скачать рефераты

МЕНЮ


Институт авторского права по российскому законодательству

Принцип автоматической охраны

Принцип автоматической охраны -- авторское право на произведение возникает в силу факта его создания.

Принцип автоматической охраны следует из ст. 5(2) Бернской конвенции, в соответствии с которой использование авторских прав на произведение и их осуществление «не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей». Под формальностями понимаются регистрация, депонирование, обнародование произведений и некоторые иные действия.

Регистрация и депонирование произведений в странах, использующих в своем законодательстве английскую доктрину авторского права, были обязательными для возникновения авторского права. После присоединения к Бернской конвенции эти страны установили факультативную регистрацию произведений. Такая регистрация не влекла возникновения авторского права и предназначалась для охраны авторских прав правовыми методами, если эти права оказывались нарушенными. Другими словами, существующая в некоторых странах регистрация произведений литературы, науки и искусства не означает, что для возникновения авторского права произведения должны быть зарегистрированы. Подробный анализ современного состояния систем регистрации произведений науки, литературы и искусства в разных странах Выполнен в одном из исследований ВОИС.

Обнародование произведения -- это действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения, т.е. неопределенному кругу лиц.

Основными формами обнародования являются:

· опубликование произведения;

· публичное исполнение произведения;

· сообщение произведения для всеобщего сведения;

· доведение произведения до всеобщего сведения и т.д.

Принцип автоматической охраны означает, что ни одно из этих действий не является необходимым для возникновения правовой охраны произведений.

Необходимо подчеркнуть, что отказ от обязательной регистрации и обнародования произведения усложняет охрану прав автора. Встречаются случаи, когда произведение оказывается похищенным или заимствованным, а затем и обнародованным. Если автору становится известно, что его произведение обнародовано без его согласия и не под его именем, то за защитой своего авторского права он вынужден обращаться в суд и представить доказательства своего авторства. Без регистрации или обнародования произведений такие доказательства могут оказаться субъективными и суд не сможет принять их к сведению, встав, таким образом, на сторону нарушителя закона, а не автора.

В отличие от Бернской конвенции, Всемирная конвенция об авторском праве разрешает каждому государству «требовать соблюдения формальностей или других условий для приобретения и осуществления авторских прав на произведения, впервые опубликованные на его территории, или на произведения его граждан, независимо от места их опубликования». Для выполнения таких формальностей нет необходимости регистрировать произведения в специальных реестрах, а достаточно разместить на каждом экземпляре произведения конвенционный знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

· латинской буквы «С» в окружности: ©;

· наименования обладателя имущественных прав;

· года первого опубликования произведения.

Всемирная конвенция по авторскому праву устанавливает, что знак охраны авторского права помещается на каждом экземпляре произведения таким образом и на таком месте, чтобы быть разборчивым и легко обнаруживаемым.

Итак, конвенционный знак охраны авторского права - оповещение об имущественном праве тех или иных лиц.

Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования произведения.

Хотелось бы отметить, что Договор ВОИС по авторскому праву содержит ряд внутренних противоречий. С одной стороны, Договор подтверждает применимость основных принципов Бернской конвенции, в частности принципа автоматической охраны произведений, не связанного «с выполнением каких бы то ни было формальностей», но, с другой стороны, Договор предусматривает формальности, которые в некотором отношении аналогичны предложенным Всемирной конвенцией об авторском праве.

Например, ст.12 Договора ВОИС по авторскому праву устанавливает, что к экземпляру произведения может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение, условия использования произведения и любые цифры или коды, в которых она представлена. Допустимость приложения к произведению информации об управлении правами аналогична подходу Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку Договор ВОИС по авторскому праву допустил использование вместе с символом © (или вместо него) информацию об управлении правами. Однако в отличие от Всемирной конвенции наличие или отсутствие такой информации не означает наличия или отсутствия авторского права. Другими словами, информация об управлении правами не является условием возникновения прав, что следует из согласованного заявления в отношении этой статьи, т.е. страны не должны использовать информацию об управлении правами для введения формальностей, не допускаемых Бернской конвенцией или Договором ВОИС об авторском праве, как устанавливающих возникновение права.

Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и нормативных актах федерального и республиканского значения. Основы гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое единства предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях об охране авторских прав. Вместе с тем Конституция РФ относит "правовое регулирование интеллектуальной собственности" к совместному ведению Федерации и республик в ее составе.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

1.4 Субъекты авторского права

Первичными субъектами авторского права признаются авторы произведений науки, литературы и искусства.

Во-первых, первичными субъектами авторского права могут быть не только авторы произведений. Субъектами авторского права могут быть создатели и иных объектов интеллектуальной собственности, поскольку заявочная документация, которую они подают в патентное ведомство на получение охранных документов (патентов, свидетельств), является объектом авторского права.

Во-вторых, при создании произведений совместным творческим трудом нескольких лиц все они признаются соавторами. Однако соавторами не признаются лица, которые оказывали автору или авторам материальное, организационное, техническое или иное нетворческое содействие или помощь.

Поскольку личные неимущественные права автора признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то субъектами личных неимущественных прав могут быть только авторы произведений науки, литературы и искусства.

Исключительное имущественное авторское право может принадлежать не только автору произведения, но и иным лицам -- правообладателям авторского права. Причем принадлежность имущественного права тому или иному лицу устанавливается по закону или по договору. По закону или по договору субъектами имущественного авторского права могут быть:

· авторы произведений;

· наследники авторов;

· работодатели авторов служебных произведений;

· издатели некоторых видов произведений;

· правопреемники юридических лиц;

· правообладатели объектов авторского права.

Авторы -- это физические лица, творческим трудом которых созданы произведения науки, литературы или искусства.

Наследники -- это лица, которые по закону или завещанию наследуют имущественные права авторов на те или иные произведения.

Работодатели -- это лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений.

Издатели некоторых видов произведений -- это лица, издающие энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.

Правопреемники юридических лиц -- это лица, к которым перешли имущественные права по закону, договору или в силу других юридических оснований, например при реорганизации юридических лиц.

Правообладатели объектов авторского права -- лица, обладающие имущественными правами на объекты авторского права.

В Бернской конвенции сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права, в соответствии с которым при отсутствии доказательства иного автор охраняемого произведения рассматривается таковым, если имя автора обозначено на произведении обычным образом. Признание авторства необходимо, в частности, для того, чтобы автор имел право на возбуждение судебного преследования во всех странах Бернского союза в отношении любых лиц, допустивших незаконное использование его произведения.

Таким образом, в соответствии с принципом презумпции обладателя авторского права автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на товаре, в котором воплощено произведение. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное на товаре, в котором воплощено произведение, считается автором этого произведения, если в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное. Следовательно, возможны случаи, когда иные лица (в том числе и подлинный автор) могут претендовать на авторство в отношении того или иного произведения. Тогда суд, рассмотрев существо дела и соответствующие доказательства, может принять решение в отношении авторства того или иного лица.

1.5 Объекты авторского права

Бернская конвенция, как и иные международные договоры в области авторского права, не содержит определения термина «объекты авторского права», которое используется в национальном законодательстве. Однако этот термин по существу является синонимом термина "литературные и художественные произведения", который содержится и разъясняется в Бернской конвенции. В ст.1259(1) Гражданского кодекса РФ прямо установлено, что «объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства».

Законодательство об авторском праве содержит перечень объектов авторского права - это все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся:

· производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

· составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не являются объектами авторских прав:

· официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

· государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

· произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

1.6 Права авторов и иных лиц

Результаты интеллектуальной творческой деятельности отличаются от результатов иных видов человеческой деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из личных неимущественных авторских прав, которое возникло с появлением письменности, хотя на международном уровне признано лишь в 1928г. С развитием книгопечатания возникли элементы имущественных прав авторов.

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Важно подчеркнуть, что в отличие от личных неимущественных прав, которые признаны неотделимыми от творца объекта интеллектуальной собственности, имущественные права могут ему и не принадлежать.

Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их разное временное действие и их абсолютная или относительная принадлежность автору. Если право авторства как основное личное неимущественное право является неотчуждаемым и непередаваемым, т.е. не может быть передано иным лицам, то имущественные права могут быть переданы другим лицам. Кроме того, личные неимущественные права бессрочны, а имущественные права имеют ограниченный срок действия.

Личные неимущественные права:

Особенностью личного неимущественного права является то, что оно принадлежит автору независимо от его имущественных прав и сохраняется за ним даже после передачи исключительных имущественных прав на использование произведения.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Обычно оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов.

Право авторства характеризуется следующими чертами:

· оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;

· оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

· оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;

· наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при создании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора -- право на защиту репутации автора.

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими-либо другими пояснениями.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса. Во-первых, он сам определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц. Во-вторых, автор решает вопрос о времени, месте и способе обнародования. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т. п.

Право на обнародование выражает особый охраняемый законом интерес автора и потому является самостоятельным субъективным правом автора. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть специально, так как данное право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т. е. сделать его впервые доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо другое право автора, например, право на опубликование, на публичный показ, на передачу в эфир и т. п.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.