скачать рефераты

МЕНЮ


Информация и информационная сфера

Второй составляющей информационных ресурсов России являются справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д.

Третьей составляющей информационных ресурсов России являются собственные информационные ресурсы органов государственной власти, организаций и предприятий. Данные информационные ресурсы создаются непосредственно в ходе их основной деятельности и используются только в рамках определенных технологических процессов и управленческих задач. Они представлены в основном в виде информационных файлов различных автоматизированных систем управления (АСУ), систем управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП) и т.д., рабочих картотек, комплектов технической и чертежно-конструкторской документации, прейскурантов, калькуляций и других рабочих документов.

Обработка информации и формирование информационных ресурсов происходит с применением информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Информационные ресурсы преобразуются в информационные продукты. Полученные информационные продукты предоставляются потребителю в процессе оказания информационных услуг.

Информационные продукты (продукция) - это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.

К информационным продуктам относятся документы, данные, справки, аналитические обзоры, базы и банки данных, компьютерные игры, фильмы, книги и другие виды информационных продуктов.

Информационные продукты могут создаваться в соответствии с требованиями законодательства и по собственной инициативе. Практически любой документ, созданный в нашей стране можно считать информационным продуктом. Распространение информационных продуктов может осуществляться на платной или бесплатной основе. Большая часть информационных продуктов распространяется за плату. Наиболее распространенными в нашей стране являются информационные продукты в виде литературных произведений и компакт-дисков (видеокассет). Реже встречаются информационные продукты, подготовленные по мировым стандартам - оформленные в красочные обложки, с описанием, последующим сопровождением, обязательной регистрацией владельца через Интернет. Это связано с тем, что рынок подобных продуктов недостаточно развит, а население страны в основном удовлетворяет качество выпускаемых на сегодняшний день информационных продуктов и, самое главное, их низкая цена.

Информационные услуги - это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Информационные услуги могут оказываться двумя способами. Первый из них - это услуги по информационному обслуживанию. Этот способ более характерен для европейских стран и США. В нашей стране он применяется не так часто. В соответствии с данным способом информационная компания осуществляет для потребителя поиск, обработку, хранение и выдачу информации, как правило, в виде конечного продукта. Подобный способ удобен при глобальном поиске большого количества информации или длительном постоянном обслуживании. Услуги по информационному обслуживанию могут оказываться как сторонними организациями, на основе договора, так и структурными подразделениями в составе самой организации-заказчика.

Второй вид информационных услуг - предоставление доступа к базам данных, компьютерным сетям, в том числе Интернет. В этот же вид информационных услуг попадает сопровождение проданных ранее информационных ресурсов. Организации, оказывающие данный вид информационных услуг, как правило, только предоставляют доступ и взимают за это плату. Данные информационные услуги являются наиболее распространенными в нашей стране на настоящий момент.

Субъектами данной области являются собственники и владельцы информационных ресурсов, информационных продуктов, а также лица, оказывающие информационные услуги. В качестве таких субъектов могут выступать физические лица, организации и государственные органы. Как правило, создателями информационных ресурсов являются библиотеки, архивы, информационные центры и фонды, информационные агентства и государственные органы разного уровня. Однако в отдельных случаях информационные ресурсы могут создаваться физическими лицами.

3.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения

Данная область является обеспечивающей для трех областей, рассмотренных выше. Особенно тесно она взаимодействует с областью формирования информационных ресурсов, создания информационных продуктов, предоставления информационных услуг.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 2 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448..

Сама идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютерной техники. Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари - все это информационные системы. Всеобщая компьютеризация придала информационным системам их современный облик и в несколько раз повысила эффективность и расширила сферу их применения.

Можно выделить следующие информационные системы Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 2 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448. С. 140.:

информационно-поисковые системы;

информационно-справочные системы;

автоматизированные системы управления;

экспертные системы;

информационно-обучающие системы;

некоторые другие.

Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме. В зависимости от технической основы выполнения общих функций информационных систем выделяется три вида информационных систем: ручного обращения, документальные и фактографические.

Информационные системы ручного обращения - это библиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др. Технической основой поиска в подобных системах являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам, адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Механизация ручной картотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ, управляемых с пульта или организации компьютерной базы данных, построенной по принципу каталога.

Документальные информационные системы - это системы, которые накапливают не только адреса хранимых документов, но и их содержимое, т.е. текстовую и графическую информацию, а также фото-, аудио- и видеоматериалы. Документальные информационные системы требуют большой объем памяти внешнего запоминающего устройства компьютера.

Фактографические информационные системы - это системы, в основу которых положен массив машиноориентированных первичных форм. Машиноориентированные первичные формы представляют собой подобие анкет, которые обрабатываются информационной системой. К данному классу информационных систем относятся все системы, содержащие персональные данные и многие информационные системы органов государственной власти. Построение фактографических информационных систем позволяет осуществлять сквозной поиск по любому из признаков (реквизитов), внесенных в систему.

Информационные системы создаются и функционируют на основе информационных технологий и средств их обеспечения. Законодательно понятие информационной технологии не закреплено. Однако можно сформулировать общее понятие информационной технологии, опираясь на определения технических наук.

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 2 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448..

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - это программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

К программным средствам относятся операционные системы, прикладные программы, программные средства связи и другие программные средства. Основными программными средствами являются средства для создания приложений, с помощью которых создается новое программное обеспечение.

К основным техническим средствам относятся средства компьютерной техники, средства связи и телекоммуникаций, средства управления и средства тиражирования. Они используются не только как средства обеспечения информационных систем, но и как техника для ежедневной жизни и работы.

К лингвистическим средствам относятся словари, тезаурусы, классификаторы, специальные редакторы текста, переводчики и т.п.

К организационно-правовым средствам относятся законодательные и нормативно-правовые акты, техническая документация, положения, уставы, должностные инструкции. Цель данной документации - обеспечить правовое регулирование информационных систем и их правильную эксплуатацию.

Субъектами в данной области являются разработчики и заказчики информационных систем. Разработчики организуют и осуществляют создание информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Кроме того, в их обязанности входит последующее обслуживание информационных систем. Разработчики - это компании, специализирующиеся на разработке информационных систем и нового программного обеспечения. В отдельных случаях в качестве разработчиков могут выступать государственные организации или физические лица. Заказчики информационных систем определяют требования к ним, предоставляют необходимую информацию разработчику и осуществляют их дальнейшую эксплуатацию. Заказчиком информационной системы может быть государственная организация, физическое или юридическое лицо без ограничений.

Особенностью российского развития данной области информационной сферы является то, что заказчик и разработчик часто сливаются в одном лице. Это связано с тем, что компании и, особенно, государственные организации предпочитают создать постоянный отдел в своей структуре, который разрабатывал бы информационные системы, сам их эксплуатировал, обслуживал и модернизировал. Исключением из этой тенденции являются информационные системы специализированного характера: справочные правовые системы («Консультант Плюс»), системы бухгалтерского учета («1-С»), системы правоохранительных органов.

3.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Данная область является обеспечивающей для всех остальных областей и предназначена для создания инструментов обеспечения информационной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 28.09.2000. № 187..

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов России в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Наиболее тесно данная область взаимодействует с областью создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения, а также с областью формирования информационных ресурсов, создания информационных продуктов, предоставления информационных услуг. В каждой области информационной сферы средства и механизмы информационной безопасности решают различные задачи.

Субъектами данной области являются лица, обеспечивающие защиту, и лица, нуждающиеся в этой защите. Защита прав и интересов касается всех субъектов информационной сферы. Что же касается субъектов, обеспечивающих защиту, то они подразделяются на три вида: специализированные государственные организации, юридические лица, оказывающие данные услуги в соответствии с договором, и структурные подразделения в составе самой организации.

Специализированные государственные организации обеспечивают защиту государственной тайны и правовое регулирование в данной области информационной сферы. Данные организации защищают информационную безопасность государства и общества в целом. К ним относятся правоохранительные органы и федеральные органы власти.

Юридические лица, оказывающие договорные услуги по защите информации, обеспечивают защиту коммерческой и служебной тайн. Они также создают новое программное обеспечение и технические средства для защиты информации. Данные субъекты осуществляют свою деятельность на коммерческой основе и оказывают услуги всем остальным субъектам информационной сферы. Отдельно необходимо выделить субъектов, обеспечивающих защиту авторских и смежных прав в информационной сфере. К ним относятся издатели, компьютерные фирмы и другие субъекты, осуществляющие гражданский оборот информации.

Структурные подразделения в составе организаций обеспечивают защиту информации ограниченного доступа, закупают и используют специальное оборудование и программное обеспечение, осуществляют другие мероприятия. Именно структурные подразделения осуществляют большую часть действий по защите информации и обеспечивают информационную безопасность вместе с государственными органами.

Недостатком сложившейся системы необходимо признать незащищенность физических лиц в информационной сфере. Если физическое лицо не в состоянии осуществить самостоятельную защиту оно вынуждено обращаться в коммерческие организации, занимающиеся данными вопросами. Государственных органов, осуществляющих защиту граждан от недоброкачественной или ложной информации, в нашей стране пока не создано. В основном применяется судебный порядок защиты нарушенных прав, которым подавляющее большинство населения не пользуется.

Список литературы:

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 2 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 2 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

3. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004. С. 44.

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 7 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 9 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

6. О государственной тайне: Закон от 21.07.1993 № 5485-1. Ст. 2 // СЗ РФ. 13.10.1997. № 41. Ст. 8220-8235.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 2 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

8. Могилев А.В. Информатика: Учебник / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хённер. - М., 2001. С. 22.

9. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004. С. 52.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.