скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданство Российской Федерации

5. Принцип допустимости двойного гражданства

В Конституции РФ от 12.12.1993 закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации См.: ч.1 ст. 62 Конституции РФ от 12.12.1993..

Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации См.: ст. 6 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна «следовать гражданству своего мужа».

До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года.

Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

- если такую возможность предусматривает федеральный закон;

- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России, в соответствии с нашим законодательством, он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь в том случае, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.

А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.

6. Принцип сокращения безгражданства

Безгражданство - правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

«Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» Ст. 3 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное - возникает с момента рождения; относительное - с момента утраты гражданства.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами.

«Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации» Ч. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.

7. Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами

Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы См.: ст. 7 ФЗ № 62-ФЗ от 31.05.2002..

8. Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака

Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение брака между гражданами различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.

Для Российской Федерации данный принцип весьма актуален из-за большой распространенности международных браков. В Законе о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей См.: ст. 8 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

.

3. Основания и порядок приобретения гражданства

«Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации» Ст. 11 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Порядок приобретения гражданства регулируется главой 2 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002.

Приобретение гражданства по рождению является главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. «Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «права крови» (лат. jus sanguinis), т.е. с учетом гражданства родителей, и «права почвы» (лат. jus soli), т.е. в зависимости от места рождения» Конституционное право России/Под ред. Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина, М., 2010. С. 203..

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению в следующих случаях:

1. Если на день его рождения «оба родителя или единственный родитель

имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка» П. а, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

«Это правило использовалось и в предыдущем Законе о гражданстве 1991

года. В международном и конституционном праве основой данного подхода считают так называемый «принцип крови» - в отличие от «принципа почвы», при котором ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства. Например, «принцип почвы» используется в США» Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 538..

2. «Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а

другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка)» П. б, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Первый аспект этого вопроса таков, что мы не можем ориентироваться на волю второго родителя, поскольку это сделает и ребенка лицом без гражданства. Второй аспект так же понятен: родитель вроде известен, однако его вроде как нет в реальности на момент решения вопроса о гражданстве ребенка, в этом случае российское гражданство второго родителя имеет решающее значение См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 538. .

3. «Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а

другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства» П. в, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Закон 1991 года допускал определять гражданство ребенка в этом случае письменным соглашением родителей независимо от места рождения ребенка. Настоящий Закон 2002 года не дает права родителям вообще о чем-то договариваться, если ребенок родился на территории России. Если ребенок родился за границей, то Закон озабочен лишь тем, чтобы ребенок не стал лицом без гражданства - тогда его признают гражданином РФ. А если состояние безгражданства при рождении за границей ребенку не угрожает, то российской стороне безразлично, какое гражданство выбрали его родители и как они это оформили См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 539-540..

4. «Оба его родителя или единственный родитель, проживающие на

территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство» П. г, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

В данном случае применяются «принцип почвы» и недопущение безгражданства ребенка. Мнение самих родителей в данном случае по нашему закону не имеет решающего значения.

5. «Ребенок, который находится на территории Российской Федерации

и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течении шести месяцев со дня его обнаружения» Ч. 2, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Здесь ключевое значение имеет «принцип почвы». Скорое всего, с точки зрения гражданства, имеются в виду случаи, когда ребенка подкинули, а по цвету его кожи можно предположить, что родители или один из них имеют иностранное происхождение. Если родители все-таки «нашлись», власти нашего государства готовы рассмотреть их претензии, в том числе и доказательства, что это их ребенок См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 539..

Законом №62-ФЗ от 31.05.2002 также установлены два порядка приобретения российского гражданства по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок и упрощенный порядок.

С заявлениями о приеме в Российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке, вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 года (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа 2009 г.) (далее - Положение от 14.11.2002), утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г.)

При общем порядке эти лица должны отвечать следующим требованиям:

а) «проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства» П. а, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Ранее Законом 1991 года обычным условием для приема в гражданство РФ являлось постоянное проживание на территории Российской Федерации в течении пяти лет или трех лет непосредственно перед обращением с ходатайством (теперь этот срок увеличен до пяти лет). Причем, ничего прямо не говорилось о моменте, от которого исчислялся срок. Таким образом, отсчет времени велся назад от дня обращения.

Теперь же Законом №62-ФЗ от 31.05.2002 года исчисление пятилетнего срока начинается со дня получения вида на жительство - специального документа, выдаваемого иностранцам и лицам без гражданства, сроком на пять лет. Вид на жительство подтверждает постоянное проживание в стране. Но чтобы ходатайствовать о получении вида на жительство, надо не менее года временно проживать в России. Выходит, что срок для обращения по поводу гражданства увеличивается.

Все неудобства такого регулирования почувствовали на себе граждане, приехавшие в Россию до вступления в силу Закона 2002 года - в основном русские и выходцы из бывших республик СССР. Получалось, что срок, в течении которого они уже живут в России, не учитывается; кроме того, именно им сначала надо было жить по варианту временного проживания, затем оформлять постоянное проживание, жить еще один год с видом на жительство и лишь после этого возможно подать заявление о приеме в гражданство РФ.

Поэтому при реформе 11 ноября 2003 года п. 2 «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве был дополнен следующим предложением: «Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства».

б) «Обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации» П. б, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002..

Положением от 14.11.2002 определено, что заявитель предоставляет подписанное им обязательство следующего содержания: «В случае принятие меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным Российской Федерации и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации» Приложение 1, Положение от 14.11.2002.. Если заявитель не даст такого обязательства, его документы не будут приняты к рассмотрению.

в) «Имеют законный источник средств к существованию» П. в, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

.

Данными источниками могут быть: справка о доходах физического лица; декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа; справка с места работы; трудовая книжка; пенсионное удостоверение; справка органа социальной защиты о получении пособия; подтверждение получения алиментов; справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета; свидетельство о праве на наследство и иной другой документ, подтверждающий получение доходов от незапрещенной законом деятельности.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.