях, наделяется муниципалитетом полномочиями собственника в отношении переданного имущества.

Негативное отношение к категории "предприятие" как субъекту гражданского права нашло свое отражение и в работах Е.А.Суханова, который отмечает, что признание предприятия юридическим лицом не свойственно странам с развитой рыночной экономикой. Однако существуют и иные точки зрения на место, роль и перспективы использования указанной категории. В.В. Лаптев считает необходимым установить в законодательстве "четкое и адекватное понятие предприятия как хозяйствующего субъекта и субъекта права, участвующего в отношениях и по горизонтали, и по вертикали, для которого наличие прав юридического лица хотя и обязательно, но служит лишь одним из элементов его правосубъектности". Ю.К. Толстой пишет: "Почему же противники унитарных предприятий с такой настойчивостью предают их анафеме? Гносеологические корни этой позиции усматриваются в убежденности ее сторонников в том, будто предприятие имеет право на существование лишь как единый имущественный комплекс, но не как субъект права. Между тем С.Н. Братусь в свое время справедливо обратил внимание на то, что понятие "предприятие" является двузначным: это и субъект, и объект права. Именно по этому пути и идет законодательство, в том числе новейшее (параграф 4 гл.4 и ст.132 ГК РФ). Представляется, что унитарным предприятиям (особенно предприятиям ВПК) не только уготовлена в нашей экономике долгая жизнь, но и следует идти по пути применения данной организационно-правовой формы там, где путь ей сейчас вроде бы заказан".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.