скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданство Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации

21

РЕФЕРАТ

по курсу «Гражданское право»

по теме: «Гражданство РФ»

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Понятие, сущность, принципы гражданства
  • 2. Приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц
  • 3. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Особенность развития института гражданства заключается в том, что первый Закон о гражданстве Российской Федерации был принят значительно ранее Конституции. Этот закон был одним из самых либеральных в мире. Закон не предусматривал никаких языковых или идеологических барьеров, препятствующих принятию гражданства, напротив, был установлен широкий круг обстоятельств, облегчающих прием в гражданство. Занятая Российской Федерацией позиция по вопросу гражданства была продиктована особенностями ее исторического и политического развития. Однако впоследствии законодательство неоднократно менялось в сторону ужесточения порядка оформления гражданства. В настоящее время принято считать, что все граждане СССР, проживающие как в России, так и в бывших республиках, уже сделали свой выбор в пользу того или иного гражданства См.: Проблема «гражданства» не теряет актуальности / Шестакова Е.В // Основы государства и права - № 5 - 2005 - С. 83..
  • Вопросы приобретения гражданства России регулируются сейчас, прежде всего, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62 - ФЗ, а также указом Президента Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации См.: в редакции Указа Президента РФ от 31. 12. 2003 г. № 1545..
  • Актуально будет выделить некоторые проблемы приобретения и прекращения гражданства РФ и обозначить органы, ведающие делами гражданства. Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
  • Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
  • - осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
  • - подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;
  • -дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.

Методологической основой исследования является совокупность методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать выводы по предмету исследования. Были использованы систем-ный, статистический, исторический, логический подходы. Структура работы определена поставленными целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. При написании работы были изучены и использованы в работе учебные пособия, статьи из периодической печати по данной теме.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА

Объем прав и обязанностей, которые человек может реализовывать, находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства государства, в котором он проживает. Если бы мир был единым государством и все люди имели одинаковые права и обязанности в соответствии с универсальными законами этого государства, то не было бы необходимости в гражданстве. Однако мир устроен по-другому. Гражданство гарантирует индивиду признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с законами данного государства, то есть гражданство необходимо как для человека, так и для государства. Российское гражданство является одной из основных характеристик Российской Федерации как суверенного государства. Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху. Гражданами в древних городах-государствах призвались лишь свободные люди. Римское право рассматривало рабов как вещь. В период феодализма получил распространение институт подданства, ставивший индивида в зависимость от феодала. Подданные практически не имели прав, они несли многочисленные повинности, обязанности перед своим сувереном. Институт подданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненности человека носителю верховной власти.

В Российской империи институт подданства сохранялся до 1917 г. Советская власть Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 г. аннулировала все правовые нормы, касающиеся правового статуса сословий, их привилегий, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. Декретом были уничтожены всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов и установлено общее для всего населения страны наименование - гражданин Российской Республики. До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В конституционном государстве институт гражданства стал проявлением принципа равноправия всех членов общества.

Гражданство - важнейший элемент конституционно-правового института правового положения человека и гражданина в РФ. Как правовой институт гражданство включает нормы, регулирующие общественные отношения между Российским государством и личностью (собственными гражданами, иностранцами, лицами без гражданства). С моральной точки зрения гражданство дает человеку чувство сопричастности к стране и ее народу, чувство собственной значимости. Под гражданством в науке конституционного права принято понимать устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах государства, так и вне его границ. Государство может требовать от гражданина выполнения обязанностей, даже если гражданин находится за пределами государства. В то же время государство должно защищать своих граждан, где бы они ни находились, оказывать им помощь и покровительство. Среди норм, регулирующих гражданство, ведущее место занимают нормы Конституции РФ. Конституция относит гражданство к числу предметов ведения Федерации. Основные вопросы гражданства в достаточно полном объеме регулируются Федеральным законом о гражданстве, принятым Госдумой 19. 04. 2002 г. и вступившим в силу с 01. 07. 02 г. До этого времени в России действовал Закон 1991 г., который не в полной мере соответствовал Конституции РФ. Кроме того, в 1997 г. Россия присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве, в результате чего возникла необходимость приведения норм о гражданстве в соответствие с международными стандартами. Это и послужило основанием к разработке нового закона. Однако некоторые положения Закона о гражданстве 1991 г. продолжают действовать и в настоящее время (п. «а» - «в» ст. 18; ч. 3 ст. 19, ст. 20 и 41 ФЗ о гражданстве 1991 г). Эти нормы регулируют более льготный порядок приобретения или прекращения гражданства ФЗ по сравнению с нынешним законом. Закон о гражданстве 2001 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего порядок признания гражданства, основания и условия его приобретения и прекращения, вопросы гражданства детей и родителей, опекунов и попечителей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве См.: Конституционное право Российской Федерации. М. В. Баглай. Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. - М.: Норма, 2005. С. 132.. Мировой опыт по вопросам гражданства обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных РФ и обязательных для нее: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой говорится, что каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права его изменить; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. и другие. Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:

· на равноправии, означающем, во-первых, что российские граждане, независимо от оснований приобретения гражданства, обладают равными правами и несут равные обязанности; во-вторых, под гражданством понимается, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, убеждений, места жительства и других обстоятельств. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

· на неотъемлемости права на гражданство и права на его изменение. Гражданство не должно быть связано с мерами наказания человека за его противоправные деяния, хотя советское законодательство активно использовало лишение гражданства и высылку за пределы СССР в качестве меры наказания. Оба названных принципа получают конституционное закрепление в ст. 6 Конституции РФ. Институту гражданства посвящены и ст. 61 и 62 Конституции, в которых формулируются основные принципы гражданства, получающие дальнейшее развитие в Законе о гражданстве. К таким специфическим принципам относятся следующие.

1. Единство российского гражданства. Анализ конституционных норм показывает, что ни в ст. 6 Конституции РФ, ни в положениях о предметах ведения РФ и субъектов Федерации ничего не говорится о наделении республик правом решать вопросы гражданства. Наличие гражданства является обязательным атрибутом суверенного государства. Конституция РФ не допускает государственного суверенитета субъектов Федерации. Кроме того, наличие гражданства у одних субъектов РФ и отсутствие этого института у других нарушал бы принцип равноправия субъектов РФ и в их взаимоотношениях с федеральной властью. Это означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь Федеральным законом о гражданстве.

Первые шаги в приведении своих конституций в соответствие с федеральным законодательством о гражданстве республики стали предпринимать с 2000 г.: указание на то, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с законом республики, исключено из ст. 5 Конституции Республики Северная Осетия, из ст. 10 Конституции Республики Коми, из Конституции Республики Тува, Республики Карелия и некоторых других. Вопросы республиканского гражданства решены в соответствии с Конституцией РФ в Республике Алтай - эта республика не устанавливает своего гражданства, а исходит из положений Конституции РФ о единстве гражданства России и признает, что каждый гражданин РФ на территории Республики Алтай обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, установленные федеральной Конституцией См.: Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» / Под ред. Труевской И. Н. М., 2003. С. 18 - 19. . Закон о гражданстве 2002 г. не предусматривает гражданства республик. Единое и равное гражданство для всех граждан РФ, провозглашенные Конституцией и Законом о гражданстве, не являются препятствием к тому, чтобы в отдельных субъектах РФ устанавливались «дополнительные льготы в осуществлении каких-то прав и свобод местному населению. Это делается сейчас и может иметь место в будущем. Подобные меры не есть ущемление единства и равенства граждан, поскольку речь идет не об уменьшении, а о расширении гарантий прав и свобод, установленных в Конституции РФ» См.: Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 37 - 38. .

2. Проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его российского гражданства.

Конституция РФ предоставляет российским гражданам право свободно выезжать за пределы страны. Гражданин, который постоянно или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства РФ.

С этим принципом гражданства тесно связан и другой, предусматривающий сохранение российского гражданства при заключении или расторжении брака. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Указанный принцип также означает, что расторжение такого брака не изменит гражданства рожденных в этом браке или усыновленных детей.

3. Гражданин не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Данный принцип получает конституционное закрепление в ст. 61, Закон о гражданстве также устанавливает это правило. Запрет высылки не распространяется на иностранных граждан, проживающих на территории России.

Выдача российских граждан - экстрадиция - запрещается конституционно-правовым законодательством на основе международных норм. Под экстрадицией понимается передача лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного там, в отношении этого лица приговора суда. Согласно УК РФ российские граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности, меры которой устанавливаются УК РФ, если их деяние признано преступлением в государстве, где оно совершено, и если лицо не было осуждено в иностранном государстве (ст. 12 УК РФ) См.: Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета в редакции от 30. 12. 2006. Ст. 12.. Россия заключила со многими государствами двусторонние договоры о правовой помощи, в соответствии с которыми обязуется по требованию другой стороны осуществлять уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории иностранного государства.

4. Защита и покровительство граждан РФ за границей. Без такого принципа институт гражданства потерял бы смысл. Человек должен иметь возможность ощущать себя гражданином своего государства не только находясь на его территории, но и пребывая за границей. При этом неважно, постоянно или временно гражданин России находится за ее пределами, выехал ли он по служебным или личным делам, возникли ли у него в связи с пребыванием в другой стране какие-либо права, нуждающиеся в защите со стороны государства или нет, - в любом случае гражданин должен иметь возможность обратиться за содействием, помощью в дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации. К основным направлениям государственной политики Закон относит защиту основных прав и свобод человека и гражданина, считая это неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности России, разработку, принятие и реализацию программ сотрудничества РФ с иностранными государствами с учетом соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права в области прав и свобод личности, принятие органами государственной власти РФ предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников в случае несоблюдения иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного прав (ст. 14) См.: Политика России в области гражданства / Местюков И. В., Самон М. В // Б - чка «Рос. газ» - 2006 - Выпуск № 8 - С. 3 - 23. .

5. Сокращение состояния безгражданства. В любом государстве проживает определенное количество лиц, не имеющих гражданства ни одного из государств. Права таких людей также должны быть защищены, но в то же время государство стремится поставить под контроль действия таких лиц, с тем чтобы они не причинили ущерба интересам государства, правам и свободам его граждан. В любом государстве лица без гражданства создают нежелательную ситуацию, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о том, какое государство должно нести ответственность за действия лиц без гражданства либо на территорию какого государства они должны вернуться при необходимости.

6. Двойное гражданство означает наличие у лица одновременно гражданства двух (или более - множественное гражданство) государств См.: Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А. С., Авсеенко В. И. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. С. 190 - 193. .

Признание на конституционном уровне двойного гражданства является скорее необходимостью, продиктованной внешнеполитическими интересами Российского государства, поскольку огромное количество русских осталось за его пределами после распада СССР: более 11 миллионов - на Украине, более 6 миллионов - в Казахстане, около полутора миллионов - в Балтийских республиках и так далее. В то же время в России число выходцев из зарубежных стран СНГ - около 10 миллионов человек См.: Головистикова А. Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам. - М.: Эксмо, 2007. С. 18 - 25. . Большинство из них приобрели российское гражданство, а если бы они были лицами с двойным гражданством, то возникло бы множество новых проблем, поскольку Российское государство должно обеспечивать равные условия для своих граждан с единственным гражданством и для тех, кто наряду с российским имеет гражданство иностранного государства См.: Авакьян С. А. Указ. соч. С. 40 - 43..

2. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РФ. ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ, ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ, НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ЛИЦ

Вопросы приобретения и прекращения российского гражданства регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Особое внимание этот законодательный акт обращает на основания и порядок приобретения и прекращения гражданства, в нем предусмотрены всевозможные варианты приобретения гражданства России.

Первоначально Закон определяет, кто является гражданином государства. Это: 1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве; 2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с требованиями Закона. Закон называет несколько оснований приобретения гражданства РФ. Ребенок приобретает гражданство России по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ; б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно; в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются родители ребенка, не предоставляют ему своего гражданства. Ребенка, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка См.: Гражданство «по рождению» // Дорошенко Е. Н. / Закон и право - 2006 - № 12 - С. 57, 58. . Порядок оформления гражданства по рождению не изменился - регистрация ребенка в полномочных органах по месту жительства родителей и получение свидетельства о рождении ребенка. Такое свидетельство является доказательством принадлежности к российскому гражданству. Закон о гражданстве уделяет внимание и гражданству усыновленных детей. Семейный кодекс РФ 1996 г., опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, при усыновлении российских детей отдает приоритет гражданам России, постоянно проживающим на ее территории. Лишь когда не представляется возможности передать детей на воспитание в российские семьи, разрешается их усыновление иностранными гражданами. Общее правило в этом случае состоит в том, что такие дети сохраняют гражданство РФ, а иностранные родители ходатайствуют об их выходе из гражданства РФ с одновременным приобретением гражданства другого государства. Вопрос об усыновлении (удочерении) решается в судебном порядке по месту жительства, подтверждающие, что ребенок находится на централизованном учете детей, оставшихся без попечителя родителей, а также об отсутствии возможности усыновления ребенка российскими гражданами. Суд, вынося решение, исходит из интересов ребенка и учитывает при этом законы иностранного государства, с тем чтобы у ребенка в будущем не было проблем См.: Комментарии к Федеральному закону «О гражданстве РФ). С. 64. . При решении вопроса требуется заключение органа опеки и попечительства, согласие ребенка, достигшего 10-летенего возраста, а также представление документов, характеризующих усыновителей См.: Конституционное право России: учебник. / Под ред. Прудникова А. С., Авсеенко В. И. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. С. 194, 195.. Прием в гражданство РФ в общем порядке означает приобретение гражданства путем подачи соответствующего заявителя на имя Президента РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Для осуществления названного права эти лица, во-первых, должны проживать на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с указанным заявлением в течение 5 лет непрерывно, то есть если в течение этого срока, лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года. Следует отметить, что фактически лицо может ходатайствовать о приобретении российского гражданства лишь через 6 лет, поскольку для получения вида на жительство лицо должно не менее одного года постоянно прожить на территории страны. Закон о гражданстве закрепляет соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство как необходимое условие приема в российское гражданство. В заявлении о принятии в гражданство РФ заявитель подписывает обязательство быть верным России и добросовестно выполнять гражданский долг в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Условием приема в российское гражданство является наличие у субъекта законного источника средств к существованию. Такими источниками российское законодательство признает справку о доходах физических лиц, справку с места работы, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, справку органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справку о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справку о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, или иные документы, подтверждающие получение доходов от не защищенной законом деятельности. Для приема в российское гражданство необходимым условием является отказ лица от имеющегося иного гражданства. Такой отказ осуществляется путем подачи в полномочный орган иностранного государства соответствующего заявления. Для приобретения российского гражданства необходимо владение русским языком. Такое правило предусматривается законодательством о гражданстве многих стран мира. Определение уровня знания русского языка не входит в компетенцию органа, в который подается заявление о приеме в гражданство, ни его должностных лиц См.: Порядок приобретения и прекращения РФ гражданства / Певцова Е. А // Основы государства и права - 2005 - № 5 - С. 10 - 13. .

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.