скачать рефераты

МЕНЮ


Гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения и прекращения

Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом (Законом РФ "О гражданстве"). Закон говорит, что гражданство представляет собой устойчивою связь человека с государством. Эта связь выражается в совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и достоинстве основных прав и обязанностей.

Закон 2002 года «О гражданстве РФ» установил следующие основания приобретения гражданства:

1. Главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан является приобретение гражданства по рождению. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «право крови», т.е. с учётом гражданства родителей, и «права почвы», - т.е. в зависимости от места рождения.

Гражданами России признаются лица по принципу "по рождению" ("по крови"). Если один из родителей является гражданином России, а второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок будет являться гражданином Российской Федерации. Если один из родителей - гражданин России, а второй - гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином России, если он родился на ее территории.

Если ребенок будет найден на территории Российской Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится гражданином России - принцип «право почвы». Если же впоследствии будут найдены родители или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.

Если ребенок родился на территории России у родителей, являющимися гражданами иностранных государств, то он будет признан гражданином России, если эти государства не предоставят ему своего гражданства.

2. Приём в гражданство РФ осуществляется:

Ш в общем порядке;

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, что указанные граждане и лица непрерывно проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня получения вида на жительство.

Вид на жительство является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина и лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ указанному гражданину или лицу и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на пять лет.

Обязательными условиями приема в гражданство РФ являются соблюдение Конституции и законодательства РФ, наличие законного источника средств к существованию, отказ от имеющегося у лица иного гражданства (Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом "О гражданстве РФ " либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин) также владение русским языком (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Срок проживания на территории Российской Федерации в течение 5 лет, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

· обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации

· наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры

· предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации

· признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без условия беспрерывного проживания на территории Российской Федерации в течение пяти лет, и без представления вида на жительство.

Ш в упрощённом порядке.

Принять гражданство РФ в упрощённом порядке, без необходимости оформлять разрешение на временное проживание и вид на жительство могут иностранные граждане или лица без гражданства, которые:

· имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство России и проживающего на территории РФ;

· имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

· являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 года.

Принять гражданство РФ в упрощённом порядке могут иностранные граждане или лица без гражданства, проживающие на территории РФ, которые:

· родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

· состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

· являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ, принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке (вид на жительство, доказательства законного источника средств к существованию, доказательства владения русским языком не требуется), если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

3. Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15 Закона «О гражданстве» 2002г.). Оно предусматривалось и в прежнем союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства. В действующем Законе Российской Федерации предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве:

1. В порядке регистрации.

2. Признание факта восстановления.

3. По ходатайству лица.

Восстановление осуществляется в порядке регистрации и распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происходит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по заявлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства российской Федерации без их свободного волеизъявления считаются восстановленными в гражданстве российской Федерации.

5. При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

6. К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом РФ относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребёнка, предоставление почётного гражданства и др.

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о гражданстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в России установлено - постоянное проживание на ее территории.

Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5 лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обращением о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на 3 месяца.

Особый статус при ходатайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, официально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются вдвое.

2.2 Особенности прекращения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»

Закон Российской Федерации "О гражданстве" 2002г. определяет основания прекращения российского гражданства:

1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации (ст. 19 Закона «О гражданстве»). Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями.

Во-первых, по ходатайству гражданина, закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселится в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России.

Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации.

Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после приема.

3. В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство.

4. По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России.

5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года. Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;

2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор, как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц.

Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства.

В полном соответствии с общепринятыми нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции РФ установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов - пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей, самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

2.3 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ

Реализация норм Федерального закона о гражданстве РФ о приобретении и прекращении гражданства РФ требует правового регулирования, которому и посвящено несколько глав названного Закона -- о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве, о производстве по этим делам и об обжаловании решений органов, ведающих делами о гражданстве, и действий их должностных лиц. Также эти и многие другие вопросы, касающиеся гражданства, регулируются различными подзаконными правовыми актами. Важнейшими из них являются: Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.02г. СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.; Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 01.11.02г. СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4516, 4520.; Инструкция по рассмотрению в органах внутренних дел РФ заявлений об изменении гражданства, утвержденная Приказом МВД РФ от 06.02.03г. об организации деятельности органов внутренних дел РФ по реализации законодательства о гражданстве РФ.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.

Основными полномочиями в области гражданства обладает Президент РФ, уполномоченный официально оформлять российское гражданство.

Конституция РФ и ст. 89 устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. В развитие этого положения закон закрепляет, что Президент решает вопросы приема в гражданство в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства, принятых на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. По вопросам гражданства Президент РФ излает указы.

Президент РФ может взять ни себя решение о приеме в гражданство России при наличии обстоятельств, которые, по общему правилу, исключают принятие в гражданство.

При Президенте функционирует Комиссия по вопросам гражданства РФ, членов которой назначает Президент. В состав Комиссии входят должностные лица федеральных органов исполнительной власти, имеющие отношение к вопросам гражданства. Среди полномочий Комиссии -- внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по заявлениям по вопросам гражданства, оценка поводов заявителя, документов, представленных в обоснование заявлений и т.д.

В Администрации Президента РФ Указом главы государства создано специальное самостоятельное подразделение -- Управление по вопросам гражданства СЗ РФ. 1998. № 17. Ст. 1919.. Основными функциями Управления являются организационное, информационное и аналитическое обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий по вопросам гражданства и предоставления политического убежища; подготовка по поручению Президента РФ, руководителя Администрации Президента и председателя Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ информационных материалов, касающихся вопросов гражданства; координация деятельности государственных органов, ведающих вопросами гражданства (в том числе анализ деятельности МВД, МИД, а также дипломатических и консульских учреждений РФ); подготовка проектов указов и распоряжений Президента по этим вопросам; участие в подготовке проектов законов по вопросам гражданства, предложений по совершенствованию законодательства.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;

б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявлений по вопросам гражданства РФ;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных законом, заявления по вопросам гражданств РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории России;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрошенном порядке;

ж) ведут учет лип. в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации и предусмотренных законом случаях.

В структуре ФМС России создано Управление по вопросам гражданства (далее -- УПГ), основными задачами которого являются:

1) исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, международных договоров и соглашении по вопросам гражданства и статуса беженца, политического и временного убежища (далее -- убежище);

2) участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, отнесенных к компетенции Управления, методических рекомендаций для территориальных органов ФМС России;

3) контроль та исполнением территориальными органами ФМС России законодательных и иных нормативных правовых актов РФ об изменении гражданства и по вопросам убежища;

4) организация взаимодействия в пределах своих полномочий с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ, федеральными органами законодательной и исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства о гражданстве РФ, ведения общею учета лиц, изменивших гражданство, проверки наличия гражданства РФ;

5) представление в Комиссию материалов об изменении гражданства, принятие решений по которым отнесено к компетенции Президента РФ.

При решении вопросов гражданства основные функции УПГ состоят в следующем: Управление организует работу территориальных органон ФМС России по проведению процедуры признания беженцами, предоставлению убежища, рассмотрению заявлений об изменении гражданства, соблюдению порядка согласования подготавливаемых заключений и решений, проведению проверок наличия гражданства РФ; осуществляет непосредственное рассмотрение материалов об изменении гражданства РФ и в установленном порядке ходатайств о предоставлении политического убежища, представляет их руководству ФМС России: принимает участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, отнесенных к компетенции Управления; принимает участие в подготовке заключений, официальных отзывов, замечаний и предложений по проектам нормативных правовых актов РФ, поступающим в Управление на рассмотрение; изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов РФ и международных договоров по вопросам гражданства и убежища, разрабатывает на этой основе обзоры, указания ненормативного характера и методические рекомендации для территориальных органов ФМС России; готовит информационно-аналитические и справочные материалы по вопросам гражданства и убежища; принимает участие в приеме граждан, в рассмотрении их жалоб, заявлений и писем по вопросам гражданства и убежища, рассматривает письма законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, запросы российских дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом, письма и предложения представительных и исполнительных органов государственной власти, запросы Ген прокуратуры России и ФСИН для принятия решения об экстрадиции лиц, задержанных или отбывающих наказание в местах лишения свободы, публикации и выступления в средствах массовой информации, касающиеся деятельности ФМС России и территориальных органов ФМС России по вопросам гражданства и убежища; с использованием возможностей территориальных органов ФМС России оказывает содействие в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; взаимодействует, в пределах полномочий, с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в решении вопросов исполнения законодательства о гражданстве и убежища; взаимодействует с подразделениями МВД России и ФМС России; поддерживает связь и обеспечивает в установленном порядке необходимое согласование вопросов с Комиссий, а также с соответствующими подразделениями МИД России, Ген прокуратуры России, ФСБ России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов; осуществляет в установленной сфере деятельности иные функции, предусмотренные законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России, обладают сходными с ФМС РФ полномочиями, но в отношении лиц, проживающих за пределами РФ: принимают от таких лиц за явления, проверяют представленные документы и сведения, рассматривают заявления и принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрошенном порядке, оформляют российское гражданство в отношении ребенка, усыновленного российским гражданином, и т.д. Указанные органы полномочны защищать интересы граждан РФ в пределах, допустимых международным правом.

Производство по делам о гражданстве РФ включает стадии по дачи заявлений по вопросам гражданства, оформления этих заявлений, взимания государственной пошлины или консульских сборов, принятия решений по вопросам гражданства, принятия повторных заявлений по вопросам гражданства РФ и исполнения принятых решений по вопросам гражданства.

Решение по вопросам гражданства принимает в общем порядке Президент РФ, в упрошенном порядке -- территориальный орган ФМС РФ либо дипломатическое представительство или консульское учреждение МИД РФ.

Рассмотрение заявлений но вопросам гражданства и принятие решений о приеме в гражданство в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех документов, а решений о приеме в гражданство в упрощенном порядке -- в срок до 6 месяцев. Если заявление по вопросам гражданства принято к рассмотрению до 1 июля 2002г., то сохраняется тот срок рассмотрения заявлений, который установлен Законом о гражданстве 1991г. -- соответственно 9 и 6 месяцев. При этом срок подачи заявления может быть восстановлен по просьбе заявителя, если он был пропущен по уважительной причине (ст. 41 Закона о гражданстве РФ 1991г.)

Датами приобретения или прекращения российского гражданства являются: новорожденным ребенком -- со дня ею рождения; усыновленным ребенком -- со дня усыновления (удочерения); в остальных случаях - со дня принятия соответствующего решения. Прекращается гражданство РФ со дня принятия полномочным государственным органом решения о выходе из российского гражданства.

Закон о гражданстве устанавливает и порядок обжалования решений по вопросам гражданства. Если полномочный орган отклонил заявление по вопросам гражданства, такое решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В случае если лицу отказываю в принятии и рассмотрении заявления по вопросам гражданства либо должностные лица полномочных органов нарушают установленную законодательством процедуру или порядок исполнения решений по вопросам гражданства, такие действия могут быть обжалованы во внесудебном порядке в вышестоящий орган. Если же решение, принятое вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицом, не удовлетворит заявителя, он может обжаловать решение в суде общей юрисдикции (районный суд по месту нахождения соответствующего органа либо Московский городской суд -- для лиц, постоянно проживающих за пределами России).

Споры между родителями, между родителями и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются исключительно в судебном порядке и только исходя из интересов ребенка (или недееспособного лица).

Заключение

Проведенные исследования по теме «Гражданство в РФ: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения и прекращения в РФ», позволяют сделать следующие выводы:

- в юридической литературе гражданство рассматривается как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

- гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей и ответственности, основанные на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.

- статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. Необходимо, чтобы государство сориентировало социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения, именно на интересы граждан.

- гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльности, но граждане в свою очередь, также должны быть уверены и смело рассчитывать на защиту и покровительство со стороны государства.

- нормы, регламентирующие гражданство, зависят от исторических, культурных и правовых традиций конкретного государства. Поэтому, критерии, установленные для определения реальных и потенциальных граждан, должны четко показывать, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства.

- из разнообразных критериев основания приобретения гражданства наиболее распространенными являются: приобретение гражданства по рождению или путем натурализации.

- в основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа - «право крови», т.е. рождение от родителя или родителей - граждан конкретной страны, и «право почвы», т.е. рождение на территории определенной страны.

- натурализация - предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны, на основании решения компетентного органа.

- выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случае государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение.

- в Российской Федерации выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если претендент на выход из гражданства привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

- иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относиться к обычаям и традициям ее народа. Для соблюдения этого правила государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности.

Библиографический список

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература, 1993 г.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство ЭКМОС. 2000 г.

3. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 №6. Собрание законодательства РФ. 1995, №7.

4. Закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», №62. Собрание законодательства РФ. 2002, №22. Ст.2031.

5. Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. №2007 «О некоторых вопросах реализации Закона РФ «О гражданстве РФ». Собрание законодательства. 1994. №27.

6. Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990 г. №23.

7. Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3032.

8.Закон «О беженцах» // СЗ РФ. 1997.№26. Ст.2956.

9. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: правовые проблемы // Государство и право. 1995. №5.

10. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: МГУ, 1198 г. - 320 с.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. Учебник. М.: Юристъ, 2004 г. - 587 с.

12. Лукашева Е.А. Права человека. М.: НОРМА, 2004 г. - 576 с.

13. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: уч. пос. М.: Норма. 1997 г. - 300 с.

14. Конституционное право России // под ред. А.С.Прудникова, В.И. Авсеенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. - 767 с.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.