скачать рефераты

МЕНЮ


Информация как объект правоотношений

3. Юридические источники информационного права

3.1 Информационное законодательство: общие положения

В нынешних условиях одной из приоритетных задач государственной политики РФ является развитие информационной деятельности в стране и ее совершенствование путем создания оптимальной информационной инфраструктуры, использования современных информационных технологий, свободного обращения всех видов информации, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Особое внимание уделяется правовому обеспечению информационных отношений. За весь советский период не было принято ни одного закона в области информации, информатизации и информационной безопасности, и только в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, впервые были закреплены права человека на информацию.

В качестве юридических источников информационного права выступают нормы информационного законодательства, регулирующие отношения в информационной сфере. К этим источникам относятся:

-- информационно-правовые нормы Конституции РФ, которые закрепляют информационные права и свободы, устанавливающие основные права и обязанности соответствующих субъектов по поводу создания и распространения информации определенного вида, а также вводящие ограничения на обращение информации в государстве и обществе;

-- отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права;

-- отдельные информационно-правовые нормы, входящие в состав других отраслей законодательства РФ.

3.2 Конституция РФ как основа законодательного регулирования информационной деятельности в России

Основной объем прав на информацию содержится в следующей норме Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...» (часть 4, ст. 29).

Право свободного поиска и получения информации означает право каждого гражданина обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получать от них запрашиваемую информацию.

Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией между гражданами.

Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на широкое распространение произведенной информации всеми законными способами. Право на свободу творчества и интеллектуальную деятельность, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закреплены в следующих положениях Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (часть 1, ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (часть 1, ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (часть 2, ст. 44).

Право на свободу производства и распространение массовой информации закреплено в части 5, ст. 29 Основного закона РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Только закон может ограничить эти права, причем право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В связи с этим в Конституции РФ особое внимание обращено на вопросы защиты государственной тайны: «...Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (часть 4, ст. 29).

Конституция РФ запрещает получать информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3, ст. 29).

Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (часть 2, ст. 29).

Государство может считаться правовым только в том случае, если любые законы или нормативные акты, затрагивающие основные права и свободы граждан, будут свободно распространяться и каждому будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них. Такие условия определены в части 3, ст. 15 Конституции РФ: «...Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Упомянутые информационные права и свободы относятся к основным правам и свободам гражданина Российской Федерации. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Из этого следует, что государство в лице его государственных органов должно организовать и проводить информационную политику, направленную на решение всего комплекса вопросов, связанных с вхождением России в информационное общество, включая формирование и развитие в стране современной информационной инфраструктуры, совершенствование информационного законодательства как правовой базы информационного общества, повышение уровня информационно-правовой культуры, правового воспитания и образования.

3.3 Отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права

Законодательная база, охватывающая вопросы информационных отношений, включает:

-- законодательство об интеллектуальной собственности;

-- законодательство о средствах массовой информации и о масс-медиа;

-- законодательство о формировании информационных ресурсов и предоставлении содержащейся в них информации пользователю;

-- законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

-- законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения.

В свою очередь, законодательство об интеллектуальной собственности включает: законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство и законодательство о ноу-хау.

3.4 Авторское право и смежные права

Авторское право и смежные права регулируют законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» (принят 9 июля 1993 г.), «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (принят 22 сентября 1992 г.) и «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (принят 23 сентября 1992 г.).

Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные, существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др.). Оно возникает в силу создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей.

К объектам авторского права относятся так называемые первичные произведения, в том числе литературные (включая программы для ЭВМ), и вторичные, то есть производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, другие переработки произведений науки, литературы, искусства), а также сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материала результаты творческого труда (энциклопедии, антологии, базы данных).

Закон определяет и произведения, не являющиеся объектами авторского права. К таковым, например, относятся официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера) и их официальные переводы; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, право на защиту своей репутации) и имущественные права (исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в частности право на его воспроизведение, право на распространение, право на публичный показ, право на передачу в эфир, право на перевод, право на переработку).

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности О; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

Законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных.

Согласно закону, программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных -- как сборникам.

Авторское право распространяется на любые -- как выпущенные, так и не выпущенные в свет -- программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.

Правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ. Она распространяется также на базы данных, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права.

Не подлежат правовой охране идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ, базы данных, в том числе идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.

Авторское право на программы для ЭВМ возникает в силу их создания. Для признания и осуществления этого права не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей. Для оповещения о своих правах правообладатель может, начиная с первого выпуска в свет программы для ЭВМ или базы данных, использовать знак охраны авторского права. Авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на программы для ЭВМ и базы данных.

Авторское право действует с момента создания программы для ЭВМ или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами (пользователями) осуществляется, как правило, на основании договора с правообладателем. За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд.

На экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные, воспроизведенные, распространенные, проданные, ввезенные или иным образом использованные либо предназначенные для использования в нарушение прав авторов и иных правообладателей, может быть наложен арест в порядке, установленном законом. Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

3.5 Патентное законодательство

Основным актом патентного законодательства является Патентный закон Российской Федерации, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Правообладателем выступает лицо, которому выдан патент. Патент выдается следующим лицам: автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца; физическим и юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели, образца. Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. При этом автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности.

Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, начиная с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, начиная с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет, начиная с даты поступления заявки.

3.6 Законодательство о ноу-хау

Федерального закона о ноу-хау пока нет. В настоящее время подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне», начата разработка проекта федерального закона «О служебной тайне». Отношения по поводу документированной информации, составляющей государственную тайну, регулируются Законом РФ «О государственной тайне».

3.7 Законодательство о средствах массовой информации

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах», сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются предметом авторского права. Основной объем такой информации распространяется через СМИ, деятельность которых регулируется федеральными законами, к числу которых можно отнести законы РФ «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных органах массовой информации». Готовятся также проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.

Закон «О средствах массовой информации» регулирует отношения, связанные с поиском, получением, производством и распространением массовой информации. Массовой информацией признаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные, аудио- и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Одновременно с недопустимостью цензуры закон устанавливает недопустимость использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Правовой основой законодательства о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг являются нормы Конституции РФ, закрепляющие права и обязанности субъектов по поводу формирования информационных ресурсов и выдачи содержащейся в них информации потребителю.

Законодательство об информационных ресурсах охватывает несколько областей обращения информации (по видам информации и особенностям регулирования отношений), в частности:

-- общие вопросы законодательства об информационных ресурсах;

-- законодательство о правовой информации;

-- законодательство о персональных данных;

-- законодательство о библиотечном деле;

-- законодательство об архивах;

-- законодательство о статистической информации;

-- законодательство о международном обмене информацией.

Важнейшим системообразующим актом информационного законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (принят 20 февраля 1995 г.). Он устанавливает группы правовых норм, составляющих основу информационного законодательства России.

Повсеместность циркулирования информации ставит вопрос не только о создании блока специальных актов информационного законодательства, но и об обязательном включении информационно-правовых норм в большинство нормативно-правовых актов отраслей законодательства, в той или иной мере связанных с информацией, ее созданием, преобразованием и потреблением. Анализ федеральных законов и иных актов российского законодательства показывает, что в них большей частью отсутствуют информационно-правовые нормы, обеспечивающие регулирование отношений по поводу информации в разных сферах человеческой деятельности. Это затрудняет решение вопросов реализации информационных прав и свобод в России, повышения информационно-правовой культуры граждан, вхождения РФ в мировое информационное пространство.

Складывающаяся ситуация диктует необходимость включения информационно-правовых норм в следующие четыре группы законодательных актов.

В первую группу входят так называемые статутные акты, то есть акты, регламентирующие статус соответствующих структур. Это Конституция РФ, а также федеральные конституционные законы и федеральные законы, устанавливающие статус органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, а также статус общественных организаций.

Вторую группу составляют акты гражданского законодательства, прежде всего Гражданский кодекс РФ. В них должны отражаться вопросы информационной собственности, договора на предоставление информационных продуктов и информационных услуг с учетом специфики этих объектов и их правового режима.

В третью группу входят акты, регулирующие отношения в различных отраслях хозяйственной деятельности, в частности законодательство о земле, о недрах, об охране природы и т. д. Все эти виды деятельности сопровождаются созданием информации определенного вида и назначения, которая включается в хозяйственный, административный и иные обороты, что влечет за собой возникновение информационных отношений между субъектами, в том числе закрепление их прав, обязанностей и ответственности по поводу такой информации.

К четвертой группе относятся акты об ответственности за правонарушения в информационной сфере. Ответственность, возникающая в случаях совершения правонарушений в информационной сфере, формулируется в различных нормативно-правовых актах по предметным областям информационной сферы и других отраслей. Конкретные же нормы, устанавливающие ответственность за нарушения, связанные с такой деятельностью, и санкции определяет Уголовный кодекс РФ и Кодекс РСФСР об административных нарушениях.

Все перечисленные акты информационного законодательства в какой-то мере пересекаются друг с другом, что требует не только системной разработки и принятия законов, наиболее широко охватывающих правовое поле информационной сферы, но и подготовки и введения в действие информационного кодекса Российской Федерации.

Выводы

В процессе выполнения курсовой работы мы ознакомились с основными положениями информационного права, специфическими особенностями и юридическими свойствами информации, субъектами информационных отношений, методами регулирования информационных отношений, юридическими источниками информационного права, информационным законодательством общие положения, отраслями и разделами законодательства РФ, посвященных вопросам информационного права и др.

Литература

1. Бачило И.Л. О подходах к классификации законодательства в области информатики // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 13-18.

2. Копылов В.А. Информационное право. - М.: Юристъ, 118 с.

3. Копылов В.А. О систематизации и кодификации информационного законодательства и праве собственности на объекты информационных отношений // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 1-13.

4. Кристальный Б.В. Вопросы развития законодательства сферы информатизации в России // Пробл. информатизации. - 1999. - № 3. - С. 28-32.

5. Ларин М.В. Проблемы законодательного регулирования документаци-онного обеспечения управления в Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. -2000. - № 4. - С. 22-24.

6. Антокольский А.А. Правовое регулирование информационных объектов // Пробл. информатизации. -- 1999. -- № 3. -- С. 51-55.

7. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ Сер. 1. - 2001. - № 9. - С. 3-8.

8. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право // Пробл. информатизации. -- 1999. -- № 3. - С. 10-19.

9. Бачило И.Л. Информация -- объект права // НТИ. Сер. 1. -- 1999. -- №5.-С. 6-12.

10. Копшов В.А. Информационное право. -- М.: Юристь, 1998. -- 320 с.

11. Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1. - 1996. - № 8. - С. 1-17.

12. Копылов В.А. О системе информационного права // НТИ. Сер. 1. -- 2000. -- № 4. -- С. 1-9.

13. Нисневич Ю.А. Информация как объект публичного права // НТИ. Сер. 1. - 2000. - № 4. - С. 12-17.

14. Анисимов С.А. Некоторые информационные и правовые аспекты регулирования отношений в виртуальных средах // НТИ. Сер. 1. -- 2001. -- № 10. -- С. 27-30.

15. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения : учеб. пособие. -- М.: Юристъ, 1997. -- 280 с.

16. Волошенюк С.Н. Собственность на информацию и защита информации // НТИ. Сер. 1. - 1999. - № 5. - С. 13-14.

17. Копылов В.А. Информационное право. -- М. : Юристъ, 1998. -- 320 с.

18. Тиновицкая И.Д. Информационное право и информационные отношения // Пробл. информатизации. -- 1999. -- № 3. -- С.45--50.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.